Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)
yle:decimal" start="34">
  • Возрастные особенности физического развития и физической подготовки детей среднего школьного возраста.
  • В подростковом периоде значительно  увеличиваются темпы роста скелета  до 7-10 см, массы тела - до 4,5-9 кг в год. Мальчики отстают в темпах прироста массы и длины тела от девочек  на 1--2 года. Еще не закончен процесс  окостенения. Длина тела увеличивается  в основном за счет роста туловища. Мышечные волокна, развиваясь, не успевают за ростом трубчатых костей в длину. Изменяются состояние натяжения  мышц и пропорции тела. Мышечная масса после 13--14 лет у мальчиков  увеличивается быстрее, чем у  девочек. К 14-15 годам структура мышечных волокон приближается к морфологической  зрелости.Сердце интенсивно растет, растущие органы и ткани предъявляют к нему усиленные требования, повышается его иннервация. Рост кровеносных сосудов отстает от темпов роста сердца, поэтому повышается кровяное давление, нарушается ритм сердечной деятельности, быстро наступает утомление. Ток крови затруднен, нередко возникает одышка, появляется ощущение сдавленности в области сердца.Морфологическая структура грудной клетки ограничивает движение ребер, потому дыхание частое и поверхностное, хотя легкие растут и дыхание совершенствуется. Увеличивается жизненная емкость легких, окончательно формируется тип дыхания: у мальчиков -- брюшной, у девочек -- грудной.Половые различия мальчиков и девочек влияют на размеры тела и функциональные возможности организма. У девочек по сравнению с мальчиками формируется относительно длинное туловище, короткие ноги, массивный тазовый пояс. Все это снижает их возможности в беге, прыжках, метаниях по сравнению с мальчиками. Мышцы плечевого пояса развиты слабее, чем у мальчиков, и это влияет на результаты в метании, подтягивании, упорах, лазании, но им лучше даются ритмичные и пластичные движения, упражнения в равновесии и на точность движений.Функциональное состояние нервной системы находится под усиленным влиянием желез внутренней секреции. Для подростков характерна повышенная раздражительность, быстрая утомляемость, расстройство сна. Очень чутки подростки к несправедливым решениям, действиям. Внешние реакции по силе и характеру неадекватны вызывающим их раздражителям.Мальчики часто переоценивают свои двигательные возможности, пытаются разобраться во всем сами, сделать все своими силами. Девочки менее уверенны в своих силах.Подростки очень чувствительны к оценкам взрослых, остро реагируют на какие-либо ущемления их достоинства, не терпят поучений, особенно длительных.При организации физического воспитания в этом возрасте нежелательны чрезмерные нагрузки на опорно-двигательный, суставно-связочный и мышечный аппарат. Они могут спровоцировать задержку роста трубчатых костей в длину и ускорить процесс окостенения. Упражнения на гибкость требуют предварительного проведения подготовительных упражнений, разогревающих мышцы и связки, и упражнений на расслабление задействованных мышечных групп. Нельзя выполнять движения слишком резко. Продолжать уделять внимание правильной осанке. Упражнения, оказывающие значительные нагрузки на сердце, чередовать с дыхательными упражнениями. Плохо переносятся продолжительные интенсивные нагрузки, поэтому, например, интенсивный бег рекомендуется чередовать с ходьбой.Необходимо широко использовать специальные дыхательные упражнения с целью углубления дыхания. Учить дышать глубоко, ритмично, без резкой смены темпа.Нельзя объединять в одну группу мальчиков и девочек. Одинаковые для мальчиков и девочек упражнения выполняются с разной дозировкой и в разных упрощенных для девочек условиях. Нагрузка дозируется с учетом индивидуальных данных каждого учащегося. Для девочек рекомендуется использовать различные виды аэробики и упражнения, выполняемые под музыку.Задачи физического воспитания в среднем школьном возрасте:· содействовать укреплению здоровья и нормальному физическому развитию;· способствовать развитию двигательных качеств: быстроты, скоростно-силовых, мышечной силы, выносливости и подвижности в суставах;· закреплять навык правильной осанки при передвижениях и в статических позах;· формировать рациональные и сложные жизненно-прикладные, а также спортивные виды движений в игровой и соревновательной обстановке;· обучать основам техники выполнения отдельных упражнений гимнастики, легкой атлетики, плавания, лыжного и конькобежного спорта, спортивных игр (баскетбол, волейбол, гандбол, футбол);· ознакомить с основами самоконтроля и дозирования нагрузки по ЧСС во время занятий физическими упражнениями

    Средства  физического воспитания в среднем  школьном возрасте -- основные циклические упражнения, упражнения в метаниях, прыжках, лазании, преодоление вертикальных и горизонтальных препятствий, основы техники спортивных игр, а также новые технологии двигательной активности: аэробика, фитнесс и др.

    Роль  учителя на уроках физической культуры в среднем школьном возрасте становится иной, он уже организатор и помощник. При проведении занятий учитель  акцентирует внимание на приобретении навыков самостоятельных занятий  физическими упражнениями и их влиянии  на различные системы организма.

     

    1. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки детей раннего и дошкольного возраста.

    В дошкольном периоде  онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.

    По биологическим  признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:

    1. новорожденный — первые 4 недели жизни;
    2. грудной (младенческий) — до 1 года;
    3. ранний детский — от 1 года до 3 лет;
    4. дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

    Отражая ступени  биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному  построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и  дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).

    Первые  годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

    С рождения до трехлетнего  возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного  аппарата, но сила мышц еще очень  невелика. Все суставы ребенка  вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой  подвижностью.

    При организации  физического воспитания детей раннего  возраста следует помнить о физиологической  слабости их костной системы и  мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

    В этом возрасте нервные  процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи  отличаются большой прочностью и  очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического  воспитания необходимо учить детей  правильному выполнению того или  иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

    B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

    У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно  длиннее и растут быстрее, чем  туловище. Если к 6—7 годам длина  туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более  чем в 3 раза.

    Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить  до школы. Насколько успешно он это  сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.

     

    1. Возрастные особенности физического развития и физической подготовки детей старшего  школьного возраста.

    Старший школьный возраст  относится к началу юношеского (у  девушек -- с 16, а у юношей -- с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых.

    У девушек и юношей большая  разница в развитии мускулатуры, у юношей она нарастает равномерно, у девушек центр тяжести несколько  опущен за счет непропорционального  развития мускулатуры, в меньшей  степени развита масса мышц рук  и плечевого пояса, в большей -- мышц таза. У девушек масса мышц на 13 % меньше, они уступают в силе юношам.

    Масса сердца у девушек  на 10-15 % меньше, чем у юношей. Частота  сердечных сокращений выше, чем у  юношей, дыхание чаще, а жизненная  емкость легких на 1 л меньше.

    Завершается развитие ЦНС. Процессы возбуждения и торможения уравновешиваются. Увеличивается способность мозга  к аналитической и синтезирующей  деятельности. Учащиеся способны выполнять  упражнения на основе только словесных  указаний учителя.

    У юношей быстро увеличивается  мышечная масса; эластичность мышц и  их нервная регуляция находятся  на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.

    Продолжают увеличиваться  масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем  крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы.

    Юноши и девушки очень  чувствительны к восприятию своей  внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.

    Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают  свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.

    При организации физического  воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.

    При занятиях с девочками  щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.

    Содержание уроков, дозирование  нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости  от пола.

    В этом возрасте необходимо развивать способность к самостоятельному анализу занятий физическими  упражнениями, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках физики, химии, биологии.

    Используются высокие  нагрузки и упражнения, требующие  статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются  с ускорением. Хорошо развиваются  скоростно-силовые способности.

    Создаются условия для  развития общей и скоростной выносливости, что способствует повышению работоспособности, развитию волевых качеств. Необходимо формировать интерес и мотивацию  к физическому совершенствованию  и занятиям разными видами спорта. Также важно обучать школьников методам самоконтроля на занятиях. При длительных упражнениях интенсивность  нагрузки не должна превышать 80--85 % максимальной. Рекомендуется применять различные  виды аэробики, бодибилдинга, упражнений, выполняемых под музыку.

    В старших классах используется весь арсенал средств физического  воспитания, который значительно  расширяется по сравнению со средним  школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей -- элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.

    Задачи физического  воспитания в старшем школьном возрасте:

    · укреплять здоровье, содействовать  всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой  работоспособности в процессе обучения;

    · обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

    · углублять знания основ  спортивной тренировки и самоконтроля;

    · формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий  физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.

    Физическое воспитание в 9--10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и  для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.

    В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств -- посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.

     

    1. Физкультурные мероприятия в режиме учебного дня школьников: их предназначение и методики.

    Физкультурно-оздоровительная  деятельность – это система различных  физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на оздоровление занимающихся людей.

    ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ  ЗАНЯТИЙ, с которой должен начинаться учебный день в образовательном  учреждении. Являясь составной частью физкультурно-оздоровительных мероприятий она способствует организационному началу учебного дня, воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Гимнастика до учебных занятий проводится перед первым уроком и состоит из комплекса 6-8 упражнений, который продолжается 6-8 минут. Комплексы составляются с учетом возраста и возможностей школы по организации гимнастики до учебных занятий. Во время выполнения комплекса упражнений следует обращать внимание учащихся на сохранение правильной осанки.

         Смену комплексов  целесообразно проводить раз в две-три недели или последовательно заменяя некоторые упражнения в зависимости от времени учебного года. В связи с тем, что данный вид физической деятельности выполняется в повседневной одежде, необходимо, чтобы девочки в строю располагались за мальчиками.

         Надо, чтобы  учитель, проводящий первый урок находился бы в это время около класса, наблюдая за порядком. 

         Комплексы  составляет учитель физической  культуры и он же с учащимися разучивает их на уроках физкультуры.

       ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ  МИНУТЫ на уроках, способствуют  восстановлению умственной работоспособности,  снижают влияние статических  нагрузок и предупреждают нарушение  осанки.

     

     

     

    38. Внеклассная физкультурно-оздоровительная  работа.

    Такие работы способствуют активному отдыху, укреплению здоровья и поддержания умственной работоспособности на последних уроках. Такие перемены, как правило организуются после 2-3 урока для всей школы, группы классов или для желающих заниматься индивидуально.  Если подвижные перемены проходят на открытом воздухе(осень, весна), то это способствует закаливанию учащихся. В зимнее время подвижные перемены могут проводиться на воздухе, то в это время следует придерживаться температурных условий. Однако зимой занятия могут организовываться в спортивном зале. Обычно учащиеся занимаются в повседневной одежде, но обувь должна быть спортивной или надо снимать повседневную обувь. Содержанием таких занятий могут быть элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол и др.).

    Информация о работе Основы реабилитации