Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 21:23, реферат
Средние века обыкновенно рассматривают как мрачную эпоху полневежества или совершенного варварства, как период истории, который характеризуется в двух словах: невежество и суеверие.
В доказательство этого приводят, что для философов и врачей в течении всего средневекового периода природа оставалась закрытой книгой, причем указывают на преобладающее господство в это время астрологии, алхимии, магии, колдовства, чудес, схоластики и легковерного невежества.
Оглавление.. 2
Введение.. 3
Глава 1. Медицина в средневековой Западной Европе.. 5
Глава 2. Об истории западноевропейского госпиталя в средние века 23
Глава 3. О клинической подготовке врачей в средневековых университетах 35
Заключение.. 41
Список литературы... 42
Согласно уставу, прибывающие в монастырь гости (hospites) и прежде всего бедняки и паломники (paupers et peregrini) должны были обеспечиваться всем необходимым: кровом, едой, одеждой, в случае нужды – посильной медицинской помощью. Для этих целей в монастырях были не только отдельные помещения для гостей – именно в госпитали, но и отдельные погреба, кухня и пекарня, иногда местный монастырский врач. Впрочем слово «врач» («medicus») подобно тому как существовали «специализиции келаря, капеллана, библиотекаря, не предусматривалось». В монастырских поминальных книгах, где рядом с именами почивших упомянуты обычно и их должности, слово medicus встречается крайне редко. «Врачом» назначался кто-либо из монахов, и его положение не давало того авторитета, которым обладали монахи вышеупомянутых «специализаций», а функции заключались главным образом в уходе за больными и элементарной медицинской помощи.
Однако на всякое правило,
как известно, всегда находится какое-нибудь
исключение. Поэтому нельзя оставить
без внимания тот факт, что были
и монахи, которые действительно
занимались медициной, изучая античное
наследие и местные народные традиции,
учились у своих
Даже в эпоху своего
расцвета в X-XII веках монастырский госпиталь
как социальный институт продолжал
оставаться богоугодным заведением
по призрению разных категорий нуждающихся
в помощи и высокий медицинский
уровень отдельных госпиталей в
определенный (часто довольно короткий)
период являлся скорее не правилом,
а исключением, которому они обязаны
заслугами того или иного врачующего
монаха. Так, «образцовый» сен-галленский
госпиталь просуществовавший
Если говорить о значении монастырей для развития медицины как науки вообще, то в первую очередь следует напомнить, что в течении многих столетий после распада Римской империи они оставались едва ли не единственными очагами культуры и образованности и именно в них было сохранено и реципировано античное медицинское наследие. В основанном Кассиодором (около 540 г.) монастыре «Виварий» на горе Монте-Кассино переводились и переписывались античные медицинские рукописи Гиппократа, Галена, Цельса, Диоскурида, Орибазия, Александра Тралльского. В Испании к тщательному изучению воззрений античных врачей первым обратился архиепископ Исидор Севильский (около 570-636 г.). В крупных монастырях (Люксей, Фульда, Райхенау, Боббио, Сен-Галлен), в школах при госпиталях епископских кафедр (в Париже, Шартре, Лилле, Туре) составлялись рецептарии, руководства по кровопусканию, компедиумы из аничных сочинений.
Обращение монахов к практической
медицине было тем более важным,
что в деле помощи больным и
инвалидам роль белого духовенства
как «врачевателей» была довольно символической:
в раннее средневековье долгом священника
было не лечить – это запрещалось,
а молитвой и увещеванием поддержать
тех, кто слаб и сам не способен
противостоять скверне –
Кроме того, церковные власти очень быстро распознали в монастырской медицине опасность обмирщения для монашества, и расцвет ее был недолог.
Отправляясь учиться у
светских врачей или оказывать помощь
богатым больным, монахи-медики часто
покидали надолго свои монастыри, что
противоречило уставу: живя в миру,
они невольно приучались к роскоши,
общались с женщинами, порой забывали
свой долг – служить бедным и
обуянные грехом гордыни и корыстолюбия
брали плату за лечение или, хуже
того, в поисках гонораров стремились
заполучить себе богатых пациентов,
отказывая в помощи остальным
нуждающимся. Частые отступления от
орденских правил среди монастырских
врачей к XI веку стали уже обычном
делом. Приоры закрывали на это глаза,
поскольку врачебная практика в
миру приносила монастырям немалый
доход: несмотря на то что помощь врача-монаха
должна была быть бесплатной, больные
обычно щедро одаривали монастырь.
Известно, например, что знаменитый
проповедник Бернар Клервонский
принял в свою общину одного медика,
бежавшего из своей обители потому,
что приор того монастыря вынуждал
его к частым отлучкам ради прибыли.
На фоне общего кризиса старого
Впрочем, к этому времени по причинам, от медицины весьма далеким, монастырские госпитали уже окончательно утрачивают свою роль основных центров каритативной деятельности в отношении бедных и больных, на смену им приходят госпитали городские, которые условно могут быть разделены на две категории. Одни основывались епископами или канониками городских соборов и продолжали оставаться полностью церковными учреждениями, другие – различными духовно-светскими орденами и братствами, а также городскими коммунами или, реже, отдельно богатыми благочестивыми горожанами.
Городские госпитали, строго говоря, явление для Европы не новое. Один из самых ранних госпиталей в Западной Европе — госпиталь в Арле (500 г.), основанный знаменитым арльским епископом Цезарием. Еще синод 836 г. в Аахене предписывал каждому городу иметь свой госпиталь, но до XII века данное предписание оставалось скорее только благим пожеланием. Однако по мере роста числа городов и соответственно горожан, росло и количество городских госпиталей.
Что представлял собой городской госпиталь? Как и монастырский, он сочетал в себе функции больницы и приюта для всех нуждающихся. Больные, инвалиды, немощные старики, вдовы и сироты, бедняки и странники получали в нем необходимый, но в целом простейший уход. Даже настоящий врач был там далеко не всегда.
Нельзя забывать, что городской госпиталь тоже был в первую очередь духовным институтом. Напомню, что во взгляде на болезнь и больных христианское мировоззрение отличалось от античной "научной" медицины отнюдь не тем, что в христианстве отношение к ним было "религиозным", а у античных врачей "светским". Античная медицина также никогда не была чисто светской и носила отпечаток религиозного мышления даже у Гиппократа, так что нельзя рассматривать ее только с позиций рационализма. Различие это состояло прежде всего во взглядах на причину болезни и на важнейшее условие избавления от нее.
Теология болезни учит, что все телесные недуги, равно как и любые другие несчастья, происходят по воле Божественного Провидения и являются следствием греховности человеческой натуры. Грех при этом связывается не столько со специфическим, формально неправильным поведением, противоречащим христианским нормам и ценностям, сколько с определенным состоянием души, ибо греховность — "скверна" — соединяется с душой и становится неотъемлемой ее частью; поэтому главное условие исцеления — очищение болящего от скверны греха5. Христа почитали как избавителя и врачевателя и души, и тела — "Christus soter et medicus".
Именно забота о духовном
здоровье пациентов стояла в средневековых
госпиталях на первом месте, что нашло
отражение даже в их архитектуре.
В конце залы, где помещались пациенты,
обязательно находился алтарь, при
котором велись регулярные богослужения;
иногда к госпитальному зданию пристраивалась
капелла или небольшая церковь,
так что все обитатели
Новоприбывших пациентов
мыли, переодевали в чистое (спать,
впрочем, полагалось голыми, только в
ночном колпаке), оказывали простейшую
медицинскую помощь и размешали
в общей зале, где рядами стояли
кровати, рассчитанные обычно на несколько
человек каждая. Отдельных помещений
для мужчин и женщин не предусматривалось,
их кровати просто отделялись проходом.
Кормили в целом хорошо, не менее
2 раз в неделю полагались мясо и
вино. Забота об искуплении грехов и
спасении души, а также питание, уход
и крыша над головой составляли
основу "лечения" в таком госпитале.
Но было бы ошибочным недооценивать
его значение: вдали от знаменитых
медицинских центров Европы, таких
как Париж, Милан или Салёрно,
городской госпиталь был
Система городских епископских
госпиталей как оплот каритативной
деятельности церкви тем не менее
не сумела выдержать испытания временем
и к XIV веку окончательно приходит в
упадок , за исключением того, что
в 1215 г. IV Латеранский церковный собор
запрещает белому духовенству практиковать
хирургию и акушерство, основные причины,
обусловившие ее развал, к медицине
имели мало отношения и носили
социально-экономический и
Во-первых, хотя и считалось,
что госпитали финансируются
от доходов с церковного домена,
средств для них выделяли крайне
мало и им приходилось заботиться
о себе самим, что автоматически
давало госпиталям статус относительно
автономной хозяйственной единицы.
Помимо подсобного хозяйства и выручки
от продажи платья с умерших, основной
статьей их дохода на протяжении
всего средневековья оставались
пожертвования, причем это были не только
деньги, но и продукты, одежда и льняные
покрывала, даже солома для постелей.
Но если при Меровингах и Каролингах
почти все завещания содержали
упоминание о даре госпиталю, то в
высокое средневековье
Экономическому упадку госпиталей
сопутствовала и духовная деградация
их служителей: богослужениями все
чаще пренебрегали, дисциплина падала,
предназначенные для больных
и бедняков продукты и имущество
разворовывались. В этом смысле хозяйственная
самостоятельность и право
Во-вторых, в высокое средневековье
отмечаются глобальные изменения как
в хозяйственной жизни
Информация о работе Медицина в западной европе в период позднего средневековья-эпоху возраждения