Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа
Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.
Введение. 2
Глава I. Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. 5
§1. Понятие об игре и её видах. 5
§2. Особенности использования игр. 9
Глава II. Методика использования дидактических игр на уроках математики. 14
§1. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики. 14
§2. Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала. 17
§3. Способы использования дидактических игр при закреплении материала. 27
§4. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся. 38
Заключение. 44
Конспект урока
Тема:
“Состав числа 12”.
Задачи урока:
1.
Образовательная: познакомить
2.
Развивающая: развивать
3.
Воспитательная: поддерживать интерес
к урокам математики.
Оборудование:
карточки с цифрами, домик, таблица
с ответами на загадку.
Содержание урока:
Орг. момент | |||||||||
Устный счёт | - Начнём
урок с повторения. Сейчас мы
с вами поиграем в игру “Хлопки”. Поставьте
руки на стол и хлопните в ладоши один
раз. Это будет однозначное число, а два
раза – когда называется двузначное число.
- Итак, когда вы хлопаете один раз, а когда два? - Чем отличаются двузначные числа от однозначных? - Начнём игру. Числа: 2, 17, 18, 7, 11, 1, 20, 5, 19, 4, … Молодцы, все справились. - Посмотрите, на доске записаны выражения: 9 + 8 8 + 4 7 + 6 6 + 5 - Прочитайте
выражение, найдите его - Какие ответы у нас получились? (17, 13, 12, 11 – записываются на доске) - Назовите эти числа в порядке возрастания. - Чем они похожи? (все двузначные) - Догадайтесь,
по какому признаку число 17
может быть лишним среди - Каким числом можно заменить 17, чтобы не нарушить построения? (14 или 10) | ||||||||
Игра | - Следующее задание - игра “Рассели жильцов”. Ребята, жильцами математического дома являются цифры и математические знаки. Какие математические знаки вы знаете? Нам нужно вставить в окошки недостающие знак или цифру. | ||||||||
4 | ÿ | 7 | 9 | ÿ | 8 | ||||
8 | ÿ | 8 | ÿ | = | ÿ | ||||
1 | < | ÿ | ÿ | > | ÿ | ||||
ÿ | > | 5 | 4 | > | ÿ | ||||
- Следующее
задание будет такое. У меня
в руках две карточки с - Теперь проверим, я открываю карточки. | |||||||||
Постановка цели | - Сегодня на уроке мы познакомимся с составом числа 12. | ||||||||
Обяснение нового материала | Оформление
тетрадей, страница учебника 123, №128.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию и скажите, чем они все похожи? - Чем
отличаются (увеличиваются круги
вне треугольника и в - А
теперь посмотрим на ряд - Найдите
первое выражение. Прочтите - Чему
равно значение выражения? На
каком именно числовом луче
отмечено это выражение? - Рассмотри второе выражение (8+4). Какой рисунок ему соответствует? Докажите? Чему равно выражение? Наудите луч, на котором отмечено этот выражение. Аналогично решаются остальные выражения 6+6, 7+5, 9+3. Выражения записываются на доске, а учащиеся записывают их в тетрадь. - Чем похожи равенства? (одинаковый ответ) - Что мы можем сказать обо всех равенствах? (они образуют числа 12) - Все ли варианты состава числа 12 мы написали? (не все) - Каких не хватает? (5+7, 4+8, 3+9, 2+10, 1+11) Давайте их тоже запишем в тетрадь. - Вывод: Итак, ребята, 12 – это сумма чисел … | ||||||||
Физ. минутка | - Вы
хорошо поработали, а теперь давайте
отдохнём. Слушайте меня внимательно и
повторяйте за мной.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развёл, Видно, ключик не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать. (повторяется 2 раза) - Продолжаем работу. | ||||||||
- Следующее
задание – сравни числа:
10 и 13, 9 и 12 Вставьте в квадратики числа, чтобы получились верные неравенства: 1ÿ > 9 ÿ2 > 1ÿ 1ÿ < 13 ÿ1 = ÿ1 - Молодцы, вы хорошо справились. | |||||||||
Игра | - А
сейчас я прочитаю загадку. Для того,
чтобы её разгадать, необходимо выполнить
определённое математическое действие.
Итак, загадка-игра:
Сам пустой, голос густой. Дробь отбивает, Ребят собирает. - Ответ
зашифрован в этой табличке. Чтобы
прочитать зашифрованное слово, Числа: 15, 19, 16, 18, 13, 17, 14 Таблица: 13-б, 17-б, 15-р, 19-н, 14-а, 16-а, 18-а. (получится слово “барабан”) - Молодцы, вы угадали всё верно. | ||||||||
Подведение итогов урока | - Какая
сегодня была тема урока?
Соревнование: Кто назовёт больше вариантов состава числа 12? - Урок окончен. |
Конспект урока
Тема: “Замена числа суммой его
разрядных слагаемых”.
Задачи урока:
1.
Образовательная: формировать
2.
Развивающая: развивать у
3.
Воспитательная: поддерживать интерес
к урокам математики.
Оборудование:
карточки с цифрами; счётный материал
пучки и палочки; абак; иллюстрация Медвежонок;
кленовые листы из бумаги с ответами примеров.
Содержание урока:
Орг. момент | |
Устный счёт | - Начнём
урок с устного счёта. Игра “Назови число”. Я буду бросать вам мячик, а тот, кто его поймает, будет называть числа, в которых: 1 дес. и 3 ед., 1 дес. и 6 ед., 5 ед. и 1 дес., 9 ед. и 1 дес., … - Как можно назвать одним словом числа: 14, 26, 37? (двузначные) Почему? Сколько десятков в каждом из этих чисел? - Сравни числа: 11 и 10, 12 и 11, 13 и 12. Чем они похожи? (десятками) Что пишут на 1 месте справа? На втором месте справа? - Уменьши число 43, 34, 21 так, чтобы цифра поменялась только в разряде десятков. - Каждый ряд называет числа, в составе которых есть 1 десяток. (10-19) |
Формирование новых знаний, умений | - Ребята, обратите
внимание на доску. Там записано равенство
45 = 40 + 5. Давайте сравним значение суммы
и слагаемые. Как вы думаете, есть ли между
ними что-то общее?
- Правильно, первое слагаемое равно числу десятков, а второе – числу единиц в числе суммы. Значит, 40 и 5 – это разрядные слагаемые числа 45. Они показывают, сколько единиц каждого разряда в числе 45. - А почему мы записали не просто 4, а именно 40?… Верно, число десятков – 4 записывается как 40 (4 десятка). - А теперь проверим: скажите, из каких разрядных слагаемых можно составить число 19 и объясните свой ответ. |
Закрепление
нового материала Игра “Незадачливый математик” |
- Ребята, сегодня
к нам на урок пришёл Дети выходят к доске и прикрепляют листочки с числом или знаком в нужное место примера. При этом ученики объясняют, почему именно сюда они решили вставить этот листок. Если ученик не может объяснить, то листок возвращается обратно. ÿ = 60 + 3 32 = 30 ÿ 2 84 = ÿ + 80 15 = ÿ + ÿ 56 = ÿ + 6 ÿ4 = 40 + 3 - Итак, ребята, давайте назовём еще раз разрядные слагаемые чисел: 63, 15, 32, 56, 84, 43. - Молодцы, вы все хорошо справились. |
. . . |
Конспект урока
Тема:
“Числа от 21 до 100 (закрепление)”.
Задачи урока:
1.
Образовательная: закрепить
2.
Развивающая: развивать умение
анализировать, грамотную
3.
Воспитательная: поддерживать интерес
детей к урокам математики.
Оборудование:
карточки с числами (у каждого ученика),
таблица чисел.
Содержание урока:
Орг. момент | |||||||
Устный счёт | - Начнём
урок с устного счёта. Первая
наша игра “Найди лишнее число” - Ребята, в каждом ряду из 5 последовательно записанных чисел - одно лишнее. Найдите это число и объясните, почему вы так решили. 5, 10, 15, 16, 20 (16 - лишнее) 8, 11, 13, 15, 17 (8) 10, 17, 16, 15, 14 (10) 12, 15, 18, 21, 43 (43) - Для
следующего задания нам увеличить10 на 3, уменьши 10 на 3; найти сумму чисел 3 и 8; найти разность чисел 8 и 3; на сколько 8 меньше, чем 14; на сколько 14 больше, чем 10. - Сравни числа: 41 и 14, 26 и 62, 43 и 43. | ||||||
Игра | - Сейчас
мы поиграем в интересную игру
“Хлопки”. Мне понадобятся два помощника
– один будет хлопать за десятки, а второй
– за единицы в названном мною числе. Итак,
будьте внимательны, а вы в классе тоже
считайте внимательно.
- А сейчас посчитаем в прямом и обратном порядке десятками от 10 до 100 по цепочке. - Молодцы, никто не сбился. | ||||||
Постановка цели урока | - Сегодня
мы продолжим изучать тему
“Числа от 21 до 100”. (оформление тетрадей,
учебник на стр.108)
- Найдите №1. Посмотрите на иллюстрацию. - Сколько нарисовано кубиков на первой картинке? (23) Сколько десятков и единиц в этом числе? - Сколько кубиков нарисовано на второй картинке? (32) Сколько десятков и единиц в этом числе? - Давайте сравним эту пару чисел 32 и 23. Чем они похожи? (одинаковые цифры) Что пишут на первом месте справа? на втором месте? Какой знак между ними поставили? - Ребята,
сейчас я буду назвать - Итак, проверяем, какие числа вы записали: 28, 92, 99, 35, 19, 5, 18. - Посмотрите
внимательно на числа и - Какие числа называются двузначными? однозначными? Подчеркните двумя чёрточками цифры, которые показывают число десятков в числах. Сколько десятков в каждом числе? - Подчеркните одной чертой цифры, которые обозначают число единиц. | ||||||
Разбор задачи | - Найдите
в учебнике задачу №3. Давайте
прочитаем её.
- О чём говорится в задаче? Какие слова мы возьмём для краткой записи условия? - Что нужно найти? Можем ли мы найти сразу ответ? Что надо узнать сначала? - Как нам узнать, сколько заготовили семян? - Что надо для этого знать? - Во сколько действий будет задача? - Что мы найдём первым действием? вторым? - Записываем решение и ответ. | ||||||
Игра | - А
сейчас вы проверите друг - Посмотрите
на доску. Там висит таблица,
где записаны числа в | ||||||
90 | 75 | 71 | 63 | 66 | |||
67 | 82 | 86 | 68 | 78 | |||
87 | 61 | 73 | 89 | 81 | |||
74 | 88 | 65 | 77 | 84 | |||
80 | 69 | 78 | 62 | 70 | |||
64 | 83 | 72 | 79 | 85 | |||
Через
таблицу могут проходить и
два игрока: Один называет числа от
61 до 74, другой – от 75 до 90.
- А сейчас нужно назвать числа в обратном порядке от 90 до 61 и тоже показать их на таблице. Работа проходит в таком же порядке. Можно разделить отвечающих на 3 группы: 90-80, 79-69, 68-61). | |||||||
Подведение итогов урока | - Молодцы,
все справились с таким трудным заданием.
- Итак, скажите, чем мы занимались сегодня на уроке? В какие игры мы играли? Что помогли повторить нам игры? - Урок окончен. |