Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:03, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка (путем создания нового продукта – вклад «Мгновенный процент»), в системе укрепления лидирующей позиции в конкурентной среде и экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие банковского маркетинга и клиентоориентированности в сфере банковских услуг;
изучить основные экономические характеристики в банковском секторе;
дать развернутый анализ внутренней и внешней среды рынка банковских услуг;
исследовать клиентскую и конкурентную среду коммерческого банка;
провести исследование рыка банковских услуг в территориальном пространстве;
осуществить анализ деятельности коммерческого банка;
сформулировать перспективные направления привлечения клиентов в системе укрепления своих конкурентных позиций и экономической устойчивости.
Введение 3
1 Клиентоориентированный маркетинг в сфере банковских услуг 5
1.1 Особенности маркетинга в сфере банковских услуг 5
1.2 Значение клиентоориентированного подхода 17
1.3 Программы привлечения клиентов 19
2 Анализ эффективности рыночной деятельности ОАО
«Банк Москвы» 27
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика 27
2.2 Аналитический обзор банковского сектора 36
2.3 Анализ клиентской базы рынка банковских услуг 48
3 Разработка программы привлечения клиентов для ОАО
«Банк Москвы» 68
3.1 Создание нового банковского продукта – вклад
«Мгновенный процент» 68
3.2 Методы стимулирования сбыта созданного продукта 71
3.3 Оценка эффективности программы привлечения клиентов
путем создания нового продукта - вклад «Мгновенный процент» 76
Заключение 82
Список использованных источников 84
Для анализа спроса на банковские услуги необходимо отобразить темп их роста в динамике по годам, это хорошо просматривается на рисунке 5.
Исходя из статистических данных, можно говорить о том, что в динамике по годам спрос на услуги кредитования упал, притом это произошло в короткие сроки и быстрыми темпами. Этот вид услуг претерпевает значительные изменения, и подвергся подобному спаду вследствие кризиса.
Денежные
вклады двигаются более равномерно,
хотя кризис и здесь сказался. Доля
клиентов отказалась от услуг по сбережению
накопленных средств в
Рисунок 5 - Темпы роста спроса на банковские услуги
Ровными
темпами роста стали
Денежные переводы выросли за последние три года в разы, хотя годами ранее темпы роста этого вида банковских услуг были медленнее и не значительными.
Операции с электронными пластиковыми картами также в последние годы стали пользоваться наибольшим спросом. Но это тенденция общества и мира в целом, технологии идут вперед и практически все организации переходят на безналичный расчет с сотрудниками (в основном пользуются спросом карты дебиторские, т.к. большинство кредитных карт были заблокированы вследствие борьбы в кризисный период).
Валютно-обменные операции, также как и прочие услуги банковского сектора движутся ровными темпами, спрос на них ровный, без переломных моментов.
Далее рассмотрим и определим доли клиентов по видам банковских услуг.
Определив наиболее предпочтительные банковские услуги, которые пользуются наибольшим спросом, можно определить долю потребителей заинтересованных в использовании данных услуг.
Распределение потребительских предпочтений по видам услуг хорошо просматривается через распределение долей на рисунке 6.
Исходя
из статистических данных и данных,
обработанных маркетинговым отделом
ОАО «Банк Москвы» можно
Рисунок 6 - Доля клиентов по уровню спроса на банковские услуги
Таким образом, видно, что наибольшее количество клиентов заинтересовано в использовании услуги по размещению денежных средств на вкладах, так как это возможность сохранить и преумножить накопленные денежные средства, тем более, что в последние годы эта услуга еще и застрахована. Кредитование – естественная величина спроса на этот вид услуг обусловлена образом жизни людей, небольшой доход, но желание жить в ногу со временем, и формирует это предпочтение. Операции с электронными пластиковыми картами – способ защитить свои деньги от потери, возможность расплатиться в магазине, безналичные переводы и др. Валютно-обменные операции - денежными переводами пользовались во все времена, однако технологический прорыв в сфере возможностей этих операций дал большой толчок для увеличения доли клиентов, пользующихся данной услугой. Доля розничных клиентов, заинтересованных в услугах удаленного управления счетами, аренда банковских сейфов и ячеек, трастовом управлении, операции с драгоценными металлами, монетами, операции с дорожными чеками и др. составляет менее 7 процентов.
Как вывод можно выделить наиболее приоритетные банковские услуги для развития. По результатам проведенного анализа всех банковских услуг, по уровню спроса и темпах роста в динамике по годам, были выявлены наиболее приоритетные и перспективные для развития и продвижения.
Таблица 6 - Характер и уровень спроса на банковские услуги в перспективе
Уровень спроса в перспективе | |||
Характер | Высокий (услугой воспользуется более 25% клиентов) |
Средний (услугой воспользуется от 10 до 25% клиентов) |
Низкий (услугой воспользуется менее 10 % клиентов) |
Растущий Рост доли клиентов, пользующихся услугой, ожидается более чем на 20 % |
I | II | III |
Денежные
переводы |
Операции с
электронными пластиковыми картами |
Кредитование
физических лиц | |
Стабильный Доля клиентов пользующихся услугой, не меняется или растет незначительно |
I | II | III |
Денежные
вклады |
Валютнообменные
операции |
Прочие услуги |
Не менее важно определить спрос на услуги в территориальном пространстве, рассмотреть развитость филиальной сети.
В отчетном году продолжилось развитие филиальной сети кредитных организаций. Количество филиалов действующих кредитных организаций (без учета Сбербанка России ОАО) увеличилось с 2422 до 2646.
По итогам 2009 года наиболее обеспеченным банковскими услугами остается Центральный Федеральный округ, за которым следуют Северо-Западный и Приволжский федеральные округа. При этом ведущая роль Центрального федерального округа обеспечивается за счет г. Москвы, лидирующей по обеспеченности банковскими услугами. Кроме того, весьма высока обеспеченность банковскими услугами в г. Санкт-Петербурге, а также Калининградской, Новосибирской областях и Республике Алтай. Наименее обеспеченными банковскими услугами остаются Уральский, Дальневосточный, Сибирский и Южный федеральные округа. Минимальный уровень обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации, как и ранее, отмечен в республиках Ингушетия и Дагестан.
Деятельность региональных банков в 2009 году, как и в предыдущие годы, была прибыльной. Ими получена прибыль в сумме 75300000 тысяч рублей, что на 41,1 процент больше, чем в 2008 году. По состоянию на 2009 год удельный вес прибыльных региональных банков в общем числе действующих региональных банков увеличился до 99,7 процентов, против 99,3 процентов в 2008 год, а в активах региональных банков не изменился — 99,9 процентов.
По результатам проведенного анализа по спросу на банковские услуги в территориальном пространстве или в филиалах банков (региональная сеть) можно сделать вывод, что услуги, пользующиеся наибольшей перспективностью в центральных регионах, наименее интересуют потребителей региональных сетей. Их неопытность, неуверенность, недоверчивость и незнание банковской продукции приводят к наименьшей заинтересованности населения в использовании данных услуг. В итоге можно сделать вывод, что наиболее перспективные в региональных сетях для развития являются такие банковские услуги как, денежный перевод по России без открытия счета, оплата услуг связи и телекоммуникации, операции с «незарплатными » пластиковыми картами и прочие банковские услуги.
Проанализировав и рассмотрев основные параметры и показатели внешней среды можно сделать выводы и оформить их в таблицу 7.
Таблица 7 - PEST – АНАЛИЗ внешней среды
Социальные | Технологические |
Уровень
доверия к банкам со стороны населения;
Незащищенность интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов; Уровень удовлетворения спроса на банковские услуги; Социально-экономическая ситуация в регионе; Тенденция роста доходов населения; Наличие на территории области высших учебных заведений, готовящих специалистов по профилю банковской деятельности; Дефицит квалифицированных кадров; Прозрачность банковского рынка; Спрос на информацию о банках и их продуктах среди самих клиентов; Необразованность населения в сфере банковских услуг. |
Развитие
банковских технологий;
Совершенствование бизнес-процессов банковских операций (возникновение новых банковских продуктов); Использование Интернет ресурсов. |
Экономические | Политические |
Риск
кредитования;
Ограничения ресурсных возможностей Банка; Условия конкуренции на финансовом рынке; Доля убыточных предприятий; Темпы структурных преобразований в экономике (развитие филиальной сети); Ликвидность КО; Кризис ипотечного кредитования; Уровень инфляции. |
Проблемы
залогового законодательства (отсутствие
законодательной основы защиты прав кредиторов,
обеспеченных залогом);
Не совершенное законодательство; Несовершенное банковское регулирование и надзор; Несовершенство судебной системы; Возможная стагнация в США; Снижение объема операций carry trade; Доля и значение банков с иностранным капиталом. |
В этой части хотелось бы начать с описания результатов сегментации клиентов. Потребности клиентов в банковских услугах настолько неоднородны, что необходимо выделить сегменты, на которых может быть обеспечена наибольшая эффективность бизнеса. В данной работе рассмотрены 4 наиболее значимых для банка сегмента. Полученные в результате проведенного анализа 4 клиентских сегмента, обладают следующими характеристиками отображенными в таблице 8.
Таблица 8 - Характеристики сегментов розничных потребителей банковских услуг по отношению к личным финансам
Сегмент А | Сегмент В | Сегмент С | Сегмент D |
физические лица, понимающие преимущества финансового планирования своего бюджета | физические лица, понимающие преимущества финансового планирования своего бюджета | физические лица, понимающие преимущества финансового планирования своего бюджета | физические лица, привыкшие в силу своего материального положения или склада характера, считать и беречь каждый рубль |
готовые пользоваться денежными переводами | в большей степени довольствуются операциями с пластиковыми картами | готовые пользоваться денежными переводами | в основном прибегают к использованию прочих банковских услуг |
выраженная
потребность в услугах |
выраженная
потребность в услугах |
выраженная
потребность в услугах |
довольствуются накопленными средствами |
пользуются предложенными услугами и не имеют претензий к сервису | пользуются предложенными услугами и не имеют претензий к сервису | повышенные требования к уровню банковского сервиса и готовы платить за этот сервис | повышенные требования к уровню банковского сервиса и готовы платить за этот сервис |
компетентность в финансовых вопросах | относительно низкий уровень финансовой компетентности | склонность к строгому контролю над своими сбережениями | низкая степень доверия к отечественным банкам |
считают возможным и реальным сберегать и накапливать денежные средства за счет вкладов в банки | не заинтересованы в накоплении денежных средств за счет банков | считают возможным и реальным сберегать и накапливать денежные средства за счет вкладов в банки | считают, что деньги должны работать сейчас, а не накапливаться |
Информация о работе Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка