Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 20:33, курсовая работа
Целью работы является изучение мировой практики борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие незаконного перемещения объектов дикой флоры через таможенную границу;
– изучить понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного перемещения через таможенную границу;
– выявить формы таможенного контроля объектов дикой флоры;
– проанализировать противодействие незаконному перемещению редких видов растений.
Введение……………………………………………………………………….. 3
Глава 1. Общая характеристика незаконного перемещения объектов ……….. дикой флоры через таможенную границу………………………… 6
1.1. Понятие незаконного перемещения товаров через …….......... таможенную границу…………………………………………….. 6
1.2. Понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного ………….. перемещения их через таможенную границу………………...… 9
Глава 2. Противодействие незаконному перемещению объектов ……….. .дикой флоры………………………………………………...……... 14
.2.1. Международные конвенции и соглашения о контроле над ………….. трансграничным перемещением объектов флоры и их роль ………...... в борьбе с незаконным перемещением...…………………….… 14
. 2.2. Выявление и пресечение контрабанды объектов флоры в …….......... процессе деятельности таможенных органов РФ……………... 17
Заключение…………………………………………………………………… 25
Список использованных источников……………………………………….. 28
ОГЛАВЛЕНИЕ
Все возрастающее
воздействие техногенной
Сохранение генофонда живых существ и, прежде всего, редких и находящихся под угрозой исчезновения видов, т.е. «пограничной» части биоты, наиболее уязвимой в аспекте сохранения биологического разнообразия, – одна из главных задач охраны окружающей среды и международных усилий в данной области.
Одной из существенных угроз биологическому разнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является международная торговля этими объектами. Для регулирования этого процесса была подготовлена и принята в 1973 г. Конвенция о международной торговле дикими видами фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (далее ̶ СИТЕС).
По сведениям Всемирного центра мониторинга окружающей среды (ЮНЕП), который осуществляет по соглашению с Конвенцией СИТЕС сбор данных и ведение базы данных, по объемам торговли видами СИТЕС в мире ежегодно осуществляется более двухсот тысяч международных торговых операций с объектами, включенными в перечень приложений СИТЕС.
Внимание к регулированию оборота объектов СИТЕС высоко также потому, что это один из наиболее криминализированных товарных рынков. Существенная часть оборота находится в теневой сфере и является предметом интенсивного контрабандного ввоза и вывоза. По данным Интерпола, нелегальная торговля данными видами товаров в мире уступает по объемам только обороту наркотиков и превышает объем нелегальной торговли оружием. В большинстве случаев нелегальный оборот в 5-20 раз выше легального, а некоторые объекты вообще практически находятся исключительно в нелегальном обороте, т.к. официальная торговля ими в коммерческих целях запрещена. Например, вывоз из России такого вида товара, как дикий женьшень, осуществляется вообще полностью на незаконной основе. Также миллионы живых растений и животных ежегодно развозятся по всему миру для обеспечения потребностей зоомагазинов и торговли декоративными растениями. Такое потребительское отношение к природным ресурсам приводит к снижению численности многих видов животных и растений.
Согласно ст.
42 Конституции Российской Федерации
каждый человек имеет право на
благоприятную окружающую среду. Из
этого права следует
Таким образом, на сегодняшний день данная тема является актуальной. Незаконное перемещение объектов дикой флоры и фауны является одним из самых опасных и распространенных преступлений, посягающих на целостность природной среды, с которым нужно бороться всем миром. Особенно актуально это для России, обладающей огромными биоресурсами.
Целью работы является изучение мировой практики борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
– рассмотреть понятие незаконного перемещения объектов дикой флоры через таможенную границу;
– изучить понятие объекта дикой флоры как предмета незаконного перемещения через таможенную границу;
– выявить формы таможенного контроля объектов дикой флоры;
– проанализировать противодействие незаконному перемещению редких видов растений.
Объектом исследования является незаконное перемещение редких видов растений.
Предметом исследования является мировая практика борьбы таможенных органов с незаконным перемещением редких видов растений.
Степень изученности темы сравнительно невысока. В российской и зарубежной научной литературе существует немного публикаций, посвященных различным аспектам деятельности таможенных органов в борьбе с незаконным перемещением редких видов растений, включая вопросы взаимодействия с различными странами. Наиболее подробно данную тему изучили: С.Н. Ляпустин,1 В.Г. Прохоров.2
Контрольная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Вступление Российской Федерации в Таможенный союз (далее – ТС) потребовало изменений российского уголовного законодательства, устанавливающего ответственность за контрабанду, что и было сделано путем включения в Уголовный Кодекс РФ (далее – УК РФ) двух новых статей 226.1 и 229.1 и утраты силы ст. 188.
До последнего времени понятие «контрабанда» рассматривалось как преступление в сфере экономической деятельности в связи с тем, что его предметом являлись, в первую очередь, обычные товары, то есть так называемая «товарная» контрабанда, незаконное перемещение которых через таможенную границу РФ рассматривалось как преступление, посягающее на два объекта: основной непосредственный объект (монополия внешней торговли, порядок перемещения товаров через государственную или таможенную границы и так далее) и дополнительный непосредственный объект контрабанды, который определялся исходя из свойств предмета контрабанды, в силу которых оборот этого предмета запрещался или ограничивался.
Ситуация данная изменилась с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, которым декриминализирована контрабанда обычных товаров.
Объект преступления
как таковой при этом содержательно
(как совокупность основного и
дополнительного объектов) не изменился,
но изменились приоритеты в его оценке:
порядок перемещения товаров
через государственную или
Помимо сильнодействующих и ядовитых веществ к числу предметов контрабанды, ответственность за которую установлена ст. 226.1 УК РФ,3 отнесены две группы предметов.
Первая включает:
отравляющие, взрывчатые, радиоактивные
вещества, радиационные источники, ядерные
материалы, огнестрельное оружие и
его основные части, взрывные устройства,
боеприпасы, оружие массового поражения,
средства его доставки, иное вооружение,
иную военную технику, а также материалы
и оборудование, которые могут быть использованы
при создании оружия массового поражения,
средств его доставки, иного вооружения,
Вторая группа включает стратегически важные товары и ресурсы, перечень которых утвержден Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК РФ» от 13.09.12 № 923. Данный перечень содержит наименования стратегически важных товаров и ресурсов, а также соответствующие коды ТН ВЭД ТС. Всего в перечне 15 позиций, включающих также стратегически важные ресурсы флоры и фауны – это виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие СИТЕС или занесенные в Красную книгу РФ.4
В связи с
тем, что незаконные перемещения
редких объектов дикой флоры и
фауны совершались в
Таким образом,
теперь появилась возможность
Согласно ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) под незаконным перемещением товаров и транспортных средств следует понимать:
– нарушение порядка прибытия товаров и (или) транспортных средств международной перевозки на таможенную территорию ТС путем их ввоза помимо мест перемещения товаров через государственную границу ТС либо иных установленных законодательством государств-членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо совершение действий, непосредственно направленных на фактическое пересечение таможенной границы ТС товарами и (или) транспортными средствами международной перевозки при их убытии с таможенной территории ТС помимо мест пересечения товаров через государственную границу ТС либо иных установленных законодательством государств-членов ТС мест или вне времени работы таможенных органов либо без разрешения таможенного органа;
– сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов , затрудняющих обнаружение товаров, либо придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу ТС;
– сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об из маркировке, о наименовании, весе и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию ТС или при убытии с таможенной территории ТС либо помещение товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов, а равно использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам;
– представление в таможенный орган недействительных документов на товары при прибытии на таможенную территорию ТС, убытии с таможенной территории ТС либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения, если такие документы могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств-членов ТС, решениями Комиссии ТС и нормативно-правовыми актами государст-членов ТС, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования.5
Таким образом, за незаконное перемещение товаров через таможенную границу ТС может быть предусмотрены санкции как по УК РФ, так и по КоАП РФ.
Одной из существенных угроз биологическому разнообразию и, в особенности, редким видам диких животных и растений, является международная торговля (экспорт, импорт, реэкспорт и интродукция из моря) этими объектами (живыми, неживыми, дериватами, продукцией из них). Российская Федерация присоединилась к Конвенции СИТЕС, как правопреемник СССР. Для СССР она вступила в силу 8 декабря 1976 г. Основная цель Конвенции СИТЕС – предотвращение браконьерства, незаконной торговли редкими объектами флоры и фауны и обеспечение эффективного контроля при трансграничном перемещении животных и растений. Причём не только животных и растений, но также их частей и дериватов.6
Конвенция СИТЕС включает 3 приложения, в которые в настоящее время внесены около 34 тысяч объектов. Превалируют растения – Конвенцией охраняется порядка 28,5 тысяч видов растений.
В первое приложение включены виды, находящиеся под угрозой вымирания, торговля которыми оказывает или может оказать влияние на их существование, и может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах. В нём поименовано более 870 объектов растительного и животного мира.
Второе приложение включает виды, которые хотя в данное время не находятся под непосредственной угрозой вымирания, но могут стать таковыми, если торговля ими не будет регулироваться. Это приложение самое многочисленное. В него входит почти 32,6 тысячи объектов.
Третье приложение сформировано из видов, которые страны – участницы Конвенции считают необходимым регулировать в пределах своей собственной юрисдикции и нуждаются при этом в сотрудничестве других стран. В него различными странами включено чуть более 300 видов животных и растений.
Исполнение обязательств России в рамках Конвенции СИТЕС обеспечивается целым рядом научных организаций и государственных контролирующих органов. К компетенции таможенных органов относится контроль законности перемещения объектов СИТЕС через таможенную границу.
В РФ для вывоза видов животных и растений, их частей и дериватов, внесенных во все три Приложения СИТЕС, необходимо наличие специального разрешения административного органа СИТЕС. Помимо этого, в отношении отдельных объектов необходима лицензия Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
При ввозе на территорию Российской Федерации:
Информация о работе Борьба с контрабандой редких видов растений