Мобилизационная подготовка здравоохранения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 21:32, реферат

Описание работы

«Война... Здравоохранение... Какая неизмеримо глубокая пропасть лежит между этими понятиями! Войны являются величайшим бедствием для народов. Они неизбежно сопровождаются неисчислимыми жертвами, приводят к обнищанию и увеличению заболеваемости.

Содержание

Введение
Термины и определения
Глава 1 Национальная безопасность
Глава 2 Нормативно-правовые основы мобилизационной подготовки здравоохранения
Глава 3 Специальные формирования здравоохранения
Глава 4 Государственный материальный резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества
Глава 5 Бронирование и воинский учет

Работа содержит 1 файл

Национальная безопасностьWord.docx

— 617.41 Кб (Скачать)

 

 

Рис. 1. Организационная структура  эвакуационной комиссии в период русско-турецкой войны 1877-1878 гг.

 

После окончания русско-турецкой войны Н.И. Пирогов обобщил опыт работы эвакуационных комиссий в  своём труде «Военно-врачебное  дело и частная помощь на театре войны в Болгарии и в тылу действующей  армии в 1877-1878 гг.». На основе этого  труда в 1890 году было издано «Положение об эвакуации больных и раненых», однако важнейшие идеи Н.И. Пирогова о медицинской сущности эвакуации  и подготовке ещё в мирное время  всей системы медицинского обеспечения  в нем были проигнорированы.

«Положение об эвакуации  больных и раненых» 1890 года действовало  в русско-японскую войну 1904-1905 гг. Эвакуационные  комиссии в этой войне получили своё дальнейшее развитие. Они были организованы во фронтовом районе (полевые и  тыловые эвакуационные комиссии) и в тылу страны (внутренние эвакуационные  комиссии). «Для содействия в перевозке, размещении и призрении больных  и раненых...» создавались губернские и уездные «распорядительные  по эвакуации комитеты», которые  обеспечивали размещение, содержание и лечение раненых и больных  в местных больницах.

Внутренние эвакуационные  комиссии были значительно расширены, в их составе появились «врачи для сортировки» раненых и  больных.

Деятельность полевой  и тыловой эвакуационных комиссий в виду отступления наших войск, отсутствия медицинского руководства, неорганизованности сортировочной  работы, резкого недостатка в лечебных учреждениях и санитарном транспорте была неудовлетворительной. Военно-санитарные поезда загружались в спешке, в  них оказывались раненые и  больные различной степени тяжести: от умирающих до почти здоровых. В связи с этим эвакуация продолжала оставаться беспорядочной, а сортировка поступающих в тыл страны раненых  и больных проводилась поверхностно, прямо в вагонах. Так, по данным С.А. Семеки из 197 790 раненых и больных, поступивших в Иркутскую эвакуационную комиссию за весь период русско-японской войны, было эвакуировано дальше в тыл страны 194 788 человек, или 92,9 % от общего числа поступивших. Раненых и больных доставляли в тыловые госпитали часто в недопустимо поздние сроки, нередко они погибали от неудовлетворительных условий эвакуации, зимой у многих были отморожения конечностей. Положение усугублялось тем, что внутренние эвакуационные комиссии создавались с большим опозданием уже в ходе войны.

Тяжелое положение с сортировкой  раненых и больных и маломощность эвакуационных комиссий вызвали  необходимость создания сортировочно-контрольных  подразделений медицинской службы. В связи с этим с ноября 1904 года при внутренних эвакуационных комиссиях (кроме Челябинской) начали создаваться  сборные эвакуационные пункты, которые  явились прототипом современных  сортировочных госпиталей. На них  возлагались задачи по проведению сортировки поступающих раненых и больных, доставке их в местные госпитали  и организации погрузки в ВСП, для чего при сборных эвакуационных  пунктах содержались команды  носильщиков и необходимый санитарный транспорт. При эвакуационных комиссиях  развертывались, кроме сборных эвакуационных  пунктов, госпитали и лазареты военного ведомства, общества Красного Креста и  различных благотворительных организаций, «слабосильные команды», военно-санитарные поезда и санитарные транспорты, дезинфекционные  отряды, бани, прачечные, питательные  пункты, различные склады медико-санитарного  и хозяйственного имущества.

Таким образом, эвакуационные  комиссии по своей организации все  более приближались к современным  эвакуационным пунктам.

Необходимо подчеркнуть, что недостатки в деле лечебно-эвакуационного обеспечения русской армии в  те годы можно объяснить несколькими  основными причинами:

— отсутствием специального медицинского органа управления в стране, руководящего эвакуацией раненых и  больных;

— отсутствием предварительных  разработок по предполагаемому количеству санитарных потерь на войне и нуждаемости  в эвакуации;

— неподготовленностью необходимого количества санитарного транспорта для эвакуации раненых и больных;

— неподготовленностью госпиталей с соответствующим количеством  коек и помещений для их развертывания, в том числе и в тылу страны;

— несовершенством организационно-штатной  структуры эвакуационных комиссий.

Каких — либо изменений  после окончания русско-японской войны 1904-

1905 годов и до 1914 года  в организацию лечебно-эвакуационного  обеспечения русской армии внесено  не было. Как указывает С.А.  Семека, вплоть до первой мировой  войны 1914-1918 годов никаких новых  формирований в тылу страны  на случай войны не предусматривалось,  и эвакуация раненых и больных  должна была производиться в  постоянные военные госпитали  мирного времени, общая коечная  емкость которых в 1914 году составляла  всего 10 890 коек.

Согласно действовавшему до 1914 года «Положению об эвакуации  больных и раненых» 1890 года для  размещения раненых и больных  должны были использоваться также гражданские  больницы, лазареты, лечебные учреждения общества Красного Креста и других общественных организаций.

Дальнейшее развитие система  эвакуации раненых и больных  и лечения их в тылу страны получили в первую мировую войну 1914-1918 годов. С августа 1914 года по 15 ноября 1916 годов  с театра военных действий во внутренние районы страны было эвакуировано 4 154 493 раненых и больных, для лечения  которых было сформировано значительное количество госпиталей, главным образом  за счет общественных организаций - Союзов городов, общества Красного Креста, Земского общества и других. Общая коечная  ёмкость госпиталей составляла 427 000 коек (43,5 % от общего числа коек в  тылу страны и на ТВД).

Эвакуационные комиссии, сформированные в начале войны по мобилизационным  планам, не смогли обеспечить выполнение возложенных на них задач и  были упразднены. Согласно «Временному  положению об эвакуации раненых  и больных», утвержденному в августе 1914 года, была создана система эвакуационных  пунктов: на театре военных действий — головных и тыловых, а во внутреннем районе страны - распределительных  и окружных. Переход к организации  эвакуационных пунктов осуществлялся  уже в ходе войны с большими затруднениями и формально был  завершен к началу 1915 года. В период первой мировой войны в России было развернуто 8 распределительных  и 25 окружных эвакуационных пунктов.

По сравнению с эвакуационными комиссиями, являвшимися по существу начальной формой организации управления сортировкой и эвакуацией раненых  и больных, функции вновь созданных  эвакуационных пунктов были значительно  расширены. Кроме того, в тылу страны появились два органа управления эвакуацией раненых и больных, различных  по своей организационно-штатной  структуре и задачам.

Распределительные эвакуационные  пункты (РЭП) развертывались во внутреннем районе на узловых железнодорожных  станциях с таким расчетом, чтобы  все раненые и больные, прибывающие  с фронта, непременно проходили через  них.

В состав РЭП, согласно «Временному  положению об эвакуации раненых  и больных», входили канцелярии и  полевые запасные госпитали, предназначенные  для временного размещения прибывших  с фронта раненых и больных, которые  по состоянию здоровья «не могут  выдержать дальнейшей перевозки», оказания им медицинской помощи, а также  для «обсервации и лечения  острозаразных больных». При РЭП  содержались: санитарно-гигиенический  отряд, дезинфекционные камеры, бани и прачечные; запасы интендантского имущества и продовольствия для  обеспечения эвакуируемых с пункта.

Одной из главных задач  РЭП являлось проведение медицинской  сортировки, распределение и отправка раненых и больных «в зависимости  от места их службы, родины или избранного места жительства по соответствующим  окружным эвакуационным пунктам».

Окружные эвакуационные  пункты (ОЭП) развертывались также на узловых железнодорожных станциях в каждом военном округе, куда осуществлялась эвакуация раненых и больных  из РЭП. Распределение раненых и  больных по их количеству и структуре, направляемых из РЭП в ОЭП, осуществлялось по эвакуационным направлениям Генерального Штаба. В силу этого, распределительные  и окружные эвакуационные пункты работали независимо друг от друга и не имели отношений подчиненности.

В состав ОЭП входили канцелярия и полевые запасные госпитали. Основной задачей ОЭП являлось распределение  раненых и больных, требующих  госпитального лечения, по лечебным учреждениям военного и гражданского ведомств и отправка «неспособных к  службе» на родину или в избранные  места жительства.

Как РЭПы, так и ОЭПы возглавлялись  строевыми офицерами, поэтому изложенная во «Временном положении об эвакуации  раненых и больных» 1914 года стройная и в целом прогрессивная система  эвакуации раненых и больных  на практике не была реализована.

Член Государственной  Думы Шингарев А.П. в докладе на заседании  бюджетной комиссии 10.12.1915 г. так  характеризовал состояние эвакуации: «...Развозка раненых была неправильна. Первое время можно было в ужас прийти от такой картины, которая  оказалась. В Москву приходили поезда с накормленными несколько суток, голодными людьми, с ранами неперевязанными, а если перевязанными — однажды, в течение нескольких дней не перевязанными  вновь. Иногда даже с таким количеством  личинок мух, червей, что трудно было даже медицинскому персоналу выносить такие ужасы, которые обнаруживались при осмотре больных».

Поступившие в таком состоянии  в лечебные учреждения тыла страны раненые и больные получали, наконец, исчерпывающую медицинскую помощь и лечение. Однако уровень этой помощи в лечебных учреждениях различных  ведомств был далеко не одинаков. Окружные эвакуационные пункты не только не имели своей задачей контроль за постановкой лечебной работы в  этих учреждениях, но и в связи  с отсутствием в их штатах врачей-специалистов практически не могли его осуществлять. Это обстоятельство, безусловно, отрицательно сказывалось на результатах лечения  раненых и больных в тылу страны.

По определению Е.И.Смирнова санитарная служба царской армии  почти ничего не извлекла из уроков русско-японской войны и вошла  в первую мировую войну с системой развоза раненых и больных  и принципами медицинского обеспечения, суть которых сводилась к оказанию первой медицинской помощи и сбору  раненых и больных ночью (в  периоды затишья), к хирургической  бездеятельности в войсковом  районе и к эвакуации «во что  бы то ни стало».

Подтверждением этого  служит определение целей эвакуации  раненых и больных, изложенных в  статье 1 «Временного положения об эвакуации раненых и больных»: « ...Действующая армия нуждается  в постоянном удалении от нее раненых  и больных, дабы их присутствие не стесняло ее подвижности и не оказывало  неприятного влияния на находящихся  в ее рядах чинов». Удовлетворение этого требования, также как и  необходимости избежать скопления  раненых и бальных в тылу армии  и тем самым предупредить возможность  возникновения здесь эпидемий и  заражении путем сообщения, составляет задачу «эвакуации раненых и больных  с театра военных действий».

Вышеуказанные причины обусловили сравнительно низкие показатели деятельности военно-санитарной службы русской армии  в первой мировой войне 1914-1918 гг.; до 10% раненых и больных умирали, до 20 % -становились инвалидами. Из общего числа эвакуированных в тыл страны раненых и больных в строи  вернулось только 42 %.

Во время иностранной  военной интервенции и гражданской  войны 1918-1920 годов и. особенно, в послевоенный период система эвакуации раненых  и больных в тыл страны продолжала совершенствоваться. Были созданы условия  для качественно нового подхода  к организации лечебно-эвакуационных  мероприятии в войсках, организован  единый центр управления военно-санитарной службой Военно-санитарное управление РККА, и котором уже в первой половине 1918 года полностью сосредоточилось  управление всем лечебно-эвакуационным  обеспечением войск как на фронте, так и в тылу страны. Это было закреплено во «Временной инструкции учреждениям и заведениям, ведающим эвакуацией». В тяжелых условиях гражданской войны удалось приступить к созданию системы медицинской  эвакуации раненых и больных, в которой лечение и эвакуация  составляли единый и неразрывный  процесс.

В 1929 голу было введено в  действие «Руководство по санитарной эвакуации в РККА», в котором  законодательно закреплялись основные принципы лечебно-эвакуационного обеспечения  войск Красной Армии. Общее руководство  санитарной эвакуацией было сосредоточено  в Военно-санитарном управлении РККА (далее - ВСУ РККА). Основными учреждениями санитарной эвакуации являлись: в  армейском и фронтовом тыловых  районах — полевые, фронтовые  и вспомогательные эвакуационные  пункты, а во внутреннем районе страны - распределительные (РЭП) и местные (МЭП) эвакуационные пункты.

Начальники МЭП подчинялись  «в отношении санитарной эвакуации» начальникам РЭП. При РЭП создавались  лазареты для выздоравливающих. Распоряжением  ВСУ РККА за РЭП закреплялись военно-санитарные поезда. В эвакопункты внутреннего  района страны планировались к эвакуации  раненые и больные, нуждающиеся  в длительных сроках лечения или  в специальных видах медицинской  помощи, которые не могли быть обеспечены на фронте. При всех РЭП. МЭП и  приписанных к ним лечебных учреждениях  предписывалось иметь военно-врачебные  комиссии для проведении военно-врачебной  экспертизы.

Таким образом, издание «Руководства по санитарной эвакуации в РККА»  явилось крупным вкладом отечественной  медицины вдело совершенствования  системы санитарной эвакуации и  лечения раненых и больных  в тылу страны.

Результаты медицинского обеспечения боевых действий в районе р. Хал-хин-Гол (май 1939 года) потребовали  решения вопроса о специализации  коечной сети в армейском, фронтовом  и тыловом районах с учетом наличия врачей-специалистов в стране и местных средств населенных пунктов в которых планируется  развертывать госпитали. К сожалению, эта работа не была доведена до логического  конца.

В ходе советско-финляндской  войны, несмотря на её непродолжительный  характер (с 30.11.1939 по 12.03.1940 гг.). Красная  Армия понесла значительные потери. С ноября 1939 года по август 1940 года из госпитальной базы Северо-Западного  фронта было эвакуировано в эвакогоспитали тыла страны 142 925 раненых и больных, причем из них 11 200 человек - транзитом  без оказания медицинской помощи в ГБФ из-за её большой перегрузки.

Для лечения раненых и  больных, поступающих с фронта, в  восьми военных округах (Киевском, Московском, Орловском, Приволжском, Уральском, Белорусском, Харьковском и Северо-Кавказском) было развернуто 214 эвакуационных госпиталей Наркомздрава СССР (ЭГ НКЗ), приписанных  к восемнадцати МЭП. Общая ёмкость  эвакогоспиталей на 1.08.1940 г. составляла 81 412 коек. Кроме того, в составе госпитальной базы Северо-Западного фронта было развернуто 14 ЭГ НКЗ на 4083 койки.

Информация о работе Мобилизационная подготовка здравоохранения