Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 23:33, дипломная работа
Тема данной дипломной работы «Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности предприятия общественного питания на примере кафе ООО «Лидер». Изучение конкурентоспособности представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности субъекта на рынке, выбора правильного пути повышения
Введение 1
1 Маркетинг как интегрирующая функция управления предприятием 4
1.1 Понятие конкурентоспособность и факторы, влияющие на нее 4
1.2 Значение предприятий общественного питания (ПОП) в социально-экономическом развитии общества 12
1.3 Маркетинг как важная функция управления конкурентспособностью предприятия 18
2 Маркетинговые исследования по повышению конкурентоспособности кафе «Лидер» 26
2.1 Исследование тенденций развития предприятий общественного питания в Калининградской области за период 2000-2010гг 26
2.2 Выявление сильных и слабых сторон в деятельности кафе «Лидер» 35
2.3 Общая характеристика кафе «Лидер», анализ прямых конкурентов 39
2.4 Маркетинговое исследование по изучению предпочтений клиентов к ассортименту блюд и наиболее доходных дней и часов 45
3 Разработка рекомендаций по повышению конкурентовпособности кафе «Лидер» и их апробация 49
3.1 Финансовый анализ ООО «Лидер» 49
3.2 Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предлогаемого ассортимента блюд, активизации инструментов маркетинга 57
3.3 Апробация предложенных рекомендаций в практической деятельности кафе «Лидер» 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Содержание
Введение 1
1 Маркетинг как интегрирующая
функция управления
1.1 Понятие конкурентоспособность и факторы, влияющие на нее 4
1.2 Значение предприятий
общественного питания (ПОП) в
социально-экономическом
1.3 Маркетинг как важная
функция управления
2 Маркетинговые исследования
по повышению
2.1 Исследование тенденций
развития предприятий
2.2 Выявление сильных
и слабых сторон в
2.3 Общая характеристика кафе «Лидер», анализ прямых конкурентов 39
2.4 Маркетинговое исследование
по изучению предпочтений
3 Разработка рекомендаций
по повышению
3.1 Финансовый анализ ООО «Лидер» 49
3.2 Разработка рекомендаций
по повышению
3.3 Апробация предложенных рекомендаций в практической деятельности кафе «Лидер» 66
Заключение 73
Список использованных источников 76
Тема данной дипломной работы «Маркетинговые
исследования по повышению конкурентоспособности
предприятия общественного питания на
примере кафе ООО «Лидер». Изучение конкурентоспособности
представляет собой одну из важнейших
составных частей рыночных исследований,
создающих основу для выработки стратегии
и тактики деятельности субъекта на рынке,
выбора правильного пути повышения
технического уровня и качества продукции.
Постепенная интеграция страны в мировое
экономическое сообщество, предстоящее
вступление России во Всемирную торговую организацию
и развитие конкурентной среды в российской
экономике делает проблему повышения
конкурентоспособности хозяйствующих
субъектов весьма актуальной.
В современных условиях перехода России к рыночной экономике, непосредственного взаимодействия российских и зарубежных производителей проблема рыночной конкурентоспособности экономики России и её хозяйствующих субъектов стала центральной и реальной.
В настоящее время термин "конкурентоспособность" в российской экономической науке относится к числу недостаточно изученных. И на это есть веские причины: в дореформенных условиях обращение к этой области экономической жизни не было актуальным, а трансформация национальной хозяйственной системы России оказалась столь быстрой и радикальной, что наука не успела основательно осмыслить новые реальности. В определенной степени такому осмыслению мешают и кажущаяся очевидность содержания категории "конкурентоспособность", и ее близость к категории "эффективность": их нередко рассматривают в качестве однопорядковых, хотя первая, основываясь на последней, заключает в себе более сложные взаимосвязи хозяйствующих субъектов.
Цель дипломной работы: изучить
теоретические аспекты
Реализация поставленной цели обусловила решение следующих задач:
Предметом исследования выступает система конкурентных отношений, формирующая конкурентоспособность.
Объектом исследования являются предприятие
общественного питания ООО «
Теоретической основой диплома служат труды отечественных и зарубежных авторов, научные статьи, нормативные акты, а также материалы глобальной информационной сети Интернет. Методологическую основу исследования составляет системный подход, позволивший комплексно изучить исследуемую проблему.
Научная новизна дипломной работы
заключается в выявлении и
анализе специфики категории «
Повышение конкурентоспособности организации — залог повышения конкурентоспособности страны. В понятие конкурентоспособности организации вкладывается ее способность выпускать конкурентоспособную на конкретном рынке продукцию, ее преимущество по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны или за ее пределами. В масштабе страны конкурентоспособность означает эффективную интеграцию в мировое хозяйство, соответствующее функционирование всех его структур для обеспечения суверенитета и высокого качества жизни населения.
Так, по определению А.А.Кутейникова, конкуренция - это общественное свойство товарного производства, способ его развития в условиях снятия внеэкономических ограничений на путях движения товаров, капитала, рабочей силы.
Итак, закон конкуренции выражает сущностную связь между субъектами рынка по поводу получения основного и дополнительного дохода, соответствующего их издержкам (производственным и трансакционным), и адекватно удовлетворяющим индивидуальные и общественные потребности.
Широко признано определение конкуренции, данное известным исследователем М.Портером: «Конкурентная стратегия должна основываться на всестороннем понимании структуры отрасли и процесса её изменения. В любой отрасли экономики, - неважно, действует она только на внутреннем рынке или на внешнем тоже, - суть конкуренции выражается пятью силами:
5) соперничеством
уже имеющихся конкурентов между собой.
Значение каждой из
пяти сил меняется
от отрасли к отрасли и предопределяет,
в конечном счёте, прибыльность отраслей».
[22, стр.127-128]
Современная трактовка понятия «конкуренция» следующая: конкуренция - это борьба производителей за покупателя на рынке, за то, чтобы покупатель предпочел из всего множества, предлагаемого на рынке, именно ваши товары или услуги.
При этом конкурентоспособность будет определяться как эффективность управления субъектом своими конкурентными преимуществами в целях одержания победы в конкурентной борьбе за удовлетворение объективных или субъективных потребностей. [13, стр.59-61]
Следует особо отметить, что и в экономической литературе, в том числе и зарубежной, конкурентоспособность интерпретируется по-разному в зависимости от характера объекта, к которому это понятие относится: на уровне товаров и предприятий - микроконкурентоспособность, на уровне отдельных отраслей - мезоконкурентоспособность, и, наконец, на уровне национального хозяйства страны - макроконкурентоспособность.
На уровне микроэкономики конкурентоспособность
продукции (услуг) определяется соотношением
её качества и цены, условиями поставки,
формами платежа, видом транспортировки
и другими факторами. Выявление
устойчивых взаимосвязей между производимыми
затратами и качеством
Наиболее полно понятие
Задача повышения
Конкурентоспособность товара — это
степень реального или
Конкурентоспособность может быть стратегической (на входе) или фактической (на выходе), на внешнем или внутреннем рынке. При прогнозировании параметров стратегической конкурентоспособности товаров обязательно должны быть выполнены все работы по стратегическому маркетингу: комплексная диагностика изготовителя, его товаров и основных конкурентов, стратегическая макро- и микросегментация рынка, прогнозирование ценностей, потребностей, факторов стратегической конкурентоспособности, стратегический брендинг, разработка нормативов конкурентоспособности товаров для конкретной группы потребителей и организации. На основе результатов работ по стратегическому маркетингу разрабатываются стратегии повышения конкурентоспособности организации.
Конкурентоспособность товара является главным исходным фактором увеличения доли рынка и роста прибыли от его продажи, улучшения экономического положения организации и других показателей. [16, стр.78-81]
Конкурентоспособность организации — это ее способность производить конкурентоспособный товар или услугу.
Взаимосвязи конкурентоспособности внешней среды (страны, региона, города), организации и товаров, потенциала внешней среды и организации, рентабельности и устойчивости ее функционирования показаны на рисунке 1.
Рисунок 1 - Взаимосвязи потенциале и конкурентоспособности организации и конечных результатов ее функционирования.
По нашей концепции, главным в обеспечении конкурентоспособности любых объектов как первого условия достижения высоких конечных результатов (прибыльности, устойчивости, комплексности развития, качества жизни) является повышение качества управления. Как уже было отмечено, качество управления можно повысить путем применения инструментов новой экономики, то есть анализа механизмов действия экономических законов и законов организации, соблюдения научных подходов и принципов, применения совершенных методов и моделей. [12, стр.35-37]
Исходя из нашей концепции конкурентоспособности и рассмотренных ранее принципов управления другими объектами, управление конкурентоспособностью товаров и организации можно осуществлять на основе соблюдения следующих принципов:
1) анализа
механизма действия
2) анализа механизма действия законов организации структур и процессов (закона композиции для построения дерева целей, законов пропорциональности, синергии, самосохранения, развития и др.);
3) соблюдения требований совокупности научных подходов к управлению (прежде всего, системного, комплексного, маркетингового, функционального, поведенческого, структурного, воспроизводственного);
4) соблюдения ранее рассмотренных принципов управления различными объектами;
5) ориентации
на конкретные рынки и
6) применения современных информационных технологий (например, CALS) для системной и комплексной автоматизации управления;