Мобилизационная подготовка здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

«Война... Здравоохранение... Какая неизмеримо глубокая пропасть лежит между этими понятиями! Войны являются величайшим бедствием для народов. Они неизбежно сопровождаются неисчислимыми жертвами, приводят к обнищанию и увеличению заболеваемости.

Содержание

Введение
Термины и определения
Глава 1 Национальная безопасность
Глава 2 Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения
Глава 3 Специальные формирования здравоохранения
Глава 4 Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Глава 5 Бронирование и воинский учет

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасностьWord.docx

— 617.41 Кб (Скачать)

Очень образно описаны  изменения в работе здравоохранения  г. Ленинграда в работе Д.А. Журавлева.

«...Изменения в обычном  течении городской жизни стали  происходить незадолго до начала боевых действий, осенью 1939 г.. а именно, в период военных сборов, которые  начались в Ленинградском военном  округе 7 сентября 1939 г. В городе прошла частичная мобилизация военнообязанных, значительная часть которых, вместе с тем, так и оставалась в своих  частях до начала советско-финляндской  войны. В Ленинграде в данное время  активно проводились мероприятия  по развертыванию различных воинских формирований, где военно-медицинская  служба принимала действенное участие: начинали свою работу эвакуационные  госпитали, организовывались призывные  пункты, для обеспечения которых  были задействованы местные материальные и людские ресурсы. Уже на данной стадии городское здравоохранение  начало испытывать ощутимые проблемы, так как значительная часть врачебного состава, состоявшая на воинском учете, была либо призваны для прохождения  службы в войсках, либо привлекалась для обеспечения проводимой мобилизации.

Начинают развертываться эвакуационные госпитали, создается  фонд оперативных коек в лечебных учреждениях юрода. При этом наблюдалась  вполне отчетливая тенденция, при которой  расширение военного сектора сопровождалось практически сопоставимым сокращением  ресурсов в гражданской сфере, что  определялось ограниченными возможностями  данного сектора.

Многие учреждения и организации  были вынуждены перестраивать свою деятельность в соответствии с новыми условиями. Здравоохранение и народное образование в наибольшей степени  оказались вовлеченным в процесс  организации лечебно-эвакуационного обслуживании Красной Армии. В школьных зданиях в данное время развертывались эвакуационные госпитали, а также  проводились работы по приспособлению отведенных помещений. В гражданских  лечебных учреждениях также проводились  соответствующие мероприятия по созданию резервного коечного фонда  для медицинского обеспечения Красной  Армии.

За счет здравоохранения  Ленинграда компенсировались проблемные вопросы работы военно-медицинской  службы. До января 1940 г. в системе  лечебно-эвакуационного обслуживания Красной Армии не создавались  госпитальные базы фронта, вследствие чего основная часть раненых и  больных не только из армий, действовавших  на Карельском перешейке, но и из северных армий, поступала сразу в Ленинград; который являлся центром фронтового эвакуационного пункта 50. Однако и в  самом Ленинграде отмечались трудности  организационного плана. В городе существовал  единственный госпиталь, осуществлявший прием, сортировку и дальнейшую отправку раненых и больных в тыл  страны - сортировочный эвакуационный  госпиталь (СЭГ) № 1170 располагавшимся  на территории Алекеандро-Невской лавры. Вследствие специфики своей работы, госпиталь примыкал к железнодорожным  путям, которые были ориентированы  в большей степени на проведение эвакуации в тыл страны.

Развертывание эвакуационных  госпиталей в Ленинграде и последующее  увеличение их числа, вызвало необходимость  внесения серьезных коррективов  в работу учреждении народного образования, прежде всего средних учебных  заведений, в которых и развертывались формируемые госпитали. Вследствие этого учебный процесс претерпевал  существенные изменения. В период боевых действий, а также учебных военных сборов производились так называемые «частичные стволы» школьных зданий для проведения мероприятии оборонного характера. В этих случаях сужались рамки действия нормативов организации учебною процесса, и осуществлялось перераспределение учащихся между шкодами.

Городское здравоохранение  В наибольшей степени оказалось  затронуто происходившими событиями. В период боевых действий 14.19-1940 гг. реализация материальных и людских  ресурсов гражданского здравоохранения  Ленинграда шла в двух направлениях:

- укомплектование личным  составом, а также необходимым  медико-техническим имуществом лечебных  формирований и учреждений для  отправки в действующую армию:

- оказание медицинской  помощи раненым и больным военнослужащим  непосредственно в Ленинграде.

Степень мобилизации наличных ресурсов Ленинграда определялась его  положением относительно театра военных  действии. Освоение запасов санитарного  имущества, техники, а также лекарственных  препаратов, хранившихся на складах  Ленинграда, активнее проходило в  юроде, а также воинских частях, находившихся в непосредственной близости от Ленинграда, что объяснялось, прежде всего, трудностями  с доставкой грузов по транспортным магистралям в пределах северо-западного  региона. Медицинский персонал был  задействован в более широких  территориальных рамках, так как  недостаток квалифицированных специалистов ощущался на всех этапах лечебио-эвакуаиионного обслуживания Красной Армии.

Ленинград являлся крупным  медицинским центром, где были сосредоточены  не только научно-практические лечебные учреждения, но и учебные заведения, готовившие врачей высокой квалификации, а также средний медицинский  персонал. Исходя из столь благоприятной  обстановки, командование Ленинградского военного округа признало целесообразным призыв в Красную Армию вышеуказанных  категории с целью заполнения штатной численности формируемых  лечебных учреждений и подразделений  военно-медицинской службы. Мобилизация  врачебного и среднего медицинского персонала развернулась еще в  начале сентября 1939 г., во время проведения военных сборов, вместе с тем, хотя она и значительно ослабила систему  Ленгорздравотдела, призыву подлежали  только военнообязанные. Гораздо более  ощутимой была мобилизация, проведенная  уже в период боевых действий, когда  и условиях крайне недостаточной  кадровой численности, привлекались те категории, которые на военное время  были закреплены за гражданскими лечебными  учреждениями и могли быть призваны лишь в случае крайней необходимости.

Мобилизация медицинских  работников привела к тому, что  уже в декабре 1939 г. стад остро  ощущаться дефицит как специалистов, так и неквалифицированных кадров в лечебных учреждениях Ленинграда вследствие того, что сверх п.чана в действующую армию было направлено I 000 медицинских сестер и 120 хирургов. Кроме того, врачебный состав ленинградских  стационаров был привлечен для  работы в призывных комиссиях. Мобилизация  медицинского персонала проходила  довольно часто без ведома Ленгорздравотдела. Городской военкомат, действуя согласно имевшимся предписаниям в отношении  формировавшихся медицинских учреждений, призывал в действующую армию  работников больниц и поликлиник, предварительно не уведомляя руководство  городского здравоохранения. Это не могло не сказаться на уровне медицинской  помощи, оказываемой в городе. Осложнилась  ситуация с особо дефицитными  специальностями отоларингологами, окулистами, рентгенологами, хирургами. Вызовы к больным выполнялись несвоевременно, с опозданием па день и более, кроме того, часть вызовов обслуживалась средним медицинским персоналом. Недокомплект врачей по квартирной помощи составлял в среднем 50 % в детской и взрослой сети, В Петроградском районе по 34-й поликлинике на 4 марта 1940 г: оставались невыполненными 60 вызовов. Такое же положение складывалась и в Октябрьском районе - недовыполнение вызовов в среднем было от 50 до 60 ежедневно.

Обстановка в данной сфере  усугублялась еще и тем обстоятельством, что по всей системе городского здравоохранения  в предвоенный период имело место  несоответствие реальной численности  медицинского персонала штатной.

В военное время вышеуказанная  тенденция могла привести к нарушению  нормального функционирования города, вследствие чего со стороны городских  властей и командования ЛВО были найдены новые механизмы регулирования  численности врачебного персонала, отличительной чертой которых являлась реализация не только наличных людских  ресурсов, предусмотренных мобилизационным  планом, но и использование труда  вольнонаемного медицинского состава, Общества Красного Креста, а также  гражданского населения Ленинграда. Однако более широкой стала практика увеличения нагрузки на медицинский  персонал лечебных учреждений. Подобного  рода явление следует рассматривать  как экстенсивный способ решения  проблемы, но вместе с тем он являлся  наиболее простым в условиях больших  нагрузок, требовавших адекватной реакции  в короткие сроки, при отсутствии иных, более действенных административных ресурсов.

По мере нарастания активности боевых действий и увеличения числа, раненых и больных, доставленных в город, наравне с количеством  лечебных мест в городских медицинских  учреждениях, предназначенных для  размещения раненых и больных  — «оперативных коек», возрастает и  численность лечебных учреждений, где  они были развернуты. К концу советско-финляндской  войны медицинскими учреждениями Ленинграда в оперативное распоряжение НКО  было выделено 8270 коек, что составляло практически 30 % от общего количества лечебных мест, развернутых в городе. «Оперативные койки» действовали в 20 гражданских  медицинских учреждениях Ленинграда — 7 больницах, 12 научно-исследовательских  институтах, одном диспансере. В  данный процесс были вовлечены не только доминировавшие в целом стационары наркомата здравоохранения, но и  других ведомств (Узловая больница, Портовая).

Мероприятия по увеличению числа «оперативных коек» в ленинградских  больницах повлекли за собой соответствующее  уменьшение лечебных мест для горожан. Данная практика стала реализовываться  уже накануне войны — в конце  ноября 1939 г. с целью освобождения больничных коек, включенных в мобилизационный  план, находившиеся на них пациенты были по медицинским показаниям в  отдельных случаях выписаны, либо направлены в другие учреждения гражданского здравоохранения для окончания  курса лечения. Как отмечалось в  докладной записке заведующего  Ленгорздравотдела Л.А. Эмдина председателю Исполкома Ленсовета П. С. Попкову, «никаких недоразумений и конфликтов с больными при выделении коек для оперативных целей не было».

Ленинградское здравоохранение, как и вся социально-экономическая  структура города в целом, на данном этапе сыграли компенсирующую роль. Данные ресурсы были использованы командованием  ЛВО и местным руководством в  критической обстановке, обусловленной  ходом боевых действий и последующим  за ним общим спадом в различных  сферах районов, находившихся в непосредственной близости к театру военных действий. В условиях военного времени гражданский  сектор оказался в подчиненном состоянии, что определило его неустойчивое положение, так как наличные ресурсы мобилизовывались не на основании определенных ранее конкретных расчетов, а исходили из реальных потребностей действующей армии Подобная ситуация была характерна не только для гражданского здраво охранения, но и для всего городского хозяйства, ориентированного на выполнение поставленной перед ним оборонной задачи, экономический фактор при этом игнорировался...

Таким образом, несмотря на непродолжительность войны и  её локальны характер, страна вынуждена  была привлечь огромные силы и средства военного и гражданского здравоохранения  для медицинского обеспечения войска фронте и в тылу страны. Опыт войны  в целом подтвердил правильность принципов принятой системы этапного лечения, однако был выявления, слабых мест. Наиболее существенными из них  были:

— весьма нечеткое разграничение  прав и обязанностей между УМЭП органами здравоохранения по руководству  ЭГ НКЗ;

— недостаточная специализация  коечной сети в госпитальных базах  тыл страны и несоответствие структуры  коечного фонда структуре входящего  по тока раненых и больных;

— отсутствие производственной базы для протезирования инвалидов  войны;

— отсутствие в составе  МЭП специализированных лечебных учреждений а также штатных сортировочных  госпиталей с прирельсовыми эвакоприёмниками.

Очень важный итог советско-финляндской  войны состоял в том, что санитарная служба Красной Армии и гражданское  здравоохранение приобрели ценный опыт совместного решения задач  по медицинскому обеспечению войск  на фронте и в тылу страны, который  был обобщен и частично реализован в руководящих документах НКО  и НКЗ СССР.

В июне 1940 года, Народным Комиссаром здравоохранения СССР было утверждено «Положение о формировании эвакуационных  госпиталей, развертываемых органами здравоохранения Союза ССР в  военное время», которым были регламентированы основные принципы управления и руководства  эвакуационными госпиталями. Эти принципы сводились к следующим положениям: ЭГ в медицинском, административном финансовом отношениях подчинялись  органам гражданского здравоохранения  по месту их развертывания, а в  оперативном отношении — Народному  Комиссариату обороны через его  местные органы (санитарные отдел  военных округов, УРЭП, УМЭП), которые  осуществляли контроль за постановкой  медицинского обслуживания раненых  и больных, находящихся в ЭГ НКЗ  СССР, и проводили свои мероприятия  по улучшению постановки работы в  ЭГ через местные органы здравоохранения, непосредствен формирующие их.

Из этого следует, что  в указанном документе не давалось четкого разграничения правовых функций органов управления военного и гражданского ведомств и вело к  их конфронтации.

Для предусмотренных к  развертыванию в военное время  госпитальных коек в тылу страны директивой ГШ от 13.02.1941 года была определена специализация (таблица № 1).

 

Таблица №1

Специализация коечного фонда  ЭГНКО, НКЗ и оперативных коек в военное время

Специализированные койки

Структура коек (%)

 

Приграничные ВО

Внутренние ВО

1

2

3

А. ХИРУРГИЧЕСКИЕ

70.0

80,0

из них:

   

— общехирургические

52,5

32,0

— травматологические

35,5

45.0

— торакальные

3.0

 

— урологические

0.5

 

— нейрохирургические

1.5

7,0

— глазные

2.0

3.0

—ЛОР

1,5

1.5

— челюстно-лицевые

3.5

3.5

— полостные

 

8.0

Б. ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ

30.0

20.0

из них:

   

— обшетерапевтнческие

70,0

50.0

— инфекционные

13.5

25.0

— кожно-венерологические

13.5

15,0

— нервно-психические

3.0

10,0


 

Это было существенным шагом  на пути реализации приобретенного опыта  медицинского обеспечении входе  воины.

Информация о работе Мобилизационная подготовка здравоохранения