Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:33, дипломная работа
Тема данной дипломной работы «Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере кафе ООО «Лидер». Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения
Введение 1
1 Маркетинг как интегрирующая функция управления предприятием 4
1.1 Понятие конкурентоспособность и факторы, влияющие на нее 4
1.2 Значение предприятий общественного питания (ПОП) в социально-экономическом развитии общества 12
1.3 Маркетинг как важная функция управления конкурентспособностью предприятия 18
2 Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности кафе «Лидер» 26
2.1 Исследование тенденций развития предприятий общественного питания в Калининградской области за период 2000-2010гг 26
2.2 Выявление сильных и слабых сторон в деятельности кафе «Лидер» 35
2.3 Общая характеристика кафе «Лидер», анализ прямых конкурентов 39
2.4 Маркетинговое исследование по изучению предпочтений клиентов к ассортименту блюд и наиболее доходных дней и часов 45
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентовпособности кафе «Лидер» и их апробация 49
3.1 Финансовый анализ ООО «Лидер» 49
3.2 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предлогаемого ассортимента блюд, активизации инструментов маркетинга 57
3.3 Апробация предложенных рекомендаций в практической деятельности кафе «Лидер» 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Необходимо в теории и практике маркетинга опираться на новые концептуальные подходы, основанные на маркетинговом управлении конкурентоспособностью микроэкономических систем.
Во-первых,
и в теории, и в практической
деятельности необходимо стремиться к
переходу от управления маркетингом
как одной из функциональных подсистем
микроэкономической системы к маркетинговому
управлению, обеспечивающему интеграцию,
взаимодействие и постоянный процесс
воспроизводства устойчивых конкурентных
преимуществ в системе. Для этого
в микроэкономической системе при
управлении конкурентоспособностью следует
выделять, используя принцип
Основным в маркетинговом управлении конкурентоспособностью микроэкономической системой являются целевая ориентация и комплексность, интеграция всех функциональных подсистем в целостную систему, действующую в интересах всех групп влияния и обеспечивающую единый процессе воспроизводства устойчивых конкурентных преимуществ с синергетическим эффектом, многократно усиливающим конкурентоспособность такой системы.
Во-вторых,
рассмотрение конкурентоспособности
в качестве объекта маркетингового
управления существенно изменяет целеполагание
в микроэкономических системах. Главными
целями стратегического маркетингового
управления становятся достижение высокой
конкурентоспособности, создание и
формирование устойчивых конкурентных
преимуществ экономических
В-третьих, маркетинговое управление конкурентоспособностью микроэкономических систем применимо не только на развивающихся рынках товаров и услуг, ставших традиционным объектом ведения бизнеса, но также на рынках труда и капитала, на которые в условиях глобализации перемещается фокус конкурентной борьбы.
В-четвертых, что концепция маркетингового управления конкурентоспособностью микроэкономической системы должна учитывать не только выявленные М. Портером факторы конкуренции и ограниченный спектр потребностей покупателей, поставщиков, конкурентов, производителей товаров-заменителей. В условиях переходной экономики следует обеспечивать соблюдение баланса интересов и потребностей также и других групп влияния — экономических субъектов, заинтересованных в результатах деятельности микроэкономической системы (собственников, сотрудников, менеджеров, инвесторов, государственных и муниципальных органов и т.д.). В данном аспекте автором предлагается различать внешнюю конкурентоспособность организации, которую оценивают группы влияния, принимая решения о целесообразности и эффективности сотрудничества с ней, и внутреннюю конкурентоспособность, являющуюся объектом управления, в первую очередь со стороны собственников и менеджеров организации.
В-пятых, что основные положения концепции маркетингового управления, разработанные применительно к экономическим системам микроуровня, в соответствии с принципом изоморфизма могут быть распространены и на экономические системы более высокого уровня иерархии и сложности. Можно утверждать, что маркетинговое управление в экономических системах различного уровня иерархии основывается на общих закономерностях и принципах. Однако возрастание степени сложности системы с позиций гносеологии, структуры, функционирования, развития, поведения вызывает сложность выбора управляющих воздействий в многоальтернативных ситуациях, вызванных воздействием внешней и внутренней среды высокой степени неопределенности. В данном контексте можно говорить не о жестко детерминированном управлении, а скорее о маркетинговом регулировании национальной макроэкономической системы. [5, стр.25-28]
Сегодня калининградский ресторанный
рынок отличают значительные темпы
роста: ежегодно в городе открывается
несколько новых заведений
Рынок представлен, в основном, ресторанами индивидуальных владельцев, сетевых заведений в городе достаточно мало.
Выход в ресторан для большинства калининградцев по-прежнему считается "вечерним мероприятием". Помимо финансовой стороны вопроса сказывается и особенность менталитета: если позавтракать в кафе для европейца - дело привычное, то для большинства россиян посещение ресторана само по себе воспринимается как нечто необычное. Посетителей, бывающих в ресторанах без особого повода ежедневно, пока немного. В основном это одинокие социально успешные холостяки среднего возраста, знающие толк в хорошей кухне.
Наиболее популярны среди
Пиццерии являются самыми многочисленными заведениями в городе. Причем, можно достаточно четко разнести их на два сегмента: экономичный вариант, где можно поесть быстро и недорого и классический вариант, и где готовят действительно настоящую пиццу по традиционной итальянской рецептуре.
Что касается ресторанов и баров, то кухни и интерьер здесь можно найти на любой вкус. Однако главным образом преобладает морская тематика - как в блюдах, так и в дизайне помещений. Рестораторы вводят новые формы обслуживания, стараются более внятно позиционировать свои заведения, четко определяя свою целевую аудиторию, осваивают новые для города форматы: арт-клубы, кофейни, спорт-бары, рестораны этнической направленности.
Следует также отметить практически
полное отсутствие ресторанов и кафе
круглосуточного обслуживания, что
также свидетельствует о
Достаточно высокая
Первыми освоили территорию Калининграда голландцы с сетью "Смак", которая после недавнего ребрединга стала называться "Международный центр фаст-фуда".
Ресторанный рынок Калининграда может пополниться еще одной сетью ресторанов быстрого питания. В город планирует придти новый западный брэнд - Southern Fried Chicken, торгующей блюдами из курицы. Он принадлежит британской компании Fast-food Sistems Ltd, специализирующейся на производстве оборудования для ресторанов.
Сеть Southern Fried Chicken насчитывает около 700 точек, 300 из которых расположены в Великобритании. В России брэнд появился сначала в Перми, где на сегодняшний день работает уже девять Southern Fried Chicken, и в Москве. Кроме того, в дальнейшем компания планирует открывать в России ежегодно порядка 10-15 ресторанов.
Из московских сетей в городе представлен только ресторан японской кухни "Якитория", открытый по франчайзингу в 2003 году компанией "Веста-Центр-Интернешнл".
Зона фуд-корта в торгово-
Средний чек в ресторанах и кафе с учетом спиртного составляет порядка 650руб. [32, стр.1-2]
В целом, можно выделить следующие тенденции в развитии рынка общественного питания:
С определенной долей уверенности
можно прогнозировать дальнейший рост
числа предприятий
Как показывает мировая и российская
практика, развитие рынка предприятий
общественного питания тесно
связано с развитием торговых
и торгово-развлекательных
В дальнейшем, с учетом роста доходов населения,
можно ожидать увеличение роста расходов
на питание вне дома. Рост доходов, появление
новых предприятий общественного питания,
ориентированных на различную целевую
аудиторию, приведет к новому восприятию
потребителями данного сегмента рынка.
Предприятия общественного питания будут
восприниматься как места проведения
досуга, деловых встреч, встреч с друзьями,
семейных ужинов и т.п. Иными словами, развитие
рынка предприятий общественного питания
города будет происходить параллельно
с развитием рынка города в целом и ростом
благосостояния населения.
В соответствии с таблицей 1 преведены сведения по общему количесву предприятий общественного питания в г.Калининграде и Калининградской области. Исходя из приведенных в таблице данных можно сделать вывод, что в Калининградской облати преобладают такие предприятия общественного питания как кафе и кофейни. Также можно сказать, что большенство предприятий расположены в пределах города Калининграда, приблизительно 77% от всех предприятий общественного питания в области. [7, стр.1-4]
Таблица 1 - Рестораны и организации общественного питания Калининграда и Калининградской области*
Вид
предприятия общественного |
Количство в Калининграде и области |
Количество в Калининграде |
Бары |
10 |
7 |
Закусочные |
7 |
5 |
Кафе и кофейни |
159 |
105 |
Пиццерии |
5 |
3 |
Рестораны |
90 |
60 |
Рестораны выездного обслуживания |
1 |
0 |
Столовые |
21 |
20 |
*Примечание: по данным из открытых источников.
Оборот общественног питания (в соответствии с таблицей 2) включает стоимость проданной населению собственно кулинарной продукции, а также покупных товаров, проданных для потребления без кулинарной обработки.
Таблица 2 - Оборот общественного питания, предприятий по Калининградской области
Годы |
Млн рублей |
В % к пердыдущему году (в сопоставимых ценах) | |
Калининградская область |
Справочно: по России | ||
2000 |
756,0 |
135,2 |
111,8 |
2001 |
983,0 |
93,0 |
109,1 |
2002 |
1140,0 |
106,5 |
106,3 |
2003 |
1358,0 |
106,3 |
106,2 |
2004 |
1633,0 |
105,2 |
111,2 |
2005 |
2110,0 |
108,5 |
112,1 |
2006 |
2704,0 |
110,7 |
115,7 |
2007 |
3367,0 |
109,6 |
114,7 |
2008 |
3660,4 |
93,7 |
98,3 |
2009 |
3884,6 |
93,2 |
87,2 |