Национальный проект «Здоровье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

В связи с вышеизложенным целью данной работы является анализ хода выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере урологической клиники им.Р.М Фронштейна ММА им. И.М.Сеченова.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Национальный проект «Здоровье»: необходимость, направления и этапы реализации 7
1.1. Обоснование необходимости разработки и реализации национального проекта «Здоровье» 7
1.2. Основные направления национального проекта «Здоровье» 13
1.3. Этапы реализации национального проекта «Здоровье» 22
Глава 2. Влияние национального проекта «Здоровье» на качество медицинских услуг, предоставляемых урологической клиникой им. Р.М. Фронштейна ММА им. Сеченова 31
2.1. Характеристика деятельности урологической клиники им. Р.М. Фронштейна 31
2.2. Система управления и взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти в медицинской клинике… 42
2.3. Роль национального проекта «Здоровье» в эффективном функционировании клиники. 48
Глава 3. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» и предложения по их устранению 53
3.1. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» на федеральном и региональным уровнях 53
3.2. Проблемы в реализации национального проекта «Здоровье» в урологической клинике им. Р.М. Фронштейна 66
3.3. Предложения по устранению недостатков при реализации национального проекта «Здоровье» 73
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения

Работа содержит 1 файл

Вербина, здравоохоор.doc

— 908.00 Кб (Скачать)

     На  реализацию в 2009 году приоритетного  нацпроекта "Здоровье" и его  новые направления (развитие онкологической помощи населению, информатизация системы здравоохранения, формирование здорового образа жизни) выделено свыше 200 млрд. рублей.

     Рост  объемов государственного финансирования здравоохранения обусловлен, прежде всего, тем, что за последние годы Россия восстановила статус мощной экономической державы, подтверждая свое право находиться в группе крупнейших стран - мировых лидеров как по динамике развития, так и по масштабам экономики. Развитие медицинской науки и фармацевтики значительно расширили возможности лечения многих заболеваний и, соответственно, обусловили рост потребностей населения в получении медицинских услуг более высокого качества и стоимости.

     О необходимости увеличения доступности  для населения высокотехнологичной медицинской помощи, предоставляемой за счет средств федерального бюджета, говорилось уже неоднократно. При этом основным фактором, препятствующим решению этой проблемы, до настоящего времени считается дефицит финансирования федеральных медицинских учреждений.

     В период с 1998 по 2005 года объемы финансирования ВМП из федерального бюджета увеличились с 0,6 до 6,7 млрд. рублей. Вместе с тем, по данным Минздравсоцразвития России в 2005 году уровень удовлетворенности населения Российской Федерации в ВМП составлял всего 24%.

     Для наиболее полного удовлетворения потребности  населения Российской Федерации в ВМП объемы финансовых средств, запланированных в бюджете Российской Федерации на цели предоставления населению ВМП в федеральных медицинских учреждениях (включая новые федеральные центры высоких медицинских технологий), по расчетам Минздравсоцразвития России в 2008 году должны составить 23,4 млрд. рублей (195 тыс. пролеченных больных), в 2009 - 30,0 млрд. рублей (227 тыс. пролеченных больных), а к 2020 году должны возрасти до 176,5 млрд. рублей (500 тыс. пролеченных больных). Всего в период с 2008 по 2020 год ВМП должна быть оказана за счет средств федерального бюджета 4,4 млн. пациентам, а средние расходы на одного пролеченного больного должны возрасти с 99,1 тыс. рублей в 2007 году до 353,0 тыс. рублей в 2020 году.

     

     Рис. 1 Средние расходы федеральных медицинских учреждений на одного пролеченного с оказанием ВМП больного, тыс. руб."  

     Несмотря  на увеличение объемов целевых ассигнований из федерального бюджета, уровень удовлетворенности населения Российской Федерации объемами оказываемой ВМП продолжает оставаться низким.

     По  данным Минздравсоцразвития России растет число больных, нуждающихся в оказании ВМП, но не госпитализируемых в федеральные медицинские учреждения для ее получения на безвозмездной основе из-за наличия очередности. Сведения о данных контингентах больных в установленном порядке включаются органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации в утвержденную Минздравсоцразвития России форму "Лист ожидания оказания ВМП за счет средств федерального бюджета". Согласно сведениям из указанной формы, по состоянию на 01.01.2007 оказание ВМП за счет средств федерального бюджета ожидало 40195 больных, а по состоянию на 31.12.2007 - 49437 больных.

     Организация оказания медицинской помощи населению  в государственных медицинских учреждениях федерального подчинения и процессы регулирования их деятельности в последние годы значительно усложнились.

     В 2007 году Федеральным агентством по высокотехнологичной медицинской помощи (далее по тексту - Росмедтехнологии) разработан и начал реализовываться комплекс организационных мероприятий по увеличению доступности для населения высокотехнологичной медицинской помощи, а также по обеспечению реальной бесплатности ее оказания в федеральных медицинских учреждениях (далее по тексту - ФМУ).

     Росмедтехнологиями  установлены договорные отношения  со всеми главными распорядителями  средств федерального бюджета, имеющими в своем ведении ФМУ, исполняющие  государственное задание на оказание населению ВМП. В рамках этих отношений в 2007 году Росмедтехнологиями принципиально изменен механизм финансового обеспечения резервных объемов ВМП, который осуществлялся с учетом ежеквартальной оценки результатов исполнения каждым федеральным медицинским учреждением установленных плановых показателей государственного задания на оказание ВМП. Введение такого механизма расчетов с федеральными медицинскими учреждениями позволило впервые повысить заинтересованность федеральных клиник в результативной работе, оказывать ВМП бесплатно при острых патологических состояниях (в экстренном порядке), а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения направлять в федеральные медицинские учреждения больных с учетом внеплановой потребности. Всего в 2007 году отдельным федеральным медицинским учреждениям по результатам их работы Росмедтехнологиями были скорректированы плановые показатели государственного задания на ВМП и доведены из резерва дополнительные объемы бюджетных ассигнований в общей сумме свыше 2,5 млрд. рублей.

     Кроме корректировки плановых объемов ВМП, установленных государственным заданием ФМУ, Росмедтехнологии в 2007 году неоднократно увеличивали плановые объемы ВМП по числу пролеченных больным тем субъектам Российской Федерации, которые наиболее результативно осуществляли отбор и направление больных в федеральные клиники на высокотехнологичное лечение.

     Росмедтехнологиями  осуществлены мероприятия, направленные на повышение результативности работы медицинских учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи жителям собственных и смежных территорий, в том числе путем организации научно-методической курации указанных учреждений головными федеральными медицинскими учреждениями Росмедтехнологий по каждому профилю высокотехнологичной медицинской помощи.

     В целях упорядочения предоставления федеральными медицинскими учреждениями платных медицинских услуг населению, Росмедтехнологиями издан приказ "О  порядке выдачи федеральным государственным  учреждениям Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи разрешения на право предоставления платных медицинских услуг населению", согласно которому в отношении ФМУ, нарушившему права гражданина на получение бесплатной медицинской помощи, могут быть применены санкции, включая прекращение внебюджетной деятельности по оказанию медицинских услуг.

     Особое  значение Росмедтехнологии придавали  вопросам информационного обеспечения в сфере высоких медицинских технологий и приступили к реализации обоснованных типовых подходов к формированию единой корпоративной, распределенной между ФМУ информационной системы, формирующей единое информационное пространство медицинских учреждений и организаций федерального уровня, основанное на использовании современных телекоммуникационных технологий.

     Росмедтехнологиями  был создан Информационно-координационный  Центр высоких медицинских технологий, начаты процессы формирования единой персонифицированной базы данных, содержащей сведения о показателях и результатах оказания высокотехнологичной медицинской помощи за счет средств федерального бюджета каждому конкретному больному.

     Введенная Росмедтехнологиями система сбора  и анализа сведений о пролеченных  с применением высоких медицинских  технологий больных должна была стать  одной из подсистем глобальной системы целей и задач управления, а также бизнес-процессов, реализуемых при разработке, оказании и финансировании высоких медицинских технологий, объединяющей всех участников этих процессов.

     В целях определения и сокращения сроков ожидания больными ВМП, оказываемой за счет средств федерального бюджета, Росмедтехнологии приступили к разработке максимально автоматизированной системы управления очередностью на госпитализацию в медицинские организации, оказывающие ВМП за счет средств федерального бюджета.

     В рамках деятельности по обеспечению  наиболее эффективного использования целевых средств федерального бюджета, Росмедтехнологиями начата работа по уточнению и дифференциации нормативов финансовых затрат для федеральных медицинских учреждений с использованием методики создания клинико-затратных групп с учетом диагноза, основной технологии лечения, возраста пациентов и сопутствующих заболеваний (осложнений).

     Разработанные и частично внедренные Росмедтехнологиями организационные мероприятия, были направлены на обеспечение наибольшей равнодоступности для населения разных регионов Российской Федерации дефицитных медицинских технологий и предусматривали решение задач по: четкой идентификации и персонификации предмета финансирования федеральных медицинских учреждений по источникам поступлений денежных ресурсов; оценке результативности бюджетных расходов федеральных клиник с управлением и финансированием по результатам их деятельности; обеспечению этапности и своевременности оказания ВМП, а также трансфера высоких медицинских технологий в медицинские учреждения субфедерального уровня; совершенствованию межведомственных и межрегиональных отношений в вопросах финансирования и оказания высокотехнологичной медицинской помощи; созданию условий для обеспечения прав граждан на гарантированную действующим законодательством высокотехнологичную медицинскую помощь.

     В результате ликвидации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации федеральных агентств, в ведении которых находились федеральные клиники, коечный фонд которых составляет более 80% всех мощностей, использующихся для оказания высокотехнологичной медицинской помощи населению, функции, связанные с организацией, координацией и информационным обеспечение деятельности по разработке, внедрению и применению высоких медицинских технологий и оказание государственных услуг в сфере высокотехнологичной медицинской помощи, переданы Минздравсоцразвития России вместе с самими федеральными клиниками.

     В этой связи неизбежно возникает "переходный период" неопределенной продолжительности, сопряженный с определенными рисками по основным тактическим и оперативным направлениям администрирования процессов, происходящих в сфере обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью за счет средств федерального бюджета.

     Специфические особенности федеральных клиник ставят перед организаторами их деятельности и управляющим органом непростые задачи, сложность решения которых обусловлена: централизованным управлением, предполагающим обеспечение приоритетности оказания населению гарантированной действующим законодательством специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи; множеством каналов финансирования федеральных медицинских учреждений; "размазыванием" федеральными клиниками средств федерального бюджета по контингентам больных, госпитализируемых за счет разных источников финансирования; сложностью алгоритмов планирования и корректировки показателей государственного задания на оказание ВМП, а также финансированием объемов ВМП по нормативам финансовых затрат; нарастанием платности медицинской помощи в федеральных медицинских учреждениях; отсутствием механизмов ограничения "коммерциализации" федеральных медицинских учреждений; сохраняющийся низкий уровень нормативного правового и информационного обеспечения процессов организации и оценки результатов деятельности федеральных клиник.

     В настоящее время ФМУ, оказывающее  населению Российской Федерации высокотехнологичную медицинскую помощь, получают денежные средства и иные материальные ресурсы в порядке обеспечения их медицинской деятельности, одновременно по восьми каналам: 1) финансирование на содержание клиники и оказание специализированной медицинской помощи по бюджетной смете расходов; 2) целевое бюджетное финансирование на оказание дорогостоящих и высокотехнологичных видов медицинской помощи; 3) арендные платежи; 4) медикаменты и медицинское оборудование, приобретаемые для ФМУ централизованно; 5) финансирование из государственных внебюджетных фондов на оказание специализированной медицинской помощи (средства системы ОМС); 6) средства органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перечисленные ФМУ на реализацию территориальных целевых программ и по иным договорам на оказание медицинских услуг; 7) оказание платных медицинских услуг физическим лицам и по договорам с организациями; 8) финансовые поступления, направляемые на закупки медицинского оборудования для ФМУ в рамках международного сотрудничества.

     В структуре доходов федеральных  медицинских учреждений доля средств  федерального бюджета, предназначенных  для оказания высокотехнологичной медицинской помощи, в 2007 году в сравнении с 2006 годом увеличилась на 4,5 процентных пункта и составила 37,64% (36,93% - сметное финансирование, 6,15% - средства системы ОМС, 19,28% - поступления от оказания платных медицинских услуг).

Информация о работе Национальный проект «Здоровье»