Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа
Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
Различают ассортимент товаров и товарную номенклатуру продукции.
Ассортимент товаров - набор товаров разных видов и разновидностей, формируемый по определенным признакам с целью удовлетворения потребностей покупателей.
Товарная номенклатура - перечень (набор) однородных и разнородных товаров общего или аналогичного назначения, производимых на промышленном предприятии [1, с. 80].
Товарный ассортимент - это группа продуктов:
Таким образом, приведенные выше понятия близки между собой. Их объединяет то, что оба они являются перечнями товаров. Отличия заключаются в назначении: ассортимент товаров служит для удовлетворения потребностей покупателей, товарная номенклатура - это продукция, выпущенная предприятием, которая в процессе акта купли-продажи станет товаром. Поэтому термин «ассортимент товаров» больше присущ торговым организациям, терминология «товарная номенклатура» используется промышленными предприятиями.
Различают укрупненную и детализированную (конкретную) номенклатуру.
Укрупненная номенклатура представляет собой перечень основных товарных групп, например, карамель, ирис, шоколадные конфеты, шоколад, которые выпускает предприятие.
Детализированная номенклатура - это перечень всех товарных позиций, выпускаемых производителем.
Классификация номенклатуры может производиться по таким признакам, как доля на рынке и темпы роста объемов продаж, этап жизненного цикла товаров, степень новизны, сегмент потребителей, сроки эксплуатации, отрасли эксплуатации, рынки сбыта, типы заказчиков, особенности технологии.
Согласно матрице Бостонской консалтинговой группы, по долям на рынке и темпам роста объемов продаж можно выделить четыре категории товаров: «звезды», «собаки», «дойные коровы» и «трудные дети».
Концепция жизненного цикла товара является основой для выделения товарных групп, находящихся на этапах внедрения, роста, зрелости и упадка.
По степени новизны различаются незначительные нововведения, модификации и значительные нововведения.
В зависимости от сегмента потребителей различают средства производства и потребительские товары. Последние, в свою очередь, по характеру поведения покупателей и особенностям потребления ими товаров могут быть разделены на группы товаров повседневного спроса, предварительного выбора, особого и пассивного спроса.
По срокам эксплуатации различают товары длительного и кратковременного использования.
Товарную номенклатуру делят по рынкам сбыта на товары для внутреннего рынка, товары для ближнего и дальнего зарубежья. Такое деление обусловлено различными требованиями потребителей, характером конкуренции, особенностями нетарифного регулирования.
В зависимости от заказчиков различают товары, выпускаемые по государственному заказу, заказам конкретных потребителей и без предварительных заказов [3, 164-166].
По местонахождению различают ассортимент промышленный и торговый.
Промышленный (производственный) ассортимент - это продукция (товары), выпускаемая изготовителем исходя из его производственных возможностей для удовлетворения нужд потребительского рынка.
Торговый ассортимент - совокупность товаров, поступающих в сферу обращения (организации оптовой и розничной торговли). В отличие от промышленного, торговый ассортимент включает, как правило, товары разных изготовителей. Исключение составляют фирменные магазины предприятий-изготовителей, стратегия которых основывается на сбыте товаров только конкретного предприятия.
По степени удовлетворения потребностей различают рациональный и оптимальный ассортимент.
Рациональный ассортимент включает число товаров, наиболее полно удовлетворяющих реально обоснованные потребности, которые обеспечивают максимальное качество жизни при определенном уровне развития науки, техники и технологии.
Оптимальный ассортимент - набор товаров, удовлетворяющий реальные потребности с максимально полезным эффектом для потребителя при минимальных затратах на их проектирование, разработку производства и доведение до потребителей.
Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью.
Критерием
для отнесения товаров к
Ко
где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению, р.;
З
- затраты на проектирование, разработку,
производство, доведение до потребителя,
р.
Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию [1, с. 84-86].
Для
эффективной
Свойство ассортимента - специфическая особенность ассортимента, проявляющаяся при его формировании. Показатель ассортимента - количественное выражение его свойств, при этом измерению подлежит количество видов и наименований товаров.
К основным показателям ассортимента (товарной номенклатуры) относятся широта, длина, глубина, насыщенность, гармоничность и степень обновления.
Широта номенклатуры - это общая численность ассортиментных групп, входящих в данную товарную номенклатуру. Это количество позиций в укрупненной номенклатуре продукции предприятия.
Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.
Действительная широта (Шф) - фактическая численность ассортиментных групп.
Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения. Это может быть количество ассортиментных групп, регламентированное правовыми актами или техническими нормативными правовыми актами (стандартами и т.п.), или максимально возможное.
Выбор критериев определения базового показателя широты зависит от целей. Например, при анализе ассортиментной политики предприятий-конкурентов в качестве базового можно взять перечень товаров, производимых основным конкурентом.
Коэффициент
широты (Кш) выражается как отношение
действительного количества видов товаров
однородных и разнородных групп к базовому.
где Кш – коэффициент широты;
Шф – действительная широта;
Шб – базовая
широта.
Показатель широты позволяет определить стратегию предприятия: специализацию или диверсификацию. Согласно зарубежной практике, однопродуктовым считается предприятие, у которого на одну ассортиментную группу приходится более 95 % общего объема производства, предприятием с доминирующим товаром — от 70 % до 95 %, остальные считаются в той или иной степени диверсифицированными.
В условиях дефицита, когда спрос превышает предложение, изготовителю выгоднее иметь узкий ассортимент товаров, поскольку при большой широте требуются дополнительные затраты на разработку и производство новых товаров. Для него расширение ассортимента - мера скорее вынужденная, чем желательная.
Для потребителя, с одной стороны, чем шире ассортимент, тем более разнообразные потребности могут быть удовлетворены. С другой стороны, при сверхвысокой широте ассортимента ему трудно ориентироваться в этом многообразии, что затрудняет выбор нужного товара. Поэтому широта не может служить единственным показателем рациональности ассортимента.
Длина номенклатуры — это общее количество ассортиментных групп в товарной номенклатуре, которое определяется как сумма длин ассортиментных групп.
Длина ассортиментной группы — это количество входящих в нее ассортиментных подгрупп. Для товарных номенклатур, состоящих из большого количества ассортиментных групп, длины которых значительно различаются, определяется средняя длина ассортиментной группы. Показатель рассчитывается как соотношение длины номенклатуры к числу ассортиментных групп.
Глубина ассортиментной подгруппы — это варианты предложения каждого отдельного товара с учетом основных свойств, т.е. количество ассортиментных позиций в ассортиментной подгруппе.
Таким
образом, показатель глубины свидетельствует
о степени разработанности
Глубина характеризуется min и max показателями.
Средний показатель глубины ассортиментной подгруппы рассчитывают как соотношение суммы глубин всех ассортиментных подгрупп к их числу.
В наиболее сложных товарных номенклатурах выделяется глубина ассортиментных позиций или марок, определяемая по аналогии с глубиной ассортиментных подгрупп.
В среднем углубление номенклатуры является более приоритетным направлением, нежели ее расширение, поскольку позволяет использовать преимущества освоенной технологии, действующих каналов распределения, не требует поиска поставщиков сырья и материалов.
Насыщенность номенклатуры — это общее количество разновидностей товаров, выпускаемых конкретным предприятием, т.е. количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах. Это максимальный показатель товарной номенклатуры, который определяется путем суммирования глубин ассортиментных подгрупп и/или марок. Этот показатель совпадает с количеством позиций в детализированной или развернутой товарной номенклатуре.
Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"