Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Понятие товарного ассортимента на предприятиях рыбоперерабатывающей отрасли и факторы, на него влияющие
Товар - точный индикатор экономической безопасности и конкурентоспособности.
В процессе товародвижения от изготовителя до потребителя он располагается не хаотично, а согласно соответствующим признакам, воплощенным в понятие «ассортимент».

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ_Оля.docx

— 384.16 Кб (Скачать)

     Предприятия, подчиненные облисполкомам и  Минскому горисполкому, за 2009 год произвели 2,838 тыс. т рыбной продукции, что на 10,9% больше уровня 2008 года, предприятия  Управделами президента - 1,595 тыс. т (на 1,5% больше). Организации Белкоопсоюза обеспечили выпуск на уровне 753 т (на 1,1% больше).

     Незначительный  объем рыбной продукции произвели  также предприятия Минэнерго, концернов "Белнефтехим", "Беллесбумпром" и "Белгоспищепром".

     Рыбных  консервов по итогам 2009 года в Беларуси изготовлено 15,037 млн условных банок, что на 16,3% меньше уровня 2008 года, кулинарных изделий - 27,894 тыс. т (на 14,9% меньше).

     Копченой  рыбы было произведено 4,903 тыс. т (на 16,8% больше, чем в 2008 году), соленой рыбы (кроме сельди) - 2,09 тыс. т (на 5,7% меньше), сельди соленой - 1,91 тыс. т (на 5,2% больше). Выпуск сушеной и вяленой рыбы в 2009 году по сравнению с 2008 годом увеличился на 55,5% до 597 т, рыбы пряного посола и маринадов - сократился на 21,4%, до 1,156 тыс. т.

     Кроме того, в 2009 году было изготовлено 6,235 тыс. т икры (на 25,9% меньше, чем в 2008 году), 3,108 тыс. т пищевых морепродуктов (на 13,7% меньше).

     Запасы  товарной пищевой рыбной продукции (включая консервы) на предприятиях республики на 1 января текущего года составили 1,199 тыс. т, или 26,6% к среднемесячному  объему производства [21].

     Таким образом, на рыбном рынке РБ за 2009 год  произошло уменьшение объемов производства по многим позициям, при этом значительно  возросли цены на производимую продукцию. Это объясняется имевшим место  в 2009 году экономическим кризисом. 
 

 

  1. Управление  товарным ассортиментом  на ГТП УП «Белрыба»
    1. Характеристика  предприятия

     Государственное торгово-промышленное унитарное предприятие  «Белрыба» было основано 28 декабря 1957г. и работает на белорусском рынке уже более 50 лет с момента создания «Минского Оптового Рыбного Холодильника».

     ГТП УП «Белрыба» создано в 1999 г. в соответствии с приказом Управляющего делами Президента РБ № 135 и решением коллектива арендаторов Арендного предприятия «Белрыба» (протокол № 13 от 1999г.) путем реорганизации в форме преобразования Арендного предприятия «Белрыба» в ГТПУП «Белрыба».

     В 2001 году предприятие «Белрыба» передано в ведение и непосредственное подчинение Управления делами Президента РБ.

     Учредителем и уполномоченным органом государственного управления унитарным предприятием является Управление делами Президента Республики Беларусь.

     В соответствии с приказом Управляющего делами Президента РБ от 8 февраля 2007 г. №30 государственное торгово-промышленное предприятие «Белрыба» реорганизовано путем присоединения к нему республиканского унитарного предприятия «Опытное рыбное хозяйство «Нарочь» и республиканского производственно-торгового унитарного предприятия «Браславский пищевой комбинат».

     C 1 июля 2007г. Браславский пищевой комбинат вошел в состав ГТП УП "Белрыба" Управления делами Президента и преобразован в производственно-технологический цех данного объединения. На сегодняшний день это единственное предприятие в Беларуси, занимающееся производством консервов.

     В соответствии с приказом Управления делами Президента № 92 от 1.04.08 г. ГТПУП  «Белрыба» осуществляет функции по управлению следующими предприятиями:

    • РТПУП «Могилевский рыбокомплекс»
    • ОАО «Гроднорыба»
    • ОАО «Рыбный ряд»
    • РТПУП «Гомельский рыбокомплекс».

     Основными видами деятельности предприятия являются оптовая торговля рыбой и морепродуктами, производство и реализация рыбопродукции.

     Среди клиентов предприятия более 2600 предприятий  оптовой и розничной торговли, общественного питания и перерабатывающей отрасли, индивидуальные предприниматели.

     В установленном законодательством  порядке предприятие осуществляет внешнеэкономическую деятельность, а также производственную и иные виды деятельности – на основании выданных государственными органами лицензий. Унитарное предприятие осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

    • деятельность в области таможенного дела;
  • переработка, консервирование океанической рыбы и морепродуктов;
    • розничная торговля и общественное питание.

     Торговая  сеть «Белрыба» представлена 11 специализированными магазинами, фирменными секциями в крупнейших магазинах города Минска, фирменными торговыми павильонами, филиалами (со складами) в Гродно, Гомеле, Могилеве, Бресте, Барановичах, Бобруйске, Борисове, Витебске, Жлобине, Жодино, Лиде, Мозыре, Молодечно, Пинске, Полоцке, Слуцке, Солигорске, Калинковичах. Предприятие располагает производственно-технологическим цехом в г. Браславе, технологическим участком в г. Нарочь. Продажа рыбы и морепродуктов оптом и в розницу осуществляется по всей стране.

     Главной целью организации является осуществление, совершенствование и развитие хозяйственной  деятельности, создание наиболее благоприятных  условий для повышения эффективности  экономики, получение прибыли от хозяйственной деятельности для  удовлетворения потребностей предприятия  и учредителя.

    Целями  деятельности предприятия согласно Устава являются:

    • насыщение рынка Республики Беларусь рыбой и морепродуктами, переработка и хранение рыбы и морепродуктов, создание наиболее благоприятных условий для повышения эффективности экономики Республики Беларусь;
    • получение прибыли от хозяйственной деятельности для удовлетворения потребностей Предприятия и Учредителя.

     Миссия  предприятия – обеспечить население  Республики Беларусь натуральной рыбной продукцией и высококачественными  рыбными изделиями по доступным  ценам.

     Предметом деятельности ГТПУП «Белрыба» является насыщение внутреннего рынка качественной рыбной продукцией и морепродуктами в широком ассортименте.

     Руководство и управление ГТП УП «Белрыба» осуществляется главными специалистами предприятия, в состав которых входят:

     – генеральный директор;

     – первый заместитель генерального директора;

     – заместитель генерального директора  по экономике и финансам;

     – заместитель генерального директора  по реализации;

     – главный инженер;

     – главный бухгалтер;

     – главный технолог;

     – главный санитарный врач.

     В целях чёткости и согласованности  работы, все подразделения предприятия  скоординированы по виду деятельности и подчинены соответствующим  главным специалистам.

     Возглавляет ГТП УП «Белрыба» директор, которого назначает Управление делами Президента РБ. Организационная структура предприятия (Приложение А) представлена следующими отделами: производственный цех; технологический цех; компрессорный цех; энергетический цех; ремонтно-механический; бухгалтерско-финансовый отдел; отдел компьютерных технологий; планово-производственный отдел; отдел правового и кадрового обеспечения; отдел реализации; отдел закупок; отдел маркетинга; отдел контроля качества. 

 

    1. Анализ  маркетинговой среды ГТП УП «Белрыба»

     2.2.1 Анализ конкурентов

     Оценить текущую рыночную позицию предприятия и влияние факторов макросреды на результаты текущей и будущей деятельности предприятия можно с помощью проведения PEST-анализа. 

Таблица 2.1 – PEST-анализ

Политические  факторы Влияние экономики
  • Значительное влияние государства на отрасль
  • Регулирование рынка рыбной и морской продукции
  • Ограниченный перечень разрешенных к импорту рыбы и морепродуктов
  • Реализация программы импортозамещения
  • Реализация ряда мер по уменьшению регулирования со стороны государства и развитию конкуренции
  • Отмена института специмпортера
  • Переход права координировать деятельность в сфере переработки, консервирования рыбы и морепродуктов от Управления делами президента к Министерству сельского хозяйства и продовольствия
  • Отсутствие  конкуренции со стороны зарубежных производителей
  • Постепенная стабилизация экономической ситуации
  • Создание благоприятного инвестиционного климата в стране
  • Отмена лицензирования производства рыбной продукции
 
Социокультурные тенденции Технологические инновации
  • Пересмотр ценностей в обществе в сторону здоровья
  • Стремление к здоровому образу жизни
  • Повышение уровня жизни населения
  • Повышение значимости высокого качества продукции для потребителей
  • Невысокая доля рыбы и морепродуктов в рационе белорусов
  • Необходимость наличия холодильных камер, складских  площадей и специального транспорта для импорта рыбы и морепродуктов
  • Повышение качества производимой продукции

Примечание  – Источник: собственная разработка.

     Как видно, на процессы, происходящие на рынке  рыбы и морепродуктов, влияют 4 группы факторов. И наибольшее влияние оказывают  политические факторы в силу существования  значительного государственного регулирования  на данном рынке. Но уже предпринимаются  некоторые шаги, которые должны уменьшить  вмешательство государства в  данную сферу. Так, например, отмена института специмпортера уже свидетельствует о некоторой либерализации в данной сфере.

     Что касается социокультурных тенденций, то в белорусском обществе уже наблюдается улучшение культуры питания и повышение роли здорового образа жизни и качественных продуктов питания. Но потребление рыбы в Беларуси все еще не велико, и если в 2005 году данный показатель на душу населения составлял 18,4 кг/год, то в 2009 году упал до 15,9 кг/год. Для исправления данной ситуации руководство на государственном уровне принимает решения. Так, Минздрав Беларуси своим приказом утвердил норму потребления рыбы и морепродуктов от шестнадцати до двадцати четырех килограммов в год в зависимости от возраста и физической активности населения.

     Если  оценить влияние этих факторов на деятельность ГТП УП «Белрыба», то можно сделать следующие выводы.

     Регулирование рынка рыбы и морепродуктов является для предприятия очень выгодным, т.к. в связи с этим оно имеет ряд привилегий по сравнению с другими импортерами рыбы и морепродуктов. ГТП УП «Белрыба» до недавнего времени имело монопольное право на импорт определенных категорий рыбопродуктов. Но с отменой института специмпортера право поставки некоторых категорий рыбопродуктов получили и другие предприятия, что привело к появлению на рынке новых игроков и усилению конкуренции.

     Отмена  лицензирования производства рыбной продукции  также повлияла на предприятие не с лучшей стороны.

     Но, с другой стороны, для осуществления деятельности в сфере импорта рыбопродуктов необходимы определенные технологические условия, которые не под силу всем создать. В свою очередь «Белрыба» полностью обеспечена холодильными камерами, складскими площадями и специальным транспортом для импорта рыбы и морепродуктов.

     Если  говорить об уровне потребления рыбы населением, то он, конечно, не благоприятствует развитию предприятия. Но, как отмечалось, население заботится о своем  здоровье, а, как известно, рыба представляет собой просто кладезь витаминов  и необходимых для жизнедеятельности  элементов, поэтому потребление  рыбопродуктов должно в будущем  увеличиться. Этому будет способствовать также наблюдающееся повышение уровня жизни населения.

Информация о работе Управление ассортиментом на примере предприятия "Белрыба"