Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:32, реферат
«Война... Здравоохранение... Какая неизмеримо глубокая пропасть лежит между этими понятиями! Войны являются величайшим бедствием для народов. Они неизбежно сопровождаются неисчислимыми жертвами, приводят к обнищанию и увеличению заболеваемости.
Введение
Термины и определения
Глава 1 Национальная безопасность
Глава 2 Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения
Глава 3 Специальные формирования здравоохранения
Глава 4 Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Глава 5 Бронирование и воинский учет
В тыл страны планировалось
направлять тяжелораненых и раненых
средней степени тяжести, нуждавшихся
в квалифицированном
К сожалению, выводы по итогам
советско-финляндской войны 1939-1940 гг.
не могли быть реализованы в столь
короткий срок. В связи с этим
здравоохранение страны и санитарная
служба Красной Армии оказались
неподготовленными к
С началом Великой Отечественной войны 1941-1945 годов на территории страны развернулось формирование обширной сети эвакуационных госпиталей, объединённых под руководством управлении местных и распределительных эвакуационных пунктов в госпитальные базы тыла страны. Работа
велась параллельно: Наркоматом обороны формировались органы управления эвакуацией, Наркомздравом формировались ЭГ НКЗ и выделялись оперативные койки. Первыми начали функционировать управления распределительных и местных эвакуационных пунктов, которые до создания гражданских органов управления взяли на себя руководство всеми сторонами деятельности формируемых эвакогоспиталей.
В конце июня - начале июля
1941 года Наркомат обороны и Накомздрав
СССР сформировали ЭГ на 658 000 коек, кроме
того, в гражданских больницах
некоторых городов, главным образом
крупных, Наркомздрав обязывался выделить
34 100 оперативных коек. Оперативные
койки находились на учете и соответствующих
фронтовых, распределительных и
местных эвакуационных пунктах
и занимались по их распоряжению. Формирование
ЭГ и коек в них из месяца в
месяц возрастало и на 1 октября 1941
гола составило 1 миллион коек (Военно-Санитарное
Управление еще и ноябре 1940 года
считал о необходимым иметь этих
госпиталей на 1.2 млн. коек). Задерживало
формирование ЭГ необходимость проведения
приспособительных работ в
Положение несколько улучшилось после выхода венет Постановления Государственного Комитета Обороны N 701 от 22сешября 1941 года «Об улучшении медицинского обслуживания раненых бойцов и командиров Красной Армии» и издания на его основе совместного приказа Народного Комиссара здравоохранения и Начальника Главного Военно-санитарного управления Красной Армии N 0382/474 от 30.09.1941 года «О передаче эвакогоспиталей в полное подчинение НКЗ СССР в соответствии с Постановлением ГКО N 701 от 22 сентября 1941 года».
В этих документах более четко разграничивались права и обязанности обоих ведомств по управлению ЭГ в тылу страны. Все медицинское обслуживание раненых и больных бойцов и командиров Красной Армии в тыловых районах страны возлагалось на Народный Комиссариат здравоохранения, а в армейских и фронтовых районах на Главное военно-санитарное управление Красной Армии. Все УРЭПы и УМЭПы были подчинены Главному военно-санитарному управлению Красной Армии. Руководство лечебной и хозяйственной деятельностью ЭГ закреплялось за управлениями эвакогоспиталями в республикам, краях и областях. На органы управления военного ведомства (военно-санитарные отделы округов УМЭПы и УРЭПы) возлагались следующие функции:
- снабжение раненых и
больных военнослужащих в ЭГ
продовольствием, вещевым
- организация эвакуации
раненых и больных из
- контроль за деятельностью ЭГ и работой госпитальных военно-врачебных комиссии:
- организация партийно-
- организация учета и отчетности.
В указанных выше документа* было закреплено положение, согласно которому с целью устранения параллелизма в работе инспекторов органов здравоохранении и военного ведомства, управления эвакогоспиталей и санитарные отделы военных округов. УРЭПы и УМЭПы должны были предварительно согласовывать свои действия для достижения общих целей.
Эта система управления эвакуационными госпиталями тыла страны до конца Великой Отечественной войны оставалась громоздкой, практически многоведомственной. что оказывало существенное негативное влияние на результаты деятельности ЭГ в целом и на решение частных оперативных вопросов.
С августа 1942 года коечная
сеть ЭГ начала сокращаться. Причин этому
было много: острая потребность фронта
в людских резервах: эвакуации
госпиталей на восток (а в последующем
реэвакуация) и другие причины. Для
Великой Отечественной войны
были характерны внезапные и большие
передвижения войск, шли они с
запала на восток или с востока
на запад, они всегда сопровождались
передислокацией госпиталей. За гол
войны в среднем
Органы управления по руководству
эвакогоспиталями тыла страны по линии
Народного Комиссариата здравоохранения
практически стали создаваться
только после Постановления
При НКЗ СССР было организовано Главное управление эвакогоспиталей, на которое был о возложено руководство лечебной работой, учет сети ЭГ, разработка руководящих документов по лечебной работе и другим видам деятельности (финансовой, материально-технической и другим).
По такому же принципу создавались управления (отделы) ЭГ при НКЗ республик, областных и краевых отделах здравоохранения. Только на территории РСФСР было создано 52 отдела и Управления ЭГ НКЗ и ВЦСПС.
При НКЗ СССР было создано
специальное научно-
В 1943 году был и созданы
типовые штаты управлений (отделов)
по руководству ЭГ в республиках,
краях и областях. При этом они
были значительно расширены. В его
составе были 4 сектора: лечебный, планово-финансовый,
медицинской статистики и материально-хозяйственного
обслуживания, а также секретное
делопроизводство. Однако следует отметить,
что даже в таком составе отделы
по руководству ЭГ не были способны
должным образом выполнять
Существенным недостатком в работе органов управления ЭГ являлось то обстоятельство, что к началу войны ни санитарная служба Красной Армии, ни НКЗ СССР не имели руководящих документов, которые бы четко регламентировали содержание и объем работы УМЭП и органон НКЗ, а также их взаимоотношения.
Дальнейшее развитие система
приема, медицинской сортировки и
распределения раненых и
При каждом СЭГ полагалось создавать транспортные группы из транспорта ЭГ, дислоцированных в данном населенном пункте, и транспорта, приписанного местными советскими органами.
В круг задач СЭГ входили
также разгрузка прибывающих
ВСП и доставка раненых и больных
в ЭГ, а инвалидов — к месту
жительства, сбор из ЭГ раненых и
больных, подлежащих эвакуации в
глубокий тыл и погрузки их на ВСП,
проверка санитарного состояния
проходящих транзитом ВСП, снятие с
них нетранспортабельных
Однако с этими задачами
СЭГ самостоятельно справиться не могли.
Представители УМЭП на местах привлекали
курсантов военных училищ, санитарных
дружинниц, студентов для выгрузки
раненых и больных, а также
транспорт различных
Большую роль в работе по руководству деятельностью ЭГ сыграли Госпитальный совет, его Пленумы и Военно-госпитальный комитет Ученого медицинского совета НКЗ СССР.
В деле успешного лечения
раненых и больных солдат и
офицеров действующей армии большая
роль принадлежала и принадлежит
преемственности лечебных мероприятий,
начиная с войскового тылового района
и кончая госпиталями тыла страны,
а также единству научно методического
руководства в ЭГ тыла страны. Ведь
последние продолжают и завершают
лечение, начатое в медицинских
учреждениях войскового, армейского
и фронтового тыловых районов. Наркомздрав
СССР и ГВСУ РККА в своей работе
выделяли большую познавательную и
поучительную роль обмена опытом между
медицинскими работниками войскового,
армейского и фронтового звеньев. В
конференциях, посвященных лечению
раненых и больных, проводившихся
областными, краевыми и республиканскими
органами здравоохранения принимал
живейшее участие руководящий
«... Не подлежит никакому сомнению,
что наша военная медицина достигла
больших успехов в лечебно-
не больше. Чем лучше мы будем знать наши дефекту, тем скорее мы изживем их, добьемся еще больших успехов.
Если же дать анализ исходов с учетом ранений отдельных областей тела, то мы получим следующие цифры:
1. По ППГи ЭГ.
Из числа раненных с повреждением кости плеча, прошедших через госпитали, вернулось в строй 37,4 %, уволено в отпуск 12,3 %, уволено в запас 11,6 %, уволено вовсе 34%, умерло 4,7 %. Из числа раненных с повреждением костей предплечья возвратилось в строй 49,3 %, уволено в отпуск 13,7 %, уволено в запас 9,3 % , уволено вовсе 26,4 %, умерло 1,3 %. Из числа раненных с повреждением кости бедра вернулось в строй 29,1 %, уволено в отпуск 8,8 %, уволено в запас 7,2 %, уволено вовсе 29,5 %, умерло 25,4 %. Из числа раненных с повреждением костей голени вернулось в строй 40,6 %, уволено в отпуск 13,8 %, уволено в запас 9,4 %, уволено вовсе 27,8 %, умерло 8,4 %.
2. По ЭГ.
Из числа раненных с повреждением кости плеча, прошедших через ЭГ, вернулось в строй 37,7 %, уволено в отпуск 12,7 %, уволено в запас 12,2 %, уволено вовсе 35,5 %, умерло 1,9 %. Из числа раненных с повреждением костей предплечья возвратилось в строй 49,1 %, уволено в отпуск 13,9 %, уволено в запас 9,5 % , уволено вовсе 26,9 %, умерло 0,6 %. Из числа раненных с повреждением кости бедра вернулось в строй 33,4 %, уволено в отпуск 10,4 %, уволено в запас 8,6 %, уволено вовсе 35,3 %, умерло 12,3 %. Из числа раненных с повреждением костей голени вернулось в строй 42,2 %, уволено в отпуск 14,9 %, уволено в запас 10 %, уволено вовсе 29,7 %, умерло 3,2 %.
Информация о работе Мобилизационная подготовка здравоохранения