Основы реабилитации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:20, лекция

Описание работы

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Работа содержит 1 файл

Понятие реабилитации (Автосохраненный).docx

— 191.32 Кб (Скачать)

ОСНОВЫ РЕАБИЛИТАЦИИ

  1. Понятие реабилитации. Исторические этапы реабилитации.

Реабилитация (фр. rehabilitation от лат. re вновь + habilis удобный, приспособленный) в медицине — комплекс медицинских, психологических, педагогических, профессиональных и юридических мер по восстановлению автономности, трудоспособности и здоровья лиц с ограниченными физическими и психическими возможностями в результате перенесённых (реабилитация) или врожденных (абилитация) заболеваний, а также в результате травм.

Исторически, термин «реабилитация» исходит от средневекового французского института помилования осуждённого  с восстановлением его прежних  прав. Данное понятие впервые было употреблено французским легистом Bleynianus

  1. Реабилитация как система. Методические подходы  к обоснованию системы реабилитации.

Реабилитация — это система лечебно-педагогических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение патологических состояний, которые могут привести к временной или стойкой утрате трудоспособности. Реабилитация имеет целью по возможности быстро восстановить способность жить и трудиться в обычной среде. О реабилитации следует говорить в тех случаях, когда больной уже имел опыт общественной жизни и общественно полезной деятельности. На всех этапах применяется комплексное лечение, предусматривающее восстановление нарушенных функций с помощью лечебной физкультуры, массажа,физиотерапевтических, ортопедических процедур, медикаментозных средств. Важное значение имеет проведение активной коррекционно-воспитательной работы и оказание необходимой логопедической помощи.

  1. Реабилитация как наука. Методологические основы реабилитационной науки.

Реабилитация как наука  рассматривает не только состояние  органов и систем организма, но и  его функциональные возможности  в повседневной жизни после завершения лечения. При оценке восстановления больных и инвалидов интегральной характеристикой, на которую ориентирована  реабилитация, является качество жизни.

  1. Оценка эффективности реабилитации. Реабилитационный потенциал, уровень реабилитации.

Эффективность реабилитации должна оцениваться дифференцированно  по отношению к достижению каждой цели. Восстановление функций в полной мере возможно далеко не всегда; тем  не менее социальная и профессиональная реабилитация могут оказаться эффективными за счет использования иных путей (вспомогательные технические средства бытовой и профессиональной реабилитации, приобретение новой профессии, обустройство жилья и рабочего места).

 

  1. Характеристика разных видов реабилитации. Задачи и средства медицинской и физической реабилитации.

Реабилитационные мероприятия  осуществляются в нескольких аспектах:

1. Медицинский — диагностика, лечение и профилактика.

2. Физический — ЛФК, механо- и трудотерапия, которые направлены на повышение работоспособности организма.

Психологический — направленный на ускорение процесса адаптации реабилитируемого к новому состоянию.

 Профессиональный —  имеющий целью привить рабочие  навыки и поддерживать работоспособность.

 Экономический — подсчет  затрат на восстановление, а также  определение экономического эффекта  при разных видах реабилитации.

 Социальный — включающий действие социальных факторов, как обучение, соцобеспечение и т.д.

  1. Понятие физической реабилитации. Педагогические принципы лечебно-восстановительной тренировки.

Физическая реабилитация — (англ. Physical therapy) это использование с лечебной и профилактической целью физических упражнений и природных факторов в комплексном процессе восстановления здоровья, физического состояния и трудоспособности больных и инвалидов. Она является неотъемлемой составляющей частью медицинской реабилитации и применяется во все её периоды и этапы. Физическую реабилитацию применяют в социальной и профессиональной реабилитации. Её средствами являются: лечебная физическая культура, лечебный массаж, физиотерапия, механотерапия, трудотерапия. Назначение средств физической реабилитации, последовательность применения её форм и методов определяются характером течения заболевания, общим состоянием больного, периодом и этапом реабилитации, двигательным режимом.

Реабилитация будет малоэффективной, если не соблюдать её основополагающие принципы:

  1. Раннее начало реабилитационных мероприятий.
  2. Непрерывность реабилитации.
  3. Комплексность реабилитации.
  4. Индивидуальность реабилитации.
  5. Необходимость реабилитации в коллективе.
  6. Возвращение пациента к активному труду.

 

  1. Общая характеристика основных методических принципов медицинской и физической реабилитации.

Принципы физ. Реабилитации:

  1. Раннее начало реабилитационных мероприятий.
  2. Непрерывность реабилитации.
  3. Комплексность реабилитации.
  4. Индивидуальность реабилитации.
  5. Необходимость реабилитации в коллективе.
  6. Возвращение пациента к активному труду.

 

В медицинской  реабилитации выделяют три или четыре этапа. 
При трехэтапной реабилитации: 
— специализированный стационар; 
— специализированный реабилитационный центр или санаторий; 
— отделение реабилитации поликлиники. 
При четырехэтапной реабилитации, применяемой в травматологии: 
— специализированная бригада скорой помощи; 
— специализированный травматологический стационар; 
— стационарный центр реабилитации; 
— отделение реабилитации поликлиники.

 

8.Составление реабилитационных программ. Конечный результат реабилитации и оценка степени восстановления.

На всех этапах реабилитационной программы предусматривается обращение  к личности больного, сочетание биологических  и психосоциальных форм лечебного  восстановительного воздействия. 
Для ее составления необходимо учитывать весь комплекс изменений (морфологических, физиологических, психологических) и руководствоваться правилами, которые предусматривают: 
— партнерство врача, реабилитолога и пациента; 
— определение реабилитационного потенциала больного, особенно его двигательных возможностей; 
— разносторонность воздействий, т.е. учет всех сторон реабилитации для каждого больного; 
— комплексность лечебно-восстановительных мероприятий; 
— ступенчатость (переходность) проводимых воздействий (поэтапное назначение восстановительных мероприятий с учетом динамики функционального состояния больного).

Результаты оценки реабилитационного  потенциала следует рассматривать  в динамике, что позволяет объективно устанавливать эффективность реабилитационной программы и отдельных занятий  с целью их последующей коррекции. 
Исходы реабилитации и оценка степени восстановления. Степень восстановления может быть оценена по четырехбалльной шкале: полное восстановление; частичное восстановление; без изменения от исходного уровня; ухудшение. 
Согласно материалам Международного отдела по вопросам труда разработана следующая шкала динамики восстановления и возможных исходов заболеваний и оценка функциональных возможностей: 
1. Восстановление функциональной способности в той или иной степени. 
1.1. Полное восстановление. 
1.2. Частичное восстановление. 
1.3. Компенсация при ограниченном восстановлении функций и отсутствии восстановления. 
1.4. Замещение (ортопедическое или хирургическое) при отсутствии восстановления. 
2. Восстановление адаптации к повседневной и профессиональной жизни. 
2.1. Воспитание готовности к труду и бытовой деятельности. 
2.2. Трудотерапия. 
3. Вовлечение в трудовой процесс — определение пригодности к трудовой деятельности, переподготовка. 
4. Диспансерное обслуживание реабилитируемых.

9.Общие представления о болезни.  Причины возникновения болезней.Понятие о патогенезе заболевания.

Болезнь (лат. morbus) — это возникающие в ответ на действие патогенных факторов нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности, социально полезной деятельности, продолжительности жизни организма и его способности адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней сред при одновременной активизации защитно-компенсаторно-приспособительных реакций и механизмов.

Причины болезней разнообразны, но все  они могут быть сведены в группы:

  • механические
  • физические
  • химические
  • биологические
  • психогенные 

Патогенез (греч. παθος — страдание, болезнь и γενεσις — происхождение, возникновение) — механизм зарождения и развития болезни и отдельных её проявлений. Рассматривается на различных уровнях — от молекулярных нарушений до организмом в целом. Изучая патогенез, медики выявляют, как, каким образом развивается болезнь.

10. Учение о  саногенезе.

Около ста лет  назад великий русский хирург Н. И. Пирогов сказал: «Будущее принадлежит  медицине профилактической». Учение о  саногенезе и есть основа этой профилактической медицины.  
Саногенез - это динамический комплекс защитно-приспособительных механизмов физиологического и патофизиологического характера, возникающий при воздействии на организм патогенного (болезнетворного) раздражителя, развивающийся на протяжении всего патологического процесса от состояния предболезни до выздоровления и направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма.

11. Теория  моторно-висцеральных рефлексов  и рефлекторная терапия. 

Рефлекс моторно-висцеральный общее название соматовисцеральных рефлексов в виде изменения деятельности каких-либо внутренних органов при раздражении или сокращении скелетной мускулатуры.

Рефлексотерапия производит нормализацию процессов регуляции в нервной системе человека и опосредованно через нее — восстановление гомеостаза всего организма. Реакция организма на рефлексотерапию зависит от точности диагностики, правильного выбора метода лечения и особенностей его реактивности.

12.  Понятие  об адаптации  и стрессе. Общий адаптационный  синдром. 

Адапта́ция (лат. adapto — приспособляю) — процесс приспособления к изменяющимся условиям внешней среды.

Стресс — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологиивыделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы. Каким бы ни был стресс, «хорошим» или «плохим», эмоциональным или физическим (или тем и другим одновременно), воздействие его на организм имеет общие неспецифические черты.

Общий адаптационный синдром 

Ганс Селье предположил, что все люди обнаруживают одинаковую неспецифическую физиолог. реакцию на стресс. Он назвал всю совокупность этих реакций О. а. с. Согласно Селье, общие реакции организма похожи, что бы ни называли стрессом, хотя воздействие стресса может по-разному сказываться на различных органах, приводя в конечном итоге к их разрушению, и это избирательность зависит от индивидуального предрасположения. Он утверждает, что механизмом, лежащим в основе этого разрушения, является затяжное предельное повышение активности симпатической НС. Последовательность событий, развивающихся в ответ на продолжительный стресс, выглядит, по Селье, следующим образом: тревога, сопротивление, истощение и смерть.

На стадии тревоги активизируются все физиолог. реакции, связанные с максимизацией энергообразования, включая выделение эпинефрина (адреналина) корой надпочечников и адренокортикотропного гормона (АКТГ) передней долей гипофиза, что приводит к повышению уровня глюкозы в крови. Повышается тж частота дыхания и сердечных сокращений.

Если стресс продолжается, организм переходит в стадию сопротивления (резистентности) и выглядит вернувшимся в нормальное состояние. Напр., частота дыхания и сердечный ритм возвращаются к своим предстрессовым уровням. Однако повышенный уровень АКТГ сохраняется, способствуя поддержанию концентрации глюкозы в крови на высоком, но отрицательном, с т. зр. здоровья, уровне, увеличивающем уязвимость организма к инфекциям.

Селье утверждает, что если стресс продолжается и дальше, наступает стадия истощения, на к-рой начинают нарушаться соматические процессы. Железы не могут бесконечно поддерживать повышенный уровень секреции; запасы сырья, необходимого для выработки энергии, заканчиваются, и происходит истощение организма. Вслед за этим может наступить стадия смерти.

Селье наблюдал эту трехфазную реакцию на пролонгированный стресс — тревогу, сопротивление и истощение — у самых разных лабораторных животных. В какой мере понятие О. а. с. применимо к людям, нам еще предстоит определить.

13. Нейро-эндокринные системы в активизации системы ааптации.

Качество формирования срочной  и долговременной адаптации в  первую очередь  определяется адекватностью функционирования нейроэндокриннных систем, расположенных в срединных структурах головного мозга. Одна из основных - опиоидная система, вырабатывающая более 40 нейрогормонов (опиоидных пептидов).  Главное ее назначение - защита от стрессорных повреждений, обезболивание и координация работы систем органов и тканей на уровне организма в целом. Вторая система, определяющая качество адаптационного ответа - гипоталамо-гипофизарная. Ее основная функция - перестройка деятельности эндокринных желез и всех видов тканевого обмена к изменившимся условиям внешней и внутренней среды.     

Информация о работе Основы реабилитации