Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
В подростковом периоде значительно
увеличиваются темпы роста
В дошкольном периоде онтогенеза человека существуют большие, зачастую неиспользуемые психофизиологических резервы развития ребенка.
По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды:
Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению физкультурных занятий (составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.).
Первые
годы жизни ребенка характеризуются
С рождения до трехлетнего
возраста заметно возрастают возбудимость
и лабильность нервно-
При организации
физического воспитания детей раннего
возраста следует помнить о
В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.
B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).
У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.
Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств. По уровню развития этих качеств можно судить о физической подготовленности ребенка.
Старший школьный возраст относится к началу юношеского (у девушек -- с 16, а у юношей -- с 17 лет) и совпадает с окончанием периода полового созревания. Рост и развитие организма продолжаются, но уже в более замедленном темпе по сравнению с предыдущими периодами. Строение и пропорции тела юношей и девушек практически не отличаются от взрослых. В этот период заканчивается процесс окостенения большей части скелета. Утолщается и укрепляется костяк скелета. Пропорции тела приближаются к показателям взрослых.
У девушек и юношей большая
разница в развитии мускулатуры,
у юношей она нарастает равномерно,
у девушек центр тяжести
Масса сердца у девушек на 10-15 % меньше, чем у юношей. Частота сердечных сокращений выше, чем у юношей, дыхание чаще, а жизненная емкость легких на 1 л меньше.
Завершается развитие ЦНС. Процессы
возбуждения и торможения уравновешиваются.
Увеличивается способность
У юношей быстро увеличивается мышечная масса; эластичность мышц и их нервная регуляция находятся на оптимальном уровне; опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные нагрузки.
Продолжают увеличиваться масса сердца, скорость сокращений сердечной мышцы, минутный объем крови, улучшается нервная и гормональная регуляция сердечно-сосудистой системы.
Юноши и девушки очень чувствительны к восприятию своей внешности, сравнивают свои физические данные с данными однолеток.
Юноши переоценивают свои силы, часто берут высокий темп при беге. Девушки недооценивают свои силы, не уверены в себе, особенно в упражнениях, требующих смелости и решительности, более эмоциональны и чувствительны.
При организации физического воспитания в старшем школьном возрасте методика проведения урока приближается к методике занятий со взрослыми. Динамика нагрузок достигает уровня, характерного для спортивной тренировки.
При занятиях с девочками щадить мышцы и органы малого таза, избегать упражнений, вызывающих повышенное внутрибрюшное давление. Это касается упражнений с задержкой дыхания, натуживанием, подниманием тяжестей, прыжков в глубину.
Содержание уроков, дозирование нагрузок и оценка физической подготовленности дифференцируются в зависимости от пола.
В этом возрасте необходимо
развивать способность к
Используются высокие нагрузки и упражнения, требующие статических усилий. Характерны упражнения с отягощениями, которые выполняются с ускорением. Хорошо развиваются скоростно-силовые способности.
Создаются условия для
развития общей и скоростной выносливости,
что способствует повышению работоспособности,
развитию волевых качеств. Необходимо
формировать интерес и
В старших классах используется весь арсенал средств физического воспитания, который значительно расширяется по сравнению со средним школьным возрастом. Широко используются технические приемы спортивных игр; для девушек - различные виды аэробики, художественная гимнастика; для юношей -- элементы борьбы, строевые приемы военной подготовки и преодоление препятствий, упражнения на тренажерах, атлетизм.
Задачи физического воспитания в старшем школьном возрасте:
· укреплять здоровье, содействовать
всестороннему физическому
· обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;
· углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;
· формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.
Физическое воспитание в 9--10-х классах проводится по двум разным программам: для юношей и для девушек. Урок физкультуры проводят два преподавателя.
В старшем школьном возрасте используются групповой и индивидуальный методы организации занимающихся, а при развитии двигательных качеств -- посменный и самостоятельный. Уроки носят характер спортивной тренировки. Учитель физкультуры выполняет функции тренера-методиста.
Физкультурно-оздоровительная деятельность – это система различных физкультурно-спортивных мероприятий, направленных на оздоровление занимающихся людей.
ГИМНАСТИКА ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ, с которой должен начинаться учебный день в образовательном учреждении. Являясь составной частью физкультурно-оздоровительных мероприятий она способствует организационному началу учебного дня, воспитанию у учащихся привычки к регулярным занятиям физическими упражнениями. Гимнастика до учебных занятий проводится перед первым уроком и состоит из комплекса 6-8 упражнений, который продолжается 6-8 минут. Комплексы составляются с учетом возраста и возможностей школы по организации гимнастики до учебных занятий. Во время выполнения комплекса упражнений следует обращать внимание учащихся на сохранение правильной осанки.
Смену комплексов целесообразно проводить раз в две-три недели или последовательно заменяя некоторые упражнения в зависимости от времени учебного года. В связи с тем, что данный вид физической деятельности выполняется в повседневной одежде, необходимо, чтобы девочки в строю располагались за мальчиками.
Надо, чтобы учитель, проводящий первый урок находился бы в это время около класса, наблюдая за порядком.
Комплексы составляет учитель физической культуры и он же с учащимися разучивает их на уроках физкультуры.
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ
МИНУТЫ на уроках, способствуют
восстановлению умственной
38. Внеклассная физкультурно-
Такие работы способствуют активному отдыху, укреплению здоровья и поддержания умственной работоспособности на последних уроках. Такие перемены, как правило организуются после 2-3 урока для всей школы, группы классов или для желающих заниматься индивидуально. Если подвижные перемены проходят на открытом воздухе(осень, весна), то это способствует закаливанию учащихся. В зимнее время подвижные перемены могут проводиться на воздухе, то в это время следует придерживаться температурных условий. Однако зимой занятия могут организовываться в спортивном зале. Обычно учащиеся занимаются в повседневной одежде, но обувь должна быть спортивной или надо снимать повседневную обувь. Содержанием таких занятий могут быть элементы спортивных игр (волейбол, баскетбол и др.).