Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
Лучше всего для учащихся 
начальной школы проводить 
     С учащимися 
5-7 классов целесообразно 
Для учащихся старших классов, как было уже сказано можно рекомендовать элементы спортивных игр – баскетбол, волейбол, футбол. Но не следует проводить двухстороннюю игру. Во время занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста дежурный учитель следит за порядком, соблюдением техники безопасности.
     Следует 
отметить, что до сих пор много 
ещё спортивных залов малого 
размера – 9х18 и меньше. Во второй 
четверти, когда проходится раздел 
гимнастики и в зале стоят 
гимнастические снаряды, 
     Повторим 
ещё раз: во время 
     Для организации 
занятий на подвижных 
Общее руководство и контроль за проведением физкультурно-оздоровительных занятий на больших переменах осуществляет директор школы и его заместители. Они организуют подвижную перемену совместно с дежурными учителями дежурным классом при участии общественных инструкторов и физоргов.
     В целях 
успешного проведения занятий 
на удлиненных переменах 
39. Внешкольная физкультурно-оздоровительная работа.
Являясь 
неотъемлемой частью целостного процесса 
физического воспитания во вспомогательной 
школе, внеклассные формы занятий 
физической культурой и спортом 
организуются во внеурочное время и 
обеспечивают решение ряда актуальных 
образовательных задач. Наряду с 
расширением объема двигательной активности, 
коррекцией двигательных нарушений, повышением 
уровня физической подготовки, правильной 
организацией досуга детей, обеспечением 
разумного отдыха и ознакомлением 
учащихся с разнообразием доступных 
средств физической культуры, они 
должны способствовать созданию предпосылок 
полноценной общественной интеграции 
детей. Учитывая существующие психофизические 
особенности контингента 
40. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физкультуры.
В деятельности учителя физической 
культуры выделяют три основных этапа: 
1) подготовка к процессу физического 
воспитания; 2) практическая деятельность 
на уроке; 3) контроль за эффективностью 
педагогического процесса. Каждый из этих 
этапов включает в себя определенные виды 
деятельности. Первый (подготовительный) 
этап деятельности учителя физической 
культуры направлен на обеспечение условий 
качественного проведения учебно-воспитательного 
процесса в целом и каждого урока в отдельности. 
Он включает в себя разработку и составление 
плана-графика учебно-воспитательного 
процесса на год, тематического (рабочего) 
плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов 
на каждый урок, выбор конкретных средств 
и методов физического воспитания, форм 
организации учебного процесса, а именно: 
– основных, подводящих и специальных 
упражнений; – определение количества 
повторений каждого упражнения; – определение 
продолжительности выполнения отдельных 
упражнений; – выбор общепедагогических 
методов – словесного (рассказ, объяснение, 
описание и т.п.), наглядного (демонстрация 
рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, 
методических пособий, непосредственный 
показ учителем движений и двигательных 
действий) и специфических методов обучения 
двигательным действиям и воспитания 
физических качеств. Успешность процесса 
физического воспитания во многом зависит 
и от его предварительной организации. 
На подготовительном этапе деятельность 
учителя физической культуры направлена 
на организацию: – целостного учебно-воспитательного 
процесса; – каждого урока. Организация 
целостного учебно-воспитательного процесса 
включает совокупность профессиональных 
действий учителя физической культуры, 
направленных на обеспечение условий 
успешного проведения уроков планируемого 
периода. Организация отдельного урока 
включает совокупность профессиональных 
действий учителя, направленных на упорядочение 
и налаживание деятельности учащихся. 
Важно обеспечить возможно более эффективное 
решение на конкретном уроке предусмотренных 
учебной программой и запланированных 
учителем педагогических задач. В этот 
вид организационной работы входит ряд 
мероприятий, направленных на обеспечение 
оптимальных условий для обучения и воспитания 
учащихся на каждом уроке: – подготовка 
предстоящих мест занятий (организация 
безопасности мест занятий); – подготовка 
необходимого для урока оборудования 
и инвентаря. В процессе физического воспитания 
(второй этап) практическая деятельность 
учителя физической культуры направлена 
на управление учебно-практической и познавательной 
деятельностью учащихся на уроке, в ходе 
которого выполняются программные требования 
по физическому воспитанию в школе. Управление 
деятельностью учащихся включает в себя: 
– организационные мероприятия на уроке; 
– непосредственно педагогические воздействия; 
– текущий контроль на уроке. Приведению 
учащихся в состояние готовности к усвоению 
программного материала и воспитательному 
воздействию служат следующие организационные 
мероприятия на уроке: – построение класса; 
– сообщение учащимся задач урока; – проведение 
перестроений, необходимых для руководства 
классом; – выбор места для руководства 
классом (отделением, подгруппами); – организация 
дисциплины; 
– установка необходимого оборудования 
и спортивного инвентаря; – организация 
безопасности учащихся при выполнении 
двигательных действий; – рациональное 
распределение учебного времени; – уборка 
мест занятий (оборудования и инвентаря); 
– подведение итогов урока и сообщение 
домашнего задания (индивидуального или 
для всего класса). Действия учителя физической 
культуры на уроке направлены на решение 
конкретных задач и характеризуются совокупностью 
методических профессиональных мероприятий. 
К ним относятся: – объяснение учебного 
материала; – показ упражнений; – демонстрация 
рисунков, кинограмм, методических пособий 
и т.п.; – непосредственная помощь учащимся 
при выполнении двигательных действий. 
Слово (объяснение, описание, рассказ) 
и наглядность играют важную роль в педагогическом 
воздействии учителя на учащихся. Они 
содействуют созданию представлений и 
понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, 
понимание, запоминание; служат источником 
чувственного восприятия; контролируют 
абстрактное мышление; содействуют развитию 
активности, сознательности, самостоятельности, 
интереса, наблюдательности и т.п. Слово 
и показ выполняют в учебном процессе 
следующие основные функции: а) передачу 
знаний о выполняемом двигательном действии 
и его составных элементах; б) организацию 
деятельности (подготовку учащихся к восприятию 
передаваемых знаний), организацию выполнения 
упражнений, оценку, организацию и поддержание 
дисциплины на уроке; в) управление деятельностью 
учащихся. Соотношение слова и показа 
на уроках физической культуры меняется 
в зависимости от сложности учебного материала, 
степени подготовленности и возраста 
обучаемых. Основные сведения о двигательных 
действиях и способах их выполнения учащиеся 
получают из словесных сообщений учителя, 
а наглядные средства подтверждают или 
конкретизируют их. Объяснение учителем 
разучиваемого упражнения подкрепляется 
его показом, а по возможности и демонстрацией 
рисунков, кинограмм и т.п. При изучении 
нового двигательного действия учитель 
обычно объясняет его, а затем с помощью 
различных наглядных приемов подтверждает 
или уточняет полученные при объяснении 
представления. В процессе обучения двигательным 
действиям учащихся старших классов для 
передачи знаний о структуре всего упражнения 
учитель чаще использует слово и слово-показ, 
показ-слово, а на занятиях с учащимися 
младших классов в большей мере использует 
показ и одновременно слово и показ. При 
передаче знаний о структуре элементов 
двигательного действия опыт, приобретенный 
учащимися начальных классов, позволяет 
учителю чаще использовать слово. Показ 
в сочетании с объяснением вносит решающий 
вклад в формирование представлений об 
изучаемом двигательном действии. Всего 
в процессе разучивания обучаемый получает 
до 80\% представлений о действии, из них 
более половины формируются в результате 
правильного названия действия, его демонстрации 
и объяснения. Деятельность учащихся весьма 
вариативна, как и условия проведения 
урока (спортивный зал, пришкольная площадка, 
стадион, пересеченная местность, а также 
изменение времен года). Именно это определяет 
высокие требования к умению учителя выбрать 
свое место на уроке и те перемещения в 
процессе занятия, которые обеспечат ему 
надежный контроль за деятельностью Учащихся. 
Основной принцип здесь – видеть всех 
и видеть все. Знание специфики видов двигательной 
деятельности и условий их проведения 
обязывает педагога не только обеспечить 
наиболее эффективную организацию деятельности 
занимающихся, но и предусмотреть при 
этом необходимые меры безопасности. Деятельность 
учителя физической культуры сводится 
не только к процессу передачи знаний 
учащимся, формированию у них двигательных 
умений и навыков и воспитанию физических 
качеств. По ходу урока он анализирует 
учебно-практическую деятельность учащихся, 
оценивает ее эффективность, вносит соответствующие 
коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий 
контроль. Текущий контроль – это совокупность 
профессиональных действий учителя физической 
культуры, направленных на оценку и сверку 
результатов педагогического воздействия 
с запланированными и при необходимости 
на оперативное устранение замеченных 
отклонений от плана.