Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:23, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Оглавление.. 2
Введение.. 3
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35
Заключение.. 41
Список литературы... 42
Оглавление
Оглавление.. 2
Введение.. 3
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35
Заключение.. 41
Список литературы... 42
Введение
Средние века обыкновенно
рассматривают как мрачную
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Как доказательство ничтожности
средневековой медицины приводят совершенное
отсутствие в средние века гигиены,
как в частных жилищах, так
и вообще в городах, а так же
свирепствования в течение
В противоположность этому взгляду существует мнение, что средние века потому выше древности, что они за нею следуют. Ничего доказывать, что и то, и другое лишено основания; по крайне мере, что касается медицины, уже один здравый смысл говорит в пользу того, что не было и не могло быть перерыва в медицинском предании, и подобно тому, как история всех других областях культуры покажет, что варвары были не посредственными преемниками римлян, точно так же и медицина не может, и не могла составить в этом отношении исключения.
Известно, с одной стороны, что в Римской Империи и, в особенности в Италии преобладала греческая медицина, так что греческие сочинения служили настоящими руководствами для наставников и учеников, и с другой стороны, что нашествие варваров вовсе не имели на западе таких всесокрушающих последствий для науки и искусств, как обычно полагалось.
Мне показалась интересная эта тема тем, что эпоха средних веков является промежуточным звеном между античным и новым временем, когда наука стала бурно развиваться, стали делаться открытия, в том числе и в медицин. Но ничего не бывает и не происходит на пустом месте…
В своем реферате я показал в первой главе общую картину этой эпохи, так как нельзя рассматривать по отдельности любые отрасли, будь то искусство, экономика или как в нашем случае медицина, так как для создания объективности надо рассматривать данный раздел науки относительно своего периода времени, учитывая всю его специфику и рассматривая с этой позиции различные проблемы.
Мне было интересно рассмотреть во второй главе более конкретно тему истории средневекового госпиталя, его путь становления от простой обители призрения бедных и места каратативной деятельности церкви до формирования социального института медицинской помощи, хотя даже подобие современной больницы с врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой специализацией госпиталь начинает походить только что с XV века.
Интересна и клиническая подготовка врачей в период средневековья, которой посвящена третья глава, их процесс обучения на медицинских факультетах университетов того времени, так как в основном образование было теоретическим, более того, схоластическим, когда студентам приходилось просто переписывать на лекциях труды древних, причем даже не сами произведения античных ученых, а комментарии к ним святых отцов. Сама наука была в жестких рамках, диктуемых церковью, ведущий лозунг, который дал доминиканец Фома Аквинский, (1224—1274): «Всякое познание— грех, если оно не имеет целью познание Бога» и поэтому любое свободомыслие, отступления, иная точка зрения - рассматривалось как ересь, и быстро и беспощадно наказывалось «святой» инквизицией.
В качестве справочной литературы в реферате были использованы следующие источники, такие как – большая медицинская энциклопедия, справочное пособие, составившие основу данной работы. И которое, наверное, наиболее полно освещает самые актуальные моменты, связанные с медициной и, интересное, как и для студентов, так уже и для практикующих врачей любых специальностей.
В качестве периодической литературы я взял журналы: «Проблемы социальной гигиены и истории медицины», где по его тематике размещены статьи многих известных авторов, которыми я воспользовался; журнал «Клиническая медицина» и «Российский медицинский журнал», в которых есть рубрика, посвященная истории медицине.
Немаловажным подспорьем оказались и книги «История медицины» Л. Менье, «История средневековой медицины» Ковнер, «История медицины. Избранные лекции» Ф.Б. Бородулин, где подробно описан весь период истории медицины, начиная с первобытного общества и завершая уже началом и серединой двадцатого века.
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе
Эпоху становления и развития
феодализма в Западной Европе (5— 13
вв.) обычно характеризовали как
период упадка культуры, время господства
мракобесия, невежества и суеверий.
Само понятие «средневековье»
Деятели Возрождения и
Нового времени, борясь с феодализмом
и сковывавшими развитие философской
и естественнонаучной мысли религиозно-
В силу объективно сложившихся исторических обстоятельств варварские племена, завоевавшие всю территорию Западной Римской империи, не стали и не могли стать непосредственными восприемниками позднеантичной культуры.
В 9-11 вв. центр научной
медицинской мысли переместился
в страны арабского Халифата. Византийской
и арабской медицине мы обязаны сохранением
ценного наследия медицины Древнего
Мира, которое они обогатили
В отличие от народов Ближнего и Среднего Востока, сумевших сохранить культуру своих предшественников, народы Запада, прежде всего германские племена, опрокинувшие западную Римскую империю (при помощи восставших против Рима рабов) уничтожили культуру Рима.
Обладая самобытной культурой
эпохи родоплеменных отношений,
кельтские и германские народы предстали
перед христианизированной
То есть, если на Востоке культурный подъем 1 тысячелетия н. э. происходил на прочном фундаменте устоявшихся древних культурных традиций, то у народов Западной Европы к этому времени лишь начался процесс культурного развития и формирования классовых отношений.
Средневековье развилось из совершенно примитивного состояния. Оно стерло с лица земли древнюю цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию и начало во всем с самого начала. Единственное, что средневековье взяло от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утерявших всю свою прежнюю цивилизацию, городов»1. (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., т. 7, с. 360).
В жизни народов Западной
Европы христианство в эпоху средневековья
представляло собой общественный фактор
исключительного значения. Вылившись
в форму католицизма, оно объединяло
европейский мир, лишенный единства,
целой сетью крепких, трудно расторжимых
связей. Это объединение оно
При этом, если на Востоке
устоявшиеся культурные традиции позволили
длительное время сопротивляться
сковывающему влиянию догматики
организованных религий, то на Западе
церковь, даже подвергшаяся в 5—7 вв. «варваризации»,
была единственным общественным институтом,
сохранившим остатки
В Западной Европе сложилась феодальная культура в наиболее типичной ее форме (см. выше — Медицина феодального общества); мировосприятие и идеалы, ценностные ориентации и критерии, нравственные и этические представления средневекового европейца сводились к религиозной догматике. Никакое мирское знание не шло в сравнение с познанием возможностей «спасения».
Поэтому средневековые художники
и писатели, пренебрегая реальными
окружающими явлениями, внимательно
«всматривались» в
Всякое позитивное знание
имело право на существование
лишь как средство для иллюстрации
теологических истин. На этом фоне процветали
различные мистические
Достаточно сказать, что даже в 17 в., в период подъема материалистической философии и опытного естествознания, не только сохранялась вера в колдовство, но и борьба с ним являлась одной из важных функций государственных судебных органов. Известный французский судья А. Реми (первая половина 17 в.) гордился тем, что ему удалось приговорить к сожжению около 900 колдунов и колдуний.
И все же Средневековье не было шагом назад в культурном развитии народов Западной Европы, прошедших за этот период путь от племенных отношений до развитого феодализма и создавших своеобразную культуру, во многом противоречивую и неприемлемую для потомков, но все же достаточно высокую для того, чтобы послужить фундаментом для последующего развития.
Кругом уже вырастали
города: в Италии, Южной Франции,
и в Рейне возродились из собственного
пепла староримские муниципии; в
других местах, особенно внутри Германии,
создавались новые города; все
они были обнесены для обороны
стенами и рвами, их крепости были
гораздо более неприступными, чем
дворянские замки... За этими стенами
и рвами развилось
Несомненный экономический и технический прогресс, достигнутый средневековой Европой, обеспечил развитие ремесла, торговли и рост городов. Не позднее 8 в. народы Европы создали национальную письменность, приспособив латинский алфавит к своим диалектам. Деятели средневековой культуры оставили крупные памятники литературы, архитектуры, философской, юридической и экономической мысли. Появились элементы будущего преодоления и разрушения идеологической монополии церкви.
Подобно тому, как это было на Востоке и в Западной Европе, горожане стали классом, который воплотил в себе дальнейшее развитие производства и обмена, просвещения, социальные и политические учреждения.
В эту эпоху в городах стал возрождаться древнеримский институт городских врачей, которые стали называться «городскими физиками».
В связи с частыми вспышками
эпидемий издаются специальные «регламенты»,
в которых излагаются обязательные
мероприятия против заноса и распространения
заразных болезней. Прокаженных, например,
которые во множестве появились
в Европе уже после первого
крестового похода, в города не допускали.
У городских ворот ставили
привратников для задержания больных
проказой. В сельских местностях прокаженных
обязывали предупреждать о
Информация о работе Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения