Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Оля.docx

— 384.16 Кб (Скачать)

     На  основании данных таблицы проанализируем структуру ассортимента за 2007-2009 гг. (таблица 2.7). 

Таблица 2.7 – Показатели реализации продукции по ассортиментным группам, млн. руб.

Наименование 2007 2008 2009
Рыба  натуральная 33802,4 45634,0 45985,0
Филе  рыбы натуральное 4439,9 4537,0 6728,7
Рыба  фасованная 89,0 82,5 94,9
Рыбная  кулинария и продукты сурими 31300,5 41439,1 33798,9
Деликатесы  из рыбы и морепродукты 4356,5 4647,6 5809,5
Икра  и ее аналоги 9144,3 13970,1 12462,6
Охлажденная продукция и рассолы 83,1 1063,1 1328,8
Рыбная  кулинария: форшмаки     12,3
Пресервы 6542,3 7426,1 7540,0
Морская капуста 2905,6 3029,9 2707,4
Рыбопродукция соленая и копченая 11057,2 12780,7 15139,1
Консервы 35063,1 71633,0 59284,1

Примечание  – Источник: собственная разработка.

Рисунок 2.4 – Структура реализованной продукции в 2007 г., млн. руб.

     Примечание  – Источник: собственная разработка

     Как видно из представленных выше данных, наибольшую долю в общем объеме реализованной  продукции занимают консервы (25,26%). Еще почти четверть всех продаж приходится на рыбу натуральную (24,36%), которую предприятие импортирует из России, Литвы, Латвии. Значительную долю в общей структуре ассортимента занимает также рыбная кулинария и продукты сурими (22,55%). Это объясняется тем, что ГТП УП "Белрыба" является официальным дилером одного их самых крупных производителей рыбных полуфабрикатов, рыбной кулинарии и сурими продуктов в Европе «Viciunai» (Литва), а также компании «Ледово» (Россия).

     Существенна и доля в ассортименте предприятия такого продукта, как икра(6,59%). На данный момент ГТП УП "Белрыба" обладает исключительным правом импорта данного продукта в Республику Беларусь.

     Но, в большей части, это все товары, составляющие торгово-закупочную деятельность предприятия. Что касается продукции  собственного производства, то тут  наибольшая доля приходится на рыбопродукцию соленую и копченую (7,97%) и пресервы (4,71%). 

Рисунок 2.5 – Структура реализованной продукции в 2009 г., млн. руб.

     Примечание  – Источник: собственная разработка 

     Если  проанализировать структуру реализованной  продукции за 2009 г., то существенно общая картина не изменилась, хотя кое-какие изменения все же произошли.

     Так, еще больше увеличилась доля консервов  в общем объеме реализации(31,06), притом произошло это за счет наращивания объемов собственного производства на новой линии по производству консервов в г. Браслав.

     Незначительно уменьшилась доля рыбы натуральной(24,09%), что можно объяснить повышением спроса на рыбное филе, которое не требует  дополнительной очистки и разделки и поэтому более удобно в использовании.

     Наибольшие  изменение претерпела группа «Рыбная  кулинария и продукты сурими», которая в 2009 году занимает 17,71% от общего объема реализации.

     В 2009 году появилась новая категория  «Рыбная кулинария: форшмаки», но ее доля в общем объеме пока еще слишком  незначительна (0,01%).

     В остальном, соотношение между различными ассортиментными группами осталось практически неизменным. 

     Одним из методов управления товарным ассортиментом  является АВС-анализ. Объектами анализа в данном случае будут товарные категории закупаемой и собственно производимой продукции. Для анализа нам понадобятся данные по объемам продаж за 4 квартала 2009 года по каждой продуктовой группе.

     Подробный расчет АВС-анализа представлен в приложении В.

     Результаты  проведенного анализа показаны в  таблице 2.8: 

Таблица 2.8 – АВС-анализ ассортимента

Наименование Доля  в общем товарообороте Доля  с накопительным итогом Группа А, В, С Коэффициент относительной вариации Группа X, Y, Z
ТЗД - Консервы 28,92% 28,92% А 20,51% Y
ТЗД - Рыба морож 24,56% 53,48% А 20,51% Y
ТЗД - Кулинария 20,29% 73,77% В 20,51% Y
ТЗД - Икра и ее аналоги 6,84% 80,61% С 20,51% Y
С - Консервы 5,66% 86,27% С 14,95% Y
С - Рыба соленая и копченая 3,77% 90,04% С 14,96% Y
С - Пресервы 3,35% 93,39% С 14,95% Y
ТЗД - Деликатесы 2,28% 95,66% С 20,51% Y
ТЗД - Рыба соленая и копченая 2,16% 97,82% С 20,51% Y
С - Морская капуста 1,36% 99,19% С 14,95% Y
ТЗД - прочее 0,52% 99,71% С 20,51% Y
С - Прочие продукты 0,25% 99,96% С 14,96% Y
С - Рыба фасов. 0,04% 100,00% С 14,99% Y

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Как видно из представленной таблицы, в  группу А входят две товарные категории, относящиеся к торгово-закупочной деятельности предприятия. Суммарная доля их в общем объеме товарооборота составляет 53,48%.

     Этой  группе, составляющей половину всего  товарооборота предприятия, необходимо уделить наибольшее внимание, т.к. она  является стратегически важной для  предприятия.

     Еще одна категория «Кулинария» относится  к группе В. И вместе эти три  категории составляют 73,77% всей реализованной  продукции.

     Что касается остальных категорий, то их вклад в общий товарооборот значительно  меньше. Но, вместе с тем, пренебрегать ими все равно нельзя.

     Для более точного результата целесообразно  было бы провести АВС-анализ по всем ассортиментным позициям предприятия с целью исключения наименее рентабельных. Но в силу ограниченности статистической информации это невозможно.

     Что касается распределения категорий  на группы X, Y, Z, то, как видно, все категории относятся к группе Y. Это значит, что прогнозирование продаж можно осуществлять со средней степенью точности.

     Можно сделать вывод, что наибольший доход  предприятие получает непосредственно  от торгово-закупочной деятельности, нежели от собственного производства. Но, в  то же время, нельзя недооценивать важность производства собственной продукции.

     Дело  в том, что до недавнего времени  ГТП УП «Белрыба» имела монопольное право на поставку рыбы и морепродуктов на территорию Республики Беларусь. Но в последнее время ситуация изменилась, институт специмпортера был отменен, и у предприятия появились конкуренты по импорту рыбопродукции. Поэтому теперь стратегически важно развивать собственное производство.

     В силу того ,что в предыдущем анализе слишком велика была доля продукции, составляющей торгово-закупочную деятельность предприятия, проведем АВС-анализ продукции собственного производства. 

Таблица 2.9 – АВС-анализ продукции собственного производства

Наименование Товарооборот 2009г., млн.руб. Доля в общем  товарообороте Доля с накопительным  итогом Группа А, В, С
консервы 13421,4 40,57% 40,57% А
пресервы 7425 22,45% 63,02% А
изделия из нерыбных морепродуктов 3207,5 9,70% 72,71% В
рыба  соленая, кроме сельди, вакуумированная 2377,8 7,19% 79,90% В
рыба  холодного копчения вакуумированная 1738,8 5,26% 85,16% С
рыба  вяленая 1705,6 5,16% 90,31% С
рыба  холодного копчения 1442 4,36% 94,67% С
сельдь  соленая 552,6 1,67% 96,34% С
продукты  от разделки 432,3 1,31% 97,65% С
рыба  соленая, кроме сельди 413,5 1,25% 98,90% С
балыки 177,3 0,54% 99,44% С
рыба  вяленая вакуумированная 56,4 0,17% 99,61% С
рыба  горячего копчения 56,2 0,17% 99,78% С
рыба  в желе 51,8 0,16% 99,93% С
салаты 16,5 0,05% 99,98% С
сельдь  соленая вакуумированная 5,3 0,02% 100,00% С
Итого 33080 100,00%    

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     По  результатам проведения анализа  к группе А были отнесены две категории продукции с суммарной долей 63,02%. Это немного противоречит классическому выделению группы А с долей 50%, но, на мой взгляд, это целесообразно, т.к. группа «Пресервы» в общем товарообороте занимает 22,45% и, следовательно, имеет стратегически важное значение для предприятия, тем более что следующая группа «Изделия из нерыбных морепродуктов» имеет долю лишь 9,70%.

     Следует отметить, что раньше объем производства и реализации консервов был значительно  ниже, и только после ввода новой  линии значительно вырос их объем производства и категория стала относиться к группе А.

     Что касается пресервов, то их ассортимент  на предприятии достаточно широк  и пользуется устойчивым спросом, что  позволяет данной группе получить свое место в группе А.

     Еще две категории продукции входят относятся к группе В. Итого суммарный товарооборот по 4 категориям составляет 79,90% от общего.

     12 категорий из 16 относятся к группе  С. Доля каждого из них в  общий товарооборот менее 6%. Но  для правильных выводов и лучшего  понимания этих категорий необходима  более подробная информация по  каждой из них.

     Так, например, категория рыба в желе появилась в ассортименте предприятия  не очень давно. Ее ассортимент постоянно  пополняется новыми видами. И, несмотря на то, что доля ее в настоящее  время не велика, в ближайшем будущем  она представляется достаточно перспективной. Поэтому ее нельзя списывать со счетов и исключать из ассортимента. 

     В процессе управления ассортиментом  предприятия большую роль играет планирование объемов и структуры  производства и закупок импортируемой  продукции.

     Наиболее  «проблемными» товарами с той  точки зрения, что в них часто  возникает дополнительная потребность (предприятие может сталкиваться с отсутствием  продукции при  устойчивом спросе на нее), являются недорогие  виды мороженой рыбы – аргентина, килька, лемонема, минтай (в том числе филе), мойва, пикша, путассу,  сельдь, салака,  филе пангассиуса, форель. Постоянен спрос на мороженую скумбрию, на всевозможную фасованную и весовую кулинарию, крабовые палочки замороженные и охлажденные, крабовое мясо, свежемороженые кальмары, на подкопченные и вакуумированные мойву, кильку, салаку, на пласты леща, красноперки, мелочь, на форель, семгу слабосоленые, на соленую чехонь, плотву, тарань, на белковую икру.

Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"