Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 12:02, дипломная работа
Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2. На основе анализа психолого-педагогической литературы дать понятие познавательного интереса младших школьников, определить его место и роль в обучении младших школьников.
3. Определить значимость дидактических игр в учебном процессе и изучить методику проведения дидактических игр в учебной литературе.
4. Сформировать комплекс дидактических игр, способствующих развитию познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по формированию познавательного интереса посредством дидактических игр.
6. Описать и проанализировать результаты использования дидактических игр на уроках математики с целью развития познавательно интереса.
Введение 3
Глава I Теоретические основы проблемы формирования познавательного интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и роль познавательного интереса в обучении младших школьников 14
§3 Дидактические игры в обучении математике и методика их проведения 17
Глава II Результаты экспериментальной работы
§1 Констатирующий эксперимент №1 28
§2 Формирующий эксперимент 33
§3 Констатирующий эксперимент №2 37
Заключение
Литература
Дидактические игры на уроках математики как средство развития познавательного интереса младших школьников
Выпускная
квалификационная работа
Оглавление
Введение 3
Глава I Теоретические
основы проблемы формирования познавательного
интереса младших школьников
§1 Сущность понятия «познавательный интерес» и его структура 5
§2 Место и
роль познавательного интереса в
обучении младших школьников
§3 Дидактические
игры в обучении математике и методика
их проведения
Глава II Результаты
экспериментальной работы
§1 Констатирующий
эксперимент №1
§2 Формирующий
эксперимент
§3 Констатирующий
эксперимент №2
Заключение
Литература
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
Проблема интереса в обучении не нова, но на сегодня остается все также актуальной, как и прежде. Значение интереса отмечали многие дидакты прошлого в самых разнообразных трактовках проблемы в классической педагогике. Главную функцию его все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить так, чтобы учение для ученика стало желанной потребностью, без удовлетворения которой немыслимо его благополучное формирование.
Современная дидактика, опираясь на новейшие достижения педагогики и психологии, видит в интересе еще больше возможностей и для обучения, и для развития, и для формирования личности ученика в целом.
В обучении фигурирует особый вид интереса – интерес к познанию, или, как его принято называть, познавательный интерес. Его область – познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.
Общеизвестно, что учить приятнее и радостнее того, кто хочет учиться, кто испытывает удовлетворение от своего учебного труда, кто проявляет интерес к знаниям. И, наоборот, трудно и тягостно учить тех, кто не испытывает желания узнавать новое, кто смотрит на учение, на школу, как на тяжелое бремя, кто подчас сопротивляется каждому начинанию учителя, каждому, даже разумному, воздействию со стороны.
Объект исследования: процесс формирования познавательного интереса младших школьников к математике.
Предмет
исследования: дидактические игры как
средство формирования познавательного
интереса к математике у учащихся младших
классов.
Цель исследования: определить роль познавательного интереса в обучении младших школьников и сформировать комплекс дидактических игр для формирования познавательного интереса младших школьников на уроках математики.
Задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по теме исследования.
2.
На основе анализа психолого-
3.
Определить значимость
4.
Сформировать комплекс
5.
Провести опытно-
6.
Описать и проанализировать
Гипотеза исследования: использование дидактических игр на уроках математики будет способствовать формированию познавательного интереса к математике у учащихся младших классов.
Методы
исследования: наблюдение, рейтинг, беседа,
анализ литературы.
Глава I
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
§ 1 Сущность
понятия «познавательный
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривается как:
-
избирательная направленность
- проявление его умственной и эмоциональной активности;
-
активатор разнообразных
-
активное эмоционально-
- специфическое отношение личности к объекту, вызванное сознанием его жизненного значения и эмоциональной привлекательностью.
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но в самом существенном отношении человека к миру – в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерность, противоречивость.
В то же время познавательный интерес, будучи включенным, в познавательную деятельность сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно не этой основе – познания предметного мира и отношения к нему научным истинам – формируется миропонимание, мировоззрение, мироощущение, активному, пристрастному характеру которой способствует познавательный интерес.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психологические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности (изменения, усложнения ее целей, выделения в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскание иных необходимых способов, привнесении в них творческого начала).
Особенностью познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать процесс не только познавательной, но и любой деятельности человека, поскольку познавательное начало имеется в каждой из них. Любой вид человеческой деятельности содержит в себе познавательное начало, поисковые творческие процессы, способствующие преобразованию деятельности. Любую деятельность человек, одухотворенный познавательным интересом совершает с большим пристрастием, более эффективно.
Познавательный
интерес – важнейшее
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом.
Особую значимость познавательный интерес имеет в школьные годы, когда к системообразующему познанию ребенка, подростка, юноши привлечены специальные учреждения и педагогически подготовленные кадры.
Познавательный интерес – интегральное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром выраженные в отношениях.
В единстве объективного и субъективного в интересе является диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес формируется и развивается в деятельности, и влияние на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная сущность (характер, процесс, результата). Интерес – это «сплав» многих психологических процессов, образующих особый тонус деятельности, особое состояние личности (радость от процесса учения, стремление углубляться в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению).
Познавательный
интерес выражен в своем
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами, привлекающими внимания человека. Для человека это элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не имеет особой значимости. На стадии любопытства ученик довольствуется лишь ориентировкой, связанной занимательностью того или иного предмета, той или иной ситуации. Это стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И тем не менее занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность
– ценное состояние личности. Она
характеризуется стремлением