Борьба с контрабандой редких видов растений

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение мировой практики борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие незаконного перемещения объектов дикой флоры через таможенную границу;
– изучить понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного перемещения через таможенную границу;
– выявить формы таможенного контроля объектов дикой флоры;
– проанализировать противодействие незаконному перемещению редких видов растений.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика незаконного перемещения объектов ……….. дикой флоры через таможенную границу………………………… 6
1.1. Понятие незаконного перемещения товаров через …….......... таможенную границу…………………………………………….. 6
1.2. Понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного ………….. перемещения их через таможенную границу………………...… 9
Глава 2. Противодействие незаконному перемещению объектов ……….. .дикой флоры………………………………………………...……... 14
.2.1. Международные конвенции и соглашения о контроле над ………….. трансграничным перемещением объектов флоры и их роль ………...... в борьбе с незаконным перемещением...…………………….… 14
. 2.2. Выявление и пресечение контрабанды объектов флоры в …….......... процессе деятельности таможенных органов РФ……………... 17
Заключение…………………………………………………………………… 25
Список использованных источников……………………………………….. 28

Работа содержит 1 файл

Введение.doc

— 169.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Все возрастающее воздействие техногенной цивилизации  на окружающую среду привело к  быстрому сокращению и, даже исчезновению многих видов животных, растений и  грибов. Опасность сокращения биологического разнообразия связана с различными факторами экономического свойства и, в свою очередь, влияет на экономические отношения и экономику отдельных стран и мировую экономику в целом. Потери биоразнообразия имеют и серьезные социальные последствия, включая этические, эстетические, религиозные аспекты развития общества. В целом сокращение биоразнообразия нашей планеты – признак деградации среды обитания человека, угроза разрушения естественных механизмов стабилизации функционирования экосистем, нарушения экологического равновесия, знак приближения общепланетарной экологической катастрофы.

Сохранение  генофонда живых существ и, прежде всего, редких и находящихся под  угрозой исчезновения видов, т.е. «пограничной» части биоты, наиболее уязвимой в аспекте сохранения биологического разнообразия, – одна из главных задач охраны окружающей среды и международных усилий в данной области.

Одной из существенных угроз биологическому разнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является международная торговля этими объектами. Для регулирования этого процесса была подготовлена и принята в 1973 г. Конвенция о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее  ̶ СИТЕС).

По сведениям  Всемирного центра мониторинга окружающей среды (ЮНЕП), который осуществляет по соглашению с Конвенцией СИТЕС сбор данных и ведение базы данных, по объемам торговли видами СИТЕС в мире  ежегодно осуществляется более двухсот тысяч международных торговых операций с объектами, включенными в перечень приложений СИТЕС.

Внимание к  регулированию оборота объектов СИТЕС высоко также потому, что  это один из наиболее криминализированных товарных рынков. Существенная часть оборота находится в теневой сфере и является предметом интенсивного контрабандного ввоза и вывоза. По данным Интерпола, нелегальная торговля данными видами товаров в мире уступает по объемам только обороту наркотиков и превышает объем нелегальной торговли оружием. В большинстве случаев нелегальный оборот в 5-20 раз выше легального, а некоторые объекты вообще практически находятся исключительно в нелегальном обороте, т.к. официальная торговля ими в коммерческих целях запрещена. Например, вывоз из России такого вида товара, как дикий женьшень, осуществляется вообще полностью на незаконной основе. Также миллионы живых растений и животных ежегодно развозятся по всему миру для обеспечения потребностей зоомагазинов и торговли декоративными растениями. Такое потребительское отношение к природным ресурсам приводит к снижению численности многих видов животных и растений.

Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации  каждый человек имеет право на благоприятную окружающую среду. Из этого права следует обязанность  государства в целом и отдельных  государственных органов в частности обеспечивать защиту природы, предотвращать действия, посягающие на экологическую безопасность людей. Так, защита окружающей среды — одна из основных функций государства. Но одно государство не может единолично справится с этой проблемой, так как это проблема всех стран мира, поэтому необходимо международное сотрудничество в области борьбы с незаконным  перемещением объектов флоры и фауны.

Таким образом, на сегодняшний день данная тема является актуальной.  Незаконное перемещение объектов дикой флоры и фауны является одним из самых опасных и распространенных преступлений, посягающих на целостность природной среды, с которым нужно бороться всем миром. Особенно актуально это для России, обладающей огромными биоресурсами.

 Целью работы  является  изучение мировой практики борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие  задачи:

–  рассмотреть  понятие незаконного перемещения объектов дикой флоры  через таможенную границу;

– изучить понятие объекта дикой флоры  как предмета незаконного перемещения через таможенную границу;

– выявить  формы  таможенного контроля объектов дикой  флоры;

– проанализировать противодействие незаконному перемещению редких видов растений.

Объектом исследования является незаконное перемещение редких видов растений.

Предметом исследования является мировая практика борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.

Степень изученности  темы сравнительно невысока. В российской и зарубежной научной литературе существует немного публикаций, посвященных различным аспектам деятельности таможенных органов в борьбе с незаконным перемещением редких видов растений, включая вопросы взаимодействия с различными странами. Наиболее подробно данную тему изучили: С.Н. Ляпустин,1 В.Г. Прохоров.2

Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕЗАКОННОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИКОЙ ФЛОРЫ  ЧЕРЕЗ ТАМОЖЕННУЮ ГРАНИЦУ

    1. Понятие незаконного перемещения товаров  через таможенную границу

Вступление  Российской Федерации в Таможенный союз (далее – ТС) потребовало изменений российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за контрабанду, что и было сделано путем включения в Уголовный Кодекс РФ (далее – УК РФ) двух новых статей  226.1 и 229.1 и утраты силы ст. 188.

До последнего времени понятие «контрабанда» рассматривалось как преступление в сфере экономической деятельности в связи с тем, что его предметом являлись, в первую очередь, обычные товары, то есть так называемая «товарная» контрабанда, незаконное перемещение которых через таможенную границу РФ рассматривалось как преступление, посягающее на два объекта: основной непосредственный объект (монополия внешней торговли, порядок перемещения товаров через государственную или таможенную границы и так далее) и дополнительный непосредственный объект контрабанды, который определялся исходя из свойств предмета контрабанды, в силу которых оборот этого предмета запрещался или ограничивался.

Ситуация данная изменилась с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, которым декриминализирована контрабанда обычных товаров.

Объект преступления как таковой при этом содержательно (как совокупность основного и  дополнительного объектов) не изменился, но изменились приоритеты в его оценке: порядок перемещения товаров  через государственную или таможенную границу стал признаваться дополнительным непосредственным объектом, а основной непосредственный объект стали определять свойства предметов контрабанды, в силу которых оборот этих предметов запрещен или ограничен.

Помимо сильнодействующих  и ядовитых веществ к числу предметов контрабанды, ответственность за которую установлена ст. 226.1 УК РФ,3 отнесены две группы предметов.

Первая включает: отравляющие, взрывчатые, радиоактивные  вещества, радиационные источники, ядерные  материалы, огнестрельное оружие и  его основные части, взрывные устройства, боеприпасы, оружие массового поражения, средства его доставки, иное вооружение, иную военную технику, а также материалы и оборудование, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники.

Вторая группа включает стратегически важные товары и ресурсы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ» от 13.09.12 № 923. Данный перечень содержит наименования стратегически важных товаров и ресурсов, а также соответствующие коды ТН ВЭД ТС. Всего в перечне 15 позиций, включающих  также стратегически важные ресурсы флоры и фауны –  это виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие СИТЕС или занесенные в Красную книгу РФ.4

В связи с  тем, что незаконные перемещения  редких объектов дикой флоры и  фауны совершались в значительных объемах, сотрудники  оперативной  таможни пытались всеми силами ускорить принятие этого списка, обращаясь в Генеральную прокуратуру, к полномочному представителю президента и Федеральной таможенной службе.

Таким образом, теперь появилась возможность уголовного преследования лиц, пытающихся незаконно  перемещать через таможенную границу товары, которые включены в перечень.

Согласно ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под незаконным перемещением товаров и транспортных средств следует понимать:

– нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через государственную границу ТС либо иных установленных законодательством государств-членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории ТС помимо мест пересечения товаров через государственную границу ТС либо иных установленных законодательством государств-членов ТС мест  или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа;

– сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов , затрудняющих обнаружение товаров, либо придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ТС;

– сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об из маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС или при убытии с таможенной территории ТС либо помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов,  а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;

– представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативно-правовыми актами государст-членов ТС, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.5

Таким образом, за незаконное перемещение товаров  через таможенную границу ТС может быть предусмотрены санкции как по УК РФ, так и по КоАП РФ.

1.2. Понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного перемещения их через таможенную границу

Одной из существенных угроз биологическому разнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является международная торговля (экспорт, импорт, реэкспорт и интродукция из моря) этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них). Российская Федерация присоединилась к Конвенции СИТЕС, как правопреемник СССР. Для СССР она  вступила в силу 8 декабря 1976 г. Основная цель Конвенции СИТЕС – предотвращение браконьерства, незаконной торговли редкими объектами флоры и фауны и обеспечение эффективного контроля при трансграничном перемещении животных и растений. Причём не только животных и растений, но также их частей и дериватов.6

Конвенция СИТЕС  включает 3 приложения, в которые  в настоящее время внесены  около 34 тысяч объектов. Превалируют  растения – Конвенцией охраняется порядка 28,5 тысяч видов растений.

В первое приложение включены виды, находящиеся под угрозой  вымирания, торговля которыми оказывает  или может оказать влияние  на их существование, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В нём поименовано  более 870 объектов растительного и животного мира.

Второе приложение включает виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать  таковыми, если торговля  ими не будет регулироваться.  Это приложение самое многочисленное. В него входит почти 32,6 тысячи объектов.

Третье приложение сформировано из видов, которые страны – участницы Конвенции считают  необходимым регулировать в пределах своей собственной юрисдикции  и нуждаются при этом в сотрудничестве других стран. В него различными странами включено чуть более 300 видов животных и растений.

Исполнение  обязательств России в рамках Конвенции СИТЕС обеспечивается целым рядом научных организаций и государственных контролирующих органов. К компетенции таможенных органов относится контроль законности перемещения объектов СИТЕС через таможенную границу.

В РФ для вывоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения административного органа СИТЕС. Помимо этого, в отношении отдельных объектов необходима лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.

При ввозе  на территорию Российской Федерации:

Информация о работе Борьба с контрабандой редких видов растений