Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Оля.docx

— 384.16 Кб (Скачать)
ter">     Примечание  – Источник: собственная разработка 

     В зависимости от целей использования  в течении 2009 года 42,2% продукции ГПТ УП «Белрыба» было приобретено покупателями для розничной торговли и общепита, 55,6% - для оптовой торговли, 2% - для собственного производства и потребления.

     Сложившееся ранжирование рынка сбыта:

     Минск – 52,1%,

      в том числе:

      - предприятия  розничной торговли 24,4%;

      - общепит  8,8%;

      - прочие  потребители 66,7%;

     Минская область – 10,3%,

      в том числе:

      - предприятия  розничной торговли 51,2%;

      - общепит  6,3%;

      - прочие  потребители 42,5%

     Прочие  области РБ – 37,6%,

      в том числе:

      - предприятия  розничной торговли 49,3%;

      - общепит  6,8%;

      - прочие 43,9%.

     Таким образом, если в регионах РБ наибольшую долю занимают предприятия розничной  торговли, то в Минске это только четверть клиентов, а большая часть  приходится на других потребителей.

     Что касается закупочной деятельности, то в 2009 году закупка рыбной продукции велась минуя посредническое звено у 49-ти поставщиков, с условиями оплаты по факту поставки или с отсрочкой платежа на срок от 5-ти до 30-ти календарных дней.

     Поскольку закупка рыбы и морепродуктов, продуктов  их переработки производятся за пределами  РБ, стоимость товара и всех обязательств по внешнеторговым контрактам определяются в иностранной валюте, расчеты  с поставщиками производятся по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату совершения хозяйственной операции.

     Поставки  консервной продукции осуществляются заводами BRIVAIS VILNIS AS, Балтийос деликатесай ЗАО, ООО «Балтрыбком», СП «Росбелрыба» и др. Основными поставщиками минтая свежемороженого являются ООО «Ирна» (г. Находка), группа компаний «Провиант», ООО «Море-ДВ» (г. Хабаровск). Путассу поставлялась ООО «Дары океана» (г. Мурманск) и ООО «Росрыбснаб» (г. Калининград). Основным поставщиком филе сельди является IS INTERNATIONAL LTD (Исландия). Капуста морская сушеная поставляется китайским производителем HENAN SIGNI IMP/EXP.LTD (ZhengZhou).

     В течение 2009 года ГТПУП «Белрыба» было ввезено по импорту 29695 тонн рыбы, морепродуктов и других продуктов питания. Поставки в основном осуществлялись из России и Литвы, кроме того, были поставки из Норвегии, Латвии, США, Китая. В основном заключались общие договоры поставки на год, в которых определялись намерения и порядок поставки. Поставка продукции по конкретным перечням, установление цен на нее  производились уже на основании дополнений к договорам и спецификаций. 

 

    1. Анализ  управления товарным ассортиментом  на ГТП УП «Белрыба»

     ГТП УП «Белрыба» - один из крупнейших производителей копчено-провесной рыбопродукции, рыбных деликатесов и пресервов, а также импортер мороженой рыбы и морепродуктов в Республике Беларусь.

     Ассортимент ГТП УП «Белрыба» состоит как из импортируемой продукции (рыба натуральная свежемороженая, рыбная кулинария и продукты сурими, консервы, икра, деликатесы из рыбы и морепродуктов), так и продукции собственного производства (пресервы из сельди, лососевых, салаты из морской капусты, рыба холодного и горячего копчения, вяленая и соленая рыба, различные деликатесы в вакуумной упаковке).

     Укрупненную номенклатуру всей продукции предприятия  (на 01.10.2010) можно представить следующим образом (таблица 2.4): 

Таблица 2.4 – Укрупненная номенклатура продукции ГТП УП «Белрыба»

Наименование  группы Количество  ассортиментных позиций в группе
1. Рыба натуральная 18
2. Филе рыбы натуральное, фарш 12
3. Рыба фасованная 30
4. Рыбная кулинария и продукты  сурими 30
5. Деликатесы из рыбы и морепродуктов 9
6. Икра и ее аналоги 19
7. Охлажденная продукция и рассолы 8
8. Рыбная кулинария: форшмаки 8
9. Морская капуста 32
10. Пресервы 47
11. Рыбопродукция соленая и копченая 42
12. Рыбопродукция горячего копчения 2
13. Консервы 103
ИТОГО: 360

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Подробный ассортимент собственно выпускаемой  и импортируемой продукции представлен  в приложении Б.

     Для более подробного анализа рассчитаем основные показатели товарного ассортимента предприятия, и результат занесем в таблицу 2.5. 

Таблица 2.5 – Показатели товарного ассортимента

Наименование  показателя Показатели
Широта  ассортимента 13
Минимальная глубина ассортиментной группы 2
Максимальная  глубина ассортиментной группы 103
Средняя глубина ассортиментной группы 27,7
Насыщенность  ассортимента 360
Коэффициент гармоничности ассортимента 0,81
Коэффициент обновления ассортимента 0,11

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Широта  ассортимента – это количество позиций  в укрупненной номенклатуре продукции  предприятия. Для ГТП УП «Белрыба» это 13 продуктовых групп.

     В силу того, что в группах нет  разделения на подгруппы, то такой показатель как длина будет отсутствовать.

     Минимальная глубина у ассортиментной группы «Рыбопродукция горячего копчения» и равняется она двум, соответственно, максимальная глубина у ассортиментной группы «Консервы» со значением 103 ассортиментных позиции.

     Средняя глубина ассортиментной группы для ГТП УП «Белрыба» равняется ((18+12+30+30+9+19+8+8+32+47+42+2+103)/13=27,7).

     Насыщенность  ассортимента – это общее количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. Как уже было подсчитано ранее, всего в ассортименте предприятия 360 ассортиментных позиций.

     Под гармоничностью ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций, условий производства, каналов распространения или иных показателей.

     Если  рассматривать гармоничность ассортимента с точки зрения используемого  сырья, то к гармоничным ассортиментным группам можно отнести 9 групп, т.е. кроме групп «Деликатесы из рыбы и морепродуктов», «Икра и ее аналоги», «Охлажденная продукция и рассолы», «Морская капуста». Тогда общее количество гармоничных ассортиментных позиций равняется 292. Соответственно, коэффициент гармоничности по сырью будет равен 0,81 (292/360=0,81)

     Коэффициент обновления ассортимента рассчитывается как отношение новых товаров к общему числу их разновидностей. Например, в течение 2009 года разработаны и поставлены либо подготовлены для поставки на производство около 40 новых видов продукции. Т.е. коэффициент обновления приблизительно равен 40/360=0,11.

     Таким образом, рассчитанные показатели свидетельствуют  о том, что ГТП УП «Белрыба» имеет достаточно широкий и глубокий ассортимент выпускаемой продукции, при этом глубина ассортиментных групп варьируется от 2 для группы «Рыбопродукция горячего копчения» до 103 для группы «Консервы». Что касается обновления ассортимента, то данный показатель, учитывая, что предприятие работает в пищевой отрасли, необходимо бы увеличить до 15-20% в год.

     Для дальнейшего анализа ассортиментной политики предприятия рассмотрим структуру  реализации продукции в разрезе  ассортиментных групп в натуральном  и стоимостном выражениях. Притом отдельно продукцию собственного производства и продукцию для торгово-закупочной деятельности. 

Таблица 2.6 – Показатели реализации продукции в натуральном и стоимостном выражениях

Наименование  показателей Ед. изм. 2007 2008 2009
Объем отгрузки продукции  в натуральном  выражении
Собственное производство т 3555,9 5111,1 5876,6
Рыба  соленая и копченая т 669,6 610,7 602,3
Рыба  фасов. т 4,2 7,3 8,4
Пресервы т 809,7 865,8 805,4
Морская капуста т 719,2 705,2 630,0
Прочие  продукты т 426,3 391,1 449,8
Консервы т 926,9 2531 2909,5
ТЗД (торгово - закупочная деятельность) т 20918 23537,9 16720,2
Рыба  морож т 8655,6 10072,4 8320,9
Кулинария т 6824,6 6249,6 3189,6
Деликатесы т 414 352,7 230,2
Рыба  соленая и копченая т 177,9 125,8 118
Икра  и ее аналоги т 151,2 171,3 109
Консервы т 4671,3 6392,5 4760
Прочее т 23,4 65 112,5
Объем реализации продукции  в стоимостном  выражении
Собственное производство млн.р. 22712,0 32041,5 36847,7
Рыба  соленая и копченая млн.р. 8307,7 8368,8 9624,1
Рыба  фасов. млн.р. 89 82,5 94,9
Пресервы млн.р. 6542,3 7426,1 7540,0
Морская капуста млн.р. 2905,6 3029,9 2707,4
Прочие  продукты млн.р. 726,5 562,5 646,9
Консервы млн.р. 4140,9 12571,7 15457,5
ТЗД (торгово закупочная деятельность) млн.р. 116798,4 174764,0 155455,1
Рыба  морож млн.р. 38242,3 50170,94 52713,7
Кулинария млн.р. 31300,5 41439,1 33798,9
Деликатесы млн.р. 4356,5 4647,6 5809,5
Рыба  соленая и копченая млн.р. 2749,5 4411,9 5515,0
Икра  и ее аналоги млн.р. 9144,3 13970,1 12462,6
Консервы млн.р. 30922,2 59061,3 43826,6
Прочее млн.р. 83,1 1063,06 1328,8

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Для большей наглядности построим графики  объема реализации продукции в натуральном выражении. 

     

Рисунок 2.2 –Объем реализации продукции собственного производства, т.

     Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Как видно из представленных данных, объем  реализации продукции собственного производства с 2007 г. по 2008 г. вырос на 43,7 % - это связано с наращиванием производственных мощностей в г. Браслав, увеличением объема производства, а с 2008 г. по 2009 г. на 14,9 % - дальнейшим освоением данного производства.

     Снизился  объем реализации рыбы соленой и  копченой в 2008 г. на 8,7% и на 1,4% в 2009 г. в связи с уменьшением объемов  ее производства. На 73,8% в 2008 г. и на 15 % в 2009 г. вырос объем реализации рыбы фасованной, что основано на максимальном количестве полезных элементов в  данном продукте для потребителя и более доступных ценах. Объем реализации пресервов с 2007 по 2008 гг. вырос на 6,9 % и уменьшился на 6,97 % с 2008 по 2009 гг., что взаимосвязано с объемом производства и ростом затрат на их производство. На 10,6 % в 2009 г. снизился объем реализации морской капусты, что связано с уменьшением объема ее производства на 9,9 %. Рост реализации консервов с 2007 по 2008 гг. на 115 % связан с увеличением их производства, в результате наращенный мощностей в г. Браслав, и на 14,9 % в 2009 г. с дальнейшим освоением производства. 
 

     

Рисунок 2.3 – Объем реализации продукции торгово-закупочной деятельности, т

     Примечание  – Источник: собственная разработка 

     В 2008 г. увеличился объем реализации рыбы мороженной на 16,4 %, а в 2009 г. снизился на 17,3 %, что связано с увеличением объема продаж рыбы фасованной собственного производства в 2009 г. на 15 %. Снизился объем продаж кулинарии в 2008 г. на 8,4 % и на 48,9 % в 2009 г., что является следствием роста цены на данную закупочную продукцию и роста собственного производства данной категории продукции по более низким ценам.

     Значительно снизился объем реализации деликатесной продукции. В 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 14,8 %, а в 2009 г. на 34,7 %, при этом объем реализации в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 6,7 %, а в 2009 г. на 24,9 %, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Такая же тенденция наблюдается и по рыбе соленой и копченой. Так в 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 29,2 %, а в 2009 г. на 6,2 %, при этом объем продаж в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 60,4 %, а в 2009 на 25 %. В 2008 г. увеличился объем продаж икры на 13,2 % в натуральном выражении и на 52,7 % в стоимостном выражении, в 2009 г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4 % и 10,7 % соответственно. Падение продаж связано с более сложной экономической ситуацией и падением спроса на данный вид продукции. Уменьшение продаж закупаемых консервов 2009 г. на 25,5 % в натуральном выражении связано с расширением ассортимента консервов собственного производства и реализацией политики импортозамещения.

Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"