Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа
Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
В зависимости от целей использования в течении 2009 года 42,2% продукции ГПТ УП «Белрыба» было приобретено покупателями для розничной торговли и общепита, 55,6% - для оптовой торговли, 2% - для собственного производства и потребления.
Сложившееся ранжирование рынка сбыта:
Минск – 52,1%,
в том числе:
- предприятия розничной торговли 24,4%;
- общепит 8,8%;
- прочие потребители 66,7%;
Минская область – 10,3%,
в том числе:
- предприятия розничной торговли 51,2%;
- общепит 6,3%;
- прочие потребители 42,5%
Прочие области РБ – 37,6%,
в том числе:
- предприятия розничной торговли 49,3%;
- общепит 6,8%;
- прочие 43,9%.
Таким образом, если в регионах РБ наибольшую долю занимают предприятия розничной торговли, то в Минске это только четверть клиентов, а большая часть приходится на других потребителей.
Что касается закупочной деятельности, то в 2009 году закупка рыбной продукции велась минуя посредническое звено у 49-ти поставщиков, с условиями оплаты по факту поставки или с отсрочкой платежа на срок от 5-ти до 30-ти календарных дней.
Поскольку закупка рыбы и морепродуктов, продуктов их переработки производятся за пределами РБ, стоимость товара и всех обязательств по внешнеторговым контрактам определяются в иностранной валюте, расчеты с поставщиками производятся по официальному курсу, установленному Национальным банком РБ на дату совершения хозяйственной операции.
Поставки консервной продукции осуществляются заводами BRIVAIS VILNIS AS, Балтийос деликатесай ЗАО, ООО «Балтрыбком», СП «Росбелрыба» и др. Основными поставщиками минтая свежемороженого являются ООО «Ирна» (г. Находка), группа компаний «Провиант», ООО «Море-ДВ» (г. Хабаровск). Путассу поставлялась ООО «Дары океана» (г. Мурманск) и ООО «Росрыбснаб» (г. Калининград). Основным поставщиком филе сельди является IS INTERNATIONAL LTD (Исландия). Капуста морская сушеная поставляется китайским производителем HENAN SIGNI IMP/EXP.LTD (ZhengZhou).
В
течение 2009 года ГТПУП «Белрыба» было
ввезено по импорту 29695 тонн рыбы, морепродуктов
и других продуктов питания. Поставки
в основном осуществлялись из России и
Литвы, кроме того, были поставки из Норвегии,
Латвии, США, Китая. В основном заключались
общие договоры поставки на год, в которых
определялись намерения и порядок поставки. Поставка
продукции по конкретным перечням, установление
цен на нее производились уже на основании
дополнений к договорам и спецификаций.
ГТП УП «Белрыба» - один из крупнейших производителей копчено-провесной рыбопродукции, рыбных деликатесов и пресервов, а также импортер мороженой рыбы и морепродуктов в Республике Беларусь.
Ассортимент ГТП УП «Белрыба» состоит как из импортируемой продукции (рыба натуральная свежемороженая, рыбная кулинария и продукты сурими, консервы, икра, деликатесы из рыбы и морепродуктов), так и продукции собственного производства (пресервы из сельди, лососевых, салаты из морской капусты, рыба холодного и горячего копчения, вяленая и соленая рыба, различные деликатесы в вакуумной упаковке).
Укрупненную
номенклатуру всей продукции предприятия
(на 01.10.2010) можно представить следующим
образом (таблица 2.4):
Таблица 2.4 – Укрупненная номенклатура продукции ГТП УП «Белрыба»
Наименование группы | Количество ассортиментных позиций в группе |
1. Рыба натуральная | 18 |
2. Филе рыбы натуральное, фарш | 12 |
3. Рыба фасованная | 30 |
4. Рыбная кулинария и продукты сурими | 30 |
5.
Деликатесы из рыбы и |
9 |
6. Икра и ее аналоги | 19 |
7.
Охлажденная продукция и |
8 |
8. Рыбная кулинария: форшмаки | 8 |
9. Морская капуста | 32 |
10. Пресервы | 47 |
11. Рыбопродукция соленая и копченая | 42 |
12. Рыбопродукция горячего копчения | 2 |
13. Консервы | 103 |
ИТОГО: | 360 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Подробный
ассортимент собственно выпускаемой
и импортируемой продукции
Для
более подробного анализа рассчитаем
основные показатели товарного ассортимента
предприятия, и результат занесем в таблицу
2.5.
Таблица 2.5 – Показатели товарного ассортимента
Наименование показателя | Показатели |
Широта ассортимента | 13 |
Минимальная глубина ассортиментной группы | 2 |
Максимальная глубина ассортиментной группы | 103 |
Средняя глубина ассортиментной группы | 27,7 |
Насыщенность ассортимента | 360 |
Коэффициент гармоничности ассортимента | 0,81 |
Коэффициент обновления ассортимента | 0,11 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Широта ассортимента – это количество позиций в укрупненной номенклатуре продукции предприятия. Для ГТП УП «Белрыба» это 13 продуктовых групп.
В силу того, что в группах нет разделения на подгруппы, то такой показатель как длина будет отсутствовать.
Минимальная глубина у ассортиментной группы «Рыбопродукция горячего копчения» и равняется она двум, соответственно, максимальная глубина у ассортиментной группы «Консервы» со значением 103 ассортиментных позиции.
Средняя
глубина ассортиментной группы для ГТП
УП «Белрыба» равняется ((18+12+30+30+9+19+8+8+32+47+
Насыщенность ассортимента – это общее количество ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах. Как уже было подсчитано ранее, всего в ассортименте предприятия 360 ассортиментных позиций.
Под гармоничностью ассортимента подразумевают степень сходства между продуктами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, функций, условий производства, каналов распространения или иных показателей.
Если
рассматривать гармоничность
Коэффициент обновления ассортимента рассчитывается как отношение новых товаров к общему числу их разновидностей. Например, в течение 2009 года разработаны и поставлены либо подготовлены для поставки на производство около 40 новых видов продукции. Т.е. коэффициент обновления приблизительно равен 40/360=0,11.
Таким образом, рассчитанные показатели свидетельствуют о том, что ГТП УП «Белрыба» имеет достаточно широкий и глубокий ассортимент выпускаемой продукции, при этом глубина ассортиментных групп варьируется от 2 для группы «Рыбопродукция горячего копчения» до 103 для группы «Консервы». Что касается обновления ассортимента, то данный показатель, учитывая, что предприятие работает в пищевой отрасли, необходимо бы увеличить до 15-20% в год.
Для
дальнейшего анализа
Таблица 2.6 – Показатели реализации продукции в натуральном и стоимостном выражениях
Наименование показателей | Ед. изм. | 2007 | 2008 | 2009 |
Объем отгрузки продукции в натуральном выражении | ||||
Собственное производство | т | 3555,9 | 5111,1 | 5876,6 |
Рыба соленая и копченая | т | 669,6 | 610,7 | 602,3 |
Рыба фасов. | т | 4,2 | 7,3 | 8,4 |
Пресервы | т | 809,7 | 865,8 | 805,4 |
Морская капуста | т | 719,2 | 705,2 | 630,0 |
Прочие продукты | т | 426,3 | 391,1 | 449,8 |
Консервы | т | 926,9 | 2531 | 2909,5 |
ТЗД (торгово - закупочная деятельность) | т | 20918 | 23537,9 | 16720,2 |
Рыба морож | т | 8655,6 | 10072,4 | 8320,9 |
Кулинария | т | 6824,6 | 6249,6 | 3189,6 |
Деликатесы | т | 414 | 352,7 | 230,2 |
Рыба соленая и копченая | т | 177,9 | 125,8 | 118 |
Икра и ее аналоги | т | 151,2 | 171,3 | 109 |
Консервы | т | 4671,3 | 6392,5 | 4760 |
Прочее | т | 23,4 | 65 | 112,5 |
Объем реализации продукции в стоимостном выражении | ||||
Собственное производство | млн.р. | 22712,0 | 32041,5 | 36847,7 |
Рыба соленая и копченая | млн.р. | 8307,7 | 8368,8 | 9624,1 |
Рыба фасов. | млн.р. | 89 | 82,5 | 94,9 |
Пресервы | млн.р. | 6542,3 | 7426,1 | 7540,0 |
Морская капуста | млн.р. | 2905,6 | 3029,9 | 2707,4 |
Прочие продукты | млн.р. | 726,5 | 562,5 | 646,9 |
Консервы | млн.р. | 4140,9 | 12571,7 | 15457,5 |
ТЗД (торгово закупочная деятельность) | млн.р. | 116798,4 | 174764,0 | 155455,1 |
Рыба морож | млн.р. | 38242,3 | 50170,94 | 52713,7 |
Кулинария | млн.р. | 31300,5 | 41439,1 | 33798,9 |
Деликатесы | млн.р. | 4356,5 | 4647,6 | 5809,5 |
Рыба соленая и копченая | млн.р. | 2749,5 | 4411,9 | 5515,0 |
Икра и ее аналоги | млн.р. | 9144,3 | 13970,1 | 12462,6 |
Консервы | млн.р. | 30922,2 | 59061,3 | 43826,6 |
Прочее | млн.р. | 83,1 | 1063,06 | 1328,8 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Для
большей наглядности построим графики
объема реализации продукции в натуральном
выражении.
Рисунок 2.2 –Объем реализации продукции собственного производства, т.
Примечание
– Источник: собственная разработка
Как видно из представленных данных, объем реализации продукции собственного производства с 2007 г. по 2008 г. вырос на 43,7 % - это связано с наращиванием производственных мощностей в г. Браслав, увеличением объема производства, а с 2008 г. по 2009 г. на 14,9 % - дальнейшим освоением данного производства.
Снизился
объем реализации рыбы соленой и
копченой в 2008 г. на 8,7% и на 1,4% в 2009 г.
в связи с уменьшением объемов
ее производства. На 73,8% в 2008 г. и на 15
% в 2009 г. вырос объем реализации рыбы
фасованной, что основано на максимальном
количестве полезных элементов в
данном продукте для потребителя и
более доступных ценах. Объем реализации
пресервов с 2007 по 2008 гг. вырос на 6,9 % и
уменьшился на 6,97 % с 2008 по 2009 гг., что взаимосвязано
с объемом производства и ростом затрат
на их производство. На 10,6 % в 2009 г. снизился
объем реализации морской капусты, что
связано с уменьшением объема ее производства
на 9,9 %. Рост реализации консервов с 2007
по 2008 гг. на 115 % связан с увеличением их
производства, в результате наращенный
мощностей в г. Браслав, и на 14,9 % в 2009 г.
с дальнейшим освоением производства.
Рисунок 2.3 – Объем реализации продукции торгово-закупочной деятельности, т
Примечание
– Источник: собственная разработка
В 2008 г. увеличился объем реализации рыбы мороженной на 16,4 %, а в 2009 г. снизился на 17,3 %, что связано с увеличением объема продаж рыбы фасованной собственного производства в 2009 г. на 15 %. Снизился объем продаж кулинарии в 2008 г. на 8,4 % и на 48,9 % в 2009 г., что является следствием роста цены на данную закупочную продукцию и роста собственного производства данной категории продукции по более низким ценам.
Значительно снизился объем реализации деликатесной продукции. В 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 14,8 %, а в 2009 г. на 34,7 %, при этом объем реализации в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 6,7 %, а в 2009 г. на 24,9 %, что говорит о значительном подорожании данного вида продукции. Такая же тенденция наблюдается и по рыбе соленой и копченой. Так в 2008 г. объем реализации в натуральном выражении снизился на 29,2 %, а в 2009 г. на 6,2 %, при этом объем продаж в стоимостном выражении в 2008 г. вырос на 60,4 %, а в 2009 на 25 %. В 2008 г. увеличился объем продаж икры на 13,2 % в натуральном выражении и на 52,7 % в стоимостном выражении, в 2009 г. отмечается падение продаж в натуральном и стоимостном выражении на 36,4 % и 10,7 % соответственно. Падение продаж связано с более сложной экономической ситуацией и падением спроса на данный вид продукции. Уменьшение продаж закупаемых консервов 2009 г. на 25,5 % в натуральном выражении связано с расширением ассортимента консервов собственного производства и реализацией политики импортозамещения.
Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"