Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Оля.docx

— 384.16 Кб (Скачать)

     Среди консервов пользуются спросом и  требуют постоянного контроля наличия  натуральные и в масле сардина, сардинелла, тунец, щука, салака, ставрида, скумбрия, лосось, рыбные тефтели и фрикадельки в томатном соусе, килька, филе сардины, сельди, скумбрии в томатном соусе, натуральные кальмары и лосось.

     Поскольку предприятие преобладающе занимается оптовой торговлей и производством, какого-либо документа, устанавливающего минимальный ассортимент (по аналогии с ассортиментным перечнем в розничной торговле), либо ограничивающего количество реализуемых наименований, не существует. В своей работе сотрудники отдела закупок руководствуются Положением об отделе закупок ГТП УП «Белрыба», должностными инструкциями, распоряжениями вышестоящего начальства.

     В 2008 году осуществлен ввоз рыбы и морепродуктов, продуктов их переработки, ранее не поставляемых в республику:

  • ледяная рыба мороженая,
  • рыба кролик мороженая,
  • омуль потрошеный б/г х/к,
  • муксун потрошеный с/г х/к,
  • чир балык х/к,
  • минтай с перцем 1/30,
  • щука натуральная в масле 1/250,
  • амур белый с доб. масла 1/250,
  • толстолобик бланшированный в масле 1/250,
  • сом в т/с 1/250,
  • карась натуральный в т/с 1/250,
  • карп бланшированный в масле 1/250,
  • икра лососевая в различных весовых единицах.
 

     Весьма  важную роль в процессе управления ассортиментом ГТП УП «Белрыба» играет также разработка и внедрение новых видов продукции. На предприятии постоянно ведется работа в этом направлении. Ежегодно производится обновление ассортимента с учетом потребностей рынка и потребителей. Проводятся исследования по поиску рыночных ниш, которые предприятие старается заполнить путем выпуска новых видов продукции, расширением ассортимента.

     Так, в течение 2008 года разработаны и поставлены либо подготовлены для поставки на производство более 80 новых видов продукции. В основном это филе и рыба горячего и холодного копчения. Из пресервов к новым видам относятся горбуша, палтус в желе с клюквой, а также в желе с лимоном и клюквой, сельдь атлантическая кусок с пряностями б/п 1/460, сельдь атлантическая неразделанная с пряностями 1/1300 (лодочка) и тушка с пряностями 1/1300 (лодочка), скумбрия филе-кусочки в масле «Ароматное» 1/260, скумбрия филе-кусочки в масле с душистыми травами 1/260.

     В процессе разработки нового товара принимают  участие несколько подразделений  предприятия. Все решения о том, что выпускать, в каком виде и с какими добавками принимаются созданной группой маркетинга. В нее входят: начальник отдела маркетинга, начальник отдела реализации, начальник отдела закупок, технолог и ведущие товароведы по г. Минску и по областям. По необходимости привлекаются и другие сотрудники предприятия. Каждое решение о выпуске новой продукции или изменении дизайна упаковки принимается сообща. Особое внимание уделяется обратной связи с потребителем. Постоянно собирается информация от товароведов торговых точек, проводится анкетирование, изучается предпочтение покупателей по упаковке и по качеству продукта. На базе полученных данных оперативно вносятся изменения, одни виды продукции снимаются с производства, другие добавляются.

     Ассортимент выпускаемой продукции постепенно расширяется. Если раньше  вырабатывались в основном консервы из кильки, сельди натуральной, то в 2009 году на Браславском производственном участке ГТПУП «Белрыба» был освоен выпуск рыбных консервов «Шпроты в масле» (рисунок 2.6), осетра в собственном соку. 

Рисунок 2.6 – Структура реализованной продукции в 2009 г., млн. руб.

     Примечание  – Источник: [www.belryba.by/images/ katalog/shproti.jpg] 

     В 2009 в компании «Белрыба» разработали рецептуру и стали выпускать эксклюзивную продукцию, которой до этого не было ни в Беларуси, ни в России. Это икра из морской капусты - «Пикантная», «Столичная», «Оригинальная» и «Аппетитная». Это измельченная морская капуста, в которую добавляются баклажаны, шампиньоны, лук, салат «Кади-ча», крабовые палочки, спаржа, смесь пряностей, травы. Этот продукт был разработан специально для потребителей ,которые не очень любят морскую капусту, но понимают высокую ценность данного продукта для организма.

     Новинкой  стала серия продуктов в желе, уже получившая высокие оценки на международном уровне. Наряду с привычными сельдью и скумбрией начала выпускаться в желе и горбуша, семга, форель, палтус.

     Значительно расширен ассортимент рыбы, предназначенной  для горячего копчения. Здесь важное внимание уделяется белорусскому сырью - переработке карпа, толстолобика, угря и разводимого в рыбхозах осетра.

     В 2009 году «Белрыба» начала выпускать рыбные стейки. Это рыбные кусочки в маринаде в пластиковом ведерке массой 1 кг – скумбрия, лосось, форель и карп.

     Также был освоен выпуск форшмаков (рисунок 2.7), выгодно отличающихся от продукции конкурентов. Главная особенность заключается в том, что селедка не перекручивается в фарш, а рубится на мелкие кусочки, плюс шампиньоны, жареный лук, либо эксклюзивные сорта красной рыбы, травки, что придает продукту своеобразный вкус. Такие форшмаки можно использовать и для бутербродов, и для сельди под шубой. 

Рисунок 2.7 – Структура реализованной продукции в 2009 г., млн. руб.

     Примечание  – Источник: [www.fishindustry.net/.../ 1261477024_forshmak.jpg] 

     В данный момент на предприятии осваивают  выпуск эксклюзивных продуктов из морской  капусты. Кроме привычных салатов, из нее здесь делают рулеты. Для  их изготовления берут целый капустный  лист, в который заворачивают различные  наполнители: баклажаны, спаржу, кальмаров, морковь по-корейски.

     К 2010 года планируется предлагать потребителю полуфабрикаты, причем не только из лосося, скумбрии, как в 2009 году, но и из пресноводных рыб – карпа, толстолобика, щуки

     Также в 2010 году планируется наладить выпуск барбекю, комбинированных продуктов, расширить и разнообразить линейку рыбных консервов. С этой целью ведется активное перевооружение производства.

     Таким образом, ГТП УП «Белрыба» постоянно осуществляет работу по расширению ассортимента производимой продукции с учетом пожеланий потребителей. Постоянный мониторинг обновления ассортимента конкурентов позволяет предприятию своевременно реагировать выпуском аналогичной продукции собственного производства с целью удержания доли рынка. 
 

 

  1. Рекомендации  по повышению эффективности  управления товарным ассортиментом на ГТП УП «Белрыба»

     Во 2 главе данной работы был проведен анализ управления товарным ассортиментом ГТП УП «Белрыба». По результатам этого анализа можно сделать ряд выводов.

     Предприятие занимается как торгово-закупочной деятельностью, так и производством  собственной продукции. Поэтому  важно определить оптимальное соотношение  закупаемых и собственно производимых групп товаров.

     В Республике Беларусь широко проводится политика импортозамещения. Но прежде чем запустить производство какой-либо продукции, необходимость оценить целесообразность данного проекта и его окупаемость и рентабельность.

     Не  обладая отработанными годами технологиями и опытом, работая на привозном  сырье, предприятие дополнительно  вынуждено преодолевать «барьер  покупателя», поскольку многие товароведы на местах предпочитают делать заявки на уже проверенную и пользующуюся устойчивым спросом аналогичную  импортную продукцию.

     При расчете цен на планируемые в  производстве виды продукции в обязательном порядке должен проводиться сравнительный анализ с ценами конкурентов и основных поставщиков. Продукция со значительным превышением отпускных цен изготовителя над ценами импортируемых аналогов не должна запускаться в производство.

     Так, до недавнего времени рыбные консервы в Республике Беларусь не производились, а потребность в них полностью  удовлетворялась импортируемой  продукцией. Притом единственным импортером данной категории товаров было ГТП  УП «Белрыба», монопольно обладающее этим правом.

     Но  с 2008 года предприятие закупило линию  по производству консервов и на своем филиале в г. Глубокое начало выпуск этого продукта. На первый взгляд, в этом не было необходимости. Но только сейчас можно в полном объеме оценить важность этого стратегического решения.

     Дело  в том, что в 2009 году было отменено лицензирование производства рыбной продукции, что привело к увеличению количества конкурентов в отрасли. А в 2010 был отменен институт специмпортера. В результате ГТП УП «Белрыба» потеряло монопольное право на ввоз рыбы и морепродуктов в Республику Беларусь. Сохранилось исключительное право импорта лишь на некоторые категории продуктов.

     В связи с этим запуск единственного  в стране предприятия по производству рыбных консервов представляется весьма предусмотрительным.

     Тем более, что предприятие обладает возможностью делать скидки с установленных объемов партий консервов собственного производства, что значительно стимулирует их сбыт.

     В настоящее время консервы ГТП  УП «Белрыба» пользуются устойчивым спросом и занимают значительную долю в общем объеме производимой предприятием продукции.

     В связи с этим можно порекомендовать  предприятию и в дальнейшем расширять  ассортимент консервов собственного производства. Это позволит увеличить  свою долю на рынке рыбопродуктов и повысить узнаваемость корпоративного бренда. Но при этом необходимо оценить целесообразность выпуска, т.к. наименее рентабельные и сложные в производстве консервы эффективней было бы импортировать. Т.е. соблюдать баланс импорта и импортозамещения.

     Если  рассматривать такую категорию, как рыба свежемороженая, то предприятие  закупает ее в достаточном объеме и ассортименте. Но вот доля рынка, которую занимает предприятие по этому продукту, пока не является приемлемой.

     Так, ближайший конкурент «Виталюр» в этом сегменте значительно преуспел. И это связано с несколькими факторами. Во-первых, предприятие имеет широкую сеть фирменных магазинов, особенно в городе Минске. А во-вторых, цены на ее продукцию ниже, чем у ГТП УП «Белрыба», что является достаточно привлекательным для потребителя.

     Учитывая  это, ГТП УП «Белрыба» следует также расширить свою фирменную торговую сеть. На данный момент в г. Минске работает 3 фирменных магазина. А если открыть еще несколько точек в спальных районах города, то это могло бы увеличить приток покупателей. Т.к свежемороженая рыба является товаром со специфическим запахом и возникают определенные сложности с ее доставкой домой (чтобы не растаяла), то покупатель стремится покупать данный продукт недалеко от места проживания, а не в центре города.

     Что касается цен, то было бы экономически целесообразно снизить цены на наиболее ходовые виды рыбы из низшего ценового сегмента, такие как аргентина, килька, лемонема, минтай, мойва, пикша, путассу, сельдь, салака. Ведь потребители этого сегмента являются наиболее чувствительны к цене и для них цена является основным определяющим фактором при покупке.

     Говоря  о свежемороженой рыбе, следует отметить, что в ГТП УП «Белрыба» следует увеличить долю рыбного филе и фасованной рыбы. Это связано с тем, что повышаются требования потребителей к эстетичности и внешнему виду приобретаемых рыбопродуктов. Естественно, что для товаров низшей ценовой категории, это делать не целесообразно, т.к. это увеличит стоимость и может оттолкнуть чувствительных к цене потребителей.

     Если  говорить о филе, то в последние  годы спрос на филе увеличивается  в большей мере, нежели на неразделанную  рыбу. Это связано с убыстрением  темпа жизни, отсутствием свободного времени у хозяек и нежеланием собственноручно разделывать рыбу в силу некой брезгливости.

     В связи с ускорением темпа жизни  потребители все чаще стараются приобретать практически готовые к употреблению продукты. И ГТП УП «Белрыба» старается идти в ногу со временем и максимально возможно удовлетворять запросы потребителей.

     Положительно  можно оценить запуск в производство форшмаков. Хотя в целом идея, конечно, не нова: «Санта Бремор» давно выпускает фаршмаки трех разновидностей, но есть и некоторое отличие, которое должно привлечь определенную долю потребителей. Дело в том, что форшмаки ГТП УП «Белрыба» представляют собой не перекрученную в фарш сельдь, как у конкурента, а сельдь в них порублена на небольшие кусочки. При этом наблюдается большее разнообразие вкусов, нежели чем у конкурента. Этот продукт позиционируется предприятием как основа для салата «Сельдь под шубой».

Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"