Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В последнее время все большее распространение во всей преступной среде завоевывает контрабанда.
Корни ее тянутся из глубокой древности. Зародилось это явление еще в XIV веке, когда стали формироваться товарно-денежные отношения.
В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность, вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.
Как известно, стремительный переход России на рыночные рельсы высветил неподготовленность страны, как, впрочем, и всех ветвей власти, к эффективной борьбе с ее уродливыми проявлениями в нашем обновленном обществе: терроризмом, экстремизмом, бандитизмом, коррупцией, хищениями, а также преступлениями в сфере экономической деятельности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Понятие, сущность, признаки контрабанды.
1.2Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде.
1.3 Борьба с контрабандой в России.
2. Экспертиза лекарственных препаратов, их оборот в РФ
2.1 Контрабанда лекарств через интернет - нелегальный бизнес 21 века.
2.2 Общие положения и понятие об экспертизе лекарственных препаратов
2.3 Оборот лекарственных препаратов на территории РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсвик по товарке).docx

— 117.05 Кб (Скачать)

Социальный ущерб. С экономическим ущербом от контрабанды тесно увязаны социальные последствия. Недополучение значительных денежных сумм в бюджет государства создает напряженность в расходной его части. Из-за недостатка финансовых средств государством замораживаются зарплаты государственным служащим, военным и прочим категориям «бюджетников», не повышаются своевременно пенсии и социальные пособия. Так, например, Законом «Об образовании» РФ регламентировалась зарплата учителям и преподавателям вузов в размере не ниже средней оплаты труда по промышленности. Однако в течение 1990-2000-х гг. эта норма закона не соблюдалась из-за дефицита средств в государственном бюджете. Не лучше обстоят дела и с величиной пенсии у основной массы российских граждан, величина которой составляет 20-25% от их прежней зарплаты, тогда как в развитых странах этот показатель составляет 60-70%.

Политические последствия контрабанды. Нередко контрабанда служит одной из причин обострения политических конфликтов и обострения межгосударственных отношений сопредельных стран. Нежелание или невозможность полностью закрыть таможенную границу для контрабандных товаров одним из государств вызывает недовольство стран-соседей. Особая напряженность в политических отношениях возникает при контрабанде в районы с нестабильной ситуацией оружия, боеприпасов, продовольствия.

В государствах со слабой центральной  властью – таких, например, как  Афганистан, Сомали, Бирма, Пакистан, поток  контрабандных товаров через  границу состоит, в основном, из наркотиков и оружия, которые, попадая в сопредельные страны, создают там проблемы социального  и криминального характера. Нельзя не отметить и еще один аспект политических отношений, связанный с контрабандой и перекрытием таможенной границы. На политической карте мира имеется  немало регионов, требующих для себя самостоятельности и формирования собственной государственности. Это  так называемые «непризнанные» территории, которые по тем или иным причинам настаивают на политической и экономической независимости. Это и Нагорный Карабах, и Приднестровье, и индийский штат Пенджаб, и некоторые районы Турции, населенные курдами. Примеры сепаратистски настроенных регионов приведенными фактами не ограничиваются и могут быть значительно расширены.7

Криминальные последствия контрабанды. Уже отмечалось то обстоятельство, что контрабанда ухудшает общее состояние с преступностью в той или иной стране. В настоящее время в связи с глобализацией мирохозяйственных связей, границы национальной преступности начинают постепенно стираться. Сообщества людей и организаций, занимающихся контрабандой как бизнесом, становятся более изощренными, хорошо обеспеченными интеллектуальными, финансовыми и материальными ресурсами. Не только колумбийские и мексиканские наркокартели обладают самым современным оружием, самолетами и даже подводными лодками. Мафиозные объединения контрабандистов, действующие одновременно во многих странах, привлекают к своей деятельности лучших адвокатов и юристов, специалистов по химическим технологиям и средствам связи, хакеров и экспертов по интернет-технологиям.

Располагая широкими финансовыми  возможностями, контрабандисты всех мастей покупают «благосклонность» госчиновников  и депутатов, представителей полиции  и секретных служб. Ими саботируются всевозможные расследования и следственные действия, лоббируются нужные решения  в государственных структурах и  при принятии определенных законодательных  актов.

Таким образом, мы можем констатировать, что современная контрабанда  – это не только масса физических лиц, пытающихся незаконно провозить  в собственных чемоданах или  автомобилях незадекларированный  товар. Это лишь один срез такого разнообразного и многогранного явления как контрабанда. Более латентной (скрытой) и куда более опасной выступает не упомянутая нами часть любителей легкой наживы, а профессионалы контрабанды, сделавшие ее бизнесом – с четкой организацией, жестким менеджментом и умелым исполнением.

Контрабандные операции, проводимые в значительных объемах, представляют большую опасность для государства  и общества, так как формируют  целые сообщества организованной преступности, имеют интернациональный характер. Противостоять подобным сообществам  таможенным и правоохранительным органам  одной отдельно взятой страны очень  сложно и подчас невозможно. Подчиняя себе государственный аппарат, судебную систему, следственные органы, криминальные образования разлагают общественную мораль, деформируют менталитет граждан. Обывателю начинает казаться, что  жить надо не по законам, а по правилам криминальной реальности. А это очень  негативное явление, не менее опасное, чем прямые экономические, политические и социальные потери.8

1.2   Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде

При расследовании контрабанды  подлежат установлению следующие обстоятельства:

1. Когда, где, каким  способом, и при каких обстоятельствах совершена контрабанда. Выясняются точное время (дата) и место незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов контрабанды. При этом следует учитывать, что перемещение таможенную границу может осуществляться лично контрабандистом при пересечении таможенной границы либо безличным способом, когда контрабандист сам непосредственно не участвует в перемещении предметов контрабанды через таможенную границу. Устанавливается, применялось ли контрабандистами физическое или психическое насилие к лицу, осуществлявшему таможенный контроль в чем конкретно оно выразилось; предшествовала ли преступлению подготовка, какая именно, кем и когда она проведена; не сопряжена ли контрабанда с совершением других преступлений. Так, например, контрабанда культурных ценностей может быть сопряжена с хищением предметов или документов, имеющих особую историческую, научную, художественную или культурную ценность.

2. Предмет контрабанды,  которым признаются товар или  иные предметы в крупном размере,  т.е. стоимость которых превышает  500 МРОТ, а также конкретно поименованные  в ч.2 ст.188 УК России, независимо  от их стоимости. При этом  под товарами понимается любое  движимое имущество, в том числе  валюта, валютные ценности электрическая,  тепловая, иные виды энергии и  транспортные средства, за исключением  транспортных средств, используемых  для международных перевозок  пассажиров и товаров, включая  контейнеры и другое транспортное  оборудование. В процессе расследования  устанавливается точное наименование  и количество таких товаров  и предметов, их стоимость,  индивидуальные качества, влияющие  на квалификацию содеянного, принадлежность  конкретному физическому или  юридическому лицу.

3. Кто совершил контрабанду,  сколько лиц участвовало в  совершении преступления, данные  об их личности (возраст, профессия,  место работы и место жительства), не совершали ли эти лица  подобных преступлений прежде  и судимы ли они в прошлом.  В соответствии с законом уголовной  ответственности за контрабанду  подлежит лицо, достигшее шестнадцатилетнего  возраста. При этом субъектом  данного преступления могут быть  как граждане Российской Федерации,  так и иностранцы и лица  без гражданства. В случае, когда  контрабанда совершается группой  лиц, устанавливается степень  участия в преступлении каждого  из них. Поскольку закон устанавливает  в качестве специального субъекта  контрабанды должностное лицо, использовавшее свое служебное положение, необходимо устанавливать, не является ли таковым лицо, совершившее контрабанду. Выясняется, как характеризуется лицо, совершившее контрабанду; имеются ли обстоятельства, отягчающие или смягчающие его ответственность.

4. Причины и условия,  способствовавшие совершению контрабанды

Организация расследования  дел о контрабанде в значительной мере обусловливается характером следственных ситуаций, складывающихся на момент возбуждения  уголовного дела.

К наиболее распространенным (типичным) относятся такие ситуации, когда в распоряжении следствия  имеются достаточные данные:

1) о деянии, содержащем  признаки контрабанды, однако  информация о лице, ее совершившем,  полностью отсутствует либо ее  недостаточно для индивидуализации  этого лица - так называемая бесхозная  контрабанда;

2) о деянии, содержащем  признаки контрабанды, и лице, причастном к ее совершению, однако  местонахождение этого лица неизвестно  либо оно находится за границей;

3) в деянии, содержащем  признаки контрабанды, и лице, ее совершившем, и о местонахождении  этого лица - лицо задержано либо  известно, где оно находится.9

Характер организации  расследования контрабанды во многом зависит от того, где и каким  способом она совершена, каковы каналы совершения контрабанды и количество эпизодов этой деятельности, известен или нет контрабандист, совершена  контрабанда одним лицом или  группой лиц, имеются или отсутствуют  в распоряжении органов предварительного расследования предметы контрабанды. Исходя из этого определяются задачи и направления предварительного расследования, выдвигаются версии, определяется круг вопросов, подлежащих выяснению, и планируется производство необходимых следственных действий.

Организация расследования  прежде всего предполагает формулирование и уяснение цели расследования, ее конкретизацию  применительно к каждому участнику  оперативно-следственной группы, распределение  обязанностей, надлежащий учет и контроль выполняемой работы, обеспечение  согласованности действий участников расследования, своевременное их информирование о получении новых данных по делу, широкое использование современных  средств, методов, приемов расследования.

Первоочередными задачами расследования  в первой типичной следственной ситуации когда в распоряжении следствия  имеются достаточные данные о  деянии, содержащем признаки контрабанды, однако информация о лице, ее совершившем, полностью отсутствует либо ее недостаточно для индивидуализации этого лица, являются определение характера  необходимой информации, с помощью  которой можно установить лицо, совершившее  преступление, в кратчайшие сроки, и  источники получения, немедленное  обнаружение и закрепление доказательств  преступления.10

При обнаружении "бесхозной" контрабанды выдвигаются версии о круге лиц, причастных к контрабанде, месте их нахождения, мотивах и  целях преступления, а также по объективной стороне преступления: источниках приобретения предметов  контрабанды, способах перемещения  и маскировки, местах хранения и  сбыта, возможных соучастниках, о  совершении иных преступлений, связанных  с контрабандой, например, хищениях продукции, должностных преступлениях, прежде всего взяточничестве, последствиях преступления (как наступивших, так  и предотвращенных). Следственные версии строятся на основе формирования следователем теоретической вероятностной ретроспективной  модели преступления.

Конкретизируя круг лиц, возможно, причастных к совершению преступления, особое внимание следует обратить на: имеющих доступ или какое-либо иное отношение к контрабандной продукции (например, взрывчатым веществам, военной  технике, культурным ценностям и  т.д.) и транспортным средствам, на которых  она перевозилась, к информации о  специфике деятельности таможенных иных контролирующих органов, знание которой  необходимо для совершения контрабанды  того или иного вида; обладающих определенными полномочиями по службе, с использованием которых могло  быть совершено преступление, навыками (при обнаружении контрабанды  в специально изготовленных тайниках или приспособленных для этих целей иных предметов или транспортных средств); могущих иметь прямую или  косвенную заинтересованность в  совершении преступления и на другие категории лиц.

Информационной базой  для следственных версий и планирования расследования по делам, возбуждаемым по факту обнаружения признаков  контрабанды при отсутствии сведений о лице, причастном к ее совершению, служат прежде всего данные, полученные при осмотре места происшествия, предметов контрабанды и изучении сопроводительных документов на перемещаемый груз, в котором и была обнаружена "бесхозная" контрабанда.11

Планирование расследования  в условиях данной типичной ситуации начинается с момента получения  сообщения об обнаружении контрабанды. Определение требуемых для выявления  подозреваемого следственных действий и иных мероприятий предполагает проведение криминалистического анализа  места и обстоятельств обнаружения  контрабанды, событий, предшествовавших и последовавших за этим, исследование самих предметов контрабанды. Необходимо также определить места возможного нахождения материальных и иных следов преступления, в том числе и  за пределами места происшествия, а также круг лиц, которые располагают или могут располагать какой-либо относящейся к делу информацией.

Следственные действия, направленные на обнаружение дополнительных следов преступления и их закрепление (фиксацию), должны производиться максимально  оперативно.

Из всех неотложных следственных действий особое значение в данной ситуации приобретают осмотры места  происшествия и предметов контрабанды, поскольку информация, полученная в  результате их производства, позволяет  выдвинуть обоснованные следственные версии, наметить целесообразные пути их проверки, определить круг лиц, среди  которых надо искать преступника (преступников).12

Осматривая место происшествия, следователь должен стремиться на основе изучения материальных следов преступления и личности преступника, а также  предметов контрабанды воссоздать по возможности наиболее полную картину  происшедшего, извлечь максимальную информацию о преступлении и лице, его совершившем. В целях выявления  следов, фиксирующих свойства личности преступника, следует при помощи метода моделирования построить  логические модели: субъекта преступления, включая его навыки и умения, использованные при совершении контрабанды; его  преступной деятельности (последовательности действий) и применявшихся орудий и средств; механизма отображения  следов преступления. При осмотре  места происшествия и предметов  контрабанды привлекаются специалисты  различного профиля в зависимости  от вида контрабанды и способов ее совершения.

В случаях, когда после  совершения преступления прошел непродолжительный  период времени, внимание в первую очередь  обращается на следы, указывающие на направление движения преступника  с места совершения преступления, так как их обнаружение позволяет  безотлагательно осуществить заградительные и поисковые мероприятия на пути отхода преступника с места происшествия.

Информация о работе Контрабанда