Совершенствование ассортиментной политики компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Совершенствование ассортиментной политики компании» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с кризисной ситуацией в экономике страны, в связи с которой все компании разрабатывают и принимают антикризисные меры, внедрение которых позволит им сохранить свои позиции на рынке. Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности различных компаний, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
В современных условиях развития рыночных отношений компании нуждаются в разработке оптимальной ассортиментной политики, которая отвечала бы с одной стороны сложившейся в стране рыночной ситуации, тенденциям ее развития, и потребительскому спросу, который в связи с ростом безработицы снижается, а с другой - особенностям конкретного производства.
Ассортиментная политика занимает важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, оптимальный ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4

1. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

1.1.Содержание ассортиментной политики: сущность; цели; задачи ассортиментной

политики; понятийный аппарат; управление ассортиментом товара; факторы,

определяющие ассортиментную политику……………………………………..6

1.2.Методы анализа ассортимента, позволяющие оценить состояние проводимой в

компании ассортиментной политики……………………………………………15

1.3.Специфика товарной политики на предприятиях розничной торговли…….28

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК «ЛОГОС»……………..34

2.1. Характеристика деятельности организации…………………………………34

2.2. Анализ внешней среды ГК «Логос»………………………………………….44

2.3. Анализ внутренней среды ГК «Логос»………………………………………73



3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………..102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...112

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..114

Работа содержит 1 файл

«Совершенствование ассортиментной политики компании».doc

— 1.37 Мб (Скачать)

     * подбор более экономических технологий;

     * оптимизация запасов;

     * переговоры с поставщиками на  предмет снижения закупочных цен;

     * поиск альтернативных поставщиков;

     Назначение метода:

Может применяться практически в любых  областях деятельности.

     Цель метода:

Выявление проблем, подлежащих первоочередному  решению, путем определения их приоритетности.

     Суть метода:

  • АВС-анализ основан на делении определенной совокупности проблем (объектов анализа) по удельному весу каждой группы, определяемому  по тому или иному выбранному показателю.
  • АВС-анализ позволяет установить основные проблемы, с которых нужно начинать действовать.
  • АВС-анализ базируется на принципе Парето, который означает, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий - лишь 20% результата.

     Особенности метода:

     Наиболее распространенным методом анализа для выявления результатов деятельности и причин возникновения проблем является метод АВС-анализа, одним из вариантов графической интерпретации которого служит диаграмма Парето.

     В литературе приводятся примеры проведения АВС-анализа по показателям оборота, прибыли, трудоемкости, расходов на материалы, и даже по таким параметрам, как помехозащищенность, быстродействие, потребляемая мощность и т. д.

     Число групп при проведении АВС-анализа может быть любым, но наибольшее распространение получило деление рассматриваемой совокупности на три группы: А, В и С, чем и обусловлено название метода (ABC-Analysis).

     Группа А - незначительное число объектов с высоким уровнем удельного веса по выбранному показателю.

     Группа В - среднее число объектов со средним уровнем удельного веса по выбранному показателю.

     Группа С - большое число объектов с незначительной величиной удельного веса по выбранному показателю.

     Экономический смысл исследований в рамках АВС-анализа сводится к тому, что максимальный эффект достигается при решении задач, относящихся к группе А. Графическая интерпретация метода АВС-анализа изображена на рис.2.

     

     Рис.2.Графическая интерпретация метода АВС-анализа

      Достоинства метода:

      Простота, наглядность и точность АВС-анализа позволяет правильно выявить основные проблемы для их эффективного разрешения.

     АВС-анализ диаграммы Парето может быть довольно легко автоматизирован.

     Недостатки метода:

    При построении сложной, не всегда четко структурированной диаграммы возможны неправильные выводы.

     Ожидаемый результат:

    Принятие решения на основании АВС-анализа.

     Сравнивая диаграммы, построенные до и после разрешения проблем, оценивают эффективность принятых мер.[9]

  • Анализ по адаптированной матрице BCG .

     Матрица бостонской консалтинговой группы является классическим универсальным инструментом для анализа ассортиментного портфеля организации. Часто бывает невозможно построить классическую матрицу BCG , по причине отсутствия необходимых данных и возникновения сложностей в определении доли рынка конкурентов и т.д. Адаптированная матрица строится на основании внутренней информации компании и позволяет сделать полноценный анализ и выводы.

    Адаптированная  матрица BCG строится по принципам:

  • Ось Х: доля в объеме продаж компании (рассчитывается как отношение объема продаж продукта к объему продаж всей компании за соответствующий период);
  • Ось Y : темпы роста продаж продукта по отношению к предыдущему периоду (отношение объема продаж данного продукта за текущий период к объему продаж этого же продукта за предыдущий период). В случае если товар не присутствовал в ассортименте компании в прошлом году, рекомендуется темпы его роста принимать за 100%.
  • Точку раздела товаров по темпам роста можно определить как средний темп роста всех продуктов компании за оцениваемый период. Точка раздела товаров по величине доли в объеме продаж определяется путем экспертной оценки, после нанесения на матрицу всех товаров компании.
  • Размер точки, обозначающей товар, отражает вклад данного товара в прибыль компании либо, что оптимально, маржинальный доход на объем от продаж данного товара.

     По результатам построения матрицы BCG выделяются четыре группы товаров (в соответствии с попаданием конкретного товара в соответствующий квадрант): «звезды», «дойные коровы», «дикие кошки», «собаки». Для каждой из этих групп существует приоритетная стратегия. Так, например, товары с низким темпом роста и большой долей рынка - «дойные коровы», в соответствии с названием, требуют мало инвестиций, а приносят много денег. Поэтому они становятся источником средств для развития фирмы. Оптимальная стратегия по отношению к ним – «сбор урожая», т.е. минимальные вложения при максимальной отдаче.

     «Звезды» имеют высокий темп роста и приносят много прибыли. Это лидеры рынка, но для поддержания их позиции на рынке требуются значительные инвестиции. Однако, «звезды», в виду их лидерства приносят значительную прибыль, которую можно инвестировать в поддержание их рыночной позиции. В стадии зрелости эти группы товаров превращаются в «дойных коров».

     «Собаки» или «хромые утки» имеют малую долю рынка и низкие темпы роста. Как правило, себестоимость их производства относительно высока, по сравнению с конкурентами. Если это не сопутствующие товары, которые нужны для поддержания ассортимента, то оптимальным решением будет их удаление из ассортимента или, как минимум, полное прекращение инвестиций в эти товары.

     И, наконец, «дикие кошки» темпы роста имеют высокие, но доля рынка маленькая. Это самая неопределенная позиция. Эти товары могут увеличить свою рыночную долю, так как рынок еще не сформировался окончательно, однако это требует значительных инвестиций. Если они оцениваются как перспективные товары, то имеет смысл вкладывать деньги в их развитие, для перевода их в категорию «звезд». Если же компания не намерена финансировать средства в поддержку «диких кошек», то их рост постепенно замедлится, и они перейдут в категорию «собак». Наглядно построение матрицы BCG показано на рис.3.

      

    Рис 3. Матрица BCG «рост рынка/доля рынка»

    Достоинства матрицы BCG:

  • стимулирует высшее руководство отдельно оценивать отдельно каждый вид бизнеса, устанавливать для него цели и перераспределять ресурсы;
  • показывает как способность каждой бизнес-единицы генерировать поток доходов, так и потребность в финансировании;
  • стимулирует использование данных о внешней среде;
  • дает наглядную картину значимости каждого продукта в бизнес-портфеле;
  • БКГ предлагает удачные способы рационализации как для стратегии инвестирования так и для стратегии ликвидации;
  • модель проста и легка для понимания.

     Недостатки  матрицы BCG :

  • модель использует только 2 параметра - доля на рынке и темпы роста. Это может спровоцировать менеджмент продвигать определенный продукт или ликвидировать продукт преждевременно.
  • позиция бизнес-единицы существенно зависит от определения границ и масштабов рынка;
  • гипотеза о зависимости между относительно доли рынка и потенциалом прибыльности применима лишь при наличии опытной кривой, т.е. в основном в отраслях массового производства;
  • игнорируется взаимозависимость хозяйственных единиц;
  • игнорируется определенная цикличность развития товарных рынков.[11]
  • Анализ по методу Дибба-Симкина.

     Получаемая в результате данного анализа классификация товаров, позволяет определить основные направления развития отдельных товарных групп, выявить приоритетные позиции ассортимента, оценить эффективность структуры ассортимента и пути ее оптимизации. Для анализа используются данные о динамике продаж и себестоимости продукции (включающей только переменные затраты, без учета постоянных затрат). На основе соотношения объема продаж в стоимостном выражении и вклада в покрытие затрат товар относится к одной из 4-групп. Финансовый вклад в покрытие затрат (МДО) = выручка от реализации – переменные затраты.

    Классификация групп:

    

    А — наиболее ценная для предприятия группа; товары, входящие в эту группу могут служить эталонами при выборе нового товара для включения в ассортимент. Необходимо стремиться к увеличению числа товарных позиций в этой группе, так как увеличение продаж именно этих товаров оказывает наибольшее влияние на прибыль предприятия.

     В1 — следует выявлять пути повышения доходности этой продукции (возможности повышения цен, поиск более выгодных поставщиков для снижения себестоимости и т.д.), так как за счет высоких объемов продаж, даже незначительный рост доходности приведет к ощутимому росту прибыли предприятия в целом.

     В2 — необходимо искать возможности для увеличения продаж продукции данной товарной группы (проведение промо-акций, реклама и т.д.). Благодаря высокой рентабельности продукции данной группы, темпы роста прибыли предприятия будут выше темпов роста продаж этих товаров.

     С — наименее ценные для предприятия товары; необходимо рассмотреть возможности замены ряда товаров из этой группы, а также оценить эффективность исключения наименее прибыльных товаров.

     При анализе ассортимента необходимо также учитывать:

  • Учет времени присутствия товара на рынке , так как спрос у потребителей на товары-новинки и товары, утвердившиеся на рынке, различен. Поэтому нужно дать товару время (2 – 3 мес.) для узнаваемости его потребителем, чтобы иметь возможность принять эффективное решение, основываясь на участии товара в товарообороте и доходе.
  • Анализ представленности данной продукции у конкурентов. При более широком ассортименте у конкурентов, потребители могут отдать предпочтение им в будущем. Следовательно, важно отслеживать пользующуюся спросом продукцию, присутствующую в ассортименте конкурирующего предприятия.
  • Существующие рыночные тенденции, например, растущая популярность приверженцев к здоровому образу жизни диктует производителям наличие специальных продуктов в ассортименте.[37]
  • Анализ XYZ.

     Анализ, позволяющий произвести классификацию ресурсов компании в зависимости от характера их потребления и точности прогнозирования изменений в их потребности. Целью анализа является прогнозирование стабильность тех или иных бизнес-процессов или бизнес-объектов (например, стабильность продаж отдельных видов товаров, предсказуемость рыночного поведения различных групп покупателей, колебания уровня потребления тех или иных ресурсов и т.п.).

     Алгоритм анализа содержит четыре этапа:

  • Определение коэффициентов вариации для анализируемых ресурсов. Коэффициент вариации - это отношение среднего квадратического отклонения к среднеарифметическому значению измеряемых параметров.

     
     
    где Xi - значение параметра по оцениваемому объекту за i- тый период, n - число периодов.

  • Группировка ресурсов в соответствии с возрастанием коэффициента вариации параметров.
  • Распределение по категориям X, Y, Z.
  • Графическое представление результатов анализа см. рис.4.

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики компании