Средневековые города Западной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Февраля 2013 в 20:30, реферат

Описание работы

В современном городе активно развиваются контакты различных народов. И в прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

Содержание

Введение
1. Роль города в средневнковой западноевропейской цивилизации
2. Население западноевропейских городов
3. Внешний вид западноевропейских городов
4. Развитие городов в некоторых странах Западной Европы
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

гор зап европы.docx

— 35.79 Кб (Скачать)

               Министерство по образованию Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Рязанский  государственный университет

имени С.А. Есенина»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по геоурбанистике

Средневековые города Западной Европы

 

 

 

 

 

                                                                    

 

 

 

 

 

 

                                                                   Выполнил:

студентка 4 курса гр. С

Гусенкова Александра

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рязань 2011

План

Введение

1. Роль города в средневнковой  западноевропейской цивилизации

 2. Население западноевропейских городов

3. Внешний вид западноевропейских  городов

4. Развитие городов  в некоторых  странах Западной Европы

Заключение 

Список использованной литературы

 

Введение

В современном городе активно развиваются  контакты различных народов. И в  прошлом, в эпоху феодализма, город был центром этнокультурных процессов, активным участником формирования народной культуры во всем ее многообразии. Не было, пожалуй, ни одной сколько-нибудь значительной области народной культуры, в которую не внесли бы вклада горожане. Но если роль города и городского населения в развитии духовной культуры народа издавна признавалась исследователями, то материальная культура горожан до недавнего времени не была еще настолько изучена этнографами, чтобы можно было сделать в этой области подобные обобщения. Вместе с тем материальная культура города составляет неотъемлемую часть народной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Роль города в средневековой западноевропейской цивилизации

Большую роль в структуре и развитии западноевропейской цивилизации в эпоху средневековья сыграл город. Приблизительно с 9-11вв начался процесс массовой урбанизации, складывания городской системы, который завершится к 12-13вв.. Западный средневековый город вобрал в себя некоторые традиции античного полиса (прежде всего в плане своей автономии) и вместе с тем существенно отличался от него, т.к. сразу же стал социально отделяться от деревни.

     Города представляли собой часть  феодальной системы, поэтому горожане, будучи вассалами какого-либо  сеньора (феодала, монастыря, короля), вынуждены были платить ренту  деньгами или товарами, произвольные  поборы, нередко принуждались к  барщине, попадали в личную  зависимость. Все это было совместимо с городскими занятиями и образом жизни. Результатом явились коммунальные движения, ставившие целью избавиться от злоупотреблений сеньора, добиться свободы рыночной деятельности и личной свободы для горожан. Наиболее полный комплекс привилегий, который получали города, включали:

    1. Самоуправление, т.е. политическая самостоятельность;
    2. Правовую автономию;
    3. Право распоряжаться налогами или большей их частью;
    4. Рыночное право, монополии в области торговли и ряда ремесел;
    5. Право на прилегающие угодья и городскую округу (обычно в радиусе 3х миль); надо заметить, что многие города сами вставали в положение сеньора по отношению к прилегающей территории;
    6. Отделение от всех, кто не являлся жителем данного города;
    7. подсудность своему суду и подвластность своей администрации.

ГОРОД–коммуна не только обеспечивал личную свободу  простолюдину («гор воздух делает свободным») – в нем возникали республиканские формы правления, а это было новшеством и большим достоянием для монархического феодального общества. Город стал центром, двигателем мелкотоварного уклада – торговли, ремесел, денежного обращения. Город утвердил бытие и значение мелкой и средней собственности, основанной не на обладании землей, а на личном труде и товарном обмене. Город стал центром, средоточием наемного труда и новых категорий труда – административного, интеллектуального, обслуживающего и др.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      Города были также источниками  вольнодумства и свободолюбия, в них формировался тип предприимчивого, инициативного человека – будущего буржуа.

      Именно города, с точки зрения  многих историков, придали неповторимое своеобразие западноевропейской цивилизации.

 

                 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Население западноевропейских городов

      Размеры большинства западноевропейских  городов были невелики. Такие  города, как Флоренция, Милан,  Венеция, Генуя, Париж, имевшие в конце 13 – начале 14 века более 50 тыс. жителей, считались гигантами. Подавляющее большинство городов насчитывало не более 2 тыс. жителей, а то и того меньше. В малых (до тысячи и менее человек) городах проживало 60% всего городского населения Европы.

       Городское население состояло  из разнородных элементов: из купцов; из ремесленников свободных и несвободных, зависимых от феодала, сеньора города; из вассалов городского сеньора, из его слуг, выполнявших различные административные обязанности.

      Ремесленное и торговое население  городов из года в год пополнялось  тысячами крестьян, бежавших от  своих сеньоров, для того чтобы стать жителями вольного города. Миграции людей из деревни в город и между городами играли решающую роль в городском развитии средневековой Европы. Из-за высокого уровня смертности, связанного с неблагоприятными условиями жизни, войнами, политической нестабильностью, ни один город не мог поддерживать численность своего населения за счет внутренних ресурсов и всецело зависел от притока новых жителей из сельской округи.

      Не каждый житель города был  бюргером. Чтоб стать полноправным  гражданином города, нужно было  изначально владеть земельным наделом, позднее - хотя бы частью дома. Наконец, нужно было уплатить специальную пошлину.

      Вне бюргерства стояли бедняки  и жившие подаянием нищие. К  небюргерам относились и лица, находившиеся в услужении у  бюргеров, а также подмастерья,  приказчики, лица, состоявшие на  городской службе и поденщики.

      Бедность была преходящим состоянием, которое стремились преодолеть, а нищенство являлось профессией. Ею занимались продолжительное время. Местные нищие прочно входили в структуру городского общества. В Аугсбурге в 1475 году они подлежали обложению налогом. Нищие создавали свои корпорации.

     Но и само бюргерство не  было социально однородным. Оно  распадалось на две основные  группы: патрициат и мастеров. Патрициат (знатные горожане) держал в своих руках городское управление – городской совет и суд. Они представляли город в его отношениях с другими городами, князьями, епископами, королевской властью. Основное место среди городских патрициев занимали крупные землевладельцы и купцы, а также разбогатевшие семьи ремесленников-мастеров.

      Торговцы объединялись в цехи, и торговля, так же как и  ремесленная деятельность, была  строго регламентирована специальными  постановлениями городских советов  и цехов. Целью их было не  допустить конкуренции и ограничить  торговлю удовлетворением непосредственных  потребностей и нужд населения  города и округи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Внешний вид западноевропейских городов

      В средневековом городе отсутствовала  привычная нашему глазу четкая  планировка, которую знал римский  город: в нем нет ни широких  площадей с общественными сооружениями, ни широких вымощенных улиц с портиками по обеим сторонам. В средневековом городе дома теснились вдоль узких и кривых улочек. Ширина улиц, как правило, не превышала 7-8 метров. Так, например, выглядела важная магистраль, которая вела к собору Парижской Богоматери. Были  улицы и переулки еще уже – не более 2 метров и даже шириной 1 метр. Одна из улиц старинного Брюсселя до сих пор носит название «улицы одного человека»: двое там уже не могли разойтись.

      Уже с 12 века появляются инструкции  городских властей о правилах возведения домов и поддержания опрятного вида улиц. С конца 13 века во Флоренции, Сеене, Пизе была учреждена «служба для поддержания красоты». Высокому денежному штрафу подлежали те из домовладельцев, которые нарушали предписание относительно внешнего вида домов.

      Содержание улиц в порядке  и чистоте составляло постоянную заботу городских властей. Мусор и нечистоты большей частью сбрасывали в реки или в близ лежащие рвы. Служба мусорных повозок возникает очень поздно: в Париже в 14 веке, а в Аугсбурге лишь в 15.

      Первые сведения о городских  мостовых исходит из Парижа 12 века: каждый горожанин должен был заботиться о том, чтобы улица перед его домом была замощена. К 14 веку улицы крупнейших французских городов имели мостовые. Но так дело обстояло не во всех городах Европы. В богатом Аугсбурге мостовых не было до 15 века, также как и тротуаров. Нередко горожане прибегали к ходулям, без которых нельзя было пробраться по грязной улице.

     Городские дома обносились забором  или глухой стеной. Окна были  узкие, закрывавшиеся ставнями.

      Только с 14 века в городах  распространяется каменное строительство.  Сперва появились каменные церкви, затем – дома знатных лиц  и общественные здания; потом  – усадьбы таких ремесленников,  которые использовали печи и  горны: пекарей, кузнецов, аптекарей.  Но в целом каменные дома  горожан были редкостью.

      Пожары – бич средневекового  города. Стремление избежать их сыграло, в известном смысле, свою роль в распространении каменной застройки в городах. Так, в Любеке после двух больших пожаров в середине 13 века городским советом в 1276 году было принято постановление, чтобы впредь дома сооружались из камня. Строить дома из кирпича и глины рекомендовал городской совет Нюрнберга в своих постановлениях 1329-1335гг.

      Городские укрепления представляли  собой сложную систему сооружений. Стены укрепляли многочисленными  башнями, через ров был перекинут  подъемный мост, охраняемый стражей. Крепостные стены – предмет неустанных забот горожан, на поддержание их в порядке взимался городской налог. Они были жизненно необходимы городу, т.к. постоянно угрожала опасность со стороны норманнов, соседа-феодала, а то и просто шаек грабителей.

      Стены – не только защита, но  и символ независимости города. Право на их возведение добывалось  в долгой и жестокой борьбе с феодалом, сеньором города, на землях которого город сложился. Это право даровалось королями вместе с привилегией горожанам вершить свой суд, собирать в свою пользу таможенные и рыночные пошлины. И одним из тягчайших наказаний, которым только могли быть подвергнуты непокорные горожане, являлось разрушение стен их города.  

     

 

4. Развитие городов в некоторых странах Западной Европы

 

Германия

Немецкий город 15-16 в. – средоточие и двигатель цивилизации, центр культуры и науки, с которым уже не могли конкурировать резиденции сельской знати и еще не могли состязаться дворы территориальных князей. Городская среда сформировала характерный для этой эпохи новый тип личности: «делового человека», бюргера – предпринимателя, участника надрегиональной и заморской торговли, коммерсанта, или подобно Якобу Фуггеру из Аугсбурга, главы фирмы, финансиста, деятеля гуманистической культуры, как Нюрнбергский патриций Виллинбальд Пийнгеймер, купца-мецената, как знаменитые книгоиздатели Антон Кобергер из Нюрнберга и базелец Иоганн Фробен.

      Города – метрополии, утверждавшие  свое господство в хозяйственной  жизни страны, как бы знаменовали  стадии экономического подъема  немецких земель. С 16 в. начинается стремительный рост Аугсбурга, превратившегося в центр мирового значения.

      С ростом торговли, несмотря на  закат Ганзы, переживает подъем  Гамбург, наиболее самостоятельный  из ганзейских городов, Франкфурт-на-Майне,  центр обще германских и международных  ярмарок, Лейпциг, ставший центром  восточных областей германии. Перечисленные города – одни из самых крупных в Германии, с ярко выраженной тенденцией к демографическому росту. Возникают и растут новые города в районах с давней городской традицией  и в районах, ее почти не знавших, например Эрцгебирге и Гарце, в связи с разработкой серебряных и медных руд, железа.

      В этот период в городах  все большее значение приобретали зарождавшиеся элементы будущего буржуазного общества. В городском бюргерстве, состоявшем, как правило, из цеховых ремесленников и связанных с цеховым производством купцов, становилась все более заметной другая его часть, которая уже была связана с зачатками капиталистического производства. Вместе с тем рола низшая прослойка городского плебеса, состоящая из согнанных со своих насиженных мест крестьян, из людей не имевших никаких цеховых и иных привилегий ни в прошлом, ни в настоящем и лишенных каких-либо перспектив на будущее.

Занимая выгодное положение, Штральзунд, Росток, Висмар, Любек, Гамбург и другие северогерманские города стремились сосредоточить в своих руках всю посредническую торговлю между Россией, Англией и Нидерландами. Для этой цели они объединились в 14 веке в так называемый Ганзейский союз (Ганзу), основавший свои заграничные торговые конторы в Новгороде, Каунасе, Бергене, Стокгольме, Брюгге, Лондоне и других городах.

Информация о работе Средневековые города Западной Европы