Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:33, дипломная работа
Тема данной дипломной работы «Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере кафе ООО «Лидер». Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения
Введение 1
1 Маркетинг как интегрирующая функция управления предприятием 4
1.1 Понятие конкурентоспособность и факторы, влияющие на нее 4
1.2 Значение предприятий общественного питания (ПОП) в социально-экономическом развитии общества 12
1.3 Маркетинг как важная функция управления конкурентспособностью предприятия 18
2 Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности кафе «Лидер» 26
2.1 Исследование тенденций развития предприятий общественного питания в Калининградской области за период 2000-2010гг 26
2.2 Выявление сильных и слабых сторон в деятельности кафе «Лидер» 35
2.3 Общая характеристика кафе «Лидер», анализ прямых конкурентов 39
2.4 Маркетинговое исследование по изучению предпочтений клиентов к ассортименту блюд и наиболее доходных дней и часов 45
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентовпособности кафе «Лидер» и их апробация 49
3.1 Финансовый анализ ООО «Лидер» 49
3.2 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предлогаемого ассортимента блюд, активизации инструментов маркетинга 57
3.3 Апробация предложенных рекомендаций в практической деятельности кафе «Лидер» 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
По полученным данным можно расчитать темпы роста оборота общественного питания, в соответствии с формулой (1).
Темп роста
2001=оборот общественного питания 2000/оборот
общественного питания 2001
ТР 2001=983/756*100%=130%
ТР 2002=1140/983*100%=116%
ТР 2003=1358/1140*100%=119%
ТР 2004=1633/1358*100%=120%
ТР 2005=2110/1633*100%=129%
ТР 2006=2704/2110*100%=128%
ТР 2007=3367/2704*100%=125%
ТР 2008=3660,4/3367*100%=108,7%
ТР 2009=3884,6/3660,4*100%=106%
Исходя из данных таблицы, можно сказать, что начиная с 2002 года обород общественного питания растет в среднем на 392 млн рублей в год. При этом можно заметить резкий спад в 2008 году, т.к. именно на этот год пришелся мировой финансовый кризис, который несомненно коснулся и предприятий общественного питания. Также исходя из приведенных статистических данных, можно заметить, что оборот общественного питания в 2000, 2002, 2003 и 2009 годах оборот общественного питания по Калининградской области выше оброта по России (в сопостовимых ценах). [2, стр.38]
Таблица 3 - Оборот общественного питания на душу населения по Калининградской области
Годы |
Оборот общественного питания на душу населения, руб |
Справочно: по России, руб |
2000 |
789 |
569 |
2001 |
1028 |
802 |
2002 |
1194 |
1051 |
2003 |
1426 |
1332 |
2004 |
1723 |
1712 |
2005 |
2239 |
2260 |
2006 |
2881 |
2998 |
2007 |
3592 |
3822 |
2008 |
3905 |
5094 |
2009 |
4144 |
5005 |
По полученным данным можно рассчитать темпы роста оборота общественного питания на душу населения. Расчет производится по тойже схеме, что и в предыдущей таблице.
ТР 2001=1028/789*100%=130%
ТР 2002=1194/1028*100%=116%
ТР 2003=1426/1194*100%=119%
ТР 2004=1723/1426*100%=121%
ТР 2005=2239/1723*100%=130%
ТР 2006=2881/2239*100%=129%
ТР 2007=3592/2881*100%=125%
ТР 2008=3905/3592*100%=109%
ТР 2009=4144/3905*100%=106%
В соответствии с таблицей 3 отображен оборот общественного питания, приходящегося на душу населения. Исходя из данных, можно сказать, что до 2005 оборот общественного питания по Калининградской области превышает оборот по России в целом. Однако начиная с 2005 оборот по России значительно превышает оборот Калининградской области. Это связано прежде всего с тем, что именно в эти года Калининградская область, в отличии от России в целом, только начала развиваться в данном направлении. Начиная с 2005 года в Калининграде открываются новые кафе и рестораны, и с каждым годом их станоится все больше. Однако население Калининградской области, привыкшее ходить в подобного рода заведения только по выходным или праздничным дням, предпочитало обходить предпрития общественного питания «стороной», лишь постепенно привыкая к их наличию. Однако, несмотря на то, что калининградский оборот общественного питания на душу населения ниже чем по Российской Федерации, ежегодно он растет приблизительно на 24,4% по сравнению с предыдущем годом.
В соответствии с таблицей 4 приведены последнии статистические данные по распределению оборота общественного питания по формам собственности. По преведенным данным можно сказать, что наибольший доход от производства продуктов общественного питания получают предприятия частной формы собственности. Оборот общественного питания частной формы собственности вырос с 71,9% в 2001г. до 94,5% в 2009г. [3, стр.22]
Таблица 4 - Распределение оборота общественного питания по формам собственности
Годы |
оборот общественного питания, млн руб |
в том числе по формам собственности | |||||
государственная и муниципальная |
частная |
Смешанные и др. формы собствен-ности | |||||
млн руб |
в % к итогу |
млн руб |
в % к итогу |
млн руб |
в % к итогу | ||
2001 |
983,0 |
161 |
16,4 |
707 |
71,9 |
115 |
11,7 |
Продолжение таблицы 4. | |||||||
2002 |
1140,0 |
154 |
13,5 |
857 |
75,2 |
129 |
11,3 |
2003 |
1358,0 |
127 |
9,4 |
1012 |
74,5 |
219 |
16,1 |
2004 |
1633,0 |
135 |
8,3 |
1245 |
76,2 |
253 |
15,5 |
2005 |
2110,0 |
135 |
6,4 |
1733 |
82,1 |
242 |
11,5 |
2006 |
2704,0 |
130 |
4,8 |
2356 |
87,1 |
218 |
8,1 |
2007 |
3367,0 |
172 |
5,1 |
3013 |
89,5 |
182 |
5,4 |
2008 |
3660,4 |
187 |
5,1 |
3267 |
89,3 |
207 |
5,7 |
2009 |
3884,6 |
136 |
3,5 |
3673 |
94,5 |
76 |
2,0 |
Оборот
общественного питания (приводится
в фактических продажных
Таблица 5 - Оборот общественного питания
2009г. |
2010г. | |||||
Месяц |
Млн. рублей |
В %
к соответ-ствующему периоду |
В % к преды-дущему периоду |
Млн. рублей |
В %
к соответ-ствующему периоду |
В % к преды-дущему периоду |
Ноябрь |
375,9 |
103,2 |
101,1 |
397,4 |
102,6 |
104,1 |
Декабрь |
439,5 |
126,5 |
122,8 |
415,6 |
86,5 |
103,6 |
Год в целом |
3884,6 |
93,2 |
х |
4086,1 |
97,8 |
х |
В соответствии с таблицей 5 более подробно сравниваются последнии месяцы 2009 и 2010 годов. Оборот общественного питания в 2010 году вырос на 5,1% по сравнению с итогом за 2009 год.
По последним статистическим данным оборот общественного питания в I квартале 2011 года составил 1105, 1 млн рублей, или 98,4% (в сопоставимых ценах) к уровню I квартала прошлого года, в марте 2011 года по сравнению с мартом 2010 года – 96,7%, по сравнению с февралем 2011 гола – 97,7%. Эти данный отражены в таблице 6.
Таблица 6 - Динамика оборота общественного питания
Период |
2010г. |
2011г. | ||||
Млн. рублей |
В %
к соответ-ствующему периоду |
В % к преды-дущему периоду |
Млн. рублей |
В %
к соответ-ствующему периоду |
В % к преды-дущему периоду | |
Март |
325,8 |
105,7 |
99,0 |
365,8 |
96,7 |
97,7 |
I квартал |
988,2 |
109,6 |
х |
1105,1 |
98,4 |
х |
Нельзя
не заметить, что на рынке общественного
питания наблюдается спад объемов
продаж, который начинается с 2008 года.
Это можно объяснить кризисным
явлениями, которые опразили почти
все области экономики, в том
числе пострадал и рынок
Наиболее
обнадеживающие тенденции- на калининградском
ресторанном рынке. Начиная с 2008
года в калининградской области
ежегодно открывается нескольок
новых заведений общественного
питания. Однако если сравнивать рынок
общественного питания
Мировая
практика показывает, что развитие
рынка общественного питания
тесно связано с развитием
предприятий в сфере досуга, в
первую очередь торгово-
Таким образом,
исследование показало, что на рынке
досуга и общественного питания
в Калининграде наметились положительные
тенденции роста. Данный рынок начал
восстанавливаться после
Для выявления и структурирования сильных и слабых сторон в деятельности кафе «Лидер», а также его возможностей и угроз используется SWOT-анализ. ( в соответствии с таблицей 7).
Таблица 7 - SWOT-анализ кафе «Лидер»
Возможности:
|
Угрозы:
| |
Сильные стороны:
|
|
|
Слабые стороны:
|
|
|
Оценка возможностей кафе «Лидер» отражена в таблице 8.
Таблица 8 - Матрица оценок возможностей
Возможности |
Вероятность использования |
Ситепень влияния |
Снижение налогового бремени; |
Низкая |
Сильное |
Сезонное увеличение различного рода торжеств (весна-лето); |
Высокая |
Сильное |
Государственная политика, направленная на поддержание малого бизнеса. |
Высокая |
Умеренное |
В первую
очередь рекомендуется
В соответствии с таблицей 9 были рассмотремы внешние угрозы определенно предприятия общественного питания «Лидер».
Таблица 9 - Матрица оценок угроз
Угрозы |
Вероятность реализации |
Возможные последствия |
Увеличение налогового бремени; |
Низкая |
Тяжелое состояние |
Снижение покупат-ельской |
Высокая |
Критическое состояние |
Сезонное снижение празднования различного рода торжеств (осень-зима); |
Средняя |
Тяжолое состояние |
Появление новых организаций конкурентов. |
Высокая |
Критическое состояние |
В первую
очередь следует обратить внимание
на конкурентоспособность
Предлогпемые основные стратегии.