Контрабанда

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 12:50, реферат

Описание работы

В последнее время все большее распространение во всей преступной среде завоевывает контрабанда.
Корни ее тянутся из глубокой древности. Зародилось это явление еще в XIV веке, когда стали формироваться товарно-денежные отношения.
В большинстве стран мира контрабанда признана одним из самых опасных видов преступной деятельности. Как и преступность, вообще, контрабанда, очевидно, будет существовать до тех пор, пока есть государственные границы. Даже в таких высокоразвитых странах, как США, Германия, Великобритания, Франция, существует контрабанда. В этих странах и не ставится задачи полного искоренения данного преступления. Речь идет лишь только о сокращении ее размеров до контролируемых пределов.
Как известно, стремительный переход России на рыночные рельсы высветил неподготовленность страны, как, впрочем, и всех ветвей власти, к эффективной борьбе с ее уродливыми проявлениями в нашем обновленном обществе: терроризмом, экстремизмом, бандитизмом, коррупцией, хищениями, а также преступлениями в сфере экономической деятельности.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты возникновения и функционирования контрабанды
1.1 Понятие, сущность, признаки контрабанды.
1.2Общие вопросы организации расследования дел о контрабанде.
1.3 Борьба с контрабандой в России.
2. Экспертиза лекарственных препаратов, их оборот в РФ
2.1 Контрабанда лекарств через интернет - нелегальный бизнес 21 века.
2.2 Общие положения и понятие об экспертизе лекарственных препаратов
2.3 Оборот лекарственных препаратов на территории РФ
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

курсвик по товарке).docx

— 117.05 Кб (Скачать)

Успешному расследованию  способствует широкое использование  помощи специалистов и экспертов  в поисках дополнительных следов преступления, в исследовании вещественных доказательств, отыскании нужной информации. Такая помощь особое значение приобретает  при установлении обстоятельств  контрабанды наркотических, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового  поражения, произведений искусства, художественных, исторических и иных ценностей и  т.д.13

Анализ выявленных при  осмотре места происшествия и  предметов контрабанды следов преступления и преступника и иной полученной информации позволяет выдвинуть  дополнительные следственные версии и  вести расследование целенаправленно.

Если в процессе расследования  лицо, совершившее преступление, будет  установлено, то первая типичная следственная ситуация может трансформироваться в одну из разновидностей второй, когда  в распоряжении следствия имеется  информация о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице, причастном к  ее совершению, однако местонахождение  этого лица неизвестно или оно  находится за границей.14

Основными задачами расследования  во второй типичной ситуации являются: установление местонахождения лица, совершившего преступление, сбор данных о его личности, родственных и  иных связях; установление неизвестной  следствию стадии подготовки к преступлению и других обстоятельств объективной  стороны преступления; выявление  соучастников и свидетелей преступления; фиксация имеющихся и получение  дополнительных доказательств преступной деятельности скрывшегося лица; доказывание вины подозреваемого, мотивов и целей совершения преступления; установление обстоятельств, при которых лицо, совершившее преступление, скрылось со своего места жительства (или оказалось за границей), а также причин и условий, способствовавших совершению преступления.

Планирование расследования  уголовного дела в отношении лица, находящегося за границей, имеет определенные особенности, которые вытекают из необходимости  взаимодействия российских следователей с их зарубежными коллегами.15

Следователь в условиях рассматриваемой  типичной следственной ситуации производит все возможные без участия  лица, совершившего преступление, следственные и иные действия: осмотр места происшествия, предметов контрабанды и иных вещественных доказательств, допрос свидетелей (а также соучастников, если таковые  имеются и не скрылись от следствия), обыски по местам работы и жительства и в других местах, где могут  находиться вещественные доказательства и само скрывающееся лицо, выемки документов и предметов, необходимых для  установления истины по делу, назначение экспертиз, предъявление для опознания  предметов контрабанды и других предметов и средств (например, транспортных), а также скрывшегося лица по фотографии, наложение ареста на почтово-телеграфную  корреспонденцию и ее выемку.16

Важным источником информации о месте нахождения лица, совершившего преступление, может быть место происшествия, в ходе осмотра которого тщательно  исследуются следы ухода с  него преступника. При производстве обысков, выемок, осмотре почтово-телеграфной  корреспонденции, допросах свидетелей (особенно из числа родных и близких) следователь должен выяснить следующие обстоятельства: где и на протяжении какого периода времени проживал, учился, работал, отдыхал, находился в командировках и на лечении, проходил военную службу, отбывал наказание разыскиваемый; признаки его внешности и особые приметы.

Ценная информация о круге  общения разыскиваемого и местах возможного его нахождения может  быть получена при осмотре его  дневников, записных книжек, фотоальбомов, писем.

Производя обыски у родственников  и близких связей разыскиваемого, кроме названных выше документов, следует искать талоны и счета  на междугородные переговоры, приготовленные к пересылке вещи и другие предметы, которые могут свидетельствовать  о поддержании ими отношений  со скрывшимся лицом, а также обращать внимание на наличие личных вещей  разыскиваемого. Их отсутствие при  повторном обыске дает основание  для выдвижения версии о контактах  с ним указанных лиц.17

При допросах свидетелей необходимо получить как можно более полные сведения о личности разыскиваемого, об одежде и вещах, которые были на нем и при нем, о документах и ценностях, исчезнувших вместе с ним, состоянии его здоровья, чертах характера, привычках, наклонностях и иных присущих ему особенностях, об обстоятельствах, при которых  он скрылся с постоянного места  жительства, и иную информацию, имеющую  розыскной характер.

Самой благоприятной для  расследования, как правило, является третья типичная ситуация, когда на момент возбуждения уголовного дела в распоряжении следствия имеются  достаточные данные о деянии, содержащем признаки контрабанды, и лице (лицах), его совершившем (совершивших), и  о местонахождении этого лица (лиц) - лицо задержано либо известно, где оно находится на территории страны (России).

Чаще всего подобные ситуации возникают при обнаружении предметов  контрабанды работниками таможни  или военнослужащими пограничных  войск на контрольно-пропускных пунктах  либо при установлении факта совершения контрабанды конкретным лицом в  процессе расследования уголовного дела, возбужденного по другой статье УК.

На начальном этапе  расследования в рассматриваемой  типичной ситуации решаются такие задачи, как установление неизвестной следствию  стадии подготовки преступления, закрепление  имеющихся материалов, их уточнение, дополнение, детализация, доказывание  вины подозреваемого, мотивов и целей  преступления. Эти задачи конкретизируются на основе анализа и оценки тех  фактов и обстоятельств, информация о которых содержится в поступивших  материалах, а также исходя из вида контрабанды и способа ее совершения.18

После возбуждения уголовного дела или принятия его к производству осуществляются следующие следственные действия: задержание (арест) подозреваемого; его личный обыск и допрос; осмотр изъятых предметов контрабанды, мест ее обнаружения; приспособлений для  ее перемещения или хранения; документов использованных для ее прикрытия; обыски и выемки по месту жительства и  работы подозреваемого и у других лиц, у которых мог находиться предметы контрабанды и иные предметы и документы могущие иметь  значение для дела; наложение ареста на имущество, денежные вклады и иные ценные бумаги, подлежащие конфискации; выемка (истребование) предметов и  документов в соответствующих учреждениях, организациях, предприятиях, фирмах, компаниях, обществах; наложение ареста на почтово-телеграфную  корреспонденцию и ее выемка; допросы  свидетелей и потерпевших (к их числу  можно отнести лиц, у которых  незаконно изъяты предметы и ценности, перемещаемые через таможенную границу); предъявление им для опознания предметов  контрабанды, а при необходимости и подозреваемого; проведение очных ставок между ними и подозреваемым (подозреваемыми), назначение экспертиз, ревизий и документальных проверок; производство следственных экспериментов.

В практике расследования  дел о контрабанде довольно часто  возникают и ситуации, объединяющие в различном сочетании элементы двух или всех трех рассмотренных  выше типичных ситуаций, что сказывается  на направлениях расследования, которых  может быть несколько. Принимая решение, следователь должен исходить из конкретной ситуации, оценивая совокупность формирующих  ее факторов, рассматривая рекомендации, предлагаемые для типичных ситуаций, как возможные варианты действий.19

После определения на основе анализа и оценки исходной следственной ситуации направления расследования  его успех зависит главным  образом от использования данных оперативной деятельности, надлежащей организации и квалифицированного производства отдельных следственных действий.

 

1.3 Борьба с  контрабандой в России.

Борьба с контрабандой, на сегодняшнем этапе развития Русского государства выходит на I план. Однако так ли она результативна? Почти  еженедельно, постоянно мы слышим о раскрытии какого-либо так называемого канала контрабандных поставок товаров. Постоянно раздаются громкие заявления о задержания астрономических объемов незаконно ввезенных в Россию одежды, обуви, бытовой техники, различных запрещенных к гражданскому обороту товаров. Разные средства массовой информации муссируют тематику контрабанды. Создано большое множество подразделений органов правопорядка которые призваны бороться с нарушениями таможенного законодательства при импорте - экспорте товаров. Хотя ситуация почти стоит на месте. Еще Карл Маркс говорил, что нет подобного преступления, на которое не пойдет капиталист, если будет видеть прибыль в 300-400 процента. Действительно на практике совершение контрабанды на протяжении всей истории являлось очень прибыльным предприятием. Основной причиной ухода импортеров - экспортеров в нелегальную область постоянно являлась и является экономическая составляющая. В любом бизнесе корыстный мотив определен самой целью осуществления деятельности.  Для чего платить таможенные платежи в больших объемах когда от них с относительно небольшим риском для бизнеса и себя лично возможно уклониться, уйти при определенных условиях? Нельзя заявить, что государство не уделяет совсем внимания существующей на практике проблеме контрабанды. Напротив, многие заявления лидеров РФ направлены на усиление борьбы с контрабандой, происходит постоянное реформирование таможенных органов. Хотя все как обычно упирается в непосредственную реализацию заданных направлений. Взяв "под козырек" руководство органов правопорядка сломя голову старается наперегонки отчитаться о раскрытии контрабанды. Возникает множество раздутых на пустом месте уголовных дел, все стараются бежать за статистикой. Реальная же задача борьбы с таким явлением как контрабанда уходит на второй план. Любое крупное государство всегда сталкивается с проблемой статистики. Основной задачей ставится увеличение количественных показателей раскрываемости преступлений. Таможня, МВД, ФСБ, следственный комитет отчитываются о раскрытии каналов контрабанды по всей стране. Цифры и количество раскрытых преступлений поражает. Однако приносят ли эта работа должный эффект? Является ли она действительно результативной или все это "пыль в глаза" руководству? Возможно с уверенностью заявить, что нет. Главная масса возбуждаемых дел являются частными случаями, их раскрытие почти никаким образом не оказывает влияние на общую ситуацию. Большое число дел не доходят до суда, качество следствия оставляет желать лучшего. Так как же эффективно бороться с контрабандой? Многие авторы придерживаются мнения о потребности ужесточения наказания за экономические преступления. Больше всего напротив, отстаивают позицию смягчения наказания за весь блок экономических преступлений. На самом деле, если смотреть в корень трудности, то процент так называемого белого импорта в РФ гораздо ниже чем в любой иной стране мира. 20

Использование разных схем ухода от таможенных платежей уже  десятилетиями считается нормой для практических всех участников внешнеэкономической  деятельности, брокерских, логистических  фирм. Доля контрабанды в Российском импорте по различным подсчетам  составляет от 70 до 80 процентов. Страшные цифры. Ужесточение наказания на самом деле может привести к понижению  доли контрабандного перемещения товаров. Однако процент этого снижения будет  весьма мал.21

 Причина кроется в  том, что ни один преступник, совершая правонарушение не задумывается о наказании. Многие юристы предлагают снижать таможенные пошлины. Эта мера может оказаться эффективной, однако при серьезно снижении ставок таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров. А не о снижении на несколько процентов. В условиях экономического кризиса, значительного дефицита Русского бюджета российское правительство вряд ли сумеет пойти на настолько резкие шаги. Есть мнение что требуется усилить правоохранительные подразделения таможенных органов путем расширения штатов работников оперативных подразделений, отделов дознания. По видимости данный шаг к тому же не сумеет изменить ситуацию в корне. Так как требуется изменять всю систему. Чаще всего сотрудники правоохранительных блоков таможен связан в собственной деятельности по рукам и ногам позицией руководства, разных интересов влиятельных гос служащих и не способны полностью исполнять поставленные перед ними задачи. Теперь таможенные органы РФ реформируются. Однако к чему приведет эта реформа покажет время. Для решения указанной трудности необходим системный подход. Лишь использование комплекса мер по противодействию контрабанды создаст возможность для снижения доли незаконного перемещения товаров ч/з таможенную границу ТС.22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Экспертиза  лекарственных препаратов, их оборот  в РФ

2.1 Контрабанда  лекарств через интернет - нелегальный бизнес 21 века

Незаконные продажи лекарственных  препаратов в сети Интернет быстро растут, так как позволяют заниматься этим бизнесом аптекам, не имеющих лицензию на продажу, либо торговцам наркотиками.  
По отчетам Международного центра по контролю за лекарствами (INCB), ежегодно через Интернет-аптеки незаконно продаются до нескольких миллиардов упаковок лекарственных препаратов. Одновременно такой бизнес становится прикрытием для альтернативного распространения наркотиков, который в последние годы быстро вытесняет традиционные пути их транспортировки. 

Одними из лекарств, обладающими  наркотическим действием, являются психотропные препараты, 90% которых  применяются без должного предписания  врача. Незаконная продажа лекарств через Интернет служит основным путем  распространения наркотических  средств среди подростков, особенно в высокоразвитых странах, таких как США. 

Важна проблема поставщиков лекарств в онлайн аптеки. Нередко это аптеки, которые имеют лицензию, и продают лекарства Интернет-аптекам. Однако основным поставщиком наркотических препаратов по-прежнему остаются слаборазвитые страны Восточной Азии и Южной Америки. Это, прежде всего, Пакистан, Афганистан, Ирак. 

А самыми крупными рынкам наркотиков на сегодняшний день являются страны Северной Америки, страны Восточной  Европы и страны СНГ. Несколько стабилизировалась  обстановка в странах Западной Европе и по мнению специалистов, расширение границ Евросоюза на восток позволит еще в большей степени закрепить  эту тенденцию. 23

«Надо противодействовать развитию Интернет-торговли медикаментами!» - такое предложение озвучила 26 октября, на открытии международной конференции «Конвенция Совета Европы по фальсификации медицинской продукции и сходным преступлениям, угрожающим здоровью населения (Конвенция Медикрим) – противодействие фальсификации медицинской продукции» первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия», член Комитета Госдумы по охране здоровья, заслуженный врач РФ Татьяна Яковлева.

Кроме того, депутат отметила: Не только Россия, но и страны Европы, Япония, США – все передовые  фармацевтические державы сталкиваются с проблемами некачественных и фальсифицированных лекарственных препаратов. Причем риск появления такой нелегальной  продукции возрастает пропорционально  с ростом объема фармацевтического  рынка. Следует отметить, что наибольшую опасность по распространению подделок несут продажи лекарственных  средств через Интернет, привлекающий преступников возможностью действовать анонимно.

Уровень фальсификации в  данном сегменте рынка довольно высок. При этом объем электронной торговли медикаментами, в том числе трансграничной, возрастает. Однако на законодательном  уровне ограничить такую форму торговли пока не получается. Если даже одна страна жестко ограничит Интернет-торговлю медикаментов, введет существенные административные и уголовные санкции против нарушителей, проблему решить все равно не получится. Интернет-порталы открываются в  соседних странах, а при относительной  доступности и простоты логистических  возможностей, доставить медицинский  препарат за тысячу километров не является проблемой.24

Информация о работе Контрабанда