Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

Понятие психомоторного развития очень широкое: в него входят оценка функций слуха, зрения, других видов чувствительности; очень широкая двигательная сфера — от оценки мышечного тонуса и удержания головы в вертикальном положении у новорожденного до целенаправленных движений руки и тонкой пальцевой моторики, из которой формируется умение писать, шить, вышивать. К сфере психомоторного развития относятся и социальные контакты малыша от узнавания голоса матери до групповых игр со сложными ролевыми сюжетами. Для простоты тестирования все это условно обозначается «ведущими линиями развития». 

Календарь психомоторного развития ребенка  от 2-х до 3-х лет

Календарь развития ребенка: возрастной интервал

Календарь развития ребенка: активность речи, грамматика

Календарь развития ребенка: активность речи, вопросы

Календарь развития ребенка: сенсорное развитие

Календарь развития ребенка: игра

Календарь развития ребенка: движения

Календарь развития ребенка: бытовые навыки

Календарь развития ребенка: эмоции и социальное поведение

2 года - 2 года 6 мес.

Говорит сложными предложе-ниями, состоящими более чем из трех слов.

Задает вопросы, относящиеся  к месту действия: «где», «куда», «откуда» и т.д.

Составляет сложные геометрические фигуры (состоящие из нескольких простых – к примеру, из двух треугольников складывает квадрат).

Игра носит сюжетный характер. Ребенок в игре отражает взаимосвязь  и последователь-ность действий из окружающей жизни («лошадка скачет», «кукла кушает» и т.д.).

Переступает без поддержки  через палку или препятствие высотой до 15 см.

Может самостоятель-но одеть большую часть одежды. Аккуратно ест любую пищу.

Знает названия частей тела (голова, глаза, нос). Может сообщить о своем состоянии («болит живот» и т.д.).

2 года 6 мес. - 3 года

Начинает употреблять  сложноподчиненные предложения. Использует в речи притяжатель-ные местоимения: «мое», «твое».

Появляются вопросы, относящиеся  ко времени действия и побудитель-ным причинам: «почему», «когда».

Называет основные цвета, имеет представление о составлении  дополнительных цветов путем смешения основных.

Появляются элементы ролевой  игры. Вводит в игру вместо себя игрушку. Появляются сложные сюжетные перестройки. С помощью пластилина, карандаша  изображает простые предметы и называет их. Может играть со сверстниками без  участия взрослых.

Переступает без поддержки  через палку или препятствие  высотой до 20см.

Самостоятельно одевается, может застегивать пуговицы и  завязывать шнурки. Умеет пользоваться салфеткой.

Имеет четкое представление  о половой принадлежно-сти. Появляются первые признаки дифференци-рования поведения по половому признаку (девочка должна быть красивой, мальчик должен быть сильным и т.д.).


    1. Особенности использования средств физической реабилитации для детей разного возраста.

Реабилитация в  педиатрии имеет свою специфику  в силу особенностей детского организма. Последствия многих заболеваний, дефекты  развития существенно нарушают адаптивные способности детского организма, не позволяя считать такого ребенка  вполне здоровым. В уставе ВОЗ определено, что здоровье — это состояние  физического, духовного и социального  благополучия при отсутствии болезней или физических дефектов. Восстановление здоровья заболевшего ребенка во всех аспектах, в том числе и  функциональном, должно быть в центре внимания врача-педиатра.

Реабилитация в  педиатрии — четко очерченный этап в стройной системе детского здравоохранения. Начинается он с момента  возникновения заболевания, травмы или дефекта развития и заканчивается  восстановлением физического, психического и социального благополучия при  отсутствии или стойкой компенсации  патологических отклонений морфологического или функционального характера.

Возможность и эффективность  реабилитации зависят не только от социальных условий, но и от правильного  понимания каждым врачом ее целей  и особенностей.

Цель реабилитации в педиатрии — не только вернуть больному ребенку здоровье, но и развить его физические и психические функции до оптимального уровня. Kомплексное применение разнообразных средств реабилитации в соответствии с планом восстановления здоровья и функциональной полноценности заболевшего ребенка требуют особого подхода к вопросам организации и методики. Отечественный и зарубежный опыт восстановительного лечения имеет ряд основополагающих положений: реабилитация больного ребенка должна осуществляться в условиях учреждения, располагающего всеми видами восстановительного лечения, а также имеющего налаженную связь с другими лечебными и реабилитационными учреждениями;

    1. Физическая реабилитация детей с ДЦП.

В обыкновенном смысле слова детский церебральный паралич  неизлечим, но это не означает, что  больному малышу нельзя помочь. Головной мозг ребенка первого года жизни  обладает огромным потенциалом для  компенсации приобретенного повреждения, вследствие этого исключительно  важно заподозрить или установить диагноз как раз в этот период его жизни. При подходящих условиях функцию умерших клеток берут  на себя клетки не поврежденных отделов  головного мозга. Мозг ребенка очень  пластичен, даже дети с тяжелыми формами  заболевания вслед за упорной  работой могут демонстрировать  хорошие, а иногда и удивительные результаты. 
Для полноценной реабилитации нужно близкое сотрудничество врачей и родителей: родителям не добиться допустимых результатов без знаний и опыта врачей, а их труд не будет результативен без ежедневной кропотливой работы родителей, занятий с ребенком. 
Как только установлен диагноз, нужно браться за лечебные и реабилитационные мероприятия. Имеются различные методы работы с больными ДЦП, кстати, медикаментозному лечению уделяется совсем не главная роль. Наибольший эффект достижим только в том случае, если педиатр, невропатолог, ортопед, физиотерапевт, офтальмолог, педагог, психолог, логопед и другие специалисты работают совместно.

    1. Физиологическое обоснование использования физической реабилитации в геронтологии.

Прогрессирующее увеличение численности  населения старшей возрастной группы в РФ ставит задачи длительного поддержания  их активной качественной жизни путем  предупреждения развития или прогрессирования полипатологии и функциональной недостаточности, осложняющей инволютивные изменения. Функциональные дефекты способствуют развитию разнообразных ограничений жизнедеятельности стареющих лиц и приводят к формированию социальной недостаточности и необходимости в социальной защите. Одной из её главных форм для стареющего населения становится медицинская и медико-социальная реабилитация. С физиологических позиций реабилитация рассматривается как процесс, направленный на полную либо частичную компенсацию нарушенных функций организма или их замещение. Теоретической основой реабилитации служит учение о компенсаторно-приспособительных реакциях и адаптации. Приспособление целостного организма в условиях старения и, как правило, полиморбидности представляет собой сложнейший интегральный процесс внутрисистемных и межсистемных взаимодействий, способный изменяться в ходе проведения различных реабилитационных вмешательств. Физиологическое старение может рассматриваться как более сохранный вариант резервных возможностей организма с более широким диапазоном приспособительных реакций после повреждающего воздействия, несмотря на появление напряжения адаптивных реакций.

При проведении реабилитации стареющих  людей необходимо учитывать, что  в третью фазу приспособления начинается истощение резервов общей неспецифической  адаптации организма и резервных  возможностей компенсации, внутри- и  межсистемных механизмов нарушенных функций, которое само по себе ведет к процессу суб- и декомпенсации. Следовательно, интенсивность и продолжительность любого реабилитационного вмешательства не должны вызывать реакций функционального истощения и быть соразмерными индивидуальному функциональному состоянию стареющего пациента. Неадекватные реабилитационные воздействия неизбежно ведут к сужению диапазона приспособительных реакций, превышению порога целесообразного влияния с развитием вторичной органопатии, в связи с чем одним из важных вопросов отбора методов восстановительного лечения становится их адекватность. В процессе осуществления компенсации удается достичь таких приспособительных эффектов как усиление либо ослабление неадекватно повышенных функций других систем, увеличение массы каждого из элементов системы либо их количества, повышение репаративных возможностей поврежденных органов. По сути, в основе компенсаторных реакций лежит формирование новой системы взаимодействия сохранившихся структур. К сожалению, полная компенсация при реабилитации лиц пожилого возраста недостижима. Эффективным необходимо признать уже частичное их восстановление. Неполная компенсация нарушенных или утраченных функций лиц пожилого возраста может повлечь за собой развитие новых функциональных нарушений, в связи с чем при их реабилитации важно учитывать временной фактор восстановительного вмешательства. Эпизодические реабилитационные мероприятия способствуют лишь временной компенсации, но не могут сформировать совершенные долговременные компенсаторно-приспособительные реакции. Если функциональный дефект достаточно выражен и не может быть компенсирован путем перестройки активности поврежденной системы, то компенсаторная реакция приобретает генерализованный характер. В связи с этим базисный компонент реабилитации людей пожилого и старческого возраста должен включать общекоррекционные вмешательства, направленные на повышение антиоксидантной защиты организма, коррекцию обмена витаминов и микроэлементов, водного гомеостаза, эндодетоксикации, восстановление микробиоценоза кишечника, уменьшение эндокринологических нарушений и зависящего от них кальциевого обмена, торможение снижения функциональных резервов органов чувств либо их коррекцию, улучшение микроциркуляции, поддержание гемостатического гомеостаза, ликвидацию полипрагмазии, коррекцию нарушений высшей нервной деятельности и вегетативной нервной системы, восстановление биоритмов различных функций организма.

    1. Особенности реабилитации людей пожилого возраста.

В социальной работе с пожилыми людьми используются разно  образные формы и методы Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей.

Особенно важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реабилитация

Принято считать, что  инвалидные коляски, палки, кашель —  это атрибуты старости, что старение и болезнь — это одно и то же Многочисленные исследования в США  показали, однако, что это не так И старые могут быть активными и бодрыми.

Конечно, с возрастом  потребность в медицинской помощи увеличивается В силу естественного старения организма проявляется ряд хронических заболеваний, растет удельный вес лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении, в помощи кардиологов, невропатологов, геронтологов, гериатров Цивилизованность общества определяется, в частности, и тем, насколько широка сеть специальных поликлиник, больниц, домов отдыха и санаториев для пожилых людей.

Среди болезней, которым  подвержены пожилые люди, например, старческий маразм Это угасание жизнедеятельности  организма вследствие атрофирования коры головного мозга . Эта болезнь сопровождается крайним истощением, упадком сил, почти полным прекращением психической деятельности; развивается в глубокой старости или вследствие длительной болезни.

Нередко эта болезнь  вызывается потерями пожилых людей (потерей семьи, друзей, роли в обществе, в связи с чем проявляется чувство ненужности, бесполезности) Иногда это порождает умственное расстройство, заболевание.

3. ВОПРОСЫ ПО ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ.

1. Основные понятия  теории физкультуры (физическая  культура, физическое воспитание, физическая  доскональность , физическая подготовка, физическая подготовленность, общая физическая подготовка, специальная физическая подготовка, спорт, физическая рекреация, физическая реабилитация)

Физи́ческая культу́ра — сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной активности. Физи́ческая культу́ра — часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Физическая рекреация

Рекреация (лат. — recreation, буквально — восстановление) — 1) каникулы, перемена в школе, 2) помещение для отдыха в учебных заведениях, 3) отдых, восстановление сил человека. Физическая рекреация — это двигательный активный отдых и развлечения с использованием физических упражнений, подвижных игр, различных видов спорта, а также естественных сил природы, в результате которых получается удовольствие и достигается хорошее самочувствие и настроение, восстанавливается умственная и физическая работоспособность. Как правило, занятия на уровне массовой физической культуры для здорового человека не связаны с очень большими физическими и волевыми усилиями, однако, они создают мощный дисциплинирующий, тонизирующий и гармонизирующий фон для всех сторон его деятельности.

Спорт

Спорт в традиционном выражении «физкультура и спорт» вынесен не только за рамки физкультуры в узком понимании этого термина, но и за рамки физической культуры в широком смысле, так как включает в себя также непосредственно не связанные с культурой физической виды деятельности (например, шахматы, шашки, бридж, бильярд, стрельбу, ряд технических видов спорта и т. д.), подходящие под первоначальное значение английского слова «sport» как игры, забавы, развлечения. В широком смысле современное понятие физической культуры включает в себя только виды спорта, основанные на выполнении определенных физических упражнений и высокой двигательной активности.

Неотъемлемыми особенностями  спорта являются ярко выраженная состязательность, стремление к победе и достижению высоких результатов, требующие  повышенной мобилизации физических, психических и нравственных качеств  человека, которые совершенствуются в процессе рациональной тренировки и участия в соревнованиях. Такому выделению двух различных количественных и качественных уровней проявления возможностей и стремлений человека в занятиях массовой физкультурой и  спортом и соответствуют известные  у нас названия «культурник» и «спортсмен».

Физическое воспитание

Под современным широким понятием «физическое воспитание» подразумевается  органическая составная часть общего воспитания — учебный, педагогический процесс, направленный на освоение человеком личностных ценностей физической культуры. Иными словами, целью физического воспитания является формирование физической культуры личности, то есть той стороны общей культуры человека, которая помогает реализовать его биологический и духовный потенциал. Физическое воспитание, понимаем мы это или нет, начинается с первых же дней после рождения нового человека.

общая физическая подготовка — это процесс гармоничного развития силы, скоростных возможностей, выносливости, гибкости, координационных способностей, что способствует созданию необходимых принципов для приобретения жизненно важных умений и навыков, психической стойкости.

Информация о работе Основы реабилитации