Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа
Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».
Предприятия, подчиненные облисполкомам и Минскому горисполкому, за 2009 год произвели 2,838 тыс. т рыбной продукции, что на 10,9% больше уровня 2008 года, предприятия Управделами президента - 1,595 тыс. т (на 1,5% больше). Организации Белкоопсоюза обеспечили выпуск на уровне 753 т (на 1,1% больше).
Незначительный объем рыбной продукции произвели также предприятия Минэнерго, концернов "Белнефтехим", "Беллесбумпром" и "Белгоспищепром".
Рыбных консервов по итогам 2009 года в Беларуси изготовлено 15,037 млн условных банок, что на 16,3% меньше уровня 2008 года, кулинарных изделий - 27,894 тыс. т (на 14,9% меньше).
Копченой рыбы было произведено 4,903 тыс. т (на 16,8% больше, чем в 2008 году), соленой рыбы (кроме сельди) - 2,09 тыс. т (на 5,7% меньше), сельди соленой - 1,91 тыс. т (на 5,2% больше). Выпуск сушеной и вяленой рыбы в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 55,5% до 597 т, рыбы пряного посола и маринадов - сократился на 21,4%, до 1,156 тыс. т.
Кроме того, в 2009 году было изготовлено 6,235 тыс. т икры (на 25,9% меньше, чем в 2008 году), 3,108 тыс. т пищевых морепродуктов (на 13,7% меньше).
Запасы товарной пищевой рыбной продукции (включая консервы) на предприятиях республики на 1 января текущего года составили 1,199 тыс. т, или 26,6% к среднемесячному объему производства [21].
Таким
образом, на рыбном рынке РБ за 2009 год
произошло уменьшение объемов производства
по многим позициям, при этом значительно
возросли цены на производимую продукцию.
Это объясняется имевшим место
в 2009 году экономическим кризисом.
Государственное торгово-промышленное унитарное предприятие «Белрыба» было основано 28 декабря 1957г. и работает на белорусском рынке уже более 50 лет с момента создания «Минского Оптового Рыбного Холодильника».
ГТП УП «Белрыба» создано в 1999 г. в соответствии с приказом Управляющего делами Президента РБ № 135 и решением коллектива арендаторов Арендного предприятия «Белрыба» (протокол № 13 от 1999г.) путем реорганизации в форме преобразования Арендного предприятия «Белрыба» в ГТПУП «Белрыба».
В 2001 году предприятие «Белрыба» передано в ведение и непосредственное подчинение Управления делами Президента РБ.
Учредителем и уполномоченным органом государственного управления унитарным предприятием является Управление делами Президента Республики Беларусь.
В
соответствии с приказом Управляющего
делами Президента РБ от 8 февраля 2007 г.
№30 государственное торгово-
C
1 июля 2007г. Браславский пищевой комбинат
вошел в состав ГТП УП "Белрыба" Управления
делами Президента и преобразован в производственно-
В соответствии с приказом Управления делами Президента № 92 от 1.04.08 г. ГТПУП «Белрыба» осуществляет функции по управлению следующими предприятиями:
Основными видами деятельности предприятия являются оптовая торговля рыбой и морепродуктами, производство и реализация рыбопродукции.
Среди
клиентов предприятия более 2600 предприятий
оптовой и розничной торговли,
общественного питания и
В
установленном
Торговая
сеть «Белрыба» представлена 11 специализированными
магазинами, фирменными секциями в крупнейших
магазинах города Минска, фирменными торговыми
павильонами, филиалами (со складами) в
Гродно, Гомеле, Могилеве, Бресте, Барановичах,
Бобруйске, Борисове, Витебске, Жлобине,
Жодино, Лиде, Мозыре, Молодечно, Пинске,
Полоцке, Слуцке, Солигорске, Калинковичах.
Предприятие располагает производственно-
Главной
целью организации является осуществление,
совершенствование и развитие хозяйственной
деятельности, создание наиболее благоприятных
условий для повышения
Целями деятельности предприятия согласно Устава являются:
Миссия предприятия – обеспечить население Республики Беларусь натуральной рыбной продукцией и высококачественными рыбными изделиями по доступным ценам.
Предметом деятельности ГТПУП «Белрыба» является насыщение внутреннего рынка качественной рыбной продукцией и морепродуктами в широком ассортименте.
Руководство и управление ГТП УП «Белрыба» осуществляется главными специалистами предприятия, в состав которых входят:
– генеральный директор;
– первый заместитель генерального директора;
– заместитель генерального директора по экономике и финансам;
– заместитель генерального директора по реализации;
– главный инженер;
– главный бухгалтер;
– главный технолог;
– главный санитарный врач.
В целях чёткости и согласованности работы, все подразделения предприятия скоординированы по виду деятельности и подчинены соответствующим главным специалистам.
Возглавляет
ГТП УП «Белрыба» директор, которого
назначает Управление делами Президента
РБ. Организационная структура предприятия
(Приложение А) представлена следующими
отделами: производственный цех; технологический
цех; компрессорный цех; энергетический
цех; ремонтно-механический; бухгалтерско-финансовый
отдел; отдел компьютерных технологий;
планово-производственный отдел; отдел
правового и кадрового обеспечения; отдел
реализации; отдел закупок; отдел маркетинга;
отдел контроля качества.
Оценить
текущую рыночную позицию предприятия
и влияние факторов макросреды на результаты
текущей и будущей деятельности предприятия
можно с помощью проведения PEST-анализа.
Таблица 2.1 – PEST-анализ
Политические факторы | Влияние экономики |
|
|
Социокультурные тенденции | Технологические инновации |
|
|
Примечание – Источник: собственная разработка.
Как видно, на процессы, происходящие на рынке рыбы и морепродуктов, влияют 4 группы факторов. И наибольшее влияние оказывают политические факторы в силу существования значительного государственного регулирования на данном рынке. Но уже предпринимаются некоторые шаги, которые должны уменьшить вмешательство государства в данную сферу. Так, например, отмена института специмпортера уже свидетельствует о некоторой либерализации в данной сфере.
Что касается социокультурных тенденций, то в белорусском обществе уже наблюдается улучшение культуры питания и повышение роли здорового образа жизни и качественных продуктов питания. Но потребление рыбы в Беларуси все еще не велико, и если в 2005 году данный показатель на душу населения составлял 18,4 кг/год, то в 2009 году упал до 15,9 кг/год. Для исправления данной ситуации руководство на государственном уровне принимает решения. Так, Минздрав Беларуси своим приказом утвердил норму потребления рыбы и морепродуктов от шестнадцати до двадцати четырех килограммов в год в зависимости от возраста и физической активности населения.
Если оценить влияние этих факторов на деятельность ГТП УП «Белрыба», то можно сделать следующие выводы.
Регулирование рынка рыбы и морепродуктов является для предприятия очень выгодным, т.к. в связи с этим оно имеет ряд привилегий по сравнению с другими импортерами рыбы и морепродуктов. ГТП УП «Белрыба» до недавнего времени имело монопольное право на импорт определенных категорий рыбопродуктов. Но с отменой института специмпортера право поставки некоторых категорий рыбопродуктов получили и другие предприятия, что привело к появлению на рынке новых игроков и усилению конкуренции.
Отмена лицензирования производства рыбной продукции также повлияла на предприятие не с лучшей стороны.
Но, с другой стороны, для осуществления деятельности в сфере импорта рыбопродуктов необходимы определенные технологические условия, которые не под силу всем создать. В свою очередь «Белрыба» полностью обеспечена холодильными камерами, складскими площадями и специальным транспортом для импорта рыбы и морепродуктов.
Если
говорить об уровне потребления рыбы
населением, то он, конечно, не благоприятствует
развитию предприятия. Но, как отмечалось,
население заботится о своем
здоровье, а, как известно, рыба представляет
собой просто кладезь витаминов
и необходимых для
Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"