Совершенствование комплекса маркетинга в современных рыночных условиях на примере ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН»

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 07:13, дипломная работа

Описание работы

Анализ работы коммерческих банков, социально-психологических особенностей клиентов банка, спроса и предложения на банковские услуги должны закладываться в основу текущей и долгосрочной стратегии банка. Именно поэтому развивающийся финансовый рынок требует активного использования банковского маркетинга, который обеспечивает поддержание адекватности деятельности банка.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….........4
Глава І. Роль маркетинга в банковской сфере …………….………………….....7
1.1. Особенность, цели, задачи банковского маркетинга …………………………...7
1.2. Комплекс маркетинга в коммерческом банке ....................................................13
1.3. Мероприятия маркетинг-микс ориентированные на потребителя ...................23
Глава II. Стратегические подходы к организации банковского маркетинга.26
2.1. Стратегия банковского маркетинга …………………………………….............26
2.2. Планирование как инструмент реализации комплекса маркетинга …….........31
2.3. Служба маркетинга и контроллинга в банке …………………………….........39
Глава III. Маркетинговая деятельность и оценка её эффективности на примере ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ………………………..45
3.1. Финансово-экономический анализ ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН»………………………………………………………………............45
3.2. Анализ эффективности реализации комплекса маркетинга в ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» …………………………………..................52
3.3. Совершенствование маркетинговой деятельности ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ……………………………………………………….......................68
Заключение ……………………………………………………………......................74
Литература …………………………………………………………………..............76
Приложение 1. Содержание стратегии банка ……………………………………....79
Приложение 2. Рыночная сегментация банковских услуг …………………….......81
Приложение 3. Банковские продукты и услуги …………………………………....82
Приложение 4. Банки корреспонденты ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН» ………………………………………………………………...........83
Приложение 5. Организационная структура Банка …………………………..........84
Приложение 6. Финансовая отчётность Банка за 2010 год ...………………….......85

Работа содержит 1 файл

Диплом ЗАЩИТА.doc

— 1.31 Мб (Скачать)

     Банковская  деятельность является одной из самых  технологически сложных. Долгое время лидером оказывался тот банк, который быстрее внедрял у себя ту или иную услугу. Банки обратили внимание на технологии взаимодействия с клиентами существенно позже остальных сфер бизнеса.

     К числу важнейших факторов, обусловивших появление и развитие банковского маркетинга, относят:

  • либерализацию и универсализацию банковской деятельности;
  • появление финансово-кредитных институтов небанковского типа;
  • изменения в технологии между банками и небанковскими кредитными институтами;
  • повышение значимости качества банковского обслуживания клиентов;
  • развитие информационных технологий и средств коммуникации;
  • ограничение ценовой конкуренции на рынке банковских услуг, связанное с государственным регулированием;
  • развитие конкуренции внутри банковской системы.4

     Маркетинг — это не только акт реализации продукта. Это стратегия и философия банка, требующая тщательной предварительной подготовки, анализа, активной работы многих подразделений банка.

     Философия маркетинга качественно меняет отношения банка и клиента. Если раньше банк предлагал вкладчикам и заемщикам стандартный набор банковских продуктов, то сегодня он должен разрабатывать новые виды услуг, которые специально адресованы конкретным группам клиентов — крупным корпоративным фирмам, мелким предприятиям, отдельным категориям физических лиц. При этом в центре внимания банка должны всегда находиться реальные потребности клиентов. Если на данный продукт нет реального спроса, то его не следует предлагать, а тем более навязывать потребителям. Тактика «силового давления» (high pressure selling) может дать временный эффект и привести к увеличению оборотов банка, но, в конечном счете, банк потеряет клиентов. Так как деятельность банка базируется на повторяющихся операциях, его усилия должны быть направлены на то, чтобы сохранить и расширить клиентуру, стать центром финансового обслуживания людей на многие годы. Именно поэтому банк должен ориентироваться на удовлетворение действительных, а не вымышленных потребностей, дать клиенту то, что он действительно желает. Только так можно удержать клиентуру в условиях конкурентной экономики.5

     Основные  цели банковского маркетинга можно представить так:

  1. Удовлетворение потребностей клиента.
  2. Удовлетворение потребностей банка как организации.
  3. Удовлетворение (мотивация) персонала.
  4. Постоянный поиск сравнительных преимуществ.

      Ориентация  на эти четыре цели и является основным мотивом маркетинга. Для того чтобы выжить в современных рыночных условиях, в период обострения конкурентной борьбы, превышения предложения над спросом, банки должны применять в своей работе принципы маркетинга.

     Субъекты  маркетинга могут быть представлены как линейные и функциональные службы, управления, отделы, так и сами исполнители, например, вице-президент банка по маркетингу, аналитики, плановики, начальники управлений, менеджеры отделов по маркетингу.

     Объектами маркетинга являются финансовые, фондовые рынки, стратегические зоны деятельности банка, клиенты, продукты, цены на денежные ресурсы, прибыль, проценты, а также банки-конкуренты и риски.

     Субъект маркетинга, как управляющая подсистема, воздействует на объект, как управляемую подсистему, на основе факторов, которые могут быть управляемыми и неуправляемыми. Например, размер выдаваемого кредита, устанавливаемая на него процентная ставка (цена кредита) являются управляемыми факторами, а конкуренты, клиенты, Банк России, правительство относятся к неуправляемым факторам.6

     Для того чтобы выжить в современных  рыночных условиях, в период обострения конкурентной борьбы, превышения предложения  над спросом, банки должны применять в своей работе принципы маркетинга.

     Основные  принципы банковского  маркетинга:

  • ориентация на потребности клиентов;
  • активное влияние на потребительский спрос;
  • комплексность маркетингового процесса в банке (планирование, анализ, регулирование и контроль);
  • единство перспективного и текущего планирования банковского маркетинга;
  • автономия и участие, т.е. сочетание автономной работы структурных подразделений банка и их участие в разработке общей стратегии банковского развития.7

     Таким образом, банковский маркетинг можно определить как поиск наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентуры.

     Специфика банковского маркетинга связана с особенностями банковского продукта. Банковские продукты (услуги) абстрактны и не имеют материальной субстанции.

     Исходя  из специфики, банковский маркетинг  должен быть, нацелен на:

    • поиск и использование наиболее выгодных рынков сбыта банковских продуктов;
    • ускорение денежного оборота за счет совершенствования и ускорения безналичных расчетов;
    • изучение рынка кредитных ресурсов, анализ финансового состояния клиентов и прогнозирование возможностей привлечения вкладов в банк;
    • обеспечение рентабельности работы банка в условиях изменяющейся внешней среды;
    • соблюдение ликвидности банка для бесперебойного оказания услуг и поддержания имиджа банка;
    • изучение спроса на услуги, его максимальное удовлетворение, как в общем объеме, так и по структуре;
    • комплексное решение коммерческих, организационных, социальных, экономических и прочих проблем коллектива банка;
    • эффективное управление банковскими рисками;
    • применение во взаимосвязи всех элементов комплекса маркетинга.8

     В мировой практике банков все больше применяется интегрированный маркетинг, целью которого является не только привлечение клиентов, но и постоянное улучшение качества их обслуживания. Специфика интегрированного маркетинга заключается в том, что коммерческие банки заинтересованы не только в привлечении денежных средств клиентов, но и в активном их использовании с помощью эффективного кредитования предприятий, учреждений, государства, населения. Это обуславливает необходимость комплексного развития маркетинга как в сфере отношений банка с вкладчиками, так и в сфере кредитных вложений. Цели банка в этих двух сферах различны: в первой — привлечение клиентов в качестве вкладчиков денежных средств, а во второй — направить кредитные ресурсы банка таким предприятиям, которые использовали бы их с наибольшей пользой и были в состоянии возвратить кредит в установленные сроки.9

     Также, особенностью банковского маркетинга является то, что он объединяет в единое целое принципы маркетинга конечного продукта и маркетинга товаров промышленного назначения. Известно, что некоторые банки ориентируются только на крупных клиентов, в том числе и на другие банки, а некоторые — на мелких клиентов, которые являются конечными потребителями банковских услуг. В соответствии с этим разделением клиентов, происходит разделение маркетинга внутри банка.

     Качество  банковских  услуг, принятие решений  и организация контроля зависят  от технического оснащения банка  и применения высоких банковских технологий. Поэтому в конкурентной борьбе больше шансов на успех у банков, располагающих соответствующей техникой и технологией, и у банков, имеющих навыки по их использованию.

     Важным, хотя и нематериальным активом банка  является имидж, сложившееся восприятие данного банка на рынке. Имидж  банка, определяемый историей создания и развития кредитного учреждения, компетентностью работников, набором предлагаемых услуг, выступает как ценное средство в конкурентной борьбе.10

     Итак, банковский маркетинг можно определить как прогнозирование и поиск  наиболее выгодных рынков банковских продуктов с учетом реальных потребностей клиентов. Он является не только способом реализации продукта, а стратегией и философией банка.

    1. Стратегия банковского маркетинга

     А.Д. Чандлер в начале 60-х гг. ХХ в. первым ввел понятие стратегии как «определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, утверждение курса действий и распределения ресурсов, необходимых для достижения этих целей».

     В современной же литературе можно  встретить следующие определения:

  • совокупность взаимосвязанных действий, нацеленных на достижение устойчивого конкурентного преимущества;
  • ряд решений, которые являются движущей или формирующей силой большинства предпринимаемых компанией действий;
  • путь создания конкурентных преимуществ с помощью отличительных характеристик;
  • искусство быстрых преобразований, портфель инициатив, направленных на рост компании и ее стоимости.11

     В большинстве приведенных определений  основной фокус сделан на понятии  конкурентного преимущества, конкурентоспособности. Можно определить стратегию банка как программу действий, направленных на формирование и удержание долговременных конкурентных преимуществ на целевых рынках.12 Стратегия должна отражать количественные цели развития банка и те внутренние изменения в банке, которые должны произойти для повышения его конкурентоспособности.

     Как видно из определений, к категории  стратегии тесно примыкает категория  конкурентоспособности, под которой  понимается свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений. Конкурентоспособный банк — это коммерческая организация, обладающая ясным пониманием своих стратегических целей, видением будущего, компетентным персоналом, эффективным механизмом динамичной адаптации к условиям современного мира и требованиям клиентов. Динамичность, как свойство конкурентной организации, требует осуществления инновационной деятельности, быстрой оценки ситуации на рынке, принятия решений и внедрения изменений, непрерывного повышения квалификации кадров.

     Программа действий банка, отражающая его нацеленность на повышение конкурентоспособности  в долгосрочной перспективе, и составляет стратегию банка. Для того чтобы  успешно ориентироваться среди  стратегических альтернатив, современной экономической наукой и практикой разработан целый ряд подходов к классификации типов стратегий. Маркетинговая стратегия может быть направлена на прирост прибыльных клиентов, рост доли банка по определенным продуктам или разработку новых.

     Кроме того, стратегия может рассматриваться  как определенный уровень системы  целей компании. Чаще всего рассматривают  пирамиду целей, состоящую из следующих уровней.

  • Предпринимательская философия, определяется как совокупность критериев, определяющих систему ценностей предприятия.
  • Корпоративная миссия, определяется кругом удовлетворяемых потребителей, выпускаемой продукцией, конкурентными преимуществами.
  • Стратегические цели, обладают временной ограниченностью, рассчитаны хотя и на длительный, но все же обозримый период времени.
  • Тактические цели, учитывающие текущую конкурентную ситуацию и точно определяющие желаемые рубежи13.

     Банковский  маркетинг является составной частью менеджмента банка, поэтому, в первую очередь, связан со стратегией развития. Суть стратегического маркетинга выражается в такой политике банка, когда разработка, внедрение и освоение новых банковских продуктов осуществляются на базе предварительно проведенных маркетинговых исследований.

     Маркетинг в тактическом плане определяет, как работать с потребителем банковских продуктов, как правильно оценить конкурентов на рынке банковских продуктов — их силу и слабость, как выбрать сегменты и «ниши» для услуг банка и расширить сферу своего влияния. Маркетинговая стратегия предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, как таковой, а на реальные потребности клиентуры. Поэтому маркетинг предполагает тщательное изучение рынка, анализ меняющихся склонностей, вкусов и предпочтений потребителей банковских услуг.14

     Определив стратегию как программу действий, ориентированных на достижение долгосрочных целей банка, вернемся к категории банковского продукта как специфической услуги, реализуемой банком в качестве результата своей деятельности. Разработано немало подходов к классификации продуктовых стратегий. Остановимся на наиболее известных их них.

Информация о работе Совершенствование комплекса маркетинга в современных рыночных условиях на примере ОАО «Коммерческий банк КЫРГЫЗСТАН»