Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 16:57, дипломная работа
В связи с вышеизложенным целью данной работы является анализ хода выполнения приоритетного национального проекта «Здоровье» на примере урологической клиники им.Р.М Фронштейна ММА им. И.М.Сеченова.
Введение 4
Глава 1. Национальный проект «Здоровье»: необходимость, направления и этапы реализации 7
1.1. Обоснование необходимости разработки и реализации национального проекта «Здоровье» 7
1.2. Основные направления национального проекта «Здоровье» 13
1.3. Этапы реализации национального проекта «Здоровье» 22
Глава 2. Влияние национального проекта «Здоровье» на качество медицинских услуг, предоставляемых урологической клиникой им. Р.М. Фронштейна ММА им. Сеченова 31
2.1. Характеристика деятельности урологической клиники им. Р.М. Фронштейна 31
2.2. Система управления и взаимодействие с органами государственной и муниципальной власти в медицинской клинике… 42
2.3. Роль национального проекта «Здоровье» в эффективном функционировании клиники. 48
Глава 3. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» и предложения по их устранению 53
3.1. Недостатки реализации национального проекта «Здоровье» на федеральном и региональным уровнях 53
3.2. Проблемы в реализации национального проекта «Здоровье» в урологической клинике им. Р.М. Фронштейна 66
3.3. Предложения по устранению недостатков при реализации национального проекта «Здоровье» 73
Заключение 88
Список литературы 92
Приложения
Оглавление
Приложения
Одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед организаторами здравоохранения всех уровней, является обеспечение эффективной реализации приоритетного национального проекта "Здоровье", во многом определяющего перспективы развития отечественного здравоохранения. Вместе с тем очевидно, что успешное выполнение данной задачи зависит не только от количества выделяемых из федерального бюджета ресурсов, но и от адекватных организационных и финансовых решений со стороны органов исполнительной власти субъектов Федерации и муниципальных образований (городских округов и муниципальных районов). Реализация приоритетного национального проекта "Здоровье" - неотъемлемая часть работы по обеспечению комплексного развития отрасли. В этой связи необходимо формирование соответствующих системных подходов в деятельности региональных и муниципальных властей, органов управления здравоохранением всех уровней, а также образовательных медицинских учреждений. Настоящие методические рекомендации предназначены для руководителей органов управления и учреждений здравоохранения, специалистов.
Актуальность темы исследования определяется необходимостью совершенствования отечественной системы развития рынка медицинских услуг, что в совокупности позитивно влияет на укрепление здоровья населения, которое рассматривается как важнейший экономический и социальный потенциал общества. Тем более, что состояние здоровья населения России пока не отвечает социальным и экономическим целям общества, а организационно-финансовые меры, принимаемые в стране на протяжении последних 12-15 лет, включая решения по национальному приоритетному проекту «Современное здравоохранение», не приводят к кардинальному улучшению ситуации в этой важнейшей сфере.
В указанный период состояние здоровья населения России, к сожалению, заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 гг. увеличилась на 13,1%, в т. ч. лиц в трудоспособном возрасте – на 9,4%. Лишь в последние два года рождаемость в стране выросла на 8% и на треть снизилась естественная убыль населения. Высокими, по сравнению со среднеевропейскими показателями, остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет более-менее здоровы. В России в целом лишь острыми респираторными заболеваниями страдает 35 млн. человек в год. При этом экономический ущерб от гриппа составляет более 5 млрд. рублей, а от ОРЗ не гриппозной этиологии, - свыше 20 млрд. рублей в год.
В
связи с вышеизложенным целью
данной работы является анализ хода выполнения
приоритетного национального
Обозначенная цель определила следующие задачи работы:
-
обоснование необходимости
- анализ основных направлений национального проекта «Здоровье»;
-
рассмотрение этапов
-
характеристика деятельности
-
анализ системы управления и
взаимодействие с органами
-
анализ роли национального
- анализ недостатков реализации национального проекта «Здоровье» и разработка предложений по их устранению.
Объект исследования - урологическая клиника им.Р.М. Фронштейна ММА им. И.М.Сеченова.
Предметом исследования является реализация приоритетного национального проекта «Здоровье».
Теоретической и методологической основой работы послужили монографии и статьи отечественных и зарубежных специалистов в области экономики и управления здравоохранением. Нормативно-правовую основу работы составили законы Российской Федерации, законодательные и нормативные акты Президента и Правительства Российской Федерации, региональных органов власти. Эмпирической базой исследования являются нормативно-правовая база, статистическая информация федеральных и региональных органов государственного управления и системы здравоохранения.
Информационную базу исследования составили тематические сборники и справочники, официальные издания Министерства здравоохранения и социального развития РФ, информационные и статистические сведения, публикуемые в официальных изданиях, периодической печати, а также данные специальных исследований.
Дипломная работа основывается на принципах системного подхода, для решения поставленных задач применялись методы системного анализа, моделирования, математической статистики, графического анализа, синтеза, обобщения и классификации, экстраполяции, абстракции и др.
Потребность в услугах здравоохранения - это самая насущная потребность человека, непосредственно связанная с самым ценным для него – жизнью. Это практически исключает заменяемость медицинских расходов на затраты, связанные с удовлетворением других потребностей. В связи с неопределенностью возникновения потребности в медицинской помощи и непредсказуемостью эффекта от лечения в сознании людей формируется понимание неотложности и первоочередности расходования средств на охрану и укрепление своего здоровья (особенно в период болезни), в т. ч. за счет экономии на других статьях потребительских расходов.
В современной России для финансирования медицинской помощи используются: средства бюджетов разных уровней – до 52%; средства обязательного медицинского страхования (ОМС) – до 33%; иные, не запрещенные законом, источники – до 15% [7] . Значит, основу финансирования системы здравоохранения в России составляет бюджетное финансирование и медицинское страхование. На их долю приходится большая часть всех расходов. Поэтому, на взгляд соискателя, можно говорить, что система здравоохранения России является бюджетно-страховой.
В стране законодательно закреплены гарантии в сфере здравоохранения. Статья 41 Конституции РФ гарантирует, что каждый гражданин «имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений».
В 1990-х годах предлагалось множество нормативных документов и планов, которые, как тогда казалось, могут исправить ситуацию в здравоохранении достаточно быстро. Но ни один из них себя не оправдал. Вряд ли можно предположить, что невыполнение этих планов обусловлено всего лишь несостоятельностью властей. Очевидно, проблемы кроются в другом. Вся система здравоохранения была организована так, что финансировалась не медицинская помощь как таковая, а сеть медицинских учреждений.
Исследователи отмечают, что динамика развития государства и общества после краха советской государственной системы требовала коренных изменений не только политического состояния, но и использования новых механизмов управления в наиболее важных областях деятельности.
С властно-управленческих позиций, приоритетный проект рассматривается как современный механизм решения ключевых общегосударственных задач, базирующийся на скоординированном взаимодействии органов власти и управления всех уровней. Приоритетные проекты являются стратегическими задачами, решение которых требует объединения всех уровней управления, четкого разграничения их полномочий и более эффективного использования бюджетных средств.
Национальные проекты направлены на укрепление общегосударственных позиций в вопросах воспроизводства населения страны, усиление интеллектуальной и социальной значимости каждого гражданина, развитие демократических основ государства, в том числе и посредством создания эффективных механизмов хозяйствования в сфере здравоохранения. Эта отрасль выдвинута на государственный, общенациональный уровень и обозначена как «приоритетная» для страны.
Как известно, проект «Здоровье» охватил два направления:
– развитие первичной медико-санитарной помощи, включающей мероприятия по подготовке и переподготовке врачей общей (семейной) практики, участковых врачей-терапевтов и врачей-педиатров; по увеличению заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов скорой медицинской помощи; укреплению материально-технической базы; дополнительная иммунизация и диспансеризация населения; профилактика ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ; введение новых программ обследования для новорожденных, а также оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов.
–
обеспечение населения
Такой выбор направлений объясняется необходимостью скорейшего выхода из кризисной демографической ситуации, улучшения здоровья трудоспособного населения и развития сферы здравоохранения в целом, обеспечивая наиболее слабые места – кадровую и материально-техническую составляющие – необходимыми ресурсами.
Однако существуют и отрицательные моменты в реализации проекта «Здоровье». Один из них – недофинансирование отрасли по отношению к запланированному объему денежных выплат. Особенно четко это наблюдается в сравнении с другими проектными направлениями. Таким образом, выведение здравоохранения на уровень общенациональной приоритетной программы, к сожалению, не остановило использование принципа остаточного финансирования отрасли, характерного для советского времени.
Другим отрицательным моментом в реализации проекта называют то, что он не изменил ситуацию, которая непосредственно затрагивает пациента. Речь идет об условиях пребывания в лечебных учреждениях, об очередях на различные медицинские процедуры, о необходимости пациенту платить, о дорогих лекарственных препаратах и т.д. Исследователи отмечают также отсутствие расчетных мероприятий по оценке ресурсов, затрат, сроков, ожидаемых результатов реализации национального проекта, т.е. не представлено научное обоснование приоритетных направлений, описание эффективных механизмов реализации и методов оценки. Тогда как использование научных разработок было предпосылкой удачной реализации крупных государственных проектов в прошлом.
Рис.
1. Наиболее острые проблемы сферы здравоохранения
Говоря отдельно по некоторым направлениям реализации приоритетного национального проекта «Здоровье», хотелось бы отметить следующие моменты.
Одним из ключевых мероприятий, способных повлиять на уровень смертности, как считают специалисты, является диспансеризация населения. Данное направление охвачено в проекте «Здоровье» в рамках развития первичной медицинской помощи и предусматривает дополнительную диспансеризацию работников бюджетной сферы и дополнительные медицинские осмотры граждан, работающих во вредных и (или) опасных условиях. Стоимость одного случая дополнительной диспансеризации и дополнительного медицинского осмотра – 500 руб. и 535 руб. соответственно. Здесь выделяют следующие проблемы: недостаточная информированность населения и работодателей о целях и задачах данных мероприятий, что нарушает график их проведения; низкая пропускная способность первичного звена и недостаточное ресурсное обеспечение поликлинических учреждений; нерациональный выбор врачебных специальностей, участвующих в диспансеризации. Список специалистов непропорционален статистическим показателям заболеваемости и смертности. Так, кардиологи и онкологи не включены в список, но именно осмотр этих специалистов необходим для предотвращения основных заболеваний, увеличивающих смертность населения.
Другое важнейшее направление национального проекта, также включенное в раздел развития первичной медицинской помощи, – повышение уровня профессиональной подготовки медицинских кадров. Оно реализуется в различных учреждениях и на факультетах дополнительного профессионального образования, которые осуществляют подготовку и повышение квалификации врачей первичного звена. В 2008 г. повышение квалификации прошли 12,5 тыс. врачей, на что было направлено почти 105 млрд. руб. Еще 14 тыс. врачей прошли переподготовку в рамках учебно-производственных планов, что всего составило 37% медработников, внесенных в регистр .