Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа
Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
На
основании данных таблицы проанализируем
структуру ассортимента за 2007-2009 гг.
(таблица 2.7).
Таблица 2.7 – Показатели реализации продукции по ассортиментным группам, млн. руб.
Наименование | 2007 | 2008 | 2009 |
Рыба натуральная | 33802,4 | 45634,0 | 45985,0 |
Филе рыбы натуральное | 4439,9 | 4537,0 | 6728,7 |
Рыба фасованная | 89,0 | 82,5 | 94,9 |
Рыбная кулинария и продукты сурими | 31300,5 | 41439,1 | 33798,9 |
Деликатесы из рыбы и морепродукты | 4356,5 | 4647,6 | 5809,5 |
Икра и ее аналоги | 9144,3 | 13970,1 | 12462,6 |
Охлажденная продукция и рассолы | 83,1 | 1063,1 | 1328,8 |
Рыбная кулинария: форшмаки | 12,3 | ||
Пресервы | 6542,3 | 7426,1 | 7540,0 |
Морская капуста | 2905,6 | 3029,9 | 2707,4 |
Рыбопродукция соленая и копченая | 11057,2 | 12780,7 | 15139,1 |
Консервы | 35063,1 | 71633,0 | 59284,1 |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Рисунок 2.4 – Структура реализованной продукции в 2007 г., млн. руб.
Примечание – Источник: собственная разработка
Как видно из представленных выше данных, наибольшую долю в общем объеме реализованной продукции занимают консервы (25,26%). Еще почти четверть всех продаж приходится на рыбу натуральную (24,36%), которую предприятие импортирует из России, Литвы, Латвии. Значительную долю в общей структуре ассортимента занимает также рыбная кулинария и продукты сурими (22,55%). Это объясняется тем, что ГТП УП "Белрыба" является официальным дилером одного их самых крупных производителей рыбных полуфабрикатов, рыбной кулинарии и сурими продуктов в Европе «Viciunai» (Литва), а также компании «Ледово» (Россия).
Существенна и доля в ассортименте предприятия такого продукта, как икра(6,59%). На данный момент ГТП УП "Белрыба" обладает исключительным правом импорта данного продукта в Республику Беларусь.
Но,
в большей части, это все товары,
составляющие торгово-закупочную деятельность
предприятия. Что касается продукции
собственного производства, то тут
наибольшая доля приходится на рыбопродукцию
соленую и копченую (7,97%) и пресервы (4,71%).
Рисунок 2.5 – Структура реализованной продукции в 2009 г., млн. руб.
Примечание
– Источник: собственная разработка
Если проанализировать структуру реализованной продукции за 2009 г., то существенно общая картина не изменилась, хотя кое-какие изменения все же произошли.
Так, еще больше увеличилась доля консервов в общем объеме реализации(31,06), притом произошло это за счет наращивания объемов собственного производства на новой линии по производству консервов в г. Браслав.
Незначительно уменьшилась доля рыбы натуральной(24,09%), что можно объяснить повышением спроса на рыбное филе, которое не требует дополнительной очистки и разделки и поэтому более удобно в использовании.
Наибольшие изменение претерпела группа «Рыбная кулинария и продукты сурими», которая в 2009 году занимает 17,71% от общего объема реализации.
В 2009 году появилась новая категория «Рыбная кулинария: форшмаки», но ее доля в общем объеме пока еще слишком незначительна (0,01%).
В
остальном, соотношение между различными
ассортиментными группами осталось
практически неизменным.
Одним из методов управления товарным ассортиментом является АВС-анализ. Объектами анализа в данном случае будут товарные категории закупаемой и собственно производимой продукции. Для анализа нам понадобятся данные по объемам продаж за 4 квартала 2009 года по каждой продуктовой группе.
Подробный расчет АВС-анализа представлен в приложении В.
Результаты
проведенного анализа показаны в
таблице 2.8:
Таблица 2.8 – АВС-анализ ассортимента
Наименование | Доля в общем товарообороте | Доля с накопительным итогом | Группа А, В, С | Коэффициент относительной вариации | Группа X, Y, Z |
ТЗД - Консервы | 28,92% | 28,92% | А | 20,51% | Y |
ТЗД - Рыба морож | 24,56% | 53,48% | А | 20,51% | Y |
ТЗД - Кулинария | 20,29% | 73,77% | В | 20,51% | Y |
ТЗД - Икра и ее аналоги | 6,84% | 80,61% | С | 20,51% | Y |
С - Консервы | 5,66% | 86,27% | С | 14,95% | Y |
С - Рыба соленая и копченая | 3,77% | 90,04% | С | 14,96% | Y |
С - Пресервы | 3,35% | 93,39% | С | 14,95% | Y |
ТЗД - Деликатесы | 2,28% | 95,66% | С | 20,51% | Y |
ТЗД - Рыба соленая и копченая | 2,16% | 97,82% | С | 20,51% | Y |
С - Морская капуста | 1,36% | 99,19% | С | 14,95% | Y |
ТЗД - прочее | 0,52% | 99,71% | С | 20,51% | Y |
С - Прочие продукты | 0,25% | 99,96% | С | 14,96% | Y |
С - Рыба фасов. | 0,04% | 100,00% | С | 14,99% | Y |
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видно из представленной таблицы, в группу А входят две товарные категории, относящиеся к торгово-закупочной деятельности предприятия. Суммарная доля их в общем объеме товарооборота составляет 53,48%.
Этой группе, составляющей половину всего товарооборота предприятия, необходимо уделить наибольшее внимание, т.к. она является стратегически важной для предприятия.
Еще
одна категория «Кулинария»
Что касается остальных категорий, то их вклад в общий товарооборот значительно меньше. Но, вместе с тем, пренебрегать ими все равно нельзя.
Для более точного результата целесообразно было бы провести АВС-анализ по всем ассортиментным позициям предприятия с целью исключения наименее рентабельных. Но в силу ограниченности статистической информации это невозможно.
Что касается распределения категорий на группы X, Y, Z, то, как видно, все категории относятся к группе Y. Это значит, что прогнозирование продаж можно осуществлять со средней степенью точности.
Можно сделать вывод, что наибольший доход предприятие получает непосредственно от торгово-закупочной деятельности, нежели от собственного производства. Но, в то же время, нельзя недооценивать важность производства собственной продукции.
Дело в том, что до недавнего времени ГТП УП «Белрыба» имела монопольное право на поставку рыбы и морепродуктов на территорию Республики Беларусь. Но в последнее время ситуация изменилась, институт специмпортера был отменен, и у предприятия появились конкуренты по импорту рыбопродукции. Поэтому теперь стратегически важно развивать собственное производство.
В
силу того ,что в предыдущем анализе слишком
велика была доля продукции, составляющей
торгово-закупочную деятельность предприятия,
проведем АВС-анализ продукции собственного
производства.
Таблица 2.9 – АВС-анализ продукции собственного производства
Наименование | Товарооборот 2009г., млн.руб. | Доля в общем товарообороте | Доля с накопительным итогом | Группа А, В, С |
консервы | 13421,4 | 40,57% | 40,57% | А |
пресервы | 7425 | 22,45% | 63,02% | А |
изделия из нерыбных морепродуктов | 3207,5 | 9,70% | 72,71% | В |
рыба соленая, кроме сельди, вакуумированная | 2377,8 | 7,19% | 79,90% | В |
рыба холодного копчения вакуумированная | 1738,8 | 5,26% | 85,16% | С |
рыба вяленая | 1705,6 | 5,16% | 90,31% | С |
рыба холодного копчения | 1442 | 4,36% | 94,67% | С |
сельдь соленая | 552,6 | 1,67% | 96,34% | С |
продукты от разделки | 432,3 | 1,31% | 97,65% | С |
рыба соленая, кроме сельди | 413,5 | 1,25% | 98,90% | С |
балыки | 177,3 | 0,54% | 99,44% | С |
рыба вяленая вакуумированная | 56,4 | 0,17% | 99,61% | С |
рыба горячего копчения | 56,2 | 0,17% | 99,78% | С |
рыба в желе | 51,8 | 0,16% | 99,93% | С |
салаты | 16,5 | 0,05% | 99,98% | С |
сельдь соленая вакуумированная | 5,3 | 0,02% | 100,00% | С |
Итого | 33080 | 100,00% |
Примечание – Источник: собственная разработка.
По результатам проведения анализа к группе А были отнесены две категории продукции с суммарной долей 63,02%. Это немного противоречит классическому выделению группы А с долей 50%, но, на мой взгляд, это целесообразно, т.к. группа «Пресервы» в общем товарообороте занимает 22,45% и, следовательно, имеет стратегически важное значение для предприятия, тем более что следующая группа «Изделия из нерыбных морепродуктов» имеет долю лишь 9,70%.
Следует отметить, что раньше объем производства и реализации консервов был значительно ниже, и только после ввода новой линии значительно вырос их объем производства и категория стала относиться к группе А.
Что касается пресервов, то их ассортимент на предприятии достаточно широк и пользуется устойчивым спросом, что позволяет данной группе получить свое место в группе А.
Еще две категории продукции входят относятся к группе В. Итого суммарный товарооборот по 4 категориям составляет 79,90% от общего.
12
категорий из 16 относятся к группе
С. Доля каждого из них в
общий товарооборот менее 6%. Но
для правильных выводов и
Так,
например, категория рыба в желе
появилась в ассортименте предприятия
не очень давно. Ее ассортимент постоянно
пополняется новыми видами. И, несмотря
на то, что доля ее в настоящее
время не велика, в ближайшем будущем
она представляется достаточно перспективной.
Поэтому ее нельзя списывать со счетов
и исключать из ассортимента.
В процессе управления ассортиментом предприятия большую роль играет планирование объемов и структуры производства и закупок импортируемой продукции.
Наиболее
«проблемными» товарами с той
точки зрения, что в них часто
возникает дополнительная потребность
(предприятие может
Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"