Развитие туристского маркетинга в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2011 в 15:26, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи исследования. Целью данной диссертационной работы является закрепление и расширение теоретических знаний по специальности, и применение этих знаний при анализе маркетинговой деятельности компании.

Задачи диссертационной работы:

- рассмотреть теоретические аспекты разработки маркетинговой стратегии предприятия;

- дать анализ маркетинговой стратегии на примере конкретного объекта (ТОО

«Авиатурагенство Вокруг Света»

- выявить пути совершенствования стратегии маркетинга в современных условиях.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ТУРИЗМЕ ………………………...……………………. 10

1.1 Сущность и основные тенденции маркетинга в туризме …………………. 10

1.2 Основные этапы маркетинговых исследований на рынке туруслуг и маркетинговая информация ……………...………………………….………….....17

1.3 Обзор рынка маркетинговых услуг в Республике Казахстан …………...… 28

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА …...…………………………………………………………………… 49

2.1 Анализ современного состояния рынка туристических услуг в Казахстане 49

2.2 Общая характеристика деятельности туристического агентства ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» …………………………………………. …….60

2.3 Анализ маркетинговой деятельности фирмы ….…………………………….76

ГЛАВА 3. СТРАТЕГИЯ РАЗРАБОТКИ И ВНЕДРЕНИЯ НА РЫНОК НОВОГО ТУРИСТКОГО ПРОДУКТА ТОО «АВИАТУРАГЕНСТВА ВОКРУГ СВЕТА» ......………………………………………………………….. 86

3.1 Стратегия предприятия по разработке нового тур-продукта ……………… 86

3.2 Повышение эффективности реализации рыночной стратегии ТОО «Авиатурагенство Вокруг Света» ……..……………………………………….. 108

3.3 Совершенствование методов исследования потребительского спроса на туристские услуги ……………………………………………………………… 118

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………. 126

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ .. 131

ПРИЛОЖЕНИЕ

Работа содержит 1 файл

ДИССЕРТАЦИЯ Ахметовой.doc

— 1.93 Мб (Скачать)

    К наиболее известным моделям покупательского  поведения относятся:

    - стохастические (или вероятностные), которые основываются на предположении, что предыдущие, и особенно последняя, покупки определяют будущее поведение потребителя на рынке. Они используются при определении степени лояльности к маркам товаров, частоты смены привычных марок;

    - линейно-экспериментальные, применяемые обычно для моделирования потенциального спроса на конкретные товары. Такие модели носят обычно описательный характер и представляют собой обобщение движения спроса населения на всем рынке;

    - модели переработки информации, строящиеся на предположении о том, что покупатель постоянно получает информацию из многих источников, перерабатывает ее и принимает решение о выборе того или иного товара.

    Достоинство этого метода состоит в возможности  оперативного анализа множества  вариантов маркетинговых действий и выбора на этой основе наилучшего.

    К недостаткам этого метода относится, прежде всего, сложность и трудоемкость создания самой модели, требующая глубокого изучения и формализации причинно-следственных связей между всеми факторами маркетинга, его внешней среды и факторами, определяющими покупательское поведение.

    Таким образом, можно сделать вывод, что туристический маркетинг - это совокупность методов и приемов сбора и анализа данных, направленных на выявление возможностей удовлетворения потребностей людей с точки зрения психологических, экономических и социальных факторов, а так же на решение задач рационального ведения туристической организации. 

    1.3 Обзор рынка маркетинговых услуг в Республике Казахстан 

    Республика  Казахстана имеет большой потенциал  развития туристской сферы, что характеризуется  следующим:

    Столица - город Астана

    Территория  республики – 2724,9 тыс. кв. км

    Плотность населения – 5,9 человек на 1 кв. км

    Численность населения на 01.01.2010 года 16036,1 тыс. человек

    Естественный  прирост населения – 13,5 человек  на 1000 жителей.

Республика  Казахстан граничит с 5 странами, общей  протяженностью 13394 км, в том числе  с Российской Федерацией – 7591 км., с Республикой Узбекистан – 2354 км., с Кыргызской Республикой – 1241 км., с Туркменистаном – 426 км., с Китаем – 1782 км., по Каспийскому морю – 600 км., что является положительным фактом для туризма.

    Также Республика Казахстан богата горными массивами, самыми крупными из них являются:

  • Пик Хан-Тенгри (хребет Сарыжаз) – 6995
  • Пик 100 лет ВГО (хребет Меридианальный) – 6276
  • Пик Талгар (Илейский Алатау) – 4979
  • Гора Ишанбулак (Кунгей Алатау) – 4653
  • Гора Бесбаскан (Жетысуский Алатау) – 4622
  • Гора Металлург (Илейский Алатау) – 4600
  • Пик Музтау (горы Алтай, хребет Катын) – 4506
  • Пик Манас (хребет Талас) – 4482
  • Гора Ашутор (Терискей Алатау) – 4427
  • Гора Музтау (Жетысуский Алатау) – 4370
  • Пик Комсомола (Илейский Алатау) – 4330.

    На  территории Республики Казахстан протекает около 85 тысяч рек и временных водотоков:

  • Иртыш – 4248 км. (протяженность в пределах республики – 1698 км.)
  • Есиль – 2450 км. (протяженность в пределах республики – 1400 км.)
  • Жайык – 2428 км. (протяженность в пределах республики – 1082 км.)
  • Сырдарья – 2219 км. (протяженность в пределах республики –1400 км.)

    Самая крупная область Карагандинская - 428 тыс. кв. км., Алматы самый крупный город с населением – на 01.01.2010г. – 1404,3 тыс. человек, столица - город Астана, с населением – на 01.01.2010г. – 684,0 тыс. человек.

    Что касается непосредственно предпринимательства, то количество туристских фирм Казахстана составляв 2009 г. 1203 единицы, а в 1 полугодии 2010 г. – 1325 ед. из них в частной  собственности 1158, в собственности др.государств, их юр.лиц и граждан 44 единицы. Организационно-правовая форма туристских фирм в большинстве случаев представлена в виде ТОО, ИП.

    На  графике (рисунок 1) представлена концентрация  туристского предпринимательства  по Казахстану. Как мы видим, большая часть туристских фирм создана и функционирует на территории Алматы. Затем идет Астана. Остальная часть республики слабо задействована в развитии туризма. Этот факт является и следствием и причиной отсутствия необходимой инфраструктуры, коммуникаций, объектов туристской индустрии. Говоря советским языком анализа, это является «узким местом» в развитии туристского предпринимательства. В этой связи необходимо стимулировать создание туристских фирм и в других регионах, так как туристский потенциал в части природных ресурсов и рекреационных зон рассредоточен по всей территории страны.

    Рисунок 1 – Распределение туристских фирм по формам собственности

    В динамике по годам количество туристских фирм растет, а вот качество их деятельности можно сказать несколько ухудшается, об этом свидетельствует понижающийся показатель обслуженных посетителей (рисунок 2)

Рисунок 2 – Динамика основных показателей  деятельности туристских фирм 

    Что касается удельного веса видов туризма, въездной имеет самый низкий показатель, выездной преобладает и увеличивается, внутренний стоит на втором месте и изменяется в сторону уменьшения (рисунок 3).

    Рисунок 3 – Структура обслуженных туристскими  фирмами посетителей по видам  туризма.

    Помимо  туристических фирм предпринимательство  представлено также ИП. Их деятельность характеризуется ростом числа зарегистрированных ИП, но уменьшением  количества обслуженных посетителей (рисунок 4). Также необходимо отметить, что ИП практический не обслуживают посетителей по въездному туризму, а удельный вес выездного туризма по ИП увеличивается. Что свидетельствует о том, что казахстанцы выезжают, вывозя с собой денежные средства, в то время как отечественный потенциал не используется. 

    Рисунок 4 - Динамика основных показателей деятельности ИП в туризме

    На графиках (рисунок 5) представлена численность работников, занятых в турфирмах, и среднемесячная номинальная зарплата. В целом можно сказать, что туристическое предпринимательство создает дополнительные рабочие места и обеспечивает заработной платой, повышающейся по годам.

      Рисунок 5 – Структура обслуженных туристскими  ИП посетителей по видам туризма.

    Показатели  финансово-хозяйственной деятельности (рисунок 6) свидетельствуют о том, что объем произведенной продукции в 2009 г. составил порядка 16 млрд. тенге, а поступления в бюджет превысили 3 млрд. тенге.

    Рисунок 6 - Показатели финансово-хозяйственной деятельности. 

    Также, чтобы оценить результативность предпринимательской деятельности, было проанализировано распределение  посетителей по целям поездок (рисунок 7). Так по въездному туризму больше всего посетители приезжают с деловыми и профессиональными целями. Для перспектив туристского предпринимательства необходимо чтобы удельный вес посетителей в целях досуга, рекреации и отдыха преобладал над другими составляющими.

    Рисунок 7 – Распределение посетителей  по целям поездок (въездной туризм)

    По  выездному туризму обратная картина (рисунок 8): посетителей с целью отдыха и рекреации больше чем посетителей с другими целями.

    Рисунок 8 - Распределение посетителей по целям поездок (внутренний туризм) 

    Проведенный анализ показал, что проблемами туристского  предпринимательства являются:

    • Неразвитость туристской и транспортной инфраструктуры
    • Недостаточное качество сервиса туристских услуг
    • Слабый уровень развития туристского предпринимательства в регионах
  • Высокий удельный вес посетителей по выездному туризму, а в его составе посетителей выезжающих с целью отдыха и рекреации. И наоборот низкий удельный вес въездного туризма, а в его составе низкий уровень посетителей въезжающих с целью отдыха и рекреации.
    • Недостаточное финансирование туристской сферы
    • Налоговые отчисления

      Основной  целью развития туризма в Казахстане является создание современного высокоэффективного и конкурентоспособного туристского  комплекса, на базе которого будут обеспечиваться все необходимые условия для развития отрасли как сектора экономики, интеграции в систему мирового туристского рынка и дальнейшего развития международного сотрудничества в области туризма. Учитывая, что Казахстан обладает уникальным природным потенциалом, у страны есть большой потенциал для развития горнолыжного, культурно-познавательного, экологического, приключенческого, делового, оздоровительного, охотничьего и многих других активных видов туризма.

    На  сегодняшний день принят ряд правительственных решений, направленных на развитие туризма в Казахстане. Создание законодательной и нормативной, правовой базы в сфере туризма: реализация Законов «О туристской деятельности в Республике Казахстан»[4], «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности туроператоров и турагентов»[5], постановлений Правительства Республики Казахстан «О первоочередных мерах развития туристской отрасли», «Об образовании Совета по туризму», «Об утверждении Плана мероприятий по формированию туристского имиджа», отраслевой Программы развития туристской отрасли на 2003-2005 годы и ряд других мер позволили на первоначальном этапе обеспечить динамику развития международного и внутреннего туризма.

    За  истекший период реализована Программа развития туристской отрасли на 2003-2005 годы, значительно расширились международные туристские связи, совершенствуется законодательная и в целом нормативная правовая база в части устранения административных барьеров для развития туристской индустрии. При этом главное внимание уделялось реализации мер по развитию туристской отрасли с учетом основных параметров Стратегии индустриально-инновационного развития на 2003-2015 годы.

    В настоящее время в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан  от 15 августа 2003 года № 1165 «О дальнейших мерах по реализации Стратегии развития Казахстана до 2030 года» [6]  доработан проект Государственной программы развития туристской отрасли на 2007-2010 годы на основе рекомендаций экспертов. В соответствии с данной Стратегией туризм обозначен одним из приоритетов экономического развития государства до 2010 года.

    Таким образом, первоочередные задачи и приоритеты в сфере туристской отрасли на период с 2006 по 2010 годы вытекают из поручений  Президента Республики Казахстан, данных Правительству по реализации стратегической задачи - в ближайшие десять лет вывести Казахстан в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира.

    Зарубежные  эксперты утверждают, что Казахстан  имеет все предпосылки, чтобы  стать центром туризма в Центрально-Азиатском регионе.

    Главным направлением в развитии въездного  туризма является расширение международных  туристских связей и реализация принятых межправительственных соглашений. В области туризма действует 26 соглашений. На согласовании у контрагентов находятся проекты соглашений о сотрудничестве в области туризма с Японией, Грецией, Францией, Государством Катар, Королевством Саудовской Аравии, Республикой Словения, Монголией, Польшей и Таиландом.

    Для обеспечения маркетинга и продвижения национального турпродукта Казахстан активно участвует на всемирно известных международных туристских выставках в Берлине, Лондоне, Мадриде, Москве. С каждым годом увеличиваются выставочные площади, расширяется представительство туристских организаций республики, улучшается качество предоставляемой информации и рекламной продукции.

    В целях пропаганды туристских возможностей Казахстана с 2001 года проводится Казахстанская международная туристская ярмарка «KITF» в г, Алматы. Начиная с 2004 года в Астане проводится международная туристская выставка «Astana- Leisure», посвященная зимнему отдыху в Казахстане.

Информация о работе Развитие туристского маркетинга в Республике Казахстан