Национальный проект «Здоровье»

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:57, дипломная работа

Описание работы

В связи с вышеизложенным целью данной работы является анализ хода выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере урологической клиники им.Р.М Фронштейна ММА им. И.М.Сеченова.

Содержание

Введение 4
Глава 1. Национальный проект «Здоровье»: необходимость, направления и этапы реализации 7
1.1. Обоснование необходимости разработки и реализации национального проекта «Здоровье» 7
1.2. Основные направления национального проекта «Здоровье» 13
1.3. Этапы реализации национального проекта «Здоровье» 22
Глава 2. Влияние национального проекта «Здоровье» на качество медицинских услуг, предоставляемых урологической клиникой им. Р.М. Фронштейна ММА им. Сеченова 31
2.1. Характеристика деятельности урологической клиники им. Р.М. Фронштейна 31
2.2. Система управления и взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти в медицинской клинике… 42
2.3. Роль национального проекта «Здоровье» в эффективном функционировании клиники. 48
Глава 3. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» и предложения по их устранению 53
3.1. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» на федеральном и региональным уровнях 53
3.2. Проблемы в реализации национального проекта «Здоровье» в урологической клинике им. Р.М. Фронштейна 66
3.3. Предложения по устранению недостатков при реализации национального проекта «Здоровье» 73
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения

Работа содержит 1 файл

Вербина, здравоохоор.doc

— 908.00 Кб (Скачать)

     За  указанный период в сфере здравоохранения  выявлено 4984 преступления, совершенных против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, 1629 фактов получения и дачи взятки.

     Нарушения законодательства о здравоохранении  допускаются и в сфере реализации приоритетного национального проекта «Здоровье». По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России, в рамках сопровождения приоритетного национального проекта «Здоровье» в январе-сентябре 2008 года органами внутренних дел проведено 6643 проверки физических и юридических лиц, получивших средства из федерального бюджета. В результате проверок выявлено 576 правонарушений, 96 лиц, совершивших административные правонарушения, наложено штрафов на общую сумму 133 тыс. рублей.

     По  итогам проведенных органами внутренних дел оперативно-разыскных мероприятий  выявлено 517 преступлений, связанных  с реализацией приоритетного национального проекта «Здоровье». Выявлено 65 лиц, совершивших преступления. Окончены расследованием уголовные дела по 403 преступлениям, из них по 369 уголовные дела направлены в суд. Размер причиненного материального ущерба по оконченным и приостановленным делам составил 412,7 млн. рублей.

     Из  вышеуказанного количества преступлений 88 связаны со злоупотреблением должностными полномочиями, 9 – с превышением должностных полномочий, 8 – с халатностью, 8 – с получением взятки и 2 – с нецелевым расходованием бюджетных средств.

     Необходимо отметить, что указанные данные не отражают реальной ситуации, так как, по-прежнему высока латентность коррупционных преступлений, многие из которых остаются невыявленными из-за недостаточно эффективной работы правоохранительных органов и низкой правовой грамотности населения.

     В информационных материалах, поступивших  из Федеральной службы по надзору  в сфере здравоохранения и  социального развития, подчеркивается, что особую опасность для общества представляет применение в лечебном процессе фальсифицированных, недоброкачественных и незарегистрированных лекарственных средств, поскольку вред может быть причинен практически каждому гражданину Российской Федерации.

     Коррупции в сфере обращения лекарственных  препаратов способствует то обстоятельство, что на сегодня Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является едва ли не единственным органом государственной власти, который не наделен правом рассмотрения дел об административных правонарушениях в сфере здравоохранения и социального развития.

     Также в названных материалах указано, что положения Федерального закона от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», регулирующие порядок продления  лицензии, характеризуются рядом пробелов и недостатков, которые могут привести к нарушению прав субъектов регулируемых отношений, а также причинить вред правам, законным интересам, здоровью граждан.

     Федеральной службой по надзору в сфере  здравоохранения и социального развития предложен проект Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, в статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В предлагаемом законопроекте содержатся конкретные предложения по вопросам продления срока действия лицензии, указываются дополнительные основания для отказа в продлении действия лицензии, а также предложения, направленные на повышение эффективности борьбы с обращением фальсифицированных и недоброкачественных лекарственных средств. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предложено дополнить статьей, наделяющей органы, уполномоченные на осуществление функций государственного контроля и надзора в сфере здравоохранения и социального развития и их должностных лиц полномочиями рассматривать дела об административных правонарушениях, связанных с оказанием медицинских услуг и обращением лекарственных средств.

     Названный законопроект разработан специалистами  Управления лицензирования и правового обеспечения Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития и в настоящее время направлен в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации для дальнейшего обсуждения.

     По  мнению представителей Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, реализация данного законопроекта позволит установить правовой режим, обеспечивающий уменьшение потенциальной коррупциогенности существующего порядка продления срока действия лицензии путем ее переоформления, восполнить определенные пробелы, а также будет способствовать соблюдению прав и законных интересов граждан и иных участников регулируемой сферы.

     Информационные  материалы также содержат конкретные законодательные предложения, направленные на устранение недостатков правового механизма урегулирования конфликта интересов на государственной гражданской службе в сфере здравоохранения.

     Во  исполнение Национального плана  противодействия коррупции Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития подготовлен и утвержден План по противодействию коррупции на 2009 год. Названным планом предусмотрены разработка и внесение соответствующих нормотворческих предложений в Министерство здравоохранения и социального развития, а также мер, направленных на совершенствование системы практики взаимодействия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития с органами прокуратуры и антимонопольными органами по вопросам профилактики и пресечения коррупционных правонарушений.

     Анализ  обращений граждан в территориальные  фонды обязательного медицинского страхования, а также прокурорско-следственная и судебная практика свидетельствуют, что все большие масштабы приобретают  нарушения положений Конституции Российской Федерации и «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан», утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 22 июля 1993 года № 5487-1, о доступности бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений в рамках утверждаемой Правительством Российской Федерации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

     Большинство проявлений коррупции в сфере  здравоохранения связаны с нецелевым  использованием бюджетных средств, нарушением конкурсного производства, получением незаконных платежей за бесплатные услуги, развитием высоко прибыльного рынка торговли поддельными медицинскими препаратами, некачественностью оказания бесплатных медицинских услуг, некачественностью и недостаточностью оснащения медицинских учреждений аппаратурой, медицинскими препаратами и средствами.

     Основными формами проявления коррупции в  сфере здравоохранения являются:

  • растрата и хищение денежных средств, выделяемых на здравоохранение;
  • нарушение правил государственных закупок;
  • подделка страховых документов;
  • использование средств медицинских учреждений в интересах привилегированных пациентов;
  • выставление незаконных счетов страховым компаниям, государственным органам или пациентам в отношении не входящих в соответствующие перечни или вовсе не оказанных услуг;
  • подделка счетов, квитанций, расходных документов;
  • учет фиктивных пациентов;
  • развитие собственного бизнеса за счет медицинских учреждений;
  • вымогательство или согласие на получение незаконного вознаграждения за официально бесплатные услуги;
  • взимание платы за особые привилегии и услуги.

     Таким образом, можно сделать вывод, что  коррупцией охвачены практически все области медицины. Это подтверждают и результаты исследования, проведенного в сентябре 2008 года центром ВЦИОМ, согласно которым здравоохранение занимает пятое место среди наиболее коррумпированных сфер и институтов общества.

     Распространению коррупционных преступлений и должностных злоупотреблений в сфере здравоохранения способствуют такие факторы, как:

  • дефицит финансирования здравоохранения;
  • отток квалифицированных специалистов;
  • отсутствие стандартизации медицинских услуг;
  • несовершенство законодательной базы;
  • неисполнение действующих правовых норм.

     Кроме того, еще одним из основных факторов, формирующих особенности и масштаб коррупции в стране и способствующим нарушениям законности в сфере здравоохранения, является несовершенство института ответственности за несоблюдение законодательства об охране здоровья граждан, а именно отсутствие персональной ответственности за исполнение должностных обязанностей. Этот институт в целом отличает как излишне отсылочный характер, так и многочисленные правовые пробелы. Не существует также правовой ответственности за «лишние» платные услуги: ненужные консультации, неоправданно дорогостоящее лечение, неоправданные операции, выписку дорогостоящих лекарств – аналогов относительно дешевым. Это влечет отсутствие надлежащего уровня регулирования и организации системы контроля за деятельностью государственных и муниципальных учреждений.

     Как отмечалось в Докладе Генеральной  прокуратуры Российской Федерации «О состоянии законности и правопорядка в 2007 году и о проделанной работе по их укреплению», одной из основных причин роста числа коррупционных преступлений является бедность. Низкий уровень заработной платы медицинских работников наряду со снижением престижа медицинской деятельности, а также качества подготовки медицинских работников служат психологическими факторами, которые провоцируют пациентов на «выражение благодарности» в виде подарков и денежных средств.

     По  данным социологического опроса, проведенного центром ВЦИОМ в сентябре 2008 года, почти каждый пятый опрошенный, а именно 21%, считает, что корень проблемы – в низком уровне правовой культуры и законопослушания у подавляющего большинства населения. Этот показатель на 3% выше чем в ноябре 2006 года, когда к такому мнению склонялись 18% респондентов.

     Коррупция в области здравоохранения –  это крайне опасное явление, влекущее за собой:

  • ущемление, либо нарушение конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь;
  • дискриминацию граждан по уровню их доходов;
  • ухудшение социально-экономического положения страны;
  • ухудшение социального обеспечения граждан, которое выражается в том факте, что наиболее нуждающаяся часть населения по сути лишена доступа к базовым медицинским услугам, что нарушает конституционный принцип равенства граждан и общедоступности соответствующих услуг.

     Общество  признает само существование коррупции  и понимает ее опасность в сфере  здравоохранения. Согласно данным опроса центра ВЦИОМ за сентябрь 2008 года, три четверти россиян – 74% – отмечают высокую или очень высокую степень распространения коррупции в обществе. Только 19% респондентов посчитали ее средней, лишь 1% – низкой и никто не сказал, что коррупции нет совсем.

     Более половины, а точнее 53% наших соотечественников  считают, что материальное вознаграждение, в том числе подарки, за ту работу, которую люди различных профессий (врачи, учителя) должны делать бесплатно, столь же опасное явление, что и коррупция во властных органах. Два года назад к такому мнению склонялись две трети наших сограждан – 61%. Напротив, по сравнению с 2006 годом, возросла доля тех, кто считает, что подобные действия не имеют ничего общего с поощрением коррупции – с 30% до 38%.

     Что касается вопроса о том, кто и  как должен бороться с коррупцией, то, по результатам опроса центра ВЦИОМ за ноябрь 2006 год, россияне склонны считать, что в первую очередь с коррупцией должны бороться правоохранительные органы – так думают 40% опрошенных, в то же время успешной эту борьбу считают лишь 12%. В соответствии с опросом, проведенным в сентябре 2008 года, только 7% россиян видят прогресс в борьбе с коррупцией за последний год, 43% не видят никакого результата, 32% отмечают, что результаты есть, но они не слишком значительны, а в 10% случаев наши сограждане склонны видеть скорее ухудшение ситуации.

     По  данным опроса центра ВЦИОМ за октябрь 2008 года, 48% россиян не одобряют такой  способ, как государственный контроль над крупными покупками граждан. Порог суммы «крупной покупки», начиная с которого россияне считают необходимым государственный контроль за нею – около 1 млн. рублей. Что касается такого способа, как публичные жестокие наказания за коррупцию (например, отрубание головы или других частей тела), то 51% россиян считают, что он не поможет в борьбе с нею, 39% выражают противоположное мнение. Не одобрили бы введение публичной казни как элемента борьбы с коррупцией в России 59% наших сограждан, приветствовали бы такой шаг 30% опрошенных. Чаще других одобряют введение публичной казни за взяточничество респонденты с начальным или средним образованием – 32-36%, а также сторонники КПРФ – 44% и ЛДПР – 43%.

Информация о работе Национальный проект «Здоровье»