Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

Лучше всего для учащихся начальной школы проводить подвижные  игры, играя в знакомые игры. Тем  не менее для организации игр в младших классах необходимо наличие руководителя, который бы мог организовать, отсудить ту или иную игру.

     С учащимися  5-7 классов целесообразно использовать  игры, где можно самостоятельно  принимать решения, проявлять  инициативу.

     Для учащихся  старших классов, как было уже  сказано можно рекомендовать элементы спортивных игр – баскетбол, волейбол, футбол. Но не следует проводить двухстороннюю игру. Во время занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста дежурный учитель следит за порядком, соблюдением техники безопасности.

     Следует  отметить, что до сих пор много  ещё спортивных залов малого  размера – 9х18 и меньше. Во второй  четверти, когда проходится раздел  гимнастики и в зале стоят  гимнастические снаряды, подготовленные  к урокам, сложно и даже невозможно  в таких залах проводить подвижные  перемены, в связи с возможностью  получить учащимся травму.

     Повторим  ещё раз: во время физкультурно-оздоровительных  мероприятий на больших переменах  необходимо принять все меры  по предупреждению травматизма,  обеспечить условия безопасности  учащихся. 

     Для организации  занятий на подвижных переменах  надо планировать использование  классных активистов – физоргов, старост, общественных инструкторов  и т.п. 

     Общее руководство  и контроль за проведением физкультурно-оздоровительных занятий на больших переменах осуществляет директор школы и его заместители. Они организуют подвижную перемену совместно с дежурными учителями дежурным классом при участии общественных инструкторов и физоргов. 

     В целях  успешного проведения занятий  на удлиненных переменах учитель  физической культуры должен провести  инструктаж с учителями школы,  ученическим физкультурным активом  школы. 

 

39. Внешкольная физкультурно-оздоровительная работа.

Являясь неотъемлемой частью целостного процесса физического воспитания во вспомогательной  школе, внеклассные формы занятий  физической культурой и спортом  организуются во внеурочное время и  обеспечивают решение ряда актуальных образовательных задач. Наряду с  расширением объема двигательной активности, коррекцией двигательных нарушений, повышением уровня физической подготовки, правильной организацией досуга детей, обеспечением разумного отдыха и ознакомлением  учащихся с разнообразием доступных  средств физической культуры, они  должны способствовать созданию предпосылок  полноценной общественной интеграции детей. Учитывая существующие психофизические  особенности контингента учащихся, внеклассная работа строится на основе их заинтересованности, добровольности, самодеятельности при определяющей и регламентирующей роли педагога. В начальном звене вспомогательной  школы внеклассная физкультурно-оздоровительная  работа представлена такими формами, как кружки и секции по видам спорта, секции общей физической подготовки с оздоровительной направленностью, группы совместного спорта.

40. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физкультуры.

В деятельности учителя физической культуры выделяют три основных этапа: 1) подготовка к процессу физического  воспитания; 2) практическая деятельность на уроке; 3) контроль за эффективностью педагогического процесса. Каждый из этих этапов включает в себя определенные виды деятельности. Первый (подготовительный) этап деятельности учителя физической культуры направлен на обеспечение условий качественного проведения учебно-воспитательного процесса в целом и каждого урока в отдельности. Он включает в себя разработку и составление плана-графика учебно-воспитательного процесса на год, тематического (рабочего) плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов на каждый урок, выбор конкретных средств и методов физического воспитания, форм организации учебного процесса, а именно: – основных, подводящих и специальных упражнений; – определение количества повторений каждого упражнения; – определение продолжительности выполнения отдельных упражнений; – выбор общепедагогических методов – словесного (рассказ, объяснение, описание и т.п.), наглядного (демонстрация рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов, методических пособий, непосредственный показ учителем движений и двигательных действий) и специфических методов обучения двигательным действиям и воспитания физических качеств. Успешность процесса физического воспитания во многом зависит и от его предварительной организации. На подготовительном этапе деятельность учителя физической культуры направлена на организацию: – целостного учебно-воспитательного процесса; – каждого урока. Организация целостного учебно-воспитательного процесса включает совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на обеспечение условий успешного проведения уроков планируемого периода. Организация отдельного урока включает совокупность профессиональных действий учителя, направленных на упорядочение и налаживание деятельности учащихся. Важно обеспечить возможно более эффективное решение на конкретном уроке предусмотренных учебной программой и запланированных учителем педагогических задач. В этот вид организационной работы входит ряд мероприятий, направленных на обеспечение оптимальных условий для обучения и воспитания учащихся на каждом уроке: – подготовка предстоящих мест занятий (организация безопасности мест занятий); – подготовка необходимого для урока оборудования и инвентаря. В процессе физического воспитания (второй этап) практическая деятельность учителя физической культуры направлена на управление учебно-практической и познавательной деятельностью учащихся на уроке, в ходе которого выполняются программные требования по физическому воспитанию в школе. Управление деятельностью учащихся включает в себя: – организационные мероприятия на уроке; – непосредственно педагогические воздействия; – текущий контроль на уроке. Приведению учащихся в состояние готовности к усвоению программного материала и воспитательному воздействию служат следующие организационные мероприятия на уроке: – построение класса; – сообщение учащимся задач урока; – проведение перестроений, необходимых для руководства классом; – выбор места для руководства классом (отделением, подгруппами); – организация дисциплины; 
– установка необходимого оборудования и спортивного инвентаря; – организация безопасности учащихся при выполнении двигательных действий; – рациональное распределение учебного времени; – уборка мест занятий (оборудования и инвентаря); – подведение итогов урока и сообщение домашнего задания (индивидуального или для всего класса). Действия учителя физической культуры на уроке направлены на решение конкретных задач и характеризуются совокупностью методических профессиональных мероприятий. К ним относятся: – объяснение учебного материала; – показ упражнений; – демонстрация рисунков, кинограмм, методических пособий и т.п.; – непосредственная помощь учащимся при выполнении двигательных действий. Слово (объяснение, описание, рассказ) и наглядность играют важную роль в педагогическом воздействии учителя на учащихся. Они содействуют созданию представлений и понятий; облегчают восприятие, воспроизведение, понимание, запоминание; служат источником чувственного восприятия; контролируют абстрактное мышление; содействуют развитию активности, сознательности, самостоятельности, интереса, наблюдательности и т.п. Слово и показ выполняют в учебном процессе следующие основные функции: а) передачу знаний о выполняемом двигательном действии и его составных элементах; б) организацию деятельности (подготовку учащихся к восприятию передаваемых знаний), организацию выполнения упражнений, оценку, организацию и поддержание дисциплины на уроке; в) управление деятельностью учащихся. Соотношение слова и показа на уроках физической культуры меняется в зависимости от сложности учебного материала, степени подготовленности и возраста обучаемых. Основные сведения о двигательных действиях и способах их выполнения учащиеся получают из словесных сообщений учителя, а наглядные средства подтверждают или конкретизируют их. Объяснение учителем разучиваемого упражнения подкрепляется его показом, а по возможности и демонстрацией рисунков, кинограмм и т.п. При изучении нового двигательного действия учитель обычно объясняет его, а затем с помощью различных наглядных приемов подтверждает или уточняет полученные при объяснении представления. В процессе обучения двигательным действиям учащихся старших классов для передачи знаний о структуре всего упражнения учитель чаще использует слово и слово-показ, показ-слово, а на занятиях с учащимися младших классов в большей мере использует показ и одновременно слово и показ. При передаче знаний о структуре элементов двигательного действия опыт, приобретенный учащимися начальных классов, позволяет учителю чаще использовать слово. Показ в сочетании с объяснением вносит решающий вклад в формирование представлений об изучаемом двигательном действии. Всего в процессе разучивания обучаемый получает до 80\% представлений о действии, из них более половины формируются в результате правильного названия действия, его демонстрации и объяснения. Деятельность учащихся весьма вариативна, как и условия проведения урока (спортивный зал, пришкольная площадка, стадион, пересеченная местность, а также изменение времен года). Именно это определяет высокие требования к умению учителя выбрать свое место на уроке и те перемещения в процессе занятия, которые обеспечат ему надежный контроль за деятельностью Учащихся. Основной принцип здесь – видеть всех и видеть все. Знание специфики видов двигательной деятельности и условий их проведения обязывает педагога не только обеспечить наиболее эффективную организацию деятельности занимающихся, но и предусмотреть при этом необходимые меры безопасности. Деятельность учителя физической культуры сводится не только к процессу передачи знаний учащимся, формированию у них двигательных умений и навыков и воспитанию физических качеств. По ходу урока он анализирует учебно-практическую деятельность учащихся, оценивает ее эффективность, вносит соответствующие коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий контроль. Текущий контроль – это совокупность профессиональных действий учителя физической культуры, направленных на оценку и сверку результатов педагогического воздействия с запланированными и при необходимости на оперативное устранение замеченных отклонений от плана. 


Информация о работе Основы реабилитации