Ученик – это
не сосуд,
который надо заполнить,
а
факел, который надо
зажечь.
Л.Г.
Петерсон
Одним из наиболее
важных качеств современного человека
является активная мыслительная деятельность,
критичность мышления, поиск нового, желание
и умение приобретать знания самостоятельно.
Активизация
познавательной деятельности учащихся
– одна из актуальных проблем на современном
уровне развития педагогической теории
и практики.
Педагогическая наука и школьная практика
накопили немалый опыт применения методов
и организационных форм, стимулирующих
познавательные силы учащихся. Интерес
к этой стороне обучения усилился в последние
годы. В активизации процесса обучения
кроются возможности преодоления обострившихся
противоречий между требованиями общества
к начальному образованию и массовым опытом
преподавания, между педагогической теорией
и школьной практикой.
Процесс познания у младших школьников
не всегда целенаправлен, в основном неустойчив,
эпизодичен. Поэтому необходимо развивать
познавательный интерес, активность младшего
школьника в различных видах его деятельности.
Проблема активизации познавательной
деятельности стояла перед педагогами
всегда. Еще Сократ учил своих слушателей
умению логически мыслить, искать истину,
размышляя. Ж.-Ж. Руссо, чтобы ученик захотел
узнать и найти новое знание, создавал
для него специальные ситуации, вынуждающие
к познавательному поиску. Песталоцци,
Дистервег и другие педагоги учили так,
чтобы школьник не только получал, но и
искал знание. Однако в полной мере эта
проблема получила разработку в педагогике
Д.Дьюи и ученых XX века. Дьюи выступал с
критикой словесной, книжной школы, которая
дает ребенку готовые знания, пренебрегая
его способности к деятельности и познанию.
Он предлагал обучение, когда учитель
организует деятельность детей, в ходе
которой они решают возникающие у них
проблемы и получают необходимые им знания,
учатся ставить задачи, находить решения,
применять полученные знания.
Целостную систему обучения и воспитания,
базирующуюся на возбуждении познавательного
интереса школьников, на организацию их
совместной заинтересованной деятельности
с педагогом, разрабатывал Ш.А.Амонашвили.
Школы, писал Ж.Пиаже, «должны готовить
людей, которые способны созидать новое,
а не просто повторять то, что делали предшествующие
поколения, людей изобретательных, творческих,
у которых критический и гибкий ум и которые
не принимают на веру все, что им предлагают».
Успех – важнейший стимул активной деятельности
человека. Этот психологический феномен
особенно ярко проявляется в детском возрасте,
когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы
или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий,
отстающий от своих сверстников, быстро
теряет интерес к учению и его познавательная
активность на уроке приближается к нулевому
уровню. А.В.Сластенин отмечает, что успех
обучения в конечном итоге определяется
отношением школьника к учению, их стремлением
к познанию, осознанным и самостоятельным
приобретением знаний, умений, навыков,
их активностью.
Познавательный интерес формируется в
процессе обучения через предметное содержание
деятельности и складывающиеся отношения
между участниками учебного процесса.
Этому способствует широкое использование
фактора новизны знаний, элементов проблемности
в обучении, привлечении данных о современных
достижениях науки и техники, показ значимости
знаний, умений, навыков, организация самостоятельных
работ творческого характера, организация
взаимообучения, взаимоконтроля учащихся
и т.п.
В активном восприятии и осмыслении
изучаемого материала большое значение
имеет умение учителя придавать этому
материалу увлекательный характер, делать
его живым и интересным. Основной задачей
учителя при организации эффективного
учебно-познавательного процесса является
включение в изучаемый материал занимательных
моментов, элементов новизны и неизвестности,
что способствует развитию познавательного
интереса и формированию познавательных
потребностей.
Необходимо отметить, что формирование
познавательного интереса к учению –
важное средство повышения качества обучения.
Это особенно важно в начальной школе,
когда еще только формируются и определяются
постоянные интересы к тому или иному
предмету. Чтобы формировать у учащихся
умение самостоятельно пополнять свои
знания, необходимо воспитывать у них
интерес к учению, потребность в знаниях.
Одним из важнейших факторов развития
интереса к учению является понимание
детьми необходимости того или иного изучаемого
материала. Для развития познавательного
интереса к изучаемому материалу большое
значение имеет методика преподавания
данного предмета. Поэтому перед тем как
приступить к изучению какой-нибудь темы,
учитель много времени должен уделить
поискам активных форм и методов обучения.
Заставить учиться нельзя, учебой надо
увлечь. И это совершенно справедливо.
Настоящее сотрудничество учителя и ученика
возможно лишь при условии, что ученик
будет хотеть делать то, что желает учитель.
Чтобы активизировать познавательную
деятельность детей, надо привнести элемент
занимательности как в содержание, так
и в форму работы.
Познавательная деятельность развивает
логическое мышление, внимание, память,
речь, воображение, поддерживает интерес
к обучению. Все эти процессы взаимосвязаны.
Многие педагоги используют в учебном
процессе различные методические приемы:
дидактические игры, игровые моменты работу
со словарями и схемами, ввод интеграции
и т.д.
Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая
за деятельностью взрослых, переносит
ее в игру. Игра для младших школьников
– любимая форма деятельности. В игре,
осваивая игровые роли, дети обогащают
свой социальный опыт, учатся адаптироваться
в незнакомых условиях. Интерес детей
в дидактической игре перемещается от
игрового действия к умственной задаче.
Дидактическая игра является ценным
средством воспитания умственной активности
детей, она активизирует психические процессы,
вызывает у учащихся живой интерес к процессу
познания. В ней дети охотно преодолевают
значительные трудности, тренируют свои
силы, развивают способности и умения.
Она помогает сделать любой учебный материал
увлекательным, вызывает у учеников глубокое
удовлетворение, создает радостное рабочее
настроение, облегчает процесс усвоения
знаний.
Высоко оценивая значение игры, В.А. Сухомлинский
писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного
умственного развития. Игра – это огромное
светлое окно, через которое в духовный
мир ребенка вливается живительный поток
представлений, понятий об окружающем
мире. Игра – это искра, зажигающая огонек
пытливости и любознательности». В дидактических
играх ребенок сравнивает, наблюдает,
сопоставляет, классифицирует предметы
по тем или иным признакам, производит
доступные ему анализ и синтез, делает
обобщения.
Однако не всякая игра имеет существенное
образовательное и воспитательное значение,
а лишь та, которая приобретает характер
познавательной деятельности. Дидактическая
игра обучающего характера сближает новую,
познавательную деятельность ребенка
с уже привычной для него, облегчая переход
от игры к серьезной умственной работе. а,
с которыми справиться не может. Следовательно,
надо хорошо знать индивидуальные особенности
детей. Задача педагога состоит в необходимости
помочь каждому ученику самоутвердиться,
искать и находить собственные пути получения
ответа на вопрос задачи.
Создание нестандартных ситуаций на
уроке способствует развитию познавательного
интереса и внимания к учебному материалу,
активности учащихся и снятию усталости.
Наиболее часто применяются в практике
работы учителей урок-сказка, урок-конкурс,
урок-путешествие, урок-игра. Каждый из
этих уроков имеет ряд своих особенностей,
но все они позволяют создать атмосферу
доброжелательности, зажечь огонек пытливости
и любознательности, что, в конечном счете,
облегчает процесс усвоения знаний.
Еще одним методом активизации познавательной
деятельности является осуществление
интеграции. Интеграция – процесс сближения
и связи наук, происходящий наряду с процессами
дифференциации. Он представляет собой
высокую форму воплощения межпредметных
связей на качественно новой ступени обучения.
Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно
осуществляемых межпредметных связей
сказывается на его результативности:
знания приобретают качества системности,
умения становятся обобщенными, комплексными,
усиливается мировоззренческая направленность
познавательных интересов учащихся, более
эффективно формируется их убежденность
и достигается всестороннее развитие
личности.
Таким образом, активизация познавательной
деятельности учащихся на уроке – одно
из основных направлений совершенствования
учебно-воспитательного процесса в школе.
Сознательное и прочное усвоение знаний
учащихся проходит в процессе их активной
умственной деятельности. Поэтому работу
на каждом уроке следует организовать
так, чтобы учебный материал становился
предметом активных действий ученика.
Младший школьный возраст – это возраст,
когда эмоции играют едва ли не самую важную
роль в развитии личности. Поэтому первостепенное
значение имеют приемы активизации познавательной
деятельности, индивидуальный подход,
дозировка сложности заданий, позволяющие
создать ситуацию успеха для каждого ребенка.
Каждый ребенок должен продвигаться вперед
своим темпом и с постоянным успехом. Успешность
обучения достигается не столько за счет
облегчения заданий, сколько за счет формирования
у детей желания и умения преодолевать
трудности, создания атмосферы увлеченности
и доброжелательности.
Многие педагоги – практики не считают
необходимым сочетать методы обучения
и используют постоянный набор приемов.
Но ведущие педагоги и психологи отмечают,
что однообразная деятельность тормозит
познавательную активность. Выполнение
однотипных упражнений, конечно, способствует
усвоению знаний, умений, навыков, но имеет
и отрицательный эффект. Познавательная
активность в этом случае высока лишь
в момент ознакомления с новым, далее она
постепенно снижается: пропадает интерес,
рассеивается внимание, возрастает число
ошибок. Таким образов, главной задачей
учителя является такое построение образовательного
процесса, при котором между всеми этапами
учащиеся смогли бы установить тесные
взаимосвязи и смогли бы увидеть конечный
результат своего труда.
Итак, педагогу необходимо стараться
максимально приблизить изучение программного
материала к жизни, сделать процесс обучения
более эмоциональным и интересным. Это
позволит пробудить у учащихся младшего
школьного возраста интерес к новому,
желание познавать мир и, учитывая психологические
особенности детей, помогать им лучше
и легче усваивать учебный материал. |