Мобилизационная подготовка здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

«Война... Здравоохранение... Какая неизмеримо глубокая пропасть лежит между этими понятиями! Войны являются величайшим бедствием для народов. Они неизбежно сопровождаются неисчислимыми жертвами, приводят к обнищанию и увеличению заболеваемости.

Содержание

Введение
Термины и определения
Глава 1 Национальная безопасность
Глава 2 Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения
Глава 3 Специальные формирования здравоохранения
Глава 4 Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Глава 5 Бронирование и воинский учет

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасностьWord.docx

— 617.41 Кб (Скачать)

Одним из важнейших условий, определяющих деятельность ЭГ. являлась их укомплектованность врачебными кадрами, которая в холе войны никогда  не была удовлетворена. По данным отчетов  начальников УМЭП укомплектованность ЭГ врачами составляла в первый период войны 95%, во второй

— 88%, в третий - 91%, Однако, несмотря на довольно высокие показатели укомплектованности в целом, по отдельным  категориям врачей обстановка была весьма напряженной. Так, потребность ЭГ в  хирургах в первом периоде войны  была удовлетворена только на 54,7%, нейрохирургах - на 63,6%,в рентгенологах — на 97,6%, во врачах лечебной физкультуры —  на 54,7%, во врачах-лаборантах - на 90,4%. Такое  положение сохранялось в течение  всей войны, так как основное внимание уделялось комплектованию фронтовых  лечебных учреждений. В МЭП-51 из 30 ЭГ только в десяти были укомплектованы должности ведущих хирургов. В  МЭП-44 из 26 штатных должностей нейрохирургов  было укомплектовано только три. В некоторых  МЭП должности хирургов заполнялись  врачами других специальностей, что  не всегда способствовало улучшению  хирургической работы. Так, в первом полугодии 1943 года в ЭГ Приволжского ВО должности хирургов на 63% были укомплектованы терапевтами, педиатрами и врачами  других специальностей. В результате из 417 имеющихся в МЭП-44 хирургов самостоятельно могли работать лишь 144.

Выход из положения в различных  МЭП находили, исходя из обстановки на местах. Например, начальник МЭП-26 (Пенза) в отчете за 1943 год указывал: «...Ввиду недостатка квалифицированных  хирургических и других специальных  врачебных кадров мы вынуждены маневрировать  последними, создав группы усиления, в  которые вошли высококвалифицированные  специалисты-консультанты (хирург, терапевт, физиотерапевт, врач по ЛФК и другие) и придавать эти группы на сроки  до 1 -2 недель госпиталям периферии  в периоды особенно напряженной  работы. Такие группы обеспечивали отстающие госпитали организационной, лечебной и научной помощью».

Управления МЭП принимали  самое активное участие в решении  проблемы совершенствования врачебных  кадров. Врачи ЭГ направлялись на курсы  усовершенствования медицинского состава  в военных округах, в институты  усовершенствования врачей, на рабочие  прикомандирования в военные  госпитали военных округов. Совместно  с местными органами здравоохранения  УМЭП регулярно проводили сборы, научно-практические конференции. Врачи  постоянно занимались специальной  подготовкой, участвовали в работе научных обществ. Силами профессорско-преподавательского состава медицинских институтов осуществлялась постоянная консультативная  помощь врачам ЭГ.

В качестве одной из форм обучения практиковались выезды на 2-3 недели групп врачей ЭГ в госпитальные базы фронта.

Все эти мероприятия, безусловно, способствовали успешному решению  задач по оказанию медицинской помощи и лечению раненых и больных  в тылу страны.

Как свидетельствует опыт минувшей войны, работа по организации  приема раненых и больных, направляемых в эвакуационные госпитали, во многом определялась их дислокацией и решаемыми  задачами. В зависимости от дислокации и приписки к МЭП, действовавших  в годы войны, ЭГ можно разделить  на 4 группы, при этом функционально  они отличались, прежде всего, различными сроками лечения раненых и  больных.

К. первой группе относились ЭГ, дислоцирующиеся в прифронтовом районе. В лечебных учреждениях этих госпиталей подлежали лечению раненые  и больные со сроками выздоровления  в течение 60 суток.

ЭГ второй группы дислоцировались  на территории Московского и Приволжского военных округов; они должны были обеспечить лечение раненых и  больных, которые сохраняли годность к военной службе и нуждались  в лечении в течение 4 месяцев.

ЭГ, располагавшиеся на территории Уральского, Южно-Уральского и Закавказского  военных округов, относились к третьей  группе. В эти лечебные учреждения направлялись ранение и больные  со сроками лечения свыше 4 месяцев, способные после завершения лечения  возвратиться на военную службу.

ЭГ четвертой группы дислоцировались  на территории Сибирского, Забайкальского, Среднеазиатского военных округов. Сюда направлялись раненые и больные  со сроками лечения до 6 месяцев  и более, которые, как правило, были не годные к военной службе.

Следует отметить, что эвакуация  раненых и больных из действующей  армии по назначению в эти группы ЭГ велась редко. Чаще всего большинство  раненых и больных поступали  в лечебные учреждения прифронтовых ЭГ, где после тщательной прогностической  сортировки и получения соответствующей  медицинской помощи часть из них  готовилась к эвакуации в лечебные учреждения, расположенные в глубоком тылу страны.

Такое районирование ЭГ было целесообразным. Однако, по различным  причинам и, прежде всего, исходя из возможностей железнодорожного транспорта по эвакуации  раненых и больных в тот  или иной период, такого четкого  распределения раненых и больных  в зависимости от срока лечения  не было.

Всего в 1941-1945 гг. было сформировано I 725 эвакуационных госпиталей на 707 600 коек, 56 управлений местных и 10 управлений распределительных эвакуационных  пунктов.

Совместная работа органов  гражданского и военного здравоохранения  В годы Великой Отечественной  войны позволила добиться возвращения  в строй 72,3% раненых и 90,6% больных. Удельный вес коек специальных формирований здравоохранения (эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР) в общей емкости  коечной сети, развернутой для  действующей армии ; в период Великой  Отечественной войны, колебался  от 68% в 1941 г. до 35% в 1944 г. Тысячи специальных  формирований здравоохранения (эвакуационных  госпиталей Наркомздрава СССР) были рассредоточены в различных районах страны. За весь период войны из эвакуационных  госпиталей Наркомздрава возвращено в  строй 56% из общего числа поступивших  раненых и больных, уволено в  отпуск — 44%, уволено вовсе — 36,5%, умерло — 1,5%.

В 1945 году Совнарком СССР обязал Наркомздрав СССР и совнаркомы союзных республик реорганизовать 342 ЭГ на 95 000 коек в госпитали для  лечения инвалидов Отечественной войны, а ВЦСПС — реорганизовать 38 госпиталей в санатории для инвалидов Отечественной войны на 10 000 мест.

Приведенные данные свидетельствуют  о том, что ЭГ, а ныне тыловые  госпитали здравоохранения, были и  являются важным звеном в системе  медицинского обеспечения войск  и не утратили своей роли и значения в современных условиях.

Вторая группа специальных  формирований Наркомздрава СССР —  это обсервационные пункты, которые  принимали непосредственное участие  в решении задач противоэпидемической защиты.

Деятельность медицинского персонала по противоэпидемической защите населения страны, войск действующей  Красной Армии в годы Великой  Отечественной войны вошла в  летопись Второй мировой войны славной  страницей. Впервые, пожалуй, в истории  войн, которые вела наша страна, войска действующей армии не служили  источником заражения и распространения  эпидемических заболеваний среди  гражданского населения. На возможных  путях заноса инфекционных заболеваний  в войска действующей армии также  была создана в целом эффективная  система противоэпидемических барьеров, принципиальными положениями которой  руководствуются до настоящего времени.

Первостепенную значимость в поддержании санитарно-эпидемиологического  благополучия в Красной Армии  имело проведение необходимых противоэпидемических мероприятий на железнодорожных  магистралях тыла страны, прифронтового  и фронтового районов.

С этой целью, в соответствии с директивой Генерального штаба  от 14 июля 1941 года на 17 крупных железнодорожных  узлах были сформированы и развернуты обсервационные пункты Наркомздрава СССР. Санитарным управлением Красной  Армии были разработаны и направлены в войска «Указания по противоэпидемическому  обеспечению движущихся воинских контингентов». Приказом Наркомата обороны СССР от 30 сентября 1941 года вводится вдей-ствие  «Инструкция о порядке материального  обеспечения и санитарного обслуживания пополнения, отправляемого в действующую  армию в период следования по железной дороге». Государственным Комитетом  Обороны 02 февраля 1942 года было утверждено постановление «О мероприятиях по предупреждению эпидемических заболеваний в  стране и Красной Армии». Выполнение противоэпидемических мероприятий, предусмотренных  этим постановлением, возлагалось на Наркоматы обороны, здравоохранения, путей сообщения, морского и речного  флотов, Наркомвнудел, Наркомместпром и др..

Ретроспективная оценка мероприятий  по предупреждению эпидемических заболеваний  в стране и Красной Армии позволяет  говорить о том, что в стране была создана б целом эффективная  система противоэпидемических барьеров, преграждавших путь проникновения  в войска инфекционных больных.

Роль первого противоэпидемического  барьера выполняли медицинская  служба запасных полков и бригад, пополнявших  войска по мобилизации, отдельных дорожно-эксплуатационных батальонов, а собственно на железных дорогах — силы и средства санитарно-противоэпидемического  отдела ГВСУ НКПС.

Вторым противоэпидемическим барьером на пути контингентов следующих  на фронт и обратно были обсервационные пункты НКЗ СССР, а также нештатные, а с 12 марта 1942 года - и штатные  санитарно-контрольные пункты (далее  СКП) Санитарной службы Красной Армии. СКП подразделялись натри группы: СКП тыла страны (развертывались, как правило, на крупных железнодорожных стациях и подчинялись в своей работе начальнику санитарного отдела военного округа, на территории которого они работали), а также СКП фронтов и армий (в 1942 году действовало 57 СКП).

Обсервационные пункты и  СКП, работавшие в тылу, базировались на имевшихся здесь местных гражданских  и железнодорожных лечебных учреждениях, госпиталях. Для санитарной обработки  использовались изоляционно-пропускные пункты НКПС, гарнизонные, гражданские  и железнодорожные бани и санитарные пропускники, а там, где их не было — приданные СКП взводы обмывочно-дезинфекционных  рот, банно-прачечные-дезинфекционные  поезда, нередко наскоро оборудованные  бани и санпропускники, а также  дезинфекционные отряды по обработке  подвижного состава.

За годы, прошедшие после  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принципиальных изменений в  порядке формирования, использования (да и количества) обсервационных пунктов  не произошло.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Организованная массовая  эвакуация раненых и больных  в тыл страны возникла в  войнах XIX столетия как мероприятие,  необходимое для освобождения  действующей армии от большого  количества раненых и больных,  сковывавших ее действия, и, пройдя  тернистый путь совершенствования  в условиях смены социальных  систем, развития медицинской науки,  железнодорожного и других видов  транспорта, материально-технической  базы военного и гражданского  здравоохранения, получила окончательное  теоретическое и организационно-штатное  оформление в сороковых годах  XX века в виде системы этапного  лечения раненых и больных  с эвакуацией их по назначению, основанной на принципах единой  военно-полевой медицинской доктрины.

2. Опыт Великой Отечественной  войны 1941-1945 гг. подтвердил жизненность  системы этапного лечения раненых  и больных с эвакуацией их  по назначению. ЭГ НКЗ как конечный  этап медицинской эвакуации для  наиболее тяжелых контингентов  раненых и больных, лечение  которых не могло быть закончено  в госпитальных базах армий  и фронтов, внесли весьма существенный  вклад в дело сохранения жизни  раненых и больных и восстановления  их бое - и трудоспособности  в тяжелых условиях военного  времени. В ЭГ тыла страны  за годы войны было эвакуировано 7 705 968 раненых и больных (38,8 % от  числа санитарных потерь), из которых  возвращено в строй 3 552 760 человек  (46,1 % от числа лечившихся в  ЭГ). Летальность в ГБТС составила  за войну 0,89 % среди пораженных  в боях и 5,13 % среди больных.  Успешному решению задач по  лечению раненых и больных  в тылу страны способствовало  организованное на основе взаимодействия  тесное рабочее сотрудничество  на всех уровнях органов НКЗ  СССР и ГВСУ Красной Армии,  партийных и советских органов,  ВЦСПС и общественных организаций.

3. Руководство всеми сторонами  деятельности эвакуационных госпиталей  тыла страны осуществлялось одновременно  двумя органами управления: управлениями  МЭП и отделами (управлениями) ЭГ  НКЗ или ВЦСПС. Однако из-за  маломощности гражданских органов  управления ЭГ основные функции  по руководству деятельностью  ГБТС вынуждены были взять  на себя управления МЭП, далеко  выходя за рамки задач, стоящих  перед ними, особенно в вопросах  организации лечебно-диагностической  работы. Но двойственное подчинение  ЭГ и нечеткое разграничение  функций между военными и гражданскими  органами управления, которые часто  находились в разных областях, приводило к несогласованности в действиях и параллелизму в работе, противоречиям в силу как объективных, так и субъективных причин, что в итоге отрицательно сказывалось на результатах работы ГБТС.

За годы, прошедшие после  Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, принципиальных изменений в  порядке формирования и использования  специальных формирований здравоохранения  не произошло. Менялись только типы тыловых  госпиталей, перерабатывались штаты  и табели к штатам, совершенствовались вопросы их мобилизационной подготовки и мобилизации.

Как известно, до 1986 года органами гражданского здравоохранения в  интересах медицинской службы ВС планировалось развертывание двенадцати типов тыловых госпиталей: нейрохирургические; для раненых в грудь и живот; для раненых в бедро и крупные  суставы; для обожженных; для раненых  с повреждением опорно-двигательного  аппарата; нуждающихся в протезировании; для раненых с повреждением костей плеча, предплечья и голени; женские  смешанные; терапевтические; для больных  туберкулезом; нервно-психиатрические; сортировочные (штат № 027/2 1968 года). Их организационно-штатная структура  была разработана с учетом приема контингентов раненых и больных, поступающих из госпитальных баз  фронтов и получивших там квалифицированную  и специализированную медицинскую  помощь. Поэтому большинство тыловых  госпиталей не были способны обеспечить прием и оказание квалифицированной  медицинской помощи раненым и  больным, поступающим непосредственно  из войск ВО ВВ. Поступление же этих контингентов раненых и больных, по опыту учений, может достигать 30% от общего числа поступивших в  ТГМЗ. Совершенно очевидно, что лишь малая часть тыловых госпиталей старой организации могла справиться с оказанием квалифицированной  медицинской помощи при поступлении  такого количества раненых и больных  из очагов массового поражения на территории ВО ВВ.

Информация о работе Мобилизационная подготовка здравоохранения