Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:23, реферат

Описание работы

Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.

В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.

Содержание

Оглавление.. 2

Введение.. 3

Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5

Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23

Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35

Заключение.. 41

Список литературы... 42

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 94.57 Кб (Скачать)

 

Власти были вынуждены  принимать какие-то меры по борьбе с  распространением эпидемий. Первый из известных нам лепрозориев был  создан в древней Армении в 260—270 гг. н. э. Лишь через 300 лет, в 570 г. был  открыт первый лепрозорий в Западной Европе. В первой четверти 13 в. в связи  с последствиями крестовых походов, способствовавших широкому распространению  проказы, была учреждена специальная организация для призрения прокаженных — монашеский орден «Святого Лазаря»: поэтому и убежища для изоляции прокаженных получили наименование лазаретов. В 13 в. в одной лишь Франции было открыто 2 тыс. лепрозориев, а всего в Западной Европе— 19 тысяч. Во время эпидемии чумы в Константинополе (332 г.) император Юстиниан приказал «очищать» всех путешественников на специальных пунктах и выдавать им удостоверения.

 

Первые санитарные кордоны  были введены в Клермонте около 630—650 гг. В 1374 г. власти Милана создали  за пределами города «чумной дом» для изоляции больных и подозрительных. В Модене, Венеции, Генуе, Рагузе путешественники  и купцы подвергались изоляции и  наблюдению в течение сорока дней (карантины). В 13—14 вв. в Италии, Германии и других странах было положено начало санитарному законодательству и  городской санитарии.

 

В крупных портовых городах  Европы, куда торговыми судами могли  быть занесены эпидемии, появились  особые противоэпидемические учреждения — изоляторы, обсерваторы, был установлен карантин (дословно «сорока-дневие»  — срок изоляции и наблюдения за судами, их экипажами). В Венеции  такой карантин возник в 1374 г., в Рагузе (Далмация, ныне Дубровник в Югославии) — в 1377 г., в Марселе — в 1383 г. Правила марсельского карантина  требовали пребывания людей и  грузов с подозрительного судна  в течение сорока дней «на воздухе  и под солнечным светом». В  итальянских портовых городах создавались  специальные органы, на которые возлагались  санитарно - полицейские   функции. В 1348 г. в Венеции был организован  санитарный совет, в других итальянских  портах появились особые надзиратели  — «попечители здоровья».

 

В 1426 г., также в связи  с экономическими интересами средневековых  городов, в них были учреждены  должности «городовых физиков» (врачей), выполнявших в основном противоэпидемические функции. В ряде крупных городов (Париж, Лондон, Нюрнберг и др.) были  опубликованы   правила — «регламенты», имевшие целью предотвратить  занос и распространение заразных болезней. В связи с задачей  предупреждения эпидемий проводились  некоторые общесанитарные мероприятия  — удаление падали и нечистот, обеспечение  городов добро­качественной водой.

 

На Руси, как свидетельствуют  летописи и другие источники, мероприятия  по предупреждению за­разных заболеваний  проводились с давних времен, еще  в период удельной раздробленности. Эти мероприятия продолжали развиваться  в Московском феодальном государстве.

 

Для предупреждения широко распространенной в Средние века «проказы» применялись  разные меры: изоляция «прокаженных»  в лазареты, снабжение «прокаженных»  рогом, трещоткой или колокольчиком  для предупреждения издалека здоровых во избежание соприкосновения; у  го­родских ворот ставили особых привратников для осмотра и задержки подозрительных на «проказу». Издавались правила, согласно которым «прокаженным» запрещалось посещать церкви, мельницы, пекарни, булочные, колодцы, источники. Этот перечень, в котором на первом месте стоят места скопления людей, на втором — места изготовления н продажи пищи и источников питьевой воды, ясно говорит о наличии наблюдений о путях распространения за­разных болезней.

 

В 12—13 вв. был осуществлен  ряд мер по организации медико-санитарного  дела. Изданы законоположения, регламентирующие врачебную практику (первое — указ Роджера Сицилийского в 1140 г. о допуске  к врачебной практике лиц, прошедших  соответствующий курс обучения), в  конце 12 в. началась организация в  городах гражданских больниц, были открыты первые аптеки (в 1238 г.— в  Венеции, в 1300 г.— во Флоренции). В 1241г. Фридрих II издал указ об установлении  государственного контроля и приготовлением лекарственных средств и хирургической  практикой. Органы городского самоуправления, пользуясь получаемыми городом  привилегиями, создавали врачебные  коллегии для надзора за состоянием городов, практикой врачей, аптекарей, хирургов и акушерок, для проверки знаний претендентов на врачебную практику в городе независимо от наличия у  них университетского диплома.

 

Медицина средневековой  Европы не была бесплодной. Она накопила большой опыт в области хирургии, распознавания и предупреждения инфекционных болезней, разработала  ряд мер противоэпидемического  характера; возникли больничная помощь, формы организации медпомощи  в городах, санитарное законодательство и т. д. В результате развития экономики  созрели условия для коренных преобразований в сфере идеологии, культуры и естественных наук, начало которым было положено эпохой Возрождения.

 

Глава 2. Об истории западноевропейского  госпиталя в средние века

 

История средневекового госпиталя  охватывает почти тысячелетие. Между  тем на современную больницу с  врачами, медицинскими медсестрами, палатами и некоторой специализацией госпиталь  начинает походить разве что с XV века; более того, вплоть до позднего средневековья (XIV-XV век) далеко не каждый госпиталь вообще имел какое-либо к  медицине. Сам институт  госпиталей за тысячу лет средневековья претерпел  существенные трансформации, отчасти  связанные с изменениями в  политическом устройстве Европы и ее хозяйственной жизни, отчасти –  с церковными реформами, в свою очередь  явившимися следствием изменений в  области идеологии и всего  духовного «климата».

 

Рассматривать госпиталь  в средние века как медицинский  центр – это не просто упрощать, а извращать историю. Институт госпиталей в средние века изначально имел вовсе  совсем другие функции, и госпитали, подобные знаменитому Hotel-Dieu в Париже, где уход за больными действительно  играл существенную роль (которую  тем не менее не стоит переоценивать !), являются скорее исключением, нежели правилом. Госпиталь возник как один из церковных институтов и был наделен «сакральным» достоинством, играя роль своеобразной жертвы Господу, поэтому рассматривать его историю необходимо в контексте всей христианской идеологии, базирующейся на Священном Писании, и шире – в контексте всей соцкультурной истории средневековья.

 

Само слово “госпиталь” (происходит от латинских hospes – гостеприимный, hospitalis – гостеприимство) по меньшей  мере до IX века чаще всего употреблялись  применительно к беднякам и путешественникам: «hospitale pauperum et peregrinorum» - в значении места, где им оказывалась гостеприимство. Обычаи гостеприимства хорошо были известны «варварским» народам Европы, но с  распространением христианства это  понятие приобретает еще одно важное значение – гостеприимство и помощь по отношению к нуждающимся, словом, благотворительность. В дохристианских культурах, типологически предшествовавших латинскому средневековью, - в античной и германо-кельтской, господствовали идеалы физической силы, молодости  и красоты, а бедность, с необходимостью тяжелого физического труда, равно  как и болезнь, препятствующая реализации жизненных целей и не вписывающаяся  в гармоничное бытие космоса, свидетельствовали о не совершенности  человека и однозначно соотносились с парадигмой отрицательных значений. Бедные, больные, калеки, дряхлые старики  были наименее ценными членами общества, чем в конечном счете и объясняется  отсутствие общественно санкционированного обычая заботиться о них.

 

В эпоху христианского  средневековья положение вещей  принципиально меняется. Евангельский постулат «блаженны нищие» и неведомая  прежде позитивная оценка физического  труда и бедности явились тем  совершенно новым, «революционным»  элементом идеологии, который в  значительной мере повлиял на всю  социальную рефлексию последующих  столетий и вызвал к жизни феномен  каритативной (от лат. – caritas – любовь к ближнему, милосердие) деятельности по отношению к бедным, ставшим  существенным элементом социальной и духовной жизни общества. Любовь к ближнему и благотворительность  были одним из основных требований, предъявляемых церковью к благочестивым  христианам.

 

Жития святых, чудесные истории  и проповеди учили: голодных –  кормить, раздетых – одевать, пленных  – выкупать, больных утешать и  окружать заботой, странникам – давать кров и пищу. Добрые дела во имя веры и любви к ближнему рассматривались  как средство искупить собственные  грехи и обрести спасение души, ибо, как учил Христос, «если хочешь быть совершенным; пойди, продай имение твое, и раздай нищим; и будешь иметь  сокровище на небесах; и приходи, и следуй за Мной» (Матф. 19, 21). Но христиниазация, глубоко изменившая мироотношение  человека, и религиозно-этическое  оправдание, даже превознесение бедности и страданий, тем не менее не означали мгновенного перелома в общественном сознании и отказа от прежних социальных установок, поэтому в раннее средневековье (V-X/XI века) мирская благотворительность  очень часто носила характер символический  характер и выражалась главным образом  в публичной раздаче милостыни  и дарениях в пользу церкви и монастырей.

 

Основная забота о бедных осуществлялась по инициативе церкви. Уже с V века согласно папским предписаниям церковь выделяла для призрения  бедных четверть своих доходов. С  начала VI века во всех церквах Галлии, которая была оплотом христианства в заселенных германцами областях, стали составлять специальные списки тех, кто нуждается в постоянной материальной помощи («matriculae pauperum»), прежде всего инвалидов. Тогда же в Западной Европе распространяется возникший  на христианском Востоке институт дъяконата, основным направлением деятельности которого была забота о бедных и больных. Посещать больных и умирающих вменяется  в обязанность и священникам. Епископы в свою очередь должны были осуществлять верховное руководство  каритативной деятельности церкви в  своих епархиях, организовывать закупки  зерна и создавать запасы на случай голода, в их компетенцию входило  также создание госпиталей[1].

 

Госпитали стали одной  из первых институционализированных форм каритативной деятельности церкви. Идея их создания, как и институт дъяконата, пришла из Византии. Там подобные учреждения возникают уже при императоре Константине (IV век) в Константинополе  и Кесарии. На латинском Западе первые госпитали при епископских кафедральных соборах (к этому типу госпиталей относится  и парижский Hotel-Dieu) появились  на рубеже V/VI веков в Галлии и  число их быстро росло. Пару столетий госпитали стали устраивать и  при монастырях, а в высокое  средневековье (с конца XI века) –  в городах, часто на пожертвования  частных лиц. Как уже отмечалось, специальной установки заботиться о больных и создавать для  этого какие-либо особые учреждения («монастырские больницы») у католической церкви никогда не было. Госпиталь  возник как институт призрения бедных (т.е. нуждающихся) и в этом смысле отличался, например, от римского «valetudinarium» (лат. Valetudinarius - больной), где оказывалась  медицинская помощь легионерам. Характер госпиталей, равно как и другие формы заботы о бедных и нуждающихся, зависели в целом от того, какие  формы принимала на протяжении этого  тысячелетия реальная бедность.

 

Бедные (pauperes) в средние  века – понятие широкое и многозначное, не связанное с определенным социальным слоем, тем более с самым низшим.

 

Бедными считались не только те, кто беден в материальном смысле, но и те, кто беззащитен, бесправен, наиболее подвержен насилию и  угнетению, словом, все, кто нуждается  в помощи в силу разных, а значит не только неимущие, но и вдовы, сироты, путешественники (прежде всего паломники), рабы и пленники, одинокие женщины  и, конечно же, всегда – беспомощные  больные, инвалиды, немощные старики, раненые. Понятия «больной» и «бедный» были для церкви почти синонимами и вплоть до позднего средневековья  эти категории как объекты  каритикативной деятельности практически  не различались, что особенно хорошо видно именно на примере госпиталей. Функции средневекового госпиталя  были гораздо шире, нежели функции  современного: там не только (и не столько!) содержали больных и  оказывали им посильную помощь, сколько  давали приют кормили и вообще материально поддерживали бедняков, ослабленных и голодных, немощных стариков, сирот; в госпиталях находили также кров и пищу путешественники  и паломники. Столь пестрый состав «пациентов», точнее «постояльцев»  таких госпиталей – еще один довод  в пользу того, что церковный госпиталь  в те времена был чем угодно – приютом, богадельней, отчасти даже гостиницей, но только не больницей как медицинским учреждением. А теперь посмотрим на его историю на протяжении средних веков.

 

В раннее средневековье церковная  благотворительность выражалась прежде всего в заботе о голодающих. Индивидуальные причины, по которым человек впадал в состояние бедности, были разные: война, пожар, мор скота, старость, тяжелая  болезнь и т.п., но существовала и  одна постоянная предпосылка бедности – голод, обусловленный войнами, низким уровнем агрокультуры и зависимостью человека от природных катаклизмов. Где голод – там и болезни, а миграции населения в поисках  пропитания неизбежно приводили  к эпидемиям. Во времена голода люди снимались с насиженных мест и  стекались туда, где можно было достать пищу, - в города и монастыри, ставшие первыми центрами каритативной деятельности по отношению к бедным и больным.

 

Монастыри в ранее средневековье  более того заботились о бедных, поскольку нормы монастырского  устава предписывали монахам вести  «апостольскую жизнь» - «vita apostolica», то есть жить в воздержании и смирении, быть бедными и самим заботиться о бедных. В истории госпиталей это было время, когда основным типом  госпиталя был монастырский, хотя следует отметить, что на исходе раннего средневековья между  монастырскими госпиталями наблюдались  некоторые различия в зависимости  от того, монастырю какого ордена они  принадлежали.

 

Главным руководством по уходу  за медными и больными для монахов  стал устав св. Бенедикта Нурсийского (около 529 г.). По этому уставу в VIII-XI веках  жили подавляющее большинство западноевропейских монашеских общин, и по меньшей мере до XII века правила «об уходе за больными братьями» именно из этого  устава оказывали сильнейшее воздействие  на формирование представлений о  функциях и устройстве госпиталей в  целом.

 

В соответствии с этими  представлениями в начале IX века в бенедиктинском аббатстве Сен-Галлен (современная Швейцария) создается  образцовая система госпиталей (и  к этому образцу стремятся  потом все монастыри ордена), куда входили отдельные госпитали  для монахов (infirmarium), бедняков (hospitale pauperium), «светских братьев» - конверсов  и еще не принявших постриг  новициев, а также приют для  богатых гостей, то есть для тех, «кто прибыл на лошади». Позднее к  ним добавляется лепрозорий, находившийся, впрочем за монастырской стеной.

 

Около 1000 г. с началом клюнийской монастырской реформы каритативная деятельность превращается в наиболее актуальный пункт монашесокой идеологии. В 1132 г., например, госпиталь в Клюни  насчитывал около 100 мест и по праву  считался одним из самых крупных  в Европе. (Для сравнения: «среднестатистический» в средние века имел от 5-7 до нескольких десятков мест.) Монахи-цистерцианцы с  начала XI века также объявили главным  направлением своей деятельности заботу о бедных. Повсюду – от Шотландии  до Португалии и Восточной Европы – возникали монастыри этого ордена (в средние века их насчитывалось около 800), почти все они имели свои госпитали – инфирмарии для больных монахов и госпитали для бедных мирян.

Информация о работе Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения