Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:23, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Оглавление.. 2
Введение.. 3
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35
Заключение.. 41
Список литературы... 42
На фоне этих социально-экономических изменений и в религиозной жизни Европы происходит важный поворот, среди прочих последствий которого были новые формы каритативной деятельности и, что особенно важно, частичный выход ее из компетенции церкви. В этом повороте существенны два момента. Во-первых, внутрицерковные реформы, суть которых заключалась в стремлении приблизить, наконец, к жизненной практике веками провозглашаемые лозунги подражания Христу, необходимости "апостольской жизни" в бедности и служении бедным для клира и монашества. Во-вторых, с середины XII века все более активное участие в религиозной жизни общества начинают проявлять представители средних и низших сословий.
Таким образом, рост "бедности поневоле" обострил вопрос о добровольной бедности и аскезе, приближающимся к идеалам апостольства. Старое бенедиктинское монашество переживает кризис: богатство ордена заставляет усомниться в его соответствии этим идеалам. И в самом монашестве, и в миру активизируется движение за добровольную бедность и служение бедным, вылившееся в создание целого ряда духовно-светских орденов и братств, поставивших своей целью соответствие аскетическим идеалам и каритативную деятельность, прежде всего уход за бедными и больными. Эти ордена уже не были чисто церковными организациями, в них входили миряне, причем далеко не из знати. Так, старейшим был орден святого Иоанна, организованный во второй половине XI века рыцарями и купцами в Иерусалиме для больных паломников. Столетие спустя во время третьего крестового похода рыцари и горожане из Любека и Бремена создают Тевтонский орден (орден госпиталитов святой Марии).
Вскоре после создания
эти ордена распространяют сеть своих
госпиталей по всей Европе. Некоторые
ордена специализировались на уходе
за определенными категориями
Типичный пример — городской
госпиталь в Марбурге, основанный
в 1231 г. тюрингской ландгафиней Елизаветой,
впоследствии причисленной к лику святых.
Ей был 21 год, когда она овдовела
и решила посвятить себя благотворительности.
Отдалившись от своих детей, родственников,
придворных, полностью отказавшись
от светской жизни, она расходует
основную часть своих богатств на
организацию госпиталя на 28 мест.
Патроном (небесным покровителем) госпиталя
был выбран незадолго до этого
канонизированный святой — Франциск
(умер в 1228 г.), который проповедовал
и подтверждал личным примером религиозно-аскетическую
свободу от имущества и стал для
Елизаветы и многих ее современников
идеалом сознательного
Как видим, для поворота в
общественном сознании в отношении
бедных и больных, вследствие которого
установка на обязательную благотворительность
по отношению к ним наконец
перестает быть лишь идеологическим
штампом или еще одним
Эпидемии чумы середины XIV
века, в течение нескольких десятилетий
опустошавшие Европу, имели следствием
не только сокращение населения (в некоторых
областях почти на треть), но и значительный
упадок хозяйства, что дало новый
импульс бедности. Стремительный
рост числа неимущих превращает их
в социальное зло, и на повестку дня
впервые в истории встает вопрос
о причинах бедности, связи ее с
преступностью и способах борьбы
с нею, что в целом противоречило
прежней, евангельской, ее оценке. Если
раньше бедность понималась как необходимость
работать, а нищенствование — не
как вынужденное состояние, а
как способ приближения к евангельским
идеалам самоотречения и
На первый план выдвигаются педагогические задачи — приобщение бедных к труду путем воспитания и даже принуждения. Им предписываются определенные нормы поведения, требующие от них скромности, дисциплины, прилежания и трудолюбия. Одновременно совершенствуются и разнообразятся институты и формы социальной помощи (например, раздача одежды, денег, "столы для нищих"), упорядочивается их финансирование, разрабатываются четкие критерии для предоставления этой помощи, усиливается городской контроль за благотворительностью как коммунальных, так и духовных учреждений, возникает постоянный бюрократический аппарат, занимающийся проблемами социального обеспечения. Трудоспособных бедных теперь не принимают в госпитали, где они могли бы безбедно существовать в праздности, а направляют на принудительные (обычно довольно тяжелые) работы, пытаются создавать специальные работные дома (например, на лесопильне или солодовне для мужчин, на прядильне для женщин). Отныне бедные должны работать, для нетрудоспособных по старости и детей-сирот городские власти все чаще создают специальные приюты, а госпитали, наконец, все более и более начинают походить на медицинские учреждения.
Таким образом, только в позднее
средневековье институт госпиталей
окончательно утрачивает свою функцию
жертвы Господу, свое "сакральное достоинство",
и те социокультурные феномены, которые
можно было бы обозначить современными
понятиями "здравоохранение" и "социальная
забота", в целом приобретают
общественный статус или, точнее, утрачивают
свой религиозный характер. Врачевание
тоже окончательно становится делом
людей светских — профессиональных
врачей, получающих теоретическую подготовку
на медицинских факультетах
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах
Дайте ученикам хорошее клиническое образование и лишь после того пускайте в госпитали», - сказал в 1804 г., возражая против существовавшей системы подготовки медицинских кадров, знаменитый медицинский немецкий врач, организатор и аналитик П. Франк [4].
Сегодня подобное заявление
может вызвать у врачей, не говоря
уже о профессорах и
Но в истории высшего
медицинского образования известен
период, когда медицинские факультеты
в университетах не имели клиник,
а профессора не считали целесообразным
обучать студентов практическим
медицинским дисциплинам у
Можно подвергнуть резкой
критике университеты средневековья,
давшие схоластическое образование
и выпускавшие беспомощных в
практическом отношении врачей-схоластов,
когда будущие доктора
Однако возникает вопрос, почему при столь вопиющих недостатках университетского медицинского образования в средневековой Европе в подавляющем большинстве стран врачом можно было стать, только окончив медицинский факультет университета. Почему выпускники существовавших тогда же медицинских школ при больницах, например хирургических, готовивших исключительно специалистов практиков, считались медиками, что называется «второго сорта» и не имели права оказывать помощь вне контроля со стороны врача-схоласта ? Остановимся чуть подробнее на этой проблеме, хотя она, как может показаться на первый взгляд, и не имеет прямого отношения к истории становления клинического преподавания. Но это лишь на первый взгляд, поскольку без четкого понимания особенностей системы подготовки врачей в средневековой Европе и университетского образования того времени невозможно разобраться в причинах возникновения и механизмах внедрения в учебный процесс практических форм обучения, а позднее и собственно клинического преподавания.
Итак, на медицинских факультетах
университетов средневековой
Все остальное, включая критику
в адрес университетского образования
и существовавшей системы подготовки
врачей, представляет собой не более
чем спекуляции, неизбежные при попытке
рассматривать и оценивать
Первая и главная спекуляция
заключается в том, что резкой
критике подвергается система университетской
подготовке врача в средневековой
Европе, в то время как медицинские
факультеты того времени врачей не
готовили. Это утверждение не относится
к открытиям последнего времени.
Многие исследователи, в том числе
и авторы цитировавшихся работ, сообщают,
сто после 2-4 летнего обучения в
университете выпускники медицинских
факультетов для получения
Информация о работе Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения