Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:23, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Оглавление.. 2
Введение.. 3
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35
Заключение.. 41
Список литературы... 42
Врачебная практика была хотя
и основным, но далеко не единственным
вариантом дальнейшего
Вторая спекуляция относится
к критике собственно университетского
образования, его схоластичности. Причем
многие авторы и прежде всего это
касается отечественных историков
медицины советского времени, даже не
утруждали себя критикой схоластического
характера университетского медицинского
образования, просто констатировали его.
Это, с их точки зрения, само по себе
служило доказательством
Однако, если познакомиться
поближе с первоначальным истинным
значением этого слова, крайне трудно
избавиться от мысли, что они будто
специально придуманы для того, что
бы исключить возможность для
критики университетов, но всяком случае
в аспекте научной
Что же касается упоминавшейся карикатуры на врачей схоластов, рассуждавших о «высоких материях» у постели умирающего, то разве сегодня меньше спорят на консилиумах современные клинически подготовленные специалисты и разве всегда результатом этих споров становится выздоровление пациента ?
Медицинские факультеты университетов
средневековой Европы давали научное
образование. И мы не можем принять,
на первый взгляд, напрашивающиеся
возражения по поводу того, что нельзя
назвать научным образованием переписывание
на лекциях источников, заучивание
наизусть текстов Гиппократа, Галена,
Ибн-Сины и бесконечные дискуссии
на диспутах по отвлеченным, не имеющим
отношения к практике и реальной
действительности вопроса. Не можем
принять потому, что речь идет о
средневековье, о совершенно иной культурной
эпохе, к которой не могут и
не должны применяться современные
и близкие для нас критерии
научного поиска. Средневековою науку
как один из элементов средневековой
культуры характеризует представления
об истине веры, веры в то, что все
сущее создано Богом, и в изначальную
целесообразность созданного. Окружающая
действительность воспринималась и
рассматривалась человеком
Но мы остановились на особенностях
средневековой науки не только затем,
чтобы предвосхитить возможные
упреки и возражения. Представления
того времени о науке вообще и
универсальных центрах изучения
и преподавания наук прямо противоречили
идее предметного практического
преподавания с использованием больного
в университетах. Возникнуть такая
идея, а тем более воплотиться
в жизнь могла лишь при условии
изменения существовавших представлений.
Поэтому не случайно, что первые
попытки ввести в учебный процесс
на медицинских факультетах
Основанная на чувственном
объективизме, практическая устремленность
человека Возрождения, его убежденность
в необходимости подтверждать свои
умозаключения конкретными
«Учить можно не иначе,
как посещая больных… Источник медицинской
науки – только у постели больного»,
- писал профессор Падуанского
университета Джованни Баттиста Монтано
(Monti, Monte, Montanos, da Monte, Montanus Giovanni Battista, 1498-1551
гг.) – первый университетский профессор,
начавший проводить со студентами занятия
у постели больного [6]. Приведенные
слова, как нельзя лучше характеризуют
изменения, происшедшие в сознании
передовых мыслителей Возрождения.
«Источник медицинской науки» для
них – не в древних фолиантах,
а «только у постели больного»,
а раз так, то в университетах
как центрах изучения и преподавания
наук «учить можно не иначе, как посещая
больных…». Для этого Монтано
добился разрешения на использования
для целей преподавания нескольких
коек в городском госпитале Св.
Франциска [12]. К этому времени
Монтано уже имел репутацию прекрасного
практического врача, поэтому неудивительно,
что проводившиеся им клинические
доклады с демонстрацией
Вместе с тем, нисколько
не умаляя заслуг этого безусловно
выдающегося врача и педагога,
нам бы хотелось высказать несколько
замечаний по поводу существующих оценок
его нововведений. Монтано был
действительно первым профессором,
который предпринял попытку ввести
в учебный процесс на медицинских
факультетах университетов
Анализ сохранившихся
данных показал, что курс практической
медицины в Падуанском университете
не включал в себя как минимум
четырех важнейших компонентов
этого феномена. Во-первых, студенты
выступали на занятиях в клинике
исключительно в роли наблюдателей
и слушателей, между ними и профессором
не предусматривалось даже диалога.
Таким образом, не обеспечивалось выполнение
основного принципа практического
преподавания – участия студентов
в клинических разборах: в выявлении
и анализе наблюдаемых
Клинические демонстрации осуществлялись вне какой-либо продуманной содержательной связи с основным систематическим курсом практической медицины, который продолжал преподаваться сугубо теоретически. Таким образом, занятия в клинике превращались в некое театральное действо, ограничивались демонстрацией врачебного искусства профессора. В-четвертых, курс практической медицины и особенно занятия в клинике не были организационно, ни содержательно согласованы с преподаванием других предметов медицинского факультета. Клиническое преподавание может эффективно осуществляться лишь при условии, что студент до занятий в клинике успешно освоил курсы базовых теоретических дисциплин: анатомии, физиологии, патологии и т.п.
Однако, еще раз повторимся,
это ни в коем случае не должно восприниматься
как критика в адрес того, что
делал Монтано. Реальные заслуги
Монтано в истории высшего
медицинского образования столь
значительные, что он просто не нуждается
в мнимых. Он первый ввел использования
больного для преподавания практических
медицинских дисциплин в
Имеющиеся в нашем распоряжении документы и литературные источники неопровержимо свидетельствуют, что возникло клиническое преподавание далеко не сразу, что потребовалось, по меньшей мере еще два с лишнем века для того, чтобы были постепенно осознаны и внедрены в учебный процесс на медицинских факультетах университетов все названные выше его обязательные элементы составляющие - двести с лишнем лет поисков и противостояния, достижений и неудач. Двухэтапная модель подготовки врача и средневековая традиция университетского медицинского образования еще долго господствовали в Европе, а попытки преподавания практических медицинских дисциплин с использованием больного еще долго встречали неприятие и даже активное противодействие.
После смерти Монтано в 1551 г. занятия со студентами в госпитале в Падуанском университете прекратились. Инициатива Монтано не нашла поддержки у университетской профессуры. Усилия одного человека оказалось явно недостаточно, чтобы поколебать устои многовековой традиции. Также очень недолго просуществовали подобные формы обучения практической медицины, внедренные вскоре после Монтано в середине XVI века, на медицинских факультетах университетов в Падуе и Генуе.
Правда, в 1578 г. в результате настойчивых требований со стороны группы немецких студентов, обучавшихся в Падуе, клинические демонстрации в госпитале Св. Франциска были возобновлены в этом году Венецианский сенат, курировавший Падуанский университет, назначил двух в недалеком прошлом выпускников этого университета Альбертино Боттони (Bottoni Albertino.? – 1596) и Марко дельи Одии (Marco, Mario, degli Oddy – 1526-1592 г.) на должности профессоров практической медицины для проведения занятий у постели больного в городском госпитале [15]. Боттони взял на себя обходы со студентами и клинические разборы больных, лежавших в мужской палате госпиталя, Одди – в женской [12].
Однако, даже несмотря на то,
что это была не частная инициатива
профессора, а вполне официальное
решение руководителей
Заключение
В позднее средневековье институт госпиталей окончательно утрачивает свою функцию жертвы Господу, свое "сакральное достоинство", и те социокультурные феномены, которые можно было бы обозначить современными понятиями "здравоохранение" и "социальная забота", в целом приобретают общественный статус или, точнее, утрачивают свой религиозный характер.
Врачевание тоже окончательно становится делом людей светских — профессиональных врачей, получающих теоретическую подготовку на медицинских факультетах университетов, и разного рода лекарей, цирюльников, "бродячих медиков", владеющих не только умением изготавливать всевозможные "чудодейственные" бальзамы и микстуры, но и определенной суммой позитивных знаний и опыта, что позволяет удалить больной зуб, вскрыть нарыв, принять роды, пустить кровь и т. п.
Медицина средневековой
Европы не была бесплодной. Она
накопила большой опыт в
Список литературы
Клиническая медицина. 1998. 76. С.62-66
История средневековой медицины Киев. 1893. 1 т. Ковнер
Информация о работе Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения