Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

1. Скорость двигательной  реакции; 130

2. Скорость одиночного  движения;

3. Частота движений (количество  движений в единицу   времени). 

К комплексным формам проявления скоростных способностей относятся:

1. Способность быстро  набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге,  конькобежном спорте, рывки в футболе). 2. Способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости – в беге, плавании и других циклических локомоциях.

3. Способность быстро  переключаться с одних действий  на другие и т.п.

Механизмы, обеспечивающие проявления скоростных способностей. Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от целого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2)  морфологических особенностей мышечной ткани, ее композиции  (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц  быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное 5) энергетических запасов в мышце  (аденозинтрифосфорная кисло та — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е от степени подвижности в суставах;

7)  способности к  координации движений при скоростной  работе; 8) биологического ритма жизнедеятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных природных способностей человека.

 

 

 

  1. Средства развития скоростных способностей

 

Средствами развития скоростных способностей являются упражнения,  выполняемые с предельной либо околопредельной скоростью (т.е.  скоростные упражнения).  Их можно разделить на три основные группы .

1. Упражнения, направленно  воздействующие на отдельные компоненты скоростных способностей: а)  быстроту реакции;  б)  скорость выполнения отдельных движений;  в)  улучшение частоты движений;  г) улучшение стартовой скорости;  д)  скоростную выносливость;  е)  быстроту выполнения последовательных двигательных действий в целом

(например, бега, плавания, ведения мяча). 2.  Упражнения комплексного  (разностороннего)  воздействия на все основные компоненты скоростных способностей  (например,  спор-

тивные и подвижные игры, эстафеты, единоборства и т.д.). 3. Упражнения сопряженного воздействия: а) на скоростные и все другие способности  (скоростные и силовые, скоростные и координационные,  скоростные и выносливость);  б)  на скоростные способности и  совершенствование двигательных действий  (в беге, плавании, спортивных играх и др.).

Основными методами воспитания скоростных способностей являются: методы строго регламентированного упражнения; соревновательный метод; игровой метод.

 

  1. Понятие о выносливости, ее виды. Факторы обеспечивающие развитие выносливости.

 

ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность  человека противостоять физическому  утомлению в процессе мышечной деятельности.  В практике физической культуры выделяют общую и специальную выносливость.

Уровень развития и проявление выносливости зависит от следующих факторов:

Биоэнергетические факторы    включают объем энергетических ресурсов, которым располагает организм и функциональные возможности его систем  (дыхания, сердечно-сосудистой, системой крови). Образование энергии, необходимой для работы на выносливость, происходит в результате химических превращений. Основными источниками энергообеспечения являются аэробные,  анаэробные алактатные  (продолжительность работы до 20  сек),  анаэробные гликолитические  (продолжительность работы от 20 с до 5-6 мин). Факторы функциональной и биохимической экономизации определяют соотношение результата выполнения упражнения и затрат на его достижение. Экономизация имеет две стороны: механическую, зависящую от уровня владения техникой упражнения;  физиолого-биохимическую, которая определяется тем, какая доля работы выполняется за счет энергии окислительной работы без накопления молочной

кислоты. Причем, чем  выше квалификация спортсмена,  тем выше экономичность выполняемой им работы на выносливость. Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить активность функциональных систем организма при неблагоприятных сдвигах в его внутренней среде,  вызванной работой  (например,  кислородного долга,  увеличение концентрации молочной кислоты в крови). От функциональной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нарастающее утомление. Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на проявление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мотивацию на достижение наивысших результатов,  а также такие волевые качества как настойчивость,  выдержка,  целеустремленность и умение терпеть неблагоприятные сдвиги во внутренней среде организма. Наследственные факторы. Генетический фактор в большей степени существенно воздействует на развитие анаэробных возможностей, статической выносливости и в меньшей степени на аэробные. Среди других факторов,  оказывающих влияние на выносливость человека, следует выделить возраст, пол, морфологические особенности человека и условия деятельности.

 

  1. Средства и методы развития выносливости

Средствами развития общей  (аэробной)  выносливости являются упражнения,  вызывающие максимальную производительность сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В практике физической культуры  применяют самые разнообразные физические упражнения циклического и ациклического характера (например, бег, плавание, езда на велосипеде и др.)

Основными методами развития общей выносливости являются: 1. Метод  непрерывного упражнения с нагрузкой  умеренной и переменной интенсивности; 2. Метод повторного интервального упражнения; 3. Метод круговой тренировки; 4. Игровой метод;

5. Соревновательный метод.

 

  1. Понятие о гибкости, ее виды. Факторы, определяющие развитие гибкости

ГИБКОСТЬ –  это  морфофункциональные свойства опорно-двигательного  аппарата,  которые обуславливают степень подвижности его звеньев относительно друг друга. Термин  «гибкость» целесообразно применять для суммарной подвижности нескольких сочленений или всего тела. Применительно же к отдельным суставам,  правильнее говорить об их подвижности  (например, подвижность в голеностопном суставе, плечевом и др.). Различают два вида  (формы проявления)  гибкости –  активная и пассивная.  АКТИВНАЯ ГИБКОСТЬ  – это способность человека достигать больших амплитуд движений за счет сокращения мышечных групп, проходящих через тот или иной сустав  (например,  амплитуда подъема ноги в равновесии «ласточка»). ПАССИВНАЯ ГИБКОСТЬ -  понимают способность выполнять движения с наибольшей амплитудой под воздействием внешних растягивающих сил:  усилий партнера,  внешнего отягощения,  специальных приспособлений.

Факторы, определяющие развитие гибкости:  

Проявление гибкости зависит от ряда факторов: Анатомический. Форма костей, толщина суставного хряща,  эластичность мышц,  сухожилий и связок во многом определяют уровень

развития гибкости (направление  и размах движений в суставе: сгибание, разгибание, отведение, приведение, супинацию, пронацию, вращение). Центрально-нервной регуляцией тонуса мышц,  а также напряжением мышц-антогонистов. Это значит, что проявления гибкости зависят от способности произвольно расслаблять растягиваемые мышцы и напрягать мышцы, которые осуществляют движения, т.е. от степени совершенствования межмышечной координации.

Внешние условия. Под  валянием разминки, массажа, согревающих процедур (тепловая ванна, горячий душ, растирания)  происходит существенное повышение амплитуды движений.  Наибольшие показатели гибкости регистрируются от 12  до 17  часов.  Фактором,  влияющим на

подвижность суставов, является также функциональное состояние организма в данный момент:  под влиянием утомления активная гибкость уменьшается,  а пассивная увеличивается за счет меньшего тонуса мышц, противодействующих растяжению.

 

  1. Средства и методы  развития гибкости.

В качестве средств развития гибкости используют упражнения, которые  можно выполнять с максимальной амплитудой. Такие упражнения называю упражнениями на растягивание. Среди упражнений на растягивания выделяют: 

⇒ активные (махи, рывковые, наклоны, вращательные     движения, а также с предметами);

⇒ пассивные (с партнером, с отягощением, амортизатором,    на снарядах);

⇒ статические (сохранение положения тела с предельной     амплитудой от 6 до 10 сек).

Основным методом  развития гибкости является повторный  метод, который предполагает выполнение упражнений на растягивание сериями, по нескольку повторений в каждой, и интервалами активного отдыха, достаточными для восстановления работоспособности. 

 

  1. КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ и их виды. Факторы которые определяют развитие.

КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ –  это возможности индивида,  определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировке двигательного действия. Теоретические и экспериментальные исследования позволяют выделить виды КС:  специальные,  специфические и общие.

Факторами, определяющими  развитие координационных способностей, являются:

• способность человека к точному анализу движений;

• деятельность анализаторов, и особенно, двигательного;

• сложность двигательного  задания;

• уровень развития других двигательных способностей;

• смелость и решительность;

• возраст;

• уровень общей подготовленности занимающихся.

 

  1. Средства и методы развития координационных способностей.

В качестве средств развития КС можно использовать разнообразные двигательные действия  (физические упражнения)  если они отвечают следующим требованиям:

• связаны с преодолением координационных трудностей;

• требуют  от исполнителя правильности,  быстроты,  рациональности при выполнении сложных в координационном отношении двигательных действий;

• являются новыми и необычными для исполнителя;

• хотя и  являются привычными,  но выполняются при изменении самих движений и двигательных действий, либо условий.

Для развития КС используют разнообразные методы. Первыми из них следует назвать методы строго регламентированного упражнения  (или сокращенно - методы упражнения), основанные на двигательной деятельности. Эти методы используются в различных вариантах. Их разнообразие зависит от того, какой ведущий признак (принцип) положен в основу группировки. В частности, по степени избирательности воздействия на КС можно говорить о методах избирательно направленного упражнения с воздействием преимущественно на сходные КС, например, на КС, проявляющиеся в циклических локомоциях или относящиеся к метательным движениям с акцентом на меткость и о методах генерализованного упражнения  (с общим воздействием на две и более КС).

 

  1. Урок как основная форма организации учебно-воспитательной работы в школе.

Основной  формой организации процесса обучения в нашей школе является урок. И  это не случайно: урок как организационная  форма создает необходимые условия  для соединения обучения и воспитания в единый процесс, для обучения учащихся знаниям, умениям, навыкам и для  развития их познавательных способностей. На уроке при правильной его организации  могут быть реализованы все требования дидактики.

Сейчас функции урока  многоплановы: обеспечить усвоение знаний и формирование умений, воспитывать  в определенном направлении, развивать  творческие способности учащихся. Выполнение этих функций на каждом уроке в  одинаковой мере невозможно. В зависимости  от решаемой основной учебной (дидактической) задачи выделяют уроки изучения и  усвоения нового материала, уроки закрепления, повторения и обобщения изученного, выработки умений и навыков и  применения усвоенных знаний, уроки  контроля и оценки результатов учебной  работы. Это простые по своей структуре  уроки: учитель вместе с учениками  весь урок решает какую-либо одну дидактическую  задачу - повторить и обобщить изученное  или проверить и оценить знания и т.д.  
В практике обучения такие уроки встречаются редко. Больше распространены комбинированные уроки, т.е. уроки со сложной структурой.

 

  1. Педагогический контроль и учет в физ.воспитании.

 

Педагогический  контроль — это система мероприятий, обеспечивающих проверку запланированных  показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.Основная цель педагогического контроля — это определение связи между факторами воздействия и теми изменениями, которые происходят у занимающихся в состоянии здоровья, физического развития, спортивного мастерства и т. д. К учету предъявляют ряд требований: своевременность, объективность, точность и достоверность, полнота, простота и наглядность. Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непрерывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года). В содержание текущего учета входит регистрация: посещаемости занятий; пройденного материала и выполненного объема и интенсивности нагрузок; выполнения учебных требований и норм; данных об оценках знаний, умений и навыков; сведений о состоянии здоровья занимающихся. Основным документом учета служит журнал учета учебной работы группы(класса).

Информация о работе Основы реабилитации