Совершенствование ассортиментной политики компании

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы «Совершенствование ассортиментной политики компании» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с кризисной ситуацией в экономике страны, в связи с которой все компании разрабатывают и принимают антикризисные меры, внедрение которых позволит им сохранить свои позиции на рынке. Рыночный успех является главным критерием оценки деятельности различных компаний, а их рыночные возможности предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.
В современных условиях развития рыночных отношений компании нуждаются в разработке оптимальной ассортиментной политики, которая отвечала бы с одной стороны сложившейся в стране рыночной ситуации, тенденциям ее развития, и потребительскому спросу, который в связи с ростом безработицы снижается, а с другой - особенностям конкретного производства.
Ассортиментная политика занимает важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, оптимальный ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех компании.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4

1. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

1.1.Содержание ассортиментной политики: сущность; цели; задачи ассортиментной

политики; понятийный аппарат; управление ассортиментом товара; факторы,

определяющие ассортиментную политику……………………………………..6

1.2.Методы анализа ассортимента, позволяющие оценить состояние проводимой в

компании ассортиментной политики……………………………………………15

1.3.Специфика товарной политики на предприятиях розничной торговли…….28

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК «ЛОГОС»……………..34

2.1. Характеристика деятельности организации…………………………………34

2.2. Анализ внешней среды ГК «Логос»………………………………………….44

2.3. Анализ внутренней среды ГК «Логос»………………………………………73



3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………..102

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...112

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..114

Работа содержит 1 файл

«Совершенствование ассортиментной политики компании».doc

— 1.37 Мб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………..4 

1. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ

            1.1.Содержание ассортиментной политики: сущность; цели; задачи ассортиментной          

                политики; понятийный аппарат; управление ассортиментом товара; факторы,

                определяющие ассортиментную политику……………………………………..6

           1.2.Методы анализа ассортимента, позволяющие оценить состояние проводимой в

                компании ассортиментной политики……………………………………………15

          1.3.Специфика товарной политики на предприятиях розничной торговли…….28 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГК «ЛОГОС»……………..34

            2.1. Характеристика деятельности  организации…………………………………34

         2.2. Анализ внешней среды ГК «Логос»………………………………………….44

         2.3. Анализ внутренней среды ГК «Логос»………………………………………73

            

3. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ…………………………………………………..102  

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………...112

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………………..114

            
     
     

ВВЕДЕНИЕ 

     Актуальность темы «Совершенствование ассортиментной политики компании» очевидна в нынешних условиях российской действительности. Связано это, прежде всего с кризисной ситуацией в экономике страны, в связи с которой все компании разрабатывают и принимают антикризисные меры, внедрение которых позволит им сохранить свои позиции на рынке. Рыночный  успех  является  главным  критерием  оценки   деятельности различных компаний, а их рыночные возможности   предопределяются правильно разработанной и последовательно осуществляемой товарной политики.

     В современных условиях развития рыночных отношений компании нуждаются в разработке оптимальной ассортиментной политики, которая отвечала бы с одной стороны сложившейся в стране рыночной ситуации, тенденциям ее развития, и потребительскому спросу, который в связи с ростом безработицы снижается, а с другой - особенностям конкретного производства.  
Ассортиментная политика занимает важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, оптимальный ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех компании.

     Целью выпускной работы  является  разработка предложений по совершенствованию и оптимизации ассортимента розничной торговой компании.

     К задачам выпускной работы относятся:

  • изложение теоретических аспектов формирования ассортиментной политики на предприятии
  • отобразить особенности управления ассортиментом на торговом предприятии
  • дать характеристику исследуемой компании и провести анализ  ассортимента компании
  • представить и обосновать предложения по совершенствованию ассортиментной политики.

     Объектом исследования выпускной работы является группа компаний «Логос» подразделение «Аэлита».

     Предметом исследования выпускной работы является ассортиментная политика компании: ассортимент, его структура (глубины, полноты и стабильности), прибыльность и т.д.

     Структура выпускной работы. Текст выпускной работы состоит из введения, трех глав, заключения, список использованных и приложения.

    Во  введении обоснована актуальность темы выпускной работы, определены цель и задачи работы, объект и предмет  исследования.

    В первой главе изучены теоретические  аспекты ассортиментной политики.

    Во  второй главе представлена общая  характеристика ГК «Логос»; сделан анализ внешней и внутренней среды.

    В третьей главе разработан комплекс рекомендаций, реализация которых позволит усовершенствовать ассортиментную политику  ГК «Логос».

    В заключении изложены основные результаты и выводы выпускной работы.

    Список  использованных источников включает 40 наименований. 
 
 

1. АССОРТИМЕНТНАЯ ПОЛИТИКА, ЕЕ РОЛЬ В      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМПАНИИ 

     1.1.Содержание ассортиментной политики: сущность; цели; задачи; понятийный аппарат; управление ассортиментом товара; факторы, определяющие ассортиментную политику.  

     Ассортиментная политика – краеугольный камень деятельности любой фирмы – производственной или торговой. [14] Это направление приобретает особую значимость в нынешних условиях нестабильности экономики страны, когда к товару со стороны потребителя предъявляются повышенные требования по качеству, ассортименту, цене и от эффективности работы фирмы с товаром зависят все экономические показатели организации. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.

     Ассортиментная политика – это искусство принятия решений по отдельной товарной единице, товарной группе и по всему ассортименту в целом для достижения компанией поставленных целей. Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка.

     Основными целями ассортиментной политики являются: увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры  ассортимента; увеличение оборачиваемости товарных запасов; достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента; выход на новые рынки; снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента; формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц. [24]

Исходя  из поставленных перед ассортиментной политикой целей, вытекают следующие  задачи:

  1. удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями;
  2. оптимальное использование технологических знаний и опыта предприятия;
  3. оптимизация финансовых результатов предприятия - Формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы предприятий, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.;
  4. завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта;
  5. соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности предприятия отрасли печати и включения в них нетрадиционных отраслей;
  6. соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг предприятия, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [38].

     Для того чтобы более подробно понять сущность ассортиментной политики, рассмотрим теоретические основы, т.е. понятийный аппарат.

     Ассортиментная политика определяет товарные группы. А одной из главных характеристик товара является ассортимент, который определяет принципиальные различия между товарами разных видов и наименований.

     Ассортимент товаров – это набор товаров, формируемый по определённым признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности.

     Сам термин произошёл от французского слова «assortiment», что обозначает подбор различных видов и сортов товаров. Набор товаров ограничивается их наименованиями, а сорта, как градации качества товаров одного вида и наименования относить к ассортименту.[25]

     Неотделимы друг от друга понятия товарного ассортимента и номенклатуры  - это

совокупность  всех товарных групп, предлагаемых компанией  рынку в целом или каждому  сегменту в отдельности.    

     Товарный ассортимент состоит из: товарных групп; товарных категорий; товарных линий; товарных единиц.

     Рассмотрим по подробнее составляющие товарного ассортимента:

  1. Товарная группа – совокупность товаров и их видов, сгруппированных по определённому сочетанию, важнейшим из которых являются схожее назначение товаров.
  2. Товарная категория – совокупность однородных товаров, находящихся внутри товарной группы.
  3. Товарная линия (линейка) – совокупность товаров, предназначенных одним и тем же клиентам или реализуемые через одни и те же каналы сбыта или имеющие одинаковый ценовой диапазон.
  4. Ассортиментная позиция представляет собой конкретную единицу товара - модель, марку или его типоразмер.

     

     
 
 
 

 Важную роль в товарной политике играет управление ассортиментом (номенклатурой), главной целью которого является его оптимизация. В процессе оптимизации управленческие воздействия направляются на главные характеристики номенклатуры (ассортимента):

    1. Широта номенклатуры – это сумма составляющих ее ассортиментных групп.
    2. Насыщенность номенклатуры – это общее количество всех производимых (продаваемых) товаров.
    3. Глубина ассортимента характеризует степень дифференциации каждого изделия (или каждой разновидности товара).

     Управление ассортиментом на предприятиях различных форм

собственности – это основной и один из самых  сложных процессов протекающих  в коммерческой деятельности. В нем  очень тесно взаимоувязаны такие  этапы коммерческой деятельности, как  информационное обеспечение, определение потребности в товарах, выбор партнеров для установления хозяйственных связей и каналов продвижения на рынок, установление хозяйственных связей между партнерами, организация оптовых закупок полуфабрикатов и комплектующих, организация оптовой продажи товаров, рекламно-информационная работа, оказание услуг и управление товарными запасами.

     Изучение процесса управления ассортиментом необходимо рассматривать по аналогии с понятием «управление».

     В широком смысле слова под управлением следует понимать процесс, состоящий из определенных функций. Состав функций может изменяться в зависимости от целей и задач, которые ставит пред собой управляющая система.

     Таким образом, управление ассортиментом следует понимать как комплекс функций управления, к которым на предприятии относятся: планирование;

организация; контроль.

     Основные элементы, отражающие структуру процесса управления ассортиментом представлены схематично на рис. 1. 
 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

          

      Рис. 1. Структура процесса управления ассортиментом на предприятии 

     Рассмотрим по подробнее структуру управления на предприятии:

    1.Прогноз  и планирование.

     Прогноз тенденции развития ассортимента должен показывать такую траекторию развития процесса, которая позволит обеспечить достижение намечаемого соответствия товарного предложения предприятия меняющейся в перспективе ассортиментной структуре спроса на рынке.[36]

     Итак, суть проблемы формирования ассортимента состоит в планировании

фактически  всех видов деятельности, направленных на отбор продуктов для будущего производства и реализации на рынке  и на приведение характеристик этих продуктов в соответствие с требованиями потребителей. Формирование на основе планирования ассортимента продукции — непрерывный процесс, продолжающийся в течение всего жизненного цикла продукта, начиная с момента зарождения замысла о его создании и кончая изъятием из товарной программы.[30]

Информация о работе Совершенствование ассортиментной политики компании