Математика. дидактическая игра

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 18:41, курсовая работа

Описание работы

Проблемы методов обучения сегодня приобретают всё большее значение. Этой проблеме посвящено множество исследований в педагогике и психологии. И это закономерно, т.к. учение – ведущий вид деятельности школьников, в процессе которого решаются главные задачи, поставленные перед школой: подготовить подрастающее поколение к жизни, к активному участию в научно-техническом и социальном процессе. Общеизвестно, что эффективное обучение находится в прямой зависимости от уровня активности учеников в этом процессе. В настоящее время дидакты пытаются найти наиболее эффективные методы обучения для активизации и развития у учащихся познавательного интереса к содержанию обучения. В связи с этим много вопросов связано с использованием на уроках занимательного материала. И среди них особое значение уделяется дидактическим играм на уроках математики.

Содержание

Введение. 2
Глава I. Проблема игровой деятельности в педагогической и методической литературе. 5
§1. Понятие об игре и её видах. 5
§2. Особенности использования игр. 9
Глава II. Методика использования дидактических игр на уроках математики. 14
§1. Исследование отношения детей и учителей к дидактическим играм на уроках математики. 14
§2. Особенности использования дидактических игр при объяснении нового материала. 17
§3. Способы использования дидактических игр при закреплении материала. 27
§4. Особенности применения дидактических игр при обобщении знаний учащихся. 38
Заключение. 44

Работа содержит 1 файл

Математика дидактическая игра курсовая.doc

— 257.50 Кб (Скачать)

       Каждый  участник пишет ответ на листочке и показывает жюри, которое отмечает количество правильных ответов и неправильных. Ответ, не показанный до сигнала ведущего, не засчитывается.

       Затем выстраивается другая команда и  решает следующие задачи:

       3. У Кости было 20 больших хрямзиков и 7 маленьких. Когда он узнал, что это такое, он всё побросал и отскочил подальше. Сколько хрямзиков бросил Костя?

       4. Волк съел на своём Дне рождения  трёх поросят, семерых козлят  и одну Красную шапочку. Сколько  сказочных героев съел Волк?

       Побеждает команда, давшая большее количество верных ответов.

       Эстафета  №6: “Математическая сказка”

       Все участники команды, говоря по одному предложению, продолжают сказку, которую начинает ведущий: первая команда “Однажды в математическом королевстве случилась беда…”, вторая команда “У Пятёрки был День рождения, и она пригласила на него своих друзей…”

       После подводятся итоги урока. Какая команда  была самая дружная, кому удалось  лучше всех справится с трудными математическими заданиями? Награждение. Очень важно, чтобы ученики поняли в процессе игры: если вместе взяться за дело, то даже самые трудные примеры можно решить.

       Если  такая игра проводится в классе впервые, то учителя надо заранее позаботиться о помощниках (старшеклассниках, родителях), которые при необходимости  помогли бы погасить возможные конфликты.

       При подведении итогов важно отметить, сколь важны факты оказания помощи, проявления дружбы.

       Состав  команд в играх-соревнованиях в 1 классе должен меняться в каждой игре, чтобы у участников не появился конкретный постоянный соперник.

       Важный  педагогический момент игры – помочь учащимся осознать, что учиться вместе легче, чем поодиночке, что у них прекрасные одноклассники, которые всегда помогут.

       Также при обобщении знаний детей довольно эффективно проходят игры “Освободи птичку” и “Незадачливый математик”.

       “Освободи птичку”

       Дидактическая цель: обобщение знания чисел от 21 до 100.

       Содержание  игры: птички находятся в клетке и учитель предлагает детям выпустить их на волю. НО для этого нужно выполнить задание. Учащиеся берут птичку  из клетки и с обратной сторону читают задание (например, посчитай десятками до 60, назови число, в которых 2 дес. и 6 ед, и т.п.). Если ученик правильно ответит на вопрос, то птичка летит (переставляется) на дерево, если нет, то возвращается обратно в клетку.

       “Незадачливый математик”

       Дидактическая цель: обобщение знаний учащихся о  замене числа суммой его разрядных  слагаемых.

       Средства  обучения: кленовые листья, вырезанные из бумаги, с записанными на них  числами и знаками, фигура Медвежонка.

       Содержание  игры: на доске записаны примеры  с пропущенными числами и знаками.

43 = ÿ + 3 ÿ = 20 + 9 57 = 50 + ÿ
35 = 30 ÿ 5 1ÿ = 10 + 5 ÿ4 = 40 + ÿ

       Немного в стороне крепятся вырезанные из бумаги кленовые листья с записанными  на них цифрами и знаками и иллюстрация Медвежонка.

       Учитель предлагает следующую ситуацию: “Ребята, Медвежонок решил примеры на кленовых листочках. Подул ветер и листочки разлетелись. Очень расстроился Медвежонок. Как же теперь быть? Надо помочь ему.” Ребята по очереди выходят к доске, ищут листочки с правильными ответами и заполняют ими пропуски.

       Данные  игры помогают понять, насколько хорошо учащиеся усвоили пройденный материал.

 

Заключение. 

       В результате исследования, согласно поставленным задачам, было подтверждено, что в педагогической работе  большое внимание уделяется дидактической игре на уроке и выявлено её существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов.

       Дидактическая игра позволяет не только активно  включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает донести учителю донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьно возраста на данном конкретном уроке.

       Дидактическая игра может быть использована как  и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.

 

Библиография. 

  1. Аникеева Н.Б.  Воспитание игрой.  М., 1987
  2. Амонашвили Ш.А.  В школу – с шести лет.  М., 1986
  3. Бочек Е.А.  Игра-соревнование “Если вместе, если дружно”  //Начальная школа  №1, 1999
  4. Выготский Л.С.  Педагогическая психология.  М., 1991 
  5. Жикалкина Т.К.  Система игр на уроках математики в 1 и 2 классах.  М., 1996
  6. Карпова Е.В.  Дидактические игры в начальный период обучения.  Ярославль, 1997
  7. Коваленко В.Г.  Дидактические игры на уроках математики.  М., 1990
  8. Кружецкий В.А.  Психология.  М., 1986
  9. Кушнерук Е.Н.  Занимательность на уроках математики в начальных классов  Минск, 1987
  10. Менджерицкая Д.В.  Воспитателю о детской игре.  М., 1982
  11. Минскин В.И,  От игры к знаниям.  М., 1988
  12. Перова М.Н.  Дидактические игры и упражнения по математике. М., 1996
  13. Попова В.И.  Игра помогает учиться. //Начальная школа №2, 1987
  14. Перокова О.И., Сазанова Л.И.  Раз, два, три – отвечай.  М., 1993
  15. Психолого-педагогические особенности проведения дидактических игр.  Под.ред. Акшиной А., Акшиной Т., Жарковой Т.  М., 1990
  16. Сухомлинский В.А. О воспитании.  М., 1985
  17. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В.  Играя, учимся математике.  М., 1993
  18. Щедровицкий Г.П.  Методические замечания к педагогическим исследованиям игры.  // Психология и педагогика игры дошкольников. Под.ред.Запорожца  М.,1996
  19. Эльконин Д.Б.  Психология игры  М., 1978
  20. Новосёлова С.Л.  Игра дошкольника.  М., 1989

 

Приложение. 

Анкета №1.

       Проводится  с целью выявления отношения учителя к игре. 

       1. Какое место, по Вашему мнению, занимает игра в развитии личности  ребёнка в современных условиях?

    • главное,
    • не самое главное,
    • второстепенное,
    • никакого места не занимает.
    • не задумывалась над этим,
    • не знаю.
 

       2. Сколько времени Вы в своей  педагогической деятельности отводите дидактическим играм в учебном процессе?

    • очень много,
    • не очень много,
    • только на кровах математики,
    • сегодня это не нужно,
    • не задумывалась над этим,
    • не знаю.
 

       3. Какие трудности в проведении  дидактических игр Вам мешают  больше всего?

    • отсутствие необходимых условий,
    • равнодушие детей,
    • не задумывалась над этим,
    • не знаю,
    • нет.

 

        Анкета №2.

       Проводится  с целью выявления  отношения детей  к игре на уроке. 

       1. Какие уроки ты больше всего любишь?

    • с использованием таблиц, схем, рисунков,
    • главное, чтобы было интересно,
    • с использованием игры,
    • урок он и есть урок, хоть что, всё равно скучно,
    • не люблю любые уроки,
    • не знаю, мне всё равно.
 

       2. Если бы ты был учителем, чего бы у тебя было больше на уроке?

    • таблиц, схем, рисунков,
    • разных игр,
    • самостоятельных работ,
    • работ с учебником,
    • индивидуальной работы по карточкам.
 

       3. Как часто в вашем классе  на уроках бывают игры:

    • очень часто,
    • часто,
    • не очень часто,
    • изредка,
    • никогда.
 

       4. Как ты относишься к игре на уроке?

    • очень хочется участвовать,
    • нет большего желания поддерживать игру,
    • игра на уроке  - пустая трата времени.
 

       5. Как ты думаешь, какая польза  от игры на уроке?

    • очень большая,
    • большая,
    • не очень большая,
    • небольшая,
    • никакой пользы,
    • не знаю.

 

        Конспект урока математики в 1 классе. 

       Тема: “Состав числа 8”. 

       Задачи  урока:

       1. Образовательная: отработать состав  числа 8, закрепить понятие числового ряда, закрепить умение решать задачи.

       2. Развивающая: развивать логическое  мышление, математическую речь.

       3. Воспитательная: поддерживать интерес  к урокам математики, воспитывать  взаимопомощь, взаимовыручку. 

       Оборудование: корзинка, грибы (наглядные пособия); иллюстрации Незнайки и Петрушки; воздушные шары из цветного картона. 

       Содержание  урока:

Орг. момент     
Устный счёт    Урок начнём с устного счёта. Сейчас мы с вами поиграем в игру “Какое число пропущено?”. Я  буду считать до 7 в прямом и обратном порядке, пропуская при счёте какое-либо число. Ваша задача – догадаться, какое число было пропущено.

   Следующее задание - игра “Молчанка”. Поднимайте карточку-цифру, таким образом отвечая мне на вопрос:

   - Какое  число находится между числа  3 и 5?

   - Какое  число является предыдущим числу  6?

   - Какое  число следует за числом ?

   - Покажите  соседей числа 2.

   А теперь, ребята, решите задачу: (учитель показывает на пособии) “В корзинке три гриба. Я положила ещё 2 гриба. Грибов стало больше или меньше? Почему вы так считаете? Сколько грибов теперь стало в корзинке? Если бы я попросила вас записать это изменение при помощи знака, то какой бы вы выбрали? (+) Почему?

   - Посмотрим  теперь внимательно на доску.  Все ли неравенства записаны  у меня правильно? Докажите.

   4 = 5         4 = 4

   8 > 5         4 < 5

   3 < 2         2 > 8

   - Молодцы!  Вы хорошо справились.

   
Постановка цели урока    - Сегодня  мы познакомимся с цифрой и  числом 8, а также рассмотрим состав числа 8.

   - Сколько  бусинок изображено на первой  картинке? (7)

   - Сколько  бусинок на второй картинке? (8)

   - Как  образовалось число 8? (к 7 приб. 1)

   - Какое  число предшествует числу 8? (7)

   Теперь  послушайте загадку: “Восемь ног, как  восемь рук, Вышивают шёлком круг”. Кто  это? (паук)

   - Ребята, какое число встретилось в  загадке? (8)

   - Какой  цифрой обозначается восемь любых  предметов? (8)

   - Сейчас  поучимся писать цифру 8. Для  этого откройте свои тетради, найдите сегодняшнее число, которое я вам заранее написала, отступите одну клеточку вниз, найдите образец цифры 8. Поставьте руку на локоть, и по воздуху вместе со мной обведите цифру 8 на счёт. Затем запишите эту цифру в тетради самостоятельно. Самую красивую цифру подчеркните.

   
Игра “Воздушные шары”    - Давайте  рассмотрим состав числа 8. Вместе  с нами будут участвовать в  этом интересном процессе Незнайка и Петрушка.

   - Итак, ребята, у нас на доске восемь  шариков. Их надо разделить между нашими героями.

   Ученики выходят к доске, показывают, как  можно поделить шарики и записывают равенства:

   1 + 7 = 8          5 + 3 = 8

   2 + 6 = 8          6 + 2 = 8

   3 + 5 = 8          7 + 1 = 8

   4 + 4 = 8       - Молодцы, ребята!

Физминутка    
Работа с  учебником    - Итак, ребята, число восемь – это сумма  каких чисел?

   Откройте  учебник на следующей странице после закладки (стр.20). Посмотрите на столбики примеров и на иллюстрацию рядом.  Что обозначает запись 7 + 1 = 8? (7 футболистов и судья) Что обозначает запись 8 – 1 = 7? Почему 8 > 7, 7 < 8? (7 идёт при счёте раньше, чем восемь)

   - Посмотрите  на нижнюю часть страницы. Какие геометрические фигуры расположены там? Посмотрите на первую иллюстрацию. Сколько красных треугольников? (2) Сколько синих треугольников? (3) Сколько всего фигур? (5) Как вы узнали? (2 + 3) Давайте запишем выражение и найдём его значение.

   - Что  может обозначать выражение 5 – 2? (из 5 треугольников вычли  2 красных) Запишем выражение и найдём его значение.

   Аналогично  со 2 и 3 столбиком.

   
Решение задачи    - А сейчас  решим задачу: “У Серёжи было 6 марок, а у Коли на 3 марки  меньше, чем у Серёжи. Сколько марок было у Коли?” (краткая запись на доске).

   - Что  известно в задаче? ( у Серёжи 6 марок)

   - Что  надо найти? (сколько у Коли  марок)

   - А  у Коли больше или меньше марок? Что значит на 3 меньше?

   - Можно  ли сразу ответить на вопрос  задачи?

   - Что  для этого надо сделать? Докажите.

   Записывают  решение и ответ (на доске)

   - Что  обозначают в записи числа  6, 3, 3?

   
Подведение итогов    - С какой  цифрой и с каким числом мы познакомились?

   - Восемь  – это сумма чисел.

  • Молодцы, вы хорошо поработали. Урок окончен.
   

Информация о работе Математика. дидактическая игра