Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция
Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.
Лучше всего для учащихся
начальной школы проводить
С учащимися
5-7 классов целесообразно
Для учащихся старших классов, как было уже сказано можно рекомендовать элементы спортивных игр – баскетбол, волейбол, футбол. Но не следует проводить двухстороннюю игру. Во время занятий с учащимися среднего и старшего школьного возраста дежурный учитель следит за порядком, соблюдением техники безопасности.
Следует
отметить, что до сих пор много
ещё спортивных залов малого
размера – 9х18 и меньше. Во второй
четверти, когда проходится раздел
гимнастики и в зале стоят
гимнастические снаряды,
Повторим
ещё раз: во время
Для организации
занятий на подвижных
Общее руководство и контроль за проведением физкультурно-оздоровительных занятий на больших переменах осуществляет директор школы и его заместители. Они организуют подвижную перемену совместно с дежурными учителями дежурным классом при участии общественных инструкторов и физоргов.
В целях
успешного проведения занятий
на удлиненных переменах
39. Внешкольная физкультурно-оздоровительная работа.
Являясь
неотъемлемой частью целостного процесса
физического воспитания во вспомогательной
школе, внеклассные формы занятий
физической культурой и спортом
организуются во внеурочное время и
обеспечивают решение ряда актуальных
образовательных задач. Наряду с
расширением объема двигательной активности,
коррекцией двигательных нарушений, повышением
уровня физической подготовки, правильной
организацией досуга детей, обеспечением
разумного отдыха и ознакомлением
учащихся с разнообразием доступных
средств физической культуры, они
должны способствовать созданию предпосылок
полноценной общественной интеграции
детей. Учитывая существующие психофизические
особенности контингента
40. Профессионально-педагогическая деятельность учителя физкультуры.
В деятельности учителя физической
культуры выделяют три основных этапа:
1) подготовка к процессу физического
воспитания; 2) практическая деятельность
на уроке; 3) контроль за эффективностью
педагогического процесса. Каждый из этих
этапов включает в себя определенные виды
деятельности. Первый (подготовительный)
этап деятельности учителя физической
культуры направлен на обеспечение условий
качественного проведения учебно-воспитательного
процесса в целом и каждого урока в отдельности.
Он включает в себя разработку и составление
плана-графика учебно-воспитательного
процесса на год, тематического (рабочего)
плана на каждую учебную четверть, планов-конспектов
на каждый урок, выбор конкретных средств
и методов физического воспитания, форм
организации учебного процесса, а именно:
– основных, подводящих и специальных
упражнений; – определение количества
повторений каждого упражнения; – определение
продолжительности выполнения отдельных
упражнений; – выбор общепедагогических
методов – словесного (рассказ, объяснение,
описание и т.п.), наглядного (демонстрация
рисунков, кинограмм, учебных видеофильмов,
методических пособий, непосредственный
показ учителем движений и двигательных
действий) и специфических методов обучения
двигательным действиям и воспитания
физических качеств. Успешность процесса
физического воспитания во многом зависит
и от его предварительной организации.
На подготовительном этапе деятельность
учителя физической культуры направлена
на организацию: – целостного учебно-воспитательного
процесса; – каждого урока. Организация
целостного учебно-воспитательного процесса
включает совокупность профессиональных
действий учителя физической культуры,
направленных на обеспечение условий
успешного проведения уроков планируемого
периода. Организация отдельного урока
включает совокупность профессиональных
действий учителя, направленных на упорядочение
и налаживание деятельности учащихся.
Важно обеспечить возможно более эффективное
решение на конкретном уроке предусмотренных
учебной программой и запланированных
учителем педагогических задач. В этот
вид организационной работы входит ряд
мероприятий, направленных на обеспечение
оптимальных условий для обучения и воспитания
учащихся на каждом уроке: – подготовка
предстоящих мест занятий (организация
безопасности мест занятий); – подготовка
необходимого для урока оборудования
и инвентаря. В процессе физического воспитания
(второй этап) практическая деятельность
учителя физической культуры направлена
на управление учебно-практической и познавательной
деятельностью учащихся на уроке, в ходе
которого выполняются программные требования
по физическому воспитанию в школе. Управление
деятельностью учащихся включает в себя:
– организационные мероприятия на уроке;
– непосредственно педагогические воздействия;
– текущий контроль на уроке. Приведению
учащихся в состояние готовности к усвоению
программного материала и воспитательному
воздействию служат следующие организационные
мероприятия на уроке: – построение класса;
– сообщение учащимся задач урока; – проведение
перестроений, необходимых для руководства
классом; – выбор места для руководства
классом (отделением, подгруппами); – организация
дисциплины;
– установка необходимого оборудования
и спортивного инвентаря; – организация
безопасности учащихся при выполнении
двигательных действий; – рациональное
распределение учебного времени; – уборка
мест занятий (оборудования и инвентаря);
– подведение итогов урока и сообщение
домашнего задания (индивидуального или
для всего класса). Действия учителя физической
культуры на уроке направлены на решение
конкретных задач и характеризуются совокупностью
методических профессиональных мероприятий.
К ним относятся: – объяснение учебного
материала; – показ упражнений; – демонстрация
рисунков, кинограмм, методических пособий
и т.п.; – непосредственная помощь учащимся
при выполнении двигательных действий.
Слово (объяснение, описание, рассказ)
и наглядность играют важную роль в педагогическом
воздействии учителя на учащихся. Они
содействуют созданию представлений и
понятий; облегчают восприятие, воспроизведение,
понимание, запоминание; служат источником
чувственного восприятия; контролируют
абстрактное мышление; содействуют развитию
активности, сознательности, самостоятельности,
интереса, наблюдательности и т.п. Слово
и показ выполняют в учебном процессе
следующие основные функции: а) передачу
знаний о выполняемом двигательном действии
и его составных элементах; б) организацию
деятельности (подготовку учащихся к восприятию
передаваемых знаний), организацию выполнения
упражнений, оценку, организацию и поддержание
дисциплины на уроке; в) управление деятельностью
учащихся. Соотношение слова и показа
на уроках физической культуры меняется
в зависимости от сложности учебного материала,
степени подготовленности и возраста
обучаемых. Основные сведения о двигательных
действиях и способах их выполнения учащиеся
получают из словесных сообщений учителя,
а наглядные средства подтверждают или
конкретизируют их. Объяснение учителем
разучиваемого упражнения подкрепляется
его показом, а по возможности и демонстрацией
рисунков, кинограмм и т.п. При изучении
нового двигательного действия учитель
обычно объясняет его, а затем с помощью
различных наглядных приемов подтверждает
или уточняет полученные при объяснении
представления. В процессе обучения двигательным
действиям учащихся старших классов для
передачи знаний о структуре всего упражнения
учитель чаще использует слово и слово-показ,
показ-слово, а на занятиях с учащимися
младших классов в большей мере использует
показ и одновременно слово и показ. При
передаче знаний о структуре элементов
двигательного действия опыт, приобретенный
учащимися начальных классов, позволяет
учителю чаще использовать слово. Показ
в сочетании с объяснением вносит решающий
вклад в формирование представлений об
изучаемом двигательном действии. Всего
в процессе разучивания обучаемый получает
до 80\% представлений о действии, из них
более половины формируются в результате
правильного названия действия, его демонстрации
и объяснения. Деятельность учащихся весьма
вариативна, как и условия проведения
урока (спортивный зал, пришкольная площадка,
стадион, пересеченная местность, а также
изменение времен года). Именно это определяет
высокие требования к умению учителя выбрать
свое место на уроке и те перемещения в
процессе занятия, которые обеспечат ему
надежный контроль за деятельностью Учащихся.
Основной принцип здесь – видеть всех
и видеть все. Знание специфики видов двигательной
деятельности и условий их проведения
обязывает педагога не только обеспечить
наиболее эффективную организацию деятельности
занимающихся, но и предусмотреть при
этом необходимые меры безопасности. Деятельность
учителя физической культуры сводится
не только к процессу передачи знаний
учащимся, формированию у них двигательных
умений и навыков и воспитанию физических
качеств. По ходу урока он анализирует
учебно-практическую деятельность учащихся,
оценивает ее эффективность, вносит соответствующие
коррективы и т.п., т.е. осуществляет текущий
контроль. Текущий контроль – это совокупность
профессиональных действий учителя физической
культуры, направленных на оценку и сверку
результатов педагогического воздействия
с запланированными и при необходимости
на оперативное устранение замеченных
отклонений от плана.