Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:13, дипломная работа
Анализ работы коммерческих банков, социально-психологических особенностей клиентов банка, спроса и предложения на банковские услуги должны закладываться в основу текущей и долгосрочной стратегии банка. Именно поэтому развивающийся финансовый рынок требует активного использования банковского маркетинга, который обеспечивает поддержание адекватности деятельности банка.
Введение ………………………………………………………………………….........4
Глава І. Роль маркетинга в банковской сфере …………….………………….....7
1.1. Особенность, цели, задачи банковского маркетинга …………………………...7
1.2. Комплекс маркетинга в коммерческом банке ....................................................13
1.3. Мероприятия маркетинг-микс ориентированные на потребителя ...................23
Глава II. Стратегические подходы к организации банковского маркетинга.26
2.1. Стратегия банковского маркетинга …………………………………….............26
2.2. Планирование как инструмент реализации комплекса маркетинга …….........31
2.3. Служба маркетинга и контроллинга в банке …………………………….........39
Глава III. Маркетинговая деятельность и оценка её эффективности на примере ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ………………………..45
3.1. Финансово-экономический анализ ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН»………………………………………………………………............45
3.2. Анализ эффективности реализации комплекса маркетинга в ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» …………………………………..................52
3.3. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ……………………………………………………….......................68
Заключение ……………………………………………………………......................74
Литература …………………………………………………………………..............76
Приложение 1. Содержание стратегии банка ……………………………………....79
Приложение 2. Рыночная сегментация банковских услуг …………………….......81
Приложение 3. Банковские продукты и услуги …………………………………....82
Приложение 4. Банки корреспонденты ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ………………………………………………………………...........83
Приложение 5. Организационная структура Банка …………………………..........84
Приложение 6. Финансовая отчётность Банка за 2010 год ...………………….......85
В 2010 году была активизирована работа с международными и местными финансово-кредитными учреждениями – привлечено кредитных ресурсов на сумму 107,6 млн. сом. За прошедший год было налажено сотрудничество с ОсОО «Специализированный фонд рефинансирования банков», результатом которого стало выделение Банку 97,7 млн. сом кредитных ресурсов. По проекту «Агробизнес и маркетинг» Всемирного банка было привлечено 9,1 млн. сом. Продолжилось сотрудничество с ОФ «Фонд развития кооперативов Райффайзен в Кыргызстане», которым были выделены кредитные ресурсы в сумме 0,8 млн. сом.
ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» предлагает своим клиентам удобную и доходную линейку депозитов, позволяющую размещать денежные средства в евро, долларах США, в национальной валюте (сомы).
При этом банк придерживается дифференцированного, адресного подхода ко всем категориям клиентов — физических лиц.
Большой выбор сроков размещения денежных средств, позволяет клиентам планировать движение денежных средств на конкретный выбранный срок.
Депозитная линейка КБК представлена следующими депозитными продуктами:
Депозит "Золотая Корона - Универсальный". Депозит на основе платёжной карты Золотая Корона. По депозиту предусмотрены выгодные процентные ставки, широкий выбор сроков размещения, возможность пополнять, снимать, пользоваться счетом в торгово-сервисных точках и сохранять при этом свойства накопления и начисления процентов на среднедневный остаток по счету.
Депозит "Золотая Корона – Детский". Карта Золотая Корона выдаётся клиенту бесплатно. По депозиту предусмотрена универсальная схема начисления процентов на карту. Возможность пополнять, снимать, пользоваться счетом в торгово-сервисных точках и сохранять при этом свойства накопления и начисления процентов на среднедневный остаток по счету. Начисление % ежедневно, выплаты по процентам ежемесячно. Капитализация доходов.
Депозит "Золотая Корона – Срочный". Оформляется счет «срочный», а также оформляется второй счет «до востребования» для осуществления расчетно-кассового обслуживания на единую платежную карту. На депозит принимается фиксированная сумма, на строго определенный срок, по конкретной процентной ставке начисленные проценты перечисляются на второй счет, которым можно пользоваться в торгово-сервисных точках.
Депозит "Золотая Корона - Пенсионный". Оформляется счет с универсальной схемой начисления процентов на платежную карту. Капитализация доходов.
Депозит "Золотая Корона - Накопительный" Оформляется два счета, один «до востребования», другой – «накопительный», на который ежемесячно перечисляется определенная сумма при поступлении заработной платы и начисляются проценты. По накопительному счету можно докладывать, но нельзя снимать денежные средства, а начисленные проценты в конце каждого месяца переносятся на счет «до востребования», по которому также осуществлять расчетно-кассовое обслуживание.
Депозит "Большой". На срок более 6 месяцев: возможность получения кредита под залог вклада.
Депозит "Оптимальный".
Депозит "Выгодный для пенсионеров". Вкладчики — предъявители пенсионных удостоверений, женщины в возрасте от 58 лет и мужчины от 63 лет. Начисление % - ежемесячно.
Условия депозитной линейки сведены в Таблицу 3.1 (стр. 57).
Таблица 3.1.
Условия
депозитной линейки ОАО «Коммерческий
банк КЫРГЫЗСТАН»
№ | Депозит |
% ставка годовых на 12 месяцев (сом) | Минимальная сумма первоначального взноса | Частичное снятие | Неснижаемый остаток |
«Золотая Корона - Универсал» | в KGS - 13%
в $ - 9% в € - 4% |
в KGS – 25 000
в $ - 500 в € - 300 |
Возможно |
Размер минимального взноса | |
«Золотая Корона - Детский» | в KGS - 12%
в $ - 9% |
в KGS – 5 000
в $ - 100 |
Возможно |
Размер минимального взноса | |
«Золотая Корона - Срочный» | в KGS - 12%
в $ - 9% |
в KGS – 5 000
в $ - 100 |
Возможно с счёта «до востребования» | Вся сумма на «срочном» счёте | |
«Золотая Корона- Накопительный» |
в KGS - 13%
в $ - 9% |
в KGS – 5 000
в $ - 100 |
Возможно с счёта «до востребования» | Размер минимального взноса | |
«Золотая Корона - Пенсионный» | в KGS - 12%
в $ - 9% |
в KGS – 1 000
в $ - 50 |
Возможно |
Размер минимального взноса | |
«Большой» |
в KGS - 12%
в $ - 9% в € - 3% в RUB – 4% |
в KGS – 500 000
в $ - 20 000 в € - 20 000 |
Отсутствует |
___ | |
«Оптимальный» |
в KGS – 11,5%
в $ - 8% в € - 3% в RUB – 4% |
в KGS – 1 000
в $ - 50 в € - 50 |
Отсутствует |
___ | |
«Выгодный для пенсионеров» | в KGS – 12%
в $ - 9% в € - 3% в RUB – 4,5% |
в KGS – 1 000
в $ - 50 в € - 50 |
Отсутствует |
___ |
За прошедший 2010 год объём привлечённых
депозитов увеличился на 74,5% по сравнению
с предыдущим годом и составил 2,59
млрд. сом. Стабильный рост данного показателя
свидетельствует о высокой оценке клиентами
надёжности Банка.
Диаграмма 3.10.
Конверсионные валютные операции являются одной из доходных статей деятельности банка, осуществляемые как по поручениям клиентов, так и за счёт средств Банка.
С
момента образования ОАО «
В
2010 году доход от вышеназванной услуги
превысил 90 млн. сом, что на 8 млн. сом
больше, чем в 2009 году, рост составил
9,7%. Приведенный показатель имеет
тенденцию к росту, чему способствует
предложение банком более привлекательных
условий по конверсионным операциям в
сравнении с другими банками - конкурентами.
Диаграмма 3.11.
ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» предоставляет своим клиентам услуги денежных переводов без открытия счета по всему Миру.
По международным денежным переводам с использованием систем – Золотая Корона, Western Union, Сontact, Anelik, UNIStream, Inter Express, Migom, Лидер, Быстрая Почта, а так же системы S.W.I.F.T. По переводам на территории Кыргызстана с использованием системы - Аргымак.
Системы денежных переводов представлены во всех регионах Кыргызстана, через сеть филиалов и сберегательных касс Банка.
По
итогам 2010 года общий доход по денежным
переводам достиг более 88,7
млн. сом, увеличившись на 20,3% по
сравнению с показателем 2009 года. Банку
почти удалось достигнуть показателя
докризисного 2008 года, когда количество
работающих мигрантов за рубежом и объем
переводов были существенно выше, чем
в последующие годы.
Диаграмма 3.12.
Кроме того, Банк является Ассоциированным членом VISA International и обслуживает такие карты как - VISA, VISA Electron, VISA Classic, VISA Gold, это подтверждает опыт и компетенцию банка в сфере карточного бизнеса. Кроме того Банк обслуживает международные платежные карты MasterCard, а также является полноправным участником Национальной системы безналичных платежей с использованием банковских карт ЭЛКАРТ.
На конец 2010 года Банк обслуживал 76 зарплатных проектов, а также индивидуальных пользователей, выпустив более 20 тысяч карт (Золотая корона, Элкарт, VISA и MasterCard.). В том числе 61 проект национальных карт «Элкарт», по которым обслуживалось более 18 тысяч клиентов. В сентябре 2010 года ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» запустил новый проект – выпуск и обслуживание пластиковых карт «Золотая Корона». За 4-й квартал отчетного года Банк осуществил перевод 15-ти организаций на зарплатные проекты по пластиковым картам «Золотая Корона», выпустив более 2,4 тысяч карт.
По состоянию на 01 января 2011 года Банк обладает обширной сетью оборудования по приему и обслуживанию карт, состоящей из 21 банкомата и 159 терминалов.
Сбытовая политика (place).
ОАО "Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН" является одним из крупнейших банков и лидером по созданию банковской сети на территории Кыргызстана.
Банк
КЫРГЫЗСТАН имеет разветвленную сеть
филиалов по всей Республике Кыргызстан,
которая включает 30 филиалов и более 50
сберкасс. Филиальная сеть ОАО «Коммерческий
банк КЫРГЫЗСТАН» представлена на рисунке
3.2.
Рис.
3.2. Филиальная сеть ОАО «Коммерческий
банк КЫРГЫЗСТАН»
Главным
требованием к современным
Сегодня
высокотехнологичное решение
«KYRGYZSTAN on-line» - это возможность управления своим банковским счётом через интернет. Это возможность в режиме удаленного доступа - отслеживать все банковские операции по своим счетам, переводить средства с одного своего счета на другой, осуществлять безналичные внутри- и межбанковские платежи, покупать и продавать безналичную валюту.
Cущественно экономится время за счет исключения необходимости посещать банк лично, клиент имеет возможность 24 часа в сутки контролировать собственные счета и, в соответствии с изменившейся ситуацией на финансовых рынках, мгновенно отреагировать на эти изменения.
Система
интернет-банкинга незаменима и для
отслеживания операций с пластиковыми
картами.
Ценовая политика (price).
В маркетинговой деятельности банка цена выполняет исключительно важную роль, которая состоит в обеспечении для него выручки от реализации услуг. Помимо этого цена имеет большое значение для клиентуры, определяя выбор клиентом банка, но при этом нельзя оставлять без внимания и неценовые факторы. Поэтому перед банками особую важность имеет назначение наиболее рациональной цены на оказываемые услуги.
Широкое распространение на рынке банковских услуг Кыргызстана получила ориентация банков при установлении цен за свои услуги на уровень, сложившийся на рынке. Многие банки опираются на цены, устанавливаемые наиболее крупными банками. Так как по некоторым видам операций мелкие банки имеют меньшие операционные расходы, то тем самым они имеют возможность получать немалую прибыль.
Банк «КЫРГЫЗСТАН» в определении своей ценовой политики придерживается формулы «безубыточность плюс целевая прибыль». В этом случае банк ориентируется на желательный для него уровень рентабельности услуг и фиксированную прибыль.
Это выражено соотношением процентных ставок, предлагаемым по депозитам и ставок, под которые выдаются кредиты. Это взаимосвязано напрямую, так как для получения прибыли в результате реализации кредитных продуктов, Банк в основном использует депозитные средства. Поэтому ставка, предлагаемая по депозитам, никак не может быть ниже, чем процентная ставка по кредитным продуктам, соизмеримым по срокам.
Коммуникационная политика или политика продвижения (promotion).
Выбор каналов размещения рекламно-информационных материалов осуществляется, принимая во внимание такие параметры как: аудитория, тираж, рейтинг, язык печати, стоимость размещения и т.д.
В рамках своей коммуникационной политики ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» применяет три вида рекламы: