Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка (путем создания нового продукта – вклад «Мгновенный процент»), в системе укрепления лидирующей позиции в конкурентной среде и экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие банковского маркетинга и клиентоориентированности в сфере банковских услуг;
изучить основные экономические характеристики в банковском секторе;
дать развернутый анализ внутренней и внешней среды рынка банковских услуг;
исследовать клиентскую и конкурентную среду коммерческого банка;
провести исследование рыка банковских услуг в территориальном пространстве;
осуществить анализ деятельности коммерческого банка;
сформулировать перспективные направления привлечения клиентов в системе укрепления своих конкурентных позиций и экономической устойчивости.

Содержание

Введение 3
1 Клиентоориентированный маркетинг в сфере банковских услуг 5
1.1 Особенности маркетинга в сфере банковских услуг 5
1.2 Значение клиентоориентированного подхода 17
1.3 Программы привлечения клиентов 19
2 Анализ эффективности рыночной деятельности ОАО
«Банк Москвы» 27
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика 27
2.2 Аналитический обзор банковского сектора 36
2.3 Анализ клиентской базы рынка банковских услуг 48
3 Разработка программы привлечения клиентов для ОАО
«Банк Москвы» 68
3.1 Создание нового банковского продукта – вклад
«Мгновенный процент» 68
3.2 Методы стимулирования сбыта созданного продукта 71
3.3 Оценка эффективности программы привлечения клиентов
путем создания нового продукта - вклад «Мгновенный процент» 76
Заключение 82
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВО.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

    Для анализа спроса на банковские услуги необходимо отобразить темп их роста в динамике по годам, это хорошо просматривается на рисунке 5.

    Исходя  из статистических данных, можно говорить о том, что в динамике по годам  спрос на услуги кредитования упал, притом это произошло в короткие сроки и быстрыми темпами. Этот вид услуг претерпевает значительные изменения, и подвергся подобному спаду вследствие кризиса.

    Денежные  вклады двигаются более равномерно, хотя кризис и здесь сказался. Доля клиентов отказалась от услуг по сбережению накопленных средств в коммерческих организациях кредитного назначения, тем самым к концу 2008 года произошел спад спроса на этот вид услуги.

    

    Рисунок 5 - Темпы роста спроса на банковские услуги 

    Ровными темпами роста стали пользоваться услуги, которые не оказывают большого влияния на прибыльность банковского  сектора и которые в свете  сложившейся экономической ситуации стали наиболее привлекательными для клиентов.

    Денежные  переводы выросли за последние три  года в разы, хотя годами ранее темпы  роста этого вида банковских услуг  были медленнее и не значительными.

    Операции  с электронными пластиковыми картами  также в последние годы стали пользоваться наибольшим спросом. Но это тенденция общества и мира в целом, технологии идут вперед и практически все организации переходят на безналичный расчет с сотрудниками (в основном пользуются спросом карты дебиторские, т.к. большинство кредитных карт были заблокированы вследствие борьбы в кризисный период).

    Валютно-обменные операции, также как и прочие услуги банковского сектора движутся ровными  темпами, спрос на них ровный, без  переломных моментов.

    Далее рассмотрим и определим доли клиентов по видам банковских услуг.

    Определив наиболее предпочтительные банковские услуги, которые пользуются наибольшим спросом, можно определить долю потребителей заинтересованных в использовании данных услуг.

    Распределение потребительских предпочтений по видам услуг хорошо просматривается через распределение долей на рисунке 6.

    Исходя  из статистических данных и данных, обработанных маркетинговым отделом  ОАО «Банк Москвы» можно выявить  основные тенденции и изменения  в росте и спаде доли клиентов на отдельные виды банковских услуг, в разрезе спроса на них. 

    

    Рисунок 6 - Доля клиентов по уровню спроса на банковские услуги

    Таким образом, видно, что наибольшее количество клиентов заинтересовано в использовании услуги по размещению денежных средств на вкладах, так как это возможность сохранить и преумножить накопленные денежные средства, тем более, что в последние годы эта услуга еще и застрахована. Кредитование – естественная величина спроса на этот вид услуг обусловлена образом жизни людей, небольшой доход, но желание жить в ногу со временем, и формирует это предпочтение. Операции с электронными пластиковыми картами – способ защитить свои деньги от потери, возможность расплатиться в магазине, безналичные переводы и др. Валютно-обменные операции - денежными переводами пользовались во все времена, однако технологический прорыв в сфере возможностей этих операций дал большой толчок для увеличения доли клиентов, пользующихся данной услугой. Доля розничных клиентов, заинтересованных в услугах удаленного управления счетами, аренда банковских сейфов и ячеек, трастовом управлении, операции с драгоценными металлами, монетами, операции  с дорожными чеками и др. составляет менее 7 процентов.

    Как вывод можно выделить наиболее приоритетные банковские услуги для развития. По результатам проведенного анализа всех банковских услуг, по уровню спроса и темпах роста в динамике по годам, были выявлены наиболее приоритетные и перспективные для развития и продвижения.

    Таблица 6 - Характер и уровень спроса на банковские услуги в перспективе

   
Уровень спроса в перспективе
Характер  
 
Высокий 
(услугой воспользуется  
более 25% клиентов)
 
 
Средний 
(услугой воспользуется  
от 10 до 25% клиентов)
 
 
Низкий 
(услугой воспользуется  
менее 10 % клиентов)
Растущий 
Рост доли клиентов, 
пользующихся услугой, 
ожидается более чем на 20 %
      I       II III
Денежные   

переводы     
 
 

Операции с

электронными 

пластиковыми   

картами   

Кредитование

физических  лиц

Стабильный 
Доля клиентов 
пользующихся услугой, 
не меняется или растет 
незначительно
      I       II III
Денежные 

вклады 

Валютнообменные

операции 

Прочие услуги  

    Не  менее важно определить спрос на услуги в территориальном пространстве, рассмотреть развитость филиальной сети.

    В отчетном году продолжилось развитие филиальной сети кредитных организаций. Количество филиалов действующих кредитных  организаций (без   учета Сбербанка России ОАО) увеличилось с 2422 до 2646.

    По  итогам 2009 года наиболее обеспеченным банковскими услугами остается Центральный  Федеральный округ, за которым следуют  Северо-Западный и Приволжский федеральные  округа. При этом ведущая роль Центрального федерального округа обеспечивается за счет г. Москвы, лидирующей по обеспеченности банковскими услугами. Кроме того, весьма высока обеспеченность банковскими услугами в г. Санкт-Петербурге, а также Калининградской, Новосибирской областях и Республике Алтай. Наименее обеспеченными банковскими услугами остаются Уральский, Дальневосточный, Сибирский и Южный федеральные округа. Минимальный уровень обеспеченности банковскими услугами среди субъектов Российской Федерации, как и ранее, отмечен в республиках Ингушетия и Дагестан.

    Деятельность  региональных банков в 2009 году, как  и в предыдущие годы, была прибыльной. Ими получена прибыль в сумме 75300000 тысяч рублей, что на 41,1 процент больше, чем в 2008 году. По состоянию на 2009 год удельный вес прибыльных региональных банков в общем числе действующих региональных банков увеличился до 99,7 процентов, против 99,3 процентов в 2008 год, а в активах региональных банков не изменился — 99,9 процентов.

    По  результатам проведенного анализа  по спросу на банковские услуги в территориальном пространстве или в филиалах банков (региональная сеть) можно сделать вывод, что услуги, пользующиеся наибольшей перспективностью в центральных регионах, наименее интересуют потребителей региональных сетей. Их неопытность, неуверенность, недоверчивость и незнание банковской продукции приводят к наименьшей заинтересованности населения в использовании данных услуг. В итоге можно сделать вывод, что наиболее перспективные в региональных сетях для развития  являются такие банковские услуги как, денежный перевод по России без открытия счета, оплата услуг связи и телекоммуникации, операции с «незарплатными » пластиковыми картами и прочие банковские услуги.

    Проанализировав и рассмотрев основные параметры  и показатели внешней среды  можно  сделать выводы и оформить их в таблицу 7.

Таблица 7 - PEST – АНАЛИЗ внешней среды

Социальные Технологические
   Уровень доверия к банкам со стороны населения;

   Незащищенность  интересов кредиторов, вкладчиков, клиентов;

   Уровень удовлетворения спроса на банковские услуги;

   Социально-экономическая ситуация в регионе;

   Тенденция роста доходов населения;

   Наличие на территории области высших учебных  заведений, готовящих специалистов по профилю банковской деятельности;

   Дефицит квалифицированных кадров;

   Прозрачность  банковского рынка;

   Спрос на информацию о банках и их продуктах среди самих клиентов;

   Необразованность населения в сфере банковских услуг.

   Развитие  банковских технологий;

   Совершенствование бизнес-процессов банковских операций (возникновение новых банковских продуктов);

   Использование Интернет ресурсов.

Экономические Политические
   Риск  кредитования;

   Ограничения ресурсных возможностей Банка;

   Условия конкуренции на финансовом рынке;

   Доля убыточных предприятий;

   Темпы структурных преобразований в экономике (развитие филиальной сети);

   Ликвидность  КО;

   Кризис ипотечного кредитования;

      Уровень инфляции.

   Проблемы залогового законодательства (отсутствие законодательной основы защиты прав кредиторов, обеспеченных залогом);

   Не  совершенное законодательство;

   Несовершенное банковское регулирование и надзор;

   Несовершенство судебной системы;

   Возможная стагнация в США;

   Снижение объема операций carry trade;

   Доля и значение банков с иностранным капиталом.


    1. Анализ клиентской базы рынка банковских услуг
 

    В этой части хотелось бы начать с  описания результатов сегментации клиентов. Потребности клиентов в банковских услугах настолько неоднородны, что необходимо выделить сегменты, на которых может быть обеспечена наибольшая эффективность бизнеса. В данной работе рассмотрены 4 наиболее значимых для банка сегмента.  Полученные в результате проведенного анализа 4 клиентских сегмента, обладают следующими характеристиками отображенными в таблице 8.                     

     Таблица 8 - Характеристики сегментов розничных потребителей банковских услуг по отношению к личным финансам

Сегмент А Сегмент В Сегмент С Сегмент D
физические  лица, понимающие преимущества финансового  планирования своего бюджета физические  лица, понимающие преимущества финансового планирования своего бюджета физические  лица, понимающие преимущества финансового  планирования своего бюджета физические  лица, привыкшие в силу своего материального положения или склада характера, считать и беречь каждый рубль
готовые пользоваться денежными переводами в большей степени  довольствуются операциями с пластиковыми картами готовые пользоваться денежными переводами в основном прибегают  к использованию прочих банковских услуг
выраженная  потребность в услугах кредитования выраженная  потребность в услугах кредитования выраженная  потребность в услугах кредитования довольствуются  накопленными средствами
пользуются  предложенными услугами и не имеют  претензий к сервису пользуются  предложенными услугами и не имеют  претензий к сервису повышенные  требования к уровню банковского  сервиса и готовы платить за этот сервис повышенные  требования к уровню банковского  сервиса и готовы платить за этот сервис
компетентность  в финансовых вопросах относительно  низкий уровень финансовой компетентности склонность  к строгому контролю над своими сбережениями низкая степень  доверия к отечественным банкам
считают возможным и реальным сберегать  и накапливать денежные средства за счет вкладов в банки не заинтересованы в накоплении денежных средств за счет банков считают возможным  и реальным сберегать и накапливать  денежные средства за счет вкладов  в банки считают, что  деньги должны работать сейчас, а не накапливаться 

Информация о работе Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка