Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 15:26, курсовая работа
Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является закрепление и расширение теоретических знаний по специальности, и применение этих знаний при анализе маркетинговой деятельности компании.
Задачи диссертационной работы:
- рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;
- дать анализ маркетинговой стратегии на примере конкретного объекта (ТОО
«Авиатурагенство Вокруг Света»
- выявить пути совершенствования стратегии маркетинга в современных условиях.
Введение………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ ………………………...……………………. 10
1.1 Сущность и основные тенденции маркетинга в туризме …………………. 10
1.2 Основные этапы маркетинговых исследований на рынке туруслуг и маркетинговая информация ……………...………………………….………….....17
1.3 Обзор рынка маркетинговых услуг в Республике Казахстан …………...… 28
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА …...…………………………………………………………………… 49
2.1 Анализ современного состояния рынка туристических услуг в Казахстане 49
2.2 Общая характеристика деятельности туристического агентства ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» …………………………………………. …….60
2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы ….…………………………….76
ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК НОВОГО ТУРИСТКОГО ПРОДУКТА ТОО «АВИАТУРАГЕНСТВА ВОКРУГ СВЕТА» ......………………………………………………………….. 86
3.1 Стратегия предприятия по разработке нового тур-продукта ……………… 86
3.2 Повышение эффективности реализации рыночной стратегии ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» ……..……………………………………….. 108
3.3 Совершенствование методов исследования потребительского спроса на туристские услуги ……………………………………………………………… 118
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 126
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 131
ПРИЛОЖЕНИЕ
В Казахстане в структуре
К примеру, в Кыргызстане туризм развивается быстрыми темпами. На иностранный туризм приходится 43% общего числа туристов и он характеризуется стабильным ростом натуральных и стоимостных показателей (ему принадлежит 62,8% общего объема прибыли). Значительное место в структуре туристской деятельности занимает внутренний туризм – 38,1% общего туристского потока, в объеме полученной прибыли – 32,2%. Крайне низка отдача от выездного туризма (4%) и 18,3% общего числа туристов. В Узбекистане выдвигаются новые требования к качеству и номенклатуре услуг, разнообразию форм и методов туристско-экскурсионного обслуживания. Большое значение уделяется созданию и развитию материально-технической базы туризма. Этот процесс возможен при использовании инвестиционного потенциала в двух направлениях:
1.
Повышение качества и объема
туристско-экскурсионных услуг
2.
Дальнейшее развитие
Побратим г. Алматы – город Тусон в штате Аризона (США) только за счет туризма пополняет свой бюджет ежегодно на 1 млрд. 800 млн. долл. Сумма сопоставимая с годовым объемом иностранных инвестиций, поступающих в Казахстан. Несколько иная ситуация складывается в Казахстане, где развитие туризма происходит более медленными темпами. Вместе с тем, роль туризма в современной экономике Казахстана постоянно растет. Только за последние годы количество туристских поездок в стране в среднем составило 461,2 тыс. человек
По определению ВТО, страны делятся: на «страны, являющиеся, в первую очередь, странами-поставщиками туристов» и «страны, в первую очередь, принимающими туристов». Казахстан по этой градации относится к стране поставщику туристов. В мировой практике странами-поставщиками являются высокоразвитые страны с огромным промышленным потенциалом. Казахстан по многим экономическим параметрам уступает этим странам, и должен был оказаться среди государств, принимающих туристов (Египет, Малайзия, Болгария, Хорватия и т.д.). По нашему мнению в первые годы реформ это было связано с падением производства в легкой промышленности, разрывом традиционных отношений, что привело к оскудению рынка потребительских товаров и вызвало «бум» шоп-туризма. Резко возросло число выезжающих в туристские поездки, вследствие чего туристский поток оказался весомым не в пользу Казахстана. Современный туризм как экономическое явление имеет индустриальную форму, выступает зачастую катализатором ускоренного развития национальной экономики, создает новые рабочие места, способствует росту национального дохода, развитию местной инфраструктуры и росту уровня жизни местного населения. Индустрия туризма характеризуется высоким уровнем эффективности и быстрой окупаемостью вкладываемых в нее инвестиций. Другими словами, туризм способен оказывать благотворное влияние на экономику страны, в которой он развивается [19].
Так
описывают ситуацию, сложившуюся
на рынке туристических услуг
в условиях кризиса представители
ведущих туристических
Падение спроса на массовых направлениях можно объяснить не только снижением благосостояния населения, но и повышением стоимости самого турпродукта. В первую очередь это связано с повышением цен на авиатопливо, что привело к увеличению цены на авиабилет. Кроме того, повысили стоимость за свои услуги и гостиницы. В этом году Турция повысила цены, а некоторые хорошие отели даже на 30–40 процентов.
Работники туристских организаций отмечают еще одно печальное для себя изменение – кошелек среднестатистического казахстанского туриста заметно похудел. Если еще в прошлом году для казахстанских туристов основным критерием было качество гостиничных услуг, то в этом году – их стоимость. «Не то чтобы изменился класс туристов, просто туристы снизили планку требований, скажем, упал спрос на дорогостоящие виллы», – рассказывает директор туркомпании Sanat Марат Бейсенбаев. Директор «Тезтура» считает, что казахстанский турист стал более разборчивым. «В этом году мы в первый раз практиковали раннее бронирование. В апреле стали продавать турпакеты со скидкой на все лето. Эта кампания у нас прошла успешно. Кроме того, увеличился срок пребывания на Анталийском побережье. Если года 2–3 назад мы ставили рейсы во второй половине июня и в июле, то в этом году у нас первый рейс улетел 30 апреля, а последний прилетит 13 октября. Сезон продлился. Люди начинают понимать, что во время пика сезона, в июле-августе, и стоимость выше, и жарче, а в сентябре – время снижения цен». Правда, не все категории туристов задумались об экономии. На фоне падения спроса на массовые направления, такие как Турция, Иссык-Куль и отчасти Болгария, интерес к европейским странам сохранился, хотя поток отдыхающих из РК все же уменьшился. Европа занимает небольшую нишу среди направлений выездного туризма, оттого и падение спроса здесь менее заметно. К тому же в Европу едут более обеспеченные люди.
По итогам летнего сезона не все турагентства смогли достичь высокой прибыльности. Согласно исследованию Агентства РК по статистике, опросившего 200 туристских организаций, во II квартале 2009 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года снизилась доля туркомпаний, у которых возрос объем оказанных услуг, также уменьшилось число отметивших рост доходов. Многие компании испытывают трудности.
Снижению нормы прибыльности способствовало несколько факторов: общее падение спроса, популярность более экономичных туров и большое количество турагентств. Так, на вопрос статагентства о факторах, ограничивающих рост объема услуг, 56% респондентов ответили: возросшая конкуренция на внутреннем рынке. Самая острая конкуренция наблюдается среди турагентств в Алматы – здесь их около 700, когда всего в Казахстане турфирм чуть больше 1200. При такой тесной конкуренции агентства не могут увеличивать маржу, дабы компенсировать для себя падение спроса – клиент тут же уйдет к соседу. Практически все турагентства и туроператоры выбирают процентное ценообразование, то есть стоимость услуг турфирмы зависит от цены турпродукта. Поэтому падение спроса в целом, а особенно спад популярности дорогих турпакетов, не позволили агентствам насладиться высокой нормой прибыли [20].
По данным Агентства РК по статистике в 2010 году наибольший процент среди обслуженных туристов приходится на выездной туризм – 68,1%, тогда как на долю въездного туризма (таблица 4) – всего лишь 18,9%. Если же проследить соотношение стран СНГ и остального мира, то во въездном туризме страны СНГ составляют 13,6%, тогда как остальной мир составляет 86,4%, а в выездном туризме – СНГ- 7,4 %, остальной мир - 92,5%.
Таблица 4 - Обслуживание туристов Республики Казахстана по видам туризма в 2010 году
Виды туризма | Обслужено туристов | ||
Человек | в % к видам туризма | в % по странам | |
Всего: | 66081 | ||
Въездной туризм: | 16299 | 24,7 | 100 |
СНГ | 2222 | 13,6 | |
Остальной мир | 14077 | 86,4 | |
Выездной туризм | 42582 | 64,4 | 100 |
СНГ | 3168 | 7,4 | |
Остальной мир | 39414 | 92,5 | |
Внутренний туризм | 7200 | 10,9 | |
Примечание – статистических данных Агентства Республики Казахстан по статистике |
Пятилетний динамический анализ (рисунок 11) показал, что количество туристских фирм имеет общую тенденцию к увеличению.
Рисунок 11 - Количество
туристических фирм в городе Алматы за
2005-2010 гг.
Так по городу Алматы за 5 лет их количество возросло с 639 до 696 предприятий, из них в 2010 году 221 туроператорская фирма, 378 турагентств, 1 экскурсионная и 96 предприятий, занимающихся прочей туристской деятельностью.
Динамика объема оказанных туристских услуг (рисунок 12).
Рисунок
12 - Динамика объема оказанных туристских
услуг в городе Алматы за период 2005-2010
гг. в тысячах тенге
Данный график показывает рост, причем был отмечен большой скачок 2008 года по сравнению с 2006, объем оказанных услуг увеличился в 5 раз. Темп роста в 20008 году по сравнению с 2008 годом составил 134%. В 2010 году объем оказанных услуг вырос на 11% по сравнению с 2009 году и составил более 15 млрд. тенге (таблица 5).
Таблица 5 - Динамика объема оказанных туристских услуг за период 2005-2010 гг. в тысячах тенге.
2005 | 2006 | 2008 | 2009 | 2010 | |
Объем туристских услуг | 1 323 698 | 2 001 051,3 | 10 110 057,6 | 13 545 173,9 | 15 082 262,7 |
Темп роста, % | 151,2 | 505,2 | 134,0 | 111,3 | |
Примечание: составлено автором |
тенденцию
к снижению. Так, количество перевезенных
пассажиров в 2009 году снизилось на 18,6%
в сравнении с 2008, а в 2010 на 45 % в
сравнении с 2009 годом, составив 117 558
человек. Таким образом, с учетом увеличения
объема оказанных услуг и снижения количества
обслуженных пассажиров можно сделать
вывод об увеличении стоимости туристических
путевок.
Рисунок 13 - Динамика объема выполненных туристских услуг с учетом сезонности за 2009-2010 годы
Средняя
стоимость туристических
Рисунок
14 - Количество реализованных путевок
по видам туризма за 2010 г.
Стоимость
реализованных туристических
Рисунок 15 -Динамика стоимости реализованных туристских путевок за 2005 – 2010 годы
В 2010 году средняя стоимость туристской путевки составила 138 754 тенге, в том числе средняя стоимость туристической путевка за рубеж составляет 160 967 тенге, тогда как стоимость путевки в Казахстан составляет 62 575 тенге, внутренний же туризм обходится в среднем 15 313 тенге [21].
Поскольку туризм является одним из немаловажных источников пополнения доходной части бюджета государства, то Казахстану необходимо увеличить поток иностранных туристов. В этих целях требуется переориентация деятельности турорганизаций на развитие въездного туризма, что, в первую очередь, зависит от состояния транспорта, средств размещения, кадрового обеспечения, а также от участия государства в этом направлении. Одним из направлений участия государства в развитии туристской отрасли является налоговое регулирование и здесь уже предприняты первые шаги. Министерством государственных доходов (сейчас Министерство финансов) Республики Казахстан внесены некоторые пояснения по обложению налогом на
добавленную стоимость туристских услуг:
• услуги казахстанских туроператоров по реализации своего турпродукта туристам, являющимися гражданами иностранного государства или постоянно проживающим за пределами Республики Казахстан (въездной туризм), в том числе через турагентов, рассматриваются как услуги, реализованные за пределами Республики Казахстан, в связи с чем стоимость турпродукта не облагается НДС в Республике Казахстан;
Информация о работе Развитие туристского маркетинга в Республике Казахстан