Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 16:37, реферат

Описание работы

Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка.

Содержание

Введение____________________________________________________ с. 3
Глава I. Вопросы организации дидактических игр на уроках математики
в научно — методической литературе____________________________ с. 5
Глава II. Дидактическая игра как средство интенсификации учебной
деятельности школьников на уроках математики__________________ с. 7
2.1. Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других
видов деятельности на уроке.
2.2. Целесообразное использование игр на разных этапах обучения
2.3. Требования, предъявляемые к организации проведения
дидактических игр на уроках математики
Заключение__________________________________________________ с. 18
Литература_______________________________

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 62.10 Кб (Скачать)

МОУ «Южно — Подольская СОШ»

Описание опыта работы

учителя математики

Тимошенко Татьяны Васильевны

по теме:

«Дидактическая игра как  средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики»

Содержание

Введение____________________________________________________      с. 3      

Глава I. Вопросы организации  дидактических игр на уроках математики

в научно — методической литературе____________________________      с. 5        

Глава II.  Дидактическая игра как средство интенсификации учебной

деятельности школьников на уроках математики__________________       с. 7    

2.1.  Место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других 

видов деятельности на уроке.

2.2.  Целесообразное использование игр на разных этапах обучения

2.3.  Требования, предъявляемые к организации проведения 

             дидактических игр на уроках математики            

Заключение__________________________________________________      с. 18                    

Литература__________________________________________________       с. 20        

Введение 

  Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски эффективных методов обучения и таких методических приёмов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний, развивали логику мышления. В учебном процессе объективно возникает противоречие между коллективными формами обучения и индивидуальным характером усвоения знаний, умений и навыков.  Это противоречие стимулирует меня к поиску эффективных путей дифференциального подхода к каждому школьнику, чтобы сделать обучение отвечающим особенностям личности учащегося. Актуальность ведущей идеи данного педагогического опыта обусловлена необходимостью разрешения следующих противоречий развития логического мышления средствами математики в процессе школьного образования:

  • противоречие между потребностью учащихся в индивидуальной (разноуровневой) прикладной или теоретической направленности и едиными требованиями к степени освоения программ по математике;
  • противоречие между социальной востребованностью человека, способного находить и принимать решения в различных жизненных,  производственных ситуациях и методами нахождения решений.  

 

   Я считаю, что нужно позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлечённо, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда ещё формируются, а иногда и только определяются постоянные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны математики. 

   Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. 

 Современная дидактика,  обращаясь к игровым формам  обучения на уроках, справедливо  усматривает в них возможности  эффективной организации взаимодействия  педагога и учащихся, продуктивной  формы их общения с присущими  им элементами соревнования, непосредственности  и неподдельного интереса. В процессе  игры у детей вырабатывается  привычка сосредоточиваться, логически  мыслить, развивается внимание, стремление  к знаниям. Увлёкшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из ребят включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. 

  Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточенны и дисциплинированны.  

  Дидактические игры очень хорошо уживаются с «серьёзным» учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребёнка. 

   Я не думаю, что использование игровых ситуаций на уроке даёт возможность учащимся овладеть математикой «легко и счастливо». Лёгких путей в науку нет. Но я считаю необходимым использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей. 

  Дидактическая игра – не самоцель, а средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не следует рассматривать её как деятельность, доставляющую удовольствие ради удовольствия. На дидактическую игру следует смотреть как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной деятельности.  

  В термине «дидактическая игра» подчёркивается её педагогическая направленность, отражается многообразие применения. Поэтому есть основания утверждать, что использование дидактической игры  в системе обучения математике в 5 — 11 классах является важным средством интенсификации учебной деятельности школьников, осуществления преемственности между обучением в 1 — 4  и 5 — 11 классах. 

   Ввиду многоплановости темы, я  поставила перед собой следующую цель: выявить перспективы применения дидактичеких игр на уроках математики как средства интенсификации учебной деятельности. 

    Для раскрытия цели выделила следующие задачи:

  • проанализировать подходы к дидактической игре и игровым ситуациям как средству побуждения, стимулирования учащихся к математической деятельности;
  • определить место дидактических игр и игровых ситуаций в системе других видов деятельности на уроке;
  • рассмотреть целесообразное использование их на разных этапах изучения различного по характеру математического материала;
  • обосновать требования к содержанию игровой деятельности в свете идей развивающего обучения;

 

  В настоящей работе делается  попытка наметить некоторые пути  и формы использования дидактических  игр и игровых ситуаций на  уроках математики, показать целесообразность  их применения в определённых  условиях.

Глава I.   Вопросы организации дидактических игр на уроках математики в научно — методической литературе 

  Проблемой использования дидактических игр на уроках математики занимались многие методисты на протяжении долгих лет. Среди них А.И. Архипова, С.А Цымбалова, Э.М. Браверман, доктор педагогических наук, профессор С.В. Кульневич, кандидат педагогических наук, доцент Т.П.Лакоценина.  

  Идея использования дидактических игр на уроках математики рассматривалась ещё Б.А. Кордемским. «Недопустимо пренебрегать такой возможностью эффективной организации взаимодействия педагога и учащихся, продуктивной формы их общения с присущими им элементами соревнования, непосредственности и неподдельного интереса» - писал он. Для начала нужно остановиться на рассмотрении самого понятия «дидактическая игра». 

   Большинство учителей, методистов и дидактов игру, которая проводится в процессе обучения, называют дидактической. Анализ психолого – педагогической литературы по этому вопросу, наблюдение за игровыми действиями, вводимыми в учебный процесс, а также осмысление накопленного опыта позволяют выделить следующие виды дидактических игр. 

    Игры – упражнения.  Проводятся как на уроке, так и во внеурочной учебной деятельности. 

   Они занимают обычно 10 – 15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применение его в новых ситуациях. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки. 

 Игры – путешествия. Их можно проводить как непосредственно на уроке, так и в процессе внеклассных занятий. Они служат, в основном, целям углубления, осмысления и закрепления учебного материала. Активизация учащихся выражается в устных рассказах, вопросах, ответах, в личных переживаниях и суждениях. 

 Сюжетная (ролевая) игра  отличается тем, что инсценируются  условия воображаемой ситуации, а учащиеся играют определённые  роли.  

  Игра – соревнование может включать в себя все вышесказанные виды дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида игры учащиеся делятся на группы, команды, между которыми идёт соревнование. Существенной особенностью игры – соревнования является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило, определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Игра – соревнование позволяет учителю в зависимости от содержания материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма сложные вопросы учебной программы. В этом её основная педагогическая ценность и преимущество перед другими видами дидактических игр. 

 На сегодняшний день  большое внимание в методической  литературе, в частности в журнале  «Математика в школе», уделяется  использованию дидактических игр  и игровых ситуаций на уроке  математики. 

  «Значительная часть игр ребёнка рассчитана на то, чтобы освежать и вобуждать в уме процессы воспроизведения, чтобы неугасимо поддерживать искры мысли....» - говорил И.А. Сикорский 

 «Надо прогнать с  уроков математики бога сна  Морфея и чаще приглашать бога  смеха Момуса» - утверждал Ш.А. Амонашвили.  

  В учебном пособии И.П. Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислено 36), в том числе уроки деловые игры, уроки — игры, уроки — ролевые игры и тд. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае, близки друг другу. 

  В другой классификации, которую предлагает В. А. Щенев, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами.

Типы уроков

Уроки формирования новых знаний

Уроки обучения умениям и навыкам

Уроки повторения и обобщения знаний, закрепления умений

Уроки проверки и учёта знаний и  умений

Уроки лекционной формы.

Уроки — экспедиции (путешествия).

Уроки — исследования.

Уроки = инсценировки.

Учебные конференции.

Интегрированные уроки.

Практикумы практических работ.

Сочинения.

Уроки — диалоги.

Уроки с ролевой, деловой игрой.

Семинары.

Игровые диспуты: КВН, «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», «Счастливый случай».

Интегрированные театрализованные (урок — суд).

Уроки — консультации.

Уроки — конкурсы.

Уроки — соревнования.

Зачётные викторины.

Конкурсы.

Смотр знаний.

Защита творческих работ, проектов, творческие отчёты.


 

  В общей классификации уроки,  с применением дидактических  игр, занимают место между традиционными и личностно ориентированными, являясь как бы переходом от одной парадигмы к другой. В таком варианте они восполняют пробелы репродуктивного обучения: недостаточность дифференциации, мобильность структуры, формирования субъект — субъектных отношений за счёт увеличения деятельности учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки, изменение эмоционального фона урока, оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и активное комментирование ответов. Соответственно, меняется  и подготовительная работа по данному уроку, его методика и анализ. 

   Однако наиболее полное  и точное толкование даёт Г.Н. Щеглов в своей работе «Развитие навыков исследовательской работы в математической игре»». По его мнению, «дидактическая игра — эффективное средство активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности. Она  даёт наибольший эффект в классах, где преобладают ученики с неустойчивым вниманием, пониженным интересом к предмету, для которых математика кажется скучной и сухой наукой...». 

  Как показывает практика, уроки, проводимые с использованием дидактических игр, предполагают:

  • использование коллективных способов работы: обязанности распределяются между членами коллектива с учётом их индивидуальных особенностей и интересов. В процессе коллективной работы ведётся поиск оптимальных способов взаимосвязи членов группы, коррекция деятельности отдельных учащихся, если их действия не согласуются с общим планом коллективного труда;
  • развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску: материал, преподнесённый в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить;
  • заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовкен к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определённую тематику;
  • активизация деятельности учащися: это уже не простые ученики, а активные участники учебно — воспитательного процесса;
  • овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать своё мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы;
  • становление новых отношений между учителем и учащимися: учащийся становится партнёром педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. Иначе воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремиться внести разнообразие в сложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повешает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и творческому подходу к работе;
  • оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учёбе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.

Информация о работе Дидактическая игра как средство интенсификации учебной деятельности школьников на уроках математики