Совершениствоание маркетинговой деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 04:14, курсовая работа

Описание работы

В соответствии с выбранной темой была сформулирована цель исследования, заключающаяся в совершенствовании маркетинговой деятельности на примере Евпаторийского хлебокомбината. Для достижения поставленной цели намечен ряд конкретных задач:
- определить сущность, задачи и функции комплекса маркетинга;
- рассмотреть управление маркетингом;
- изучить существующие организационные формы маркетинга и выявить наиболее приемлимую для предприятия;
- рассмотреть контроль, как заключительную стадию цикла управления маркетинга;
- разработать направления совершенствования маркетиновой деятельности.

Работа содержит 1 файл

2.doc

— 311.50 Кб (Скачать)

- пекарные отделения-  цех хлебопекарных печей большой  производительностью с улучшенным  обогревом и увлажнением пекарной  камеры и автоматическим управлением и регулированием всех параметров их работы;

- хлебохранилища  и экспедиции- комплексная механизация  погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских  работ.

Главным на Евпаторийском  хлебокомбинате является директор (прил. 6), который организует всю работу предприятия и несет полную ответственность за его состояние и деятельность. Он отвечает за выполнение плана, за соблюдение финансовой дисциплины, подбирает кадры, издает приказы и осуществляет проверку их исполнения. Расширение прав руководителя предприятия позволяет более оперативно решать многие хозяйственные вопросы.

Первым заместителем директора является главный инженер. Он отвечает за то, чтобы предприятия  выпускало современную высококачественную продукцию, отвечающую потребностям потребителей, чтобы производство велось на основе новейшей техники и технологии. Он непосредственно руководит работой технических служб предприятия, лабораторией и опытно-эксперементальных цехов.

На хлебокомбинате экономическую службу возглавляет  главный экономист - заместитель директора. Он руководит работой по выявлению и использованию производственных резервов, улучшению организации производства, труда и заработной платы, планирование, а также осуществлением хозяйственных расчетов.

Также на предприятии  есть заместитель директора по коммерческим вопросам. Он руководит хозяйственным обслуживанием производства, материально-техническим снабжением, сбытом продукции, организует работу жилищно-коммунального хозяйства.

Планово-производственный отдел разрабатывает проекты  планов цехов и предприятия в целом, реализует хозяйственно-производственную деятельность цехов, выявляет недостатки в хозяйственной деятельности и определяет пути их устранения. Собирает оперативные сведения по производству и реализации продукции, составляет различные виды статистической отчетности.

Отдел труда  и заработной платы составляет планы  по труду и анализирует их выполнение. Он разрабатывает мероприятия по повышению производительности труда  рабочих, следит за расходованием фонда  заработной платы.

Технический отдел разрабатывает мероприятия по совершенствованию выпускаемой продукции и созданию новых видов изделий. Он обеспечивает внедрение в производство новейших достижений науки и техники, механизацию и автоматизацию производственных процессов, контролирует соблюдение установленной технологии.

Отдел технического контроля проверяет качество проверяемой  продукции, выявляет причины брака. Начальник ОТК имеет право  прекратить приемку продукции и  приостановить ее изготовление на отдельных  участках, если эта продукция не отвечает предъявляемым требованиям.

Инструментальный  отдел отвечает за снабжение цехов  соответствующим и доброкачественным  инструментом, наблюдает за его правильным использованием, организует восстановление инструмента и заботится о  продлении срока его службы.

Отдел главного механика обеспечивает бесперебойную  работу оборудования, проводит все  виды ремонта. В задачу этого отдела входит также монтаж нового и модернизация или демонтаж устаревшего оборудования.

Производственно-диспетчерский  отдел осуществляет оперативный контроль за ходом производства, занимается разработкой суточных и часовых графиков производства и контролирует их выполнение. Этот отдел обязан своевременно устранять все причины, нарушающие нормальный ритм производства.

Отдел капитального строительства ведет строительство новых цехов и других объектов (в том числе фирменных магазинов).

Отдел кадров оформляет  прием и увольнение работников. Организует учебу по повышению квалификации работников, техническую и экономическую  учебу на заводе.

Отдел снабжения и сбыта заключает хозяйственные договоры с другими предприятиями, приобретает необходимое сырье, материалы, топливо, и организует сбыт готовой продукции.

Главная бухгалтерия  ведет бухгалтерский учет хозяйственной  деятельности предприятия, осуществляет контроль за расходованием средств.

Хозяйственный отдел организует хозяйственное  обслуживание заводоуправления и цехов, обеспечивает чистоту и порядок  на предприятии.

Товаровед - занимается сбытовой функцией, ему подчиняется  торговый персонал фирменных магазинов.

Фирменные магазины - через их сеть хлебокомбинат доводит  свою продукцию до конечного потребителя.

2.2. Управление  маркетингом на предприятии

Прежде чем  рассматривать управление маркетингом  целесообразно рассмотреть управленческую структуру Евпаторийского хлебокомбината (прил.6). Как показывает структура обособленного отдела маркетинга на предприятии нет. Но это не означает, что маркетингом на хлебозаводе не занимаются. Маркетинговые функции рассредоточены между различными подразделениями. Маркетингом на хлебозаводе занимаются:

- главный инженер  - отвечает за то, чтобы предприятие  выпускало современную высококачественную  продукцию, чтобы производство  велось на основе новейшей  технологии и техники;

- главный экономист  - руководит работой по выполнению и использованию производственных резервов, улучшает организацию производства, труда и ЗП;

- заместитель  директора по коммерческим вопросам - руководит хозяйственным обслуживанием  производства, материальным снабжением  и сбытом продукции;

- отдел сбыта - занимается сбытом и стимулированием сбыта продукции;

- фирменные магазины - через их систему продукция  хлебокомбината доводится до  конечного потребителя.

Тот или иной отдел понемногу занимается маркетингом, но круг маркетинговых функций весьма ограничен.

Продукция Евпаторийского хлебокомбината относится к товарам  повседневного спроса, основным товарам, которые покупаются потребителями  регулярно, без раздумий, с минимальным  сравнением аналогичной продукцией конкурентов.

Евпаторийский хлебокомбинат полностью ориентируется на покупателей и потребителей своей продукции. В начале 1997 года разрабатывался план производства продукции в микроассортименте, с разбивкой на месяцы. На основании объема выпуска продукции (плана), согласно норме выхода и рецептуре, определяется потребность на год в муке, дрожжах, масле подсолнечном, сливочном, маргарине, яйцах и т.д., в топливе, электроэнергии, также определяется фонд заработной платы и т.д. На данном этапе развития предприятия количество производимой и продаваемой продукции определяется потребительским спросом (прил. 7,8).

Учитывая специфику  производства и географическое расположение города Евпатории продажа производимой продукции хлебокомбината подвержена сезонным колебаниям. В период летнего  сезона объемы продаж продукции по всему ассортименту увеличиваются. Это связано с тем, что в данное время идет увеличение населения за счет отдыхающих, наблюдается рост спроса на хлебобулочные изделия и поэтому объемы реализуемой продукции возрастают.

Отдельное внимание следует обратить на кондитерские изделия. Эта продукция также подвержена колебаниям, но в отличии от других видов продукции, выпускаемой хлебозаводом, в летние периоды не так сильно колеблется. Анализируя объемы продаж кондитерских изделий можно увидеть, что максимальные объемы реализации приходятся на апрель. Это обусловлено религиозными праздниками приходящимися на апрель, в частности Пасхой.

 

Для более четкого  и наглядного представления о  колебаниях объемов сбыта хлебопродуктов прил. 7,8 сведены в прил. 8-2.

Кривые среднегодовых объемов продаж за 1996-1998 гг. позволяют наглядно проанализировать их колебания. На графике видно, что наблюдается тенденция снижения в большинстве видов продукции. Увеличение объемов реализации присуще только изделиям из ржаной муки и кондитерским изделиям. Снижение объемов продаж вызвано тем, что в последнее время у хлебокомбината появилось много конкурентов в лице частных пекарен. Преимущества некоторых пекарен в том, что у них более низкие цены. Поэтому группа людей с низким уровнем жизни, естественно будут предпочитать более дешевую продукцию.

Ассортимент продукции  предприятия за последние годы расширился. Если 1985 году Евпаторийский хлебозавод выпускал 45 видов хлебобулочных  изделий, то в 1998 году ассортимент продукции  составил уже 87 наименований, т.е. ассортимент хлебозавода за эти годы увеличился в 1,7 раза.

Предприятие недавно  купило оборудование по выпуску хлебобулочных  изделий в упаковке. В упаковке выпускался хлеб Диабетический ржаной. Его розничная стоимость составляет 24 копейки, затраты на упаковку на единицу продукции равна 1,43 коп., с НДС- 1,66 коп. Вместе с укаковкой Диабетический хлеб стоил 26 коп. Некоторое время выпускалась продукция в упаковке, но увеличения продаж по этому виду изделия не наблюдалось, поэтому сейчас продукция выпускается без упаковки.

Руководство предприятия  понимает, что ориентируясь на потребителя  нужно удовлетворять его потребности  и запросы. Каждый год разрабатываются  новые виды продукции, учитывая покупательские предпочтения. Так, за последние два года предприятие стало выпускать такие новые виды продукции, как хлеб бородинский, хлеб стахановский, карельский хлеб, рогалик казацкий, рогалик золотистый, калач Южный, торт “Киевский”, торт “Ольга”, пряники фестивальные, печенье овсяное. Возобновился выпуск бублика украинского.

Продукцию хлебокомбината покупают не только конечные потребители, но и различные учреждения и предприятия. В 1997 году таких покупателей было менее двухсот, а в 1998 году - 264. В  лице таких покупателей выступают  бюджетные учреждения (школы, больницы, детские сады, роддом), различные санатории, пансионаты, пионерские лагеря, военные части, торговые предприятия, ЗАО, ООО, частные предприниматели и др.

Доведение продукции  хлебокомбината до конечных потребителей осуществляется через сеть фирменных магазинов. В этом году были открыты еще два фирменных магазина - Каравай и Лакомка. На данном этапе функционирования у предприятия 13 единиц фирменных магазинов. Хлебокомбинат имеет отдел торговли, в который входят: заместитель директора по коммерческим вопросам, товаровед, бухгалтер и более низкое подразделение - продавцы.

По данным производственно-планового  отдела в 1997 году 20-21% хлебобулочных  изделий и 62-63% кондитерских изделий  продавалось именно в фирменных  магазинах; в 1998 году эти показатели составили 18-19% и 40-41% соответственно (прил. 10). Снижение показателей вызвано тем, что у предприятия появилось много конкурентов.

Как видно в  прил. 11 объемы реализуемой продукции  не сильно подвергаются сезонным изменениям. Это говорит о стабильности продаж в фирменных магазинах. Кривая хлебопродуктов в 1998 году имеет более равномерную структуру. Это обусловлено тем, что в 1998 году курортный сезон был хуже, чем в 1997 году, поэтому не так сильно наблюдается изменение кривой хлебопродуктов.

В кондитерских изделиях, во всех месяцах, наблюдается  тенденция увеличения продаж. Увеличение ассортимента кондитерских изделий  позволило наиболее полно удовлетворить  потребности потребителей, и поэтому  объемы продаж возросли.

С целью увеличения продаж реализуемой продукции, Евпаторийский хлебокомбинат регулярно, 2-3 раза в месяц, на местном телевидении “Морион”, радио “Альфа” и в газете “Евпаторийская здравница” рекламирует свою продукцию. Кроме того, предприятие частично реализует отдельные мероприятия в области Pablic Relations. Это играет огромное значение, особенно когда у предприятия появились конкуренты, которые переманивают к себе покупателей.

С целью увеличения объемов реализованной продукции  и материальной заинтересованности жителей города в приобретении хлебобулочных и кондитерских изделий, хлебокомбинатом в 1998 году была разработана акция “Сюрприз”. Она заключается в том, что в продукцию хлебокомбината вкладывается сложенный конвертик из пищевой фольги, внутри которого вложена квитанция на получение призовой суммы. Пробная акция проводилась в июне и июле 1998 года.

Месячный призовой фонд зависит от финансового состояния  предприятия, но не более 2 тысяч гривен. Призовые суммы идут из прибыли и  определяются директором хлебозавода. В 1998 году они были установлены в размере 15, 25, 40, 50 и 100 гривен. Призовые суммы могут изменяться по согласованию с администрацией и профкомом предприятия.

Фирма - это экономическая  единица, которая самостоятельно принимает  решения, стремится к максимизации прибыли, производит продукцию, несет социальную ответственность перед обществом и каждым работником. Сегодня главным для крупных предприятий, таких как Евпаторийский хлебозавод, оказывается не столько стремление к снижению издержек производства и цен на продукцию, сколько способность фирмы дать потребителю товар более высокого качества или обладающий более новыми свойствами (притом в основном за ту же цену).

Современное производство должно соответствовать повышенным требованиям, что обусловлено следующими причинами:

- высокой гибкостью  производства, позволяющей быстро  менять ассортимент изделий. Дело  в том, что жизненный цикл  товара, продукции стал более  коротким, а разнообразие ассортимента  изделий и объем выпуска стараются  увеличить, чтобы получить большую  прибыль;

- значительным  усложнением техники производства, требующим совершенно новых форм  контроля, организации и разделения  труда;

- серьезной конкуренции  на рынке товаров, в корне  изменившей отношение к качеству  продукции, потребовавшей организации  дополнительных фирменных услуг;

Информация о работе Совершениствоание маркетинговой деятельности