Сегментирование потребителей персональных компьютеров на примере компании «GST»

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2012 в 17:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы обусловлена тем, что жесткая конкуренция на компьютерном рынке г. Благовещенска побуждает компании изучать потребителей, стимулы и мотивы, побуждающие их выбрать ту или иную фирму по продажи компьютеров. Необходимо выявлять те сегменты рынка, которые он способен обслуживать наиболее эффективно.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты сегментирования потребителей ……………………...4
1.1. Сущность и виды сегментирования…………………………….....................4
1.2. Основные этапы сегментирования……………………………………….......9
2. Анализ рынка персональных компьютеров (ПК)..............................................18
2.1. Анализ российского рынка персональных компьютеров…………………18
2.2. Анализ рынка ПК города Благовещенска……………………………..…...22
3. Сегментирование потребителей персональных компьютеров на примере компании GST………………………………………………………………….…..35
3.1. Методология исследования………………………………………………....35
3.2. Сегментирование потребителей персональных компьютеров….………...38
3.3. Оценка привлекательности сегментов………………………………….......61
Заключение………………………………………………………………………….64
Список литературы………………………………………………………………...68
Приложения……………………………………

Работа содержит 1 файл

17.doc

— 1.15 Мб (Скачать)

    Предназначен  для определения принадлежности респондентов к группе потребителей домашних компьютеров или профессиональных машин.

    5-й  вопрос: «Расставьте по степени  значимости от 1 до 9 факторы, влияющие  на Ваш выбор фирмы по продаже компьютеров, где 1 – наиболее значимый фактор, 2 – менее значимый и т.д.». Закрытый, со шкалой ранжирования.

    Информация, полученная с помощью этого вопроса, позволяет выявить основные факторы, влияющие на выбор фирмы по продаже  компьютеров.

    6-й  вопрос: «Каким средствам получения  информации о персональных компьютерах  Вы доверяете?» - полузакрытый, номинальная  шкала.

    Позволять определить, какие источники информации  о персональных компьютерах вызывают доверие у респондентов.

  1. Реквизитная часть.

    Содержит  вопросы социально-демографического характера (пол, возраст, доход, образование, социальный статус).

    Число опрошенных респондентов составило 400 человек. Объем выборки при генеральной  совокупности более 5000 тыс. человек  находится по формуле 1:

    n = 1/D²                                                                                                         (1)

    где n – объем выборки, чел.

    D - допустимая ошибка, в долях или процентах.

    При заданной ошибке в 5 % объем выборки  равен:

    n = 1/(0.05)² = 400 человек

    При формировании выборки использовался  метод квотного отбора. Отбор респондентов проводился согласно поло-возрастной структуре жителей г. Благовещенска. Число респондентов в каждой группе прямо-пропорционально численности  данной группы в генеральной совокупности.  В таблице 7 представлено распределение респондентов по полу и возрасту при выборочном объеме выборки – 400 человек. 

Таблица 7 – Распределение респондентов по полу и возрасту.

Возраст     Женщины     Мужчины     Оба пола
    Чел.     %     Чел.     %     Чел.     %
18 –  24     58     51,9     53     48,1     111     27,7
25 –  31     36     52,6     32     47,4     68     16,9
32 –  38     28     51,8     25     48,2     53     13,2
39 –  45     30     53,7     25     46,3     55     13,8
46 - 52     30     55,7     23     44,3     53     13,3
53 –  59     22     56     17     44     39     9,8
60 -64     12     58,8     9     41,2     21     5,3
    Итого     216     53,5     184     46,5     400     100

 

    При обработке данных, полученных в ходе исследования, использовалось перекрестное табулирование и статистический анализ.

    Срок  проведения исследования – в течение трех недель с 10 октября по 7 ноября 2010 г. 

    1. Сегментирование потребителей персональных компьютеров

    Согласно  рабочей гипотезе наиболее выразительными признаками сегментации клиентов являются социально-экономические.

    В основу сегментирования потребителей легли такие критерии как возраст, доход, социальный статус и образование.

    В таблице (Приложение Б) представлена зависимость наличия персонального компьютера от дохода, пола и возраста.

    Анализируя данные таблицы, можно сделать следующие выводы. Большинство респондентов – 249 чел. (62%) имеют персональный компьютер. Большинство из них люди с доходом от 9000 рублей и выше – 100 чел. (40%). 51% женщин и 49% мужчин. На втором месте по числу имеющих компьютер респонденты с доходом 6001 – 9000 рублей – 82 чел.  (33%) – 53 % женщин и 47 % мужчин.

    48 чел. (19%) от общего числа имеющих  компьютер – это лица с доходом 3001 – 6000 рублей, 46% - мужчин и 54% женщин.

    Наименьший  удельный вес в числе респондентов имеющих компьютер занимают лица с доходом до 3000 рублей – 28 человек (11%), из них 32% - мужчины и 68% - женщины.

    Число респондентов не имеющих компьютер – 151 человек (38%).

    Большинство из них  - люди с доходом до 3000 руб. – 98 человек. Их удельный вес в числе не имеющих компьютер респондентов составляет 64%, из них женщины составляют 41%, мужчины 59%.

    37 человек (24,5%), из числа не имеющих  персональный компьютер. Имеют  доход 3001 – 6000 рублей, из них  39% - мужчины и 61% - женщины.

    Среди людей с доходом 6001 – 9000 рублей всего 7 человек (5%) – не имеют компьютер, из них 71% - мужчины и 29% - женщины.

    Наименьшее  число не имеющих компьютер – 3 человека (2%) составляют респонденты  с доходом 9001 рублей и выше. Все  они мужчины.

    Определим намерения покупки персонального  компьютера людьми, отвечающим «нет»  на первый вопрос анкеты. Респондентам было предложено оценить вероятность покупки компьютера в течении 6 месяцев. Каждому варианту ответа соответствует определенное значение вероятности:

  • Ни в коем случае – 0
  • Мало вероятно – 0,2
  • Неплохая вероятность – 0,4
  • Большая вероятность – 0,6
  • Весьма вероятно – 0,8
  • Уверен – 1

    Определим число респондентов , намеренных купить компьютер в течении 6 месяцев, для  этого найдем произведение количества выбравших тот или иной вариант  ответа и коэффициента вероятности:

    11*0=0%

    21*0,2=4,2%

    32*0,4=12,8%

    42*0,6=25,2%

    26*0,8=20,8%

    19*1=19%

    Таким образом, 82% респондентов, не имеющих  компьютер, намерены приобрести его  в течении 6 месяцев.

    Рассчитаем  моду, медиану и хи-квадрат для  показателей таблицы (Приложения Б).

    Вопрос: «Есть ли у Вас персональный компьютер?» - мода равна 249, ее значение соответствует варианту ответа «да» - это самый распространенный ответ.

    Вопрос: «Уровень Вашего среднемесячного дохода» - мода равна 116, соответствует варианту ответа «до 3000 рублей» - так ответило большинство респондентов.

    Определим средний доход респондентов, имеющих и не имеющих компьютер с помощью медианы.

    Средний доход респондентов, имеющих компьютер:

  1. мужчины:

Ме = 1499,5*9 + 4500,5*22 + 7500,5*35 + 10500,5*49 =

                                                                         115

= 13495,5 + 99011 + 262517,5 + 514524,5 = 7735 руб.

                                              115

  1. женщины:

Ме = 14995 + 117013 + 352523,5 + 514524,5 = 7456 руб.

                                                                    134

Средний доход  респондентов, не имеющих компьютеров:

  1. мужчины:

Ме = 59980 + 76508,5 + 37502,5 + 31501,5 = 3161 руб.

                                                               65

  1. женщины:

Ме = 82472,5 + 121513,5 + 15001 = 2606 руб.

                        84 
 

    На  рисунке 6 представлен средний доход женщин и мужчин, имеющих и не имеющих компьютер.

    

    Рисунок 6 – средний доход респондентов имеющих и не имеющих компьютер

    Из  рисунка 6 видно, что существует резкий дисбаланс между доходами людей  имеющих и не имеющих компьютер. Причем доход женщин намного ниже дохода мужчин. У женщин, имеющих компьютер. Эта разница составляет 3,7%, не имеющих компьютер – 20%.

    Социальный  статус респондентов с различным  доходом  и образованием проанализируем с помощью  данных таблицы 8. 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 8 - Социальный статус респондентов с различным доходом и

                       образованием.

Социальный  статус Доход, руб. Всего, %
До 3000 3001 - 6000 6001 - 9000 9001 и выше
Образование
Неполное  средние Среднее Среднеспециальное Неполное высшее высшее Неполное средние Среднее Среднеспециальное Неполное высшее высшее Неполное средние Среднее Среднеспециальное Неполное высшее высшее Неполное средние Среднее Среднеспециальное Неполное высшее высшее
Домохозяйка 1 6 15 5 4 - - 4 3 1 - - - - - - - - - - 9
Студент - - 2 30 - - - - 7 - - - - 3 - - - - - - 10
Пенсионер 4 11 5 - 6 - 2 4 - 2 - - - - 5 - - - - - 11
Служащий  частной фирмы - - - - - - - 1 4 15 - - - 3 21 - - - - 26 17,5
Учащийся - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -
Безработный - 3 5 - 2 - - 2 4 9 - - - - - - - - - - 6
Военнослужащий - - 5 7 - - - - 2 - - - - - 2 - - - - - 3,5
Госслужащий - 2 4 - - - - 6 9 17 - - 7 2 29 - - - - 18 26
Предприниматель - - - - - - - - - - - - - - 3 - - - 15 24 10
Руководитель - - - - - - - - - - - - - - 15 - - - - 20 8
Всего, % 1 6 9 10 3 - 0,5 4 7 11 - - 2 4,5 16 - - - 4 22 100

 

    Исходя  из данной таблицы можно сделать  вывод, что большинство респондентов 26 % являются госслужащими; 18% - служащими  частных фирм, необходимо заметить, что учащихся среди опрошенных не оказалось, так как возраст респондентов от 18 лет.

    Большинство опрошенных – 55,7% - люди с высшим образованием, 25,5% - имеет неоконченное высшее образование, наименьший удельный вес – всего 1% имеют респонденты с неполным средним образованием.

    Определим социальный статус и образование  респондентов в каждой группе дохода.

    Среди с респондентов с доходом до 3000 рублей большинство – 42 чел. из 117 (36%) имеют неоконченное высшее образование, основная часть – студенты – 30 чел. (7,5%).

    36 чел. (31%) имеют средне-специальное  образование. Большинство из них  – 15 чел. (4%) – домохозяйки.

    Среди опрошенных с доходом 3001 – 6000 руб. большинство  – 44 чел. из 88 чел.  (50%)  имеют высшее образование, из 17 человек (39%) – госслужащие. 15 чел. (34%) – служащие частной фирмы.

    29 чел. (33%) имеют неоконченное высшее  образование, из них 9 чел. (31%) –  госслужащие, 7 чел. (24%) – студенты.

    Среди респондентов с доходом 6001 – 9000 руб. большинство 73 чел. из 88 (71%) имеют высшее образование. Из них 29 чел. (50%) – госслужащие, 21 чел. (36%) – служащие частных фирм.

    Среди респондентов с доходом выше 9000 руб. большинство – 88 чел. из 103 (85%) из них 26 чел. (29,5%), 24 чел. (27%), 20 чел. (23%).

    Рассчитаем  хи-квадрат для вопроса о социальном статусе.

    Нулевая гипотеза: предположено, что число  респондентов, имеющих тот или  иной социальный статус одинаково.

    Альтернативная  гипотеза: число респондентов, имеющий  тот или иной социальный статус различно.

    Степень свободы = 9

    Уровень значимости = 0,05

    х² = (39 – 50)² + (42 – 50)² + (39 – 50)² + (70 – 50)² + (0 – 50)² + (25 - 50)² + (14 - 50)² +

                           50                         50                          50                          50                         50                         50                        50               

    + (94 - 50)² + (42 - 50)² + (20 - 50)²    = 2,42 +1,28 + 2,42 + 8 + 50 + 12,5 + 25,92 + 38,75

                 50                       50                          50

Информация о работе Сегментирование потребителей персональных компьютеров на примере компании «GST»