Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Оля.docx

— 384.16 Кб (Скачать)

     Гармоничность номенклатуры — это степень близости или сопоставимости между товарами различных ассортиментных групп и подгрупп. Наиболее высока гармоничность номенклатуры у предприятий, имеющих узкую специализацию, наименее — у диверсифицированных. Каждое предприятие самостоятельно выбирает стратегию развития согласно особенностям рынка, отрасли, перспективе и другим факторам.

     Степень гармоничности номенклатуры может  быть оценена с разных позиций: с точки зрения конечного использования, технологии производства, особенностей потребления, каналов распределения, сфер применения, сегмента потребителей и др.

     Показатель  гармоничности рассчитывается путем  соотнесения количества сопоставимых, т.е. гармоничных ассортиментных позиций из всех ассортиментных групп и подгрупп к общему количеству ассортиментных позиций, т.е. к насыщенности товарной номенклатуры 

                                ,                                        (1.3) 

     где Кг — коэффициент гармоничности;

      Qг — количество гармоничных ассортиментных позиций;

      Н — насыщенность номенклатуры. 

     Коэффициент обновления товарной номенклатуры —  это показатель, отражающий инновационную деятельность предприятия, степень изменения товарной номенклатуры с учетом изменения требований потребителей, развития научно-технического прогресса, деятельности конкурентов и др.

     Для расчета показателя определяется количество новых ассортиментных позиций во всех ассортиментных группах и подгруппах, производство которых было освоено предприятием в течение рассматриваемого периода — обычно в течение года.

     Коэффициент обновления рассчитывается путем соотнесения количества новых ассортиментных позиций всех ассортиментных групп и подгрупп к насыщенности товарной номенклатуры: 

                                ,                                          (1.4) 

     где Ко — коэффициент обновления;

         Qн — количество новых ассортиментных позиций;

         Н — насыщенность номенклатуры [3, 168-171]. 

     Обновление - одно из направлений ассортиментной политики в условиях насыщенного рынка. Причинами, побуждающими изготовителя и продавца обновлять ассортимент, являются: замена товаров, морально устаревших, не пользующихся спросом; разработка новых товаров улучшенного качества с целью стимулирования их покупки потребителем; проектирование и разработка новых товаров, не имевших ранее аналогов; расширение ассортимента за счет увеличения полноты для создания конкурентных преимуществ.

     Структура ассортимента характеризуется долей каждого вида или наименования товара в общем наборе. Показатели структуры ассортимента могут иметь натуральное или денежное выражение и носят относительный характер. Они рассчитываются как отношение количества товаров определенного вида к общему количеству всех товаров, входящих в ассортимент.

     При регулировании структуры ассортимента следует учитывать экономические выгоды предприятия в случае преобладания дорогих или дешевых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платежеспособность сегмента потребителей, на который ориентируется торговая организация.

     Таким образом, показатели товарной номенклатуры позволяют анализировать эффективность  построения товарной номенклатуры промышленного  предприятия, а также управлять  номенклатурой и ассортиментом. 
 

 

    1. Методы  формирования ассортимента товаров на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли

     Формирование  торгового ассортимента - деятельность по составлению набора товаров в соответствии со спросом субъектов рынка, позволяющего удовлетворить реальные или прогнозируемые потребности, а также достигнуть целей, определенных руководством предприятия.

     Формирование  товарной номенклатуры осуществляется в том же порядке, что и торгового ассортимента, только для промышленного предприятия.

     Формирование  ассортимента не может быть абстрагировано от конкретного предприятия и  должно базироваться на заранее выбранных целях и задачах, обусловливающих направления развития ассортимента. Эта определяет его ассортиментную концепцию и ассортиментную политику.

     Ассортиментная концепция представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, при этом за основу принимаются, с одной стороны, потребительские требования определенных групп (сегментов рынка), а с другой — необходимость обеспечить наиболее эффективное использование предприятием сырьевых, технологических, финансовых и иных ресурсов с тем, чтобы производить изделия с низкими издержками.

     Ассортиментная (товарная) политика предприятия носит конкретный характер и формулирует цели, задачи и основные направления формирования ассортимента, определяемые руководством предприятия [1, с. 94-96].

     Факторы формирования ассортимента подразделяются на общие и специфичные. Общими факторами, влияющими на формирование промышленного ассортимента, являются спрос и рентабельность.

     Специфичными  факторами формирования промышленного ассортимента являются: сырьевая и материально-техническая база производства; достижения научно-технического прогресса.

     Система формирования ассортимента включает следующие  основные элементы:

  1. Определение текущих и перспективных потребностей покупателей, анализ способов использования данной продукции и особенностей покупательского поведения на соответствующих рынках.
  2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.
  3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий с позиций покупателя.
  4. Решение вопросов:
    • какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности;
    • следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля.
  1. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствовании существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.
  1. Разработка новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.
  2. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.
  3. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом мнения потенциальных потребителей в целях выяснения их применяемости по основным показателям.
  4. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса в соответствии с результатами проведенных маркетинговых исследований и испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.
  5. Оценка и пересмотр всего ассортимента [5, с. 42-43].

     Решения по развитию товарного ассортимента принимаются на основе:

    • производственных ресурсов предприятия, его финансовых возможностей, системы сбыта, квалификации кадров и др.;
    • потребностей рынка, ожиданий потребителей в приобретении полезных свойств товаров, их мотивации и поведения на рынке и др.;
    • нахождения возможностей создания прибыльных для предприятия продуктовых линий, соответствующих в то же время требованиям рынка и динамике развития спроса [4, с. 151].

     К основным методам формирования товарного  ассортимента относятся: вытягивание, сужение, наполнение и обновление.

     Вытягивание товарной линии имеет место, когда компания удлиняет товарную линию за пределы занимаемого ценового уровня вниз, вверх или в обоих направлениях.

     Вытягивание вниз — это удлинение товарной линии за счет товаров более низкого уровня. Многие организации, изначально занимающие верхние уровни рынка, затем вытягивают товарные линии вниз, чтобы охватить и нижележащие уровни. Организации рекомендуется вытягивать товарную линию вниз при следующих условиях:

    • если она подвергается атаке со стороны конкурентов в верхней, более дорогой части ассортиментного ряда и предпринимает контратаку в нижней его части;
    • если происходит замедление темпов роста продаж;
    • если она стремится занять рыночную нишу дешевых товаров, которую в противном случае захватит новый конкурент.

     Однако  следует иметь в виду, что производство более дешевой продукции может повлиять на объемы продаж дорогих товаров и даже вытеснить их с рынка.

     Вытягивание вверх — удлинение товарной линии за счет товаров более высокого уровня. Организации, занимающие нижнюю часть рынка, могут применять данный способ, если наблюдается ускорение роста прибыли, появляются новые возможности заявить о себе как об организации, предлагающей полный ассортимент данных товаров. Однако решение о вытягивании товарной линии вверх может оказаться рискованным, так как конкуренты в верхних уровнях рынка могут перейти в контратаку, начав проникновение в нижние уровни. Кроме того, покупатели могут не поверить, что предприятие в состоянии обеспечить рынок товарами высокого качества.

     Вытягивание, в двух направлениях предполагает увеличение ассортимента за счет освоения производства одновременно как более дорогих, так и более дешевых товаров. Такое решение будет эффективным для организации, обслуживающей средний уровень рынка, так как позволит ей захватить лидерство на рынке.

     Наполнение  товарной линии означает увеличение ассортимента путем добавления новых товарных единиц в рамках существующего ценового диапазона. Причинами наполнения товарной линии в основном являются стремления:

    • увеличить прибыль;
    • загрузить неиспользуемые производственные мощности;
    • занять лидирующие позиции в отрасли, предлагая исчерпывающий ассортимент;
    • занять свободные рыночные ниши, ограничив доступ к ним конкурентов.

     Однако  здесь существует риск «каннибализма» одних товаров другими, а также введение в заблуждение клиентов компании. Следовательно, чтобы исключить нежелательный эффект взаимодействия товаров-субститутов, необходимо придавать каждой товарной единице четко различимые особенности.

     Обновление  товарной линии предполагает включение в ассортимент новых или модернизированных изделий. Основная цель усовершенствования товаров заключается в предотвращении миграции покупателей в сторону более ценных, дорогостоящих товаров. Здесь необходимо решить, обновлять товарную линию по частям или целиком.

     Модернизация  отдельных товаров позволяет  организации анализировать реакцию  покупателей и дилеров на новый  стиль продукции, она в меньшей  степени отражается на текущих затратах организации, однако ее невозможно скрыть от конкурентов. Главной задачей становится определение точного времени выхода на рынок модернизированного или нового товара — не слишком рано, чтобы не нанести ущерб продажам текущего ассортимента, но и не слишком поздно, чтобы новый товар конкурентов не успел получить высокую репутацию.

     Решение по сокращению товарной линии, т.е. изъятию из ассортимента отдельных товарных единиц, компания принимает в основном по двум причинам: из-за наличия убыточных единиц в товарном ассортименте или в связи с дефицитом производственных мощностей [6, 72-75]. 
 
 
 

 

    1. Управление  товарным ассортиментом

     Управление  ассортиментом представляет собой деятельность соответствующих служб предприятия по контролю, анализу и принятию управленческих решений в области маркетинга, сбыта и производства с целью адаптации ассортимента к потребностям покупателей [7, с. 122-123].

Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"