Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:03, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломного исследования является разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка (путем создания нового продукта – вклад «Мгновенный процент»), в системе укрепления лидирующей позиции в конкурентной среде и экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие банковского маркетинга и клиентоориентированности в сфере банковских услуг;
изучить основные экономические характеристики в банковском секторе;
дать развернутый анализ внутренней и внешней среды рынка банковских услуг;
исследовать клиентскую и конкурентную среду коммерческого банка;
провести исследование рыка банковских услуг в территориальном пространстве;
осуществить анализ деятельности коммерческого банка;
сформулировать перспективные направления привлечения клиентов в системе укрепления своих конкурентных позиций и экономической устойчивости.

Содержание

Введение 3
1 Клиентоориентированный маркетинг в сфере банковских услуг 5
1.1 Особенности маркетинга в сфере банковских услуг 5
1.2 Значение клиентоориентированного подхода 17
1.3 Программы привлечения клиентов 19
2 Анализ эффективности рыночной деятельности ОАО
«Банк Москвы» 27
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика 27
2.2 Аналитический обзор банковского сектора 36
2.3 Анализ клиентской базы рынка банковских услуг 48
3 Разработка программы привлечения клиентов для ОАО
«Банк Москвы» 68
3.1 Создание нового банковского продукта – вклад
«Мгновенный процент» 68
3.2 Методы стимулирования сбыта созданного продукта 71
3.3 Оценка эффективности программы привлечения клиентов
путем создания нового продукта - вклад «Мгновенный процент» 76
Заключение 82
Список использованных источников 84

Работа содержит 1 файл

ДИПЛОМ ГОТОВО.doc

— 1.03 Мб (Скачать)

    За  период с 2007 года по 2008 год обеспечивается максимальный рост капитала Банка Москвы. Темп роста капитала составил 266 процентов, прирост капитала 2887100 тысяч рублей.

    Центральное место в анализе финансовых результатов  Банка Москвы принадлежит объему и количеству получаемых им доходов, являющихся главным факторов формирования прибыли и расходов. Структура доходов и расходов Банка Москвы приведена в таблице 4.

    Процентные  доходы являются значительными для  банка, по данной статье происходит прирост  на 2300400 тысяч рублей. Вследствие этого Банк Москвы изменил ставки на выдаваемые кредиты и ставки на использование средств, находящиеся на расчетных счетах клиентов.

    Банк  Москвы в рассматриваемый период с 2008 года по 2009 год получает меньше доходов по операциям с куплей – продажей ценных бумаг, темп роста снизился в 1,8 раза, поскольку последние несколько лет рынок ценных бумаг в России переживает острейший кризис.

    С развитием филиальных подразделений  Банк Москвы увеличивает расходы  на оплату труда своим сотрудникам.

    Прибыль Банка Москвы представляет собой объективный показатель, характеризующий состояние жизненного цикла. Получение прибыли является одной из основных целей функционирования Банка Москвы, поскольку решает большинство важнейших задач стоящих перед ним, таких как наращивание величины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансирование капитальных вложений, поддержание созданного имиджа. Темп роста составил 154 процента или 173000 тысяч рублей.

    Хотя  прибыль и является одним из важнейших  оценочных показателей, она не всегда дает достаточно объективную информацию об уровне эффективности деятельности банка. Анализ рентабельности активов приведенный в таблице 5, осуществляется путем изучения показателей использования активов и маржи прибыли, соотношений прибыли и средств её получения, позволяет детализировать факторы, оказывающие влияние на показатель рентабельности, и определить основные направления его повышения.

    Показатели, приведенные в таблице, позволяют  дать удовлетворительную оценку структуры  активов банка.

   Таблица 5 - Анализ рентабельности активов ОАО «Банк Москвы»

 
Наименование  показателей
 
2008 год
 
2009 год
Темп  роста
ед. %
Операционные  доходы, тыс.р. 9400400 11003410 1603010 117,10
Чистая  прибыль, тыс.р. 314960 487900 172930 154,90
Сумма активов, тыс. р. 42954290 69498460 26544160 161,80
Маржа прибыли, долей ед. 0,03 0,04 0,01 133,00
Использование активов, долей ед. 0,22 0,15 -0,07 68,20
Прибыль на активы, долей ед. 0,14 0,29 0,15 185,70

 

    Так, показатель маржи прибыли, и прибыли  на активы имеет положительную динамику, о чем  свидетельствует их рост 0,01 и 0,15 соответственно.

    Коэффициент использования активов, в анализируемом  периоде снизились на 0,07. Следовательно, у банка произошло незначительное изменение доходной базы активов, которую  возможно нарастить путем повышения в активных операциях банка доли высокодоходных активов. 

    2.2  Аналитический обзор банковского  сектора  

    Финансовый  кризис нанес сильный удар по российской банковской системе. Наиболее серьезные  потери понесли крупнейшие, системообразующие  банки: многие прекратили свое существование, другие - заморозили расчеты по обязательствам. Произошла смена лидеров, в первые ряды выдвинулись крупные региональные и муниципальные банки, составляющие на данный момент ядро российской банковской системы.

    Исследования аналитиков, позволяют заметить замедление темпов развития российской банковской системы в 2008 году, что непосредственно связано с негативным воздействием финансового кризиса. В целом замедление темпов роста привело к уменьшению размера прироста капитала и к ухудшению значений основных показателей банковской системы. 

 

     

Таблица 4 – Структура доходов и расходов ОАО «Банк Москвы»

Наименование  статей  
 
2007 год
 
 
2008 год
 
2009 год
Отклонение 

2008 года от 2007 года

Отклонение 

2009 года от 2008 года

тыс. р. % тыс. р. %
Процентные  доходы 2134600 2161680 4462170 27080 101,3 2300500 206,4
Процентные  и аналогичные расходы 1687900 2074190 2670540 386300 122,9 596300 128,7
Чистый  процентный доход 446700 87490 1791630 - 359200 19,6 1704100 2047,7
Комиссионные  доходы 205870 284600 506530 78700 138,2 221900 177,9
Комиссионные  расходы 170230 172150 177650 1920 101,1 5500 103,1
Чистый  комиссионный доход 35640 112460 328880 76800 315,5 3106400 292,4
Прочие  операционные доходы,  том числе: 7214620 9400400 11003410 2185800 130,3 1603010 117,0
- доходы от операций в иностранной  валюте 5643200 7576150 9817100 1932900 134,2 2240900 129,5
- доходы от операций по купле-продаже  ценных бумаг  
1514800
 
1749480
 
961470
 
234700
 
115,4
 
- 788010
 
54,9
- доходы, полученные в форме дивидендов 320 440 270 120 137,5 - 170 61,5
- другие текущие доходы 56300 74330 224570 18030 132,02 150240 302,1
Всего текущих доходов 7696960 9600350 13123900 1903400 120,4 3523500 136,7
Прочие  операционные расходы, в том числе: 6831000 8748890 12045290 1917900 128,1 3296400 137,6
- расходы по оплате труда 84200 243940 1002630 159700 289,7 758700 411,0
- эксплуатационные расходы 416800 478380 554920 61580 114,8 76500 115,9
- расходы от операций с иностранной  валютой 6245300 7665970 9465150 1420600 122,7 1799200 123,5
- расходы от операций с ценными  бумагами 84700 36830 768420 - 47870 43,5 731590 2086,3
Другие  расходы 382400 323770 234170 - 58630 84,7 - 80600 78,5
Чистые  текущие доходы до формирования 865900 851450 1078640 - 14450 98,3 227200 126,6
Изменение величины резервов:              
- на возможные потери по ссудам 569200 539150 592140 - 30050 94,7 52900 109,8
- по ценным бумагам - 3040 - 2660 - 1710 380 87,5 950 64,0
Чистая  прибыль 299740 314964 487900 15200 105,1 172900 154,9

     

    Исследования  аналитиков, позволяют заметить замедление темпов развития российской банковской системы в 2008 году, что непосредственно  связано с негативным воздействием финансового кризиса. В целом  замедление темпов роста привело  к уменьшению размера прироста капитала и к ухудшению значений основных показателей банковской системы.

    В соответствии с мнением большинства  аналитиков, в 2009 году положение банковской системы должно было еще более  усугубиться, так как в условиях кризиса при снижении платежеспособности заемщиков неминуем рост просроченной задолженности, на начало 2009 года уровень просроченной задолженности составлял почти 4 процента. Эта проблема становится ощутимой при отчислении банками необходимых сумм в резерв, так как сумма отчислений напрямую зависит от размера кредитного портфеля. Прогнозы, составленные экспертами РБК на 2009 год, показывают, что уровень просроченной задолженности может превысить 10 процентов.

    Вышеприведенные утверждения свидетельствуют о  снижении темпов роста, а также общих размеров капиталов российских банков. Например, согласно сведениям аналитиков ЦБ РФ, темп роста капитала банка России в 2008 году был ниже аналогичного показателя 2007 года. Сложное положение банков страны позволяет усомниться в надежности всей российской банковской системы. Но, несмотря на неблагоприятные условия и убыточность предоставления кредитов и ссуд, руководители банков стремятся достичь максимального уровня рентабельности, а в худшем случае - нулевого.

    Банки начали предлагать своим клиентам новые услуги при появлении кризиса. Данные услуги в полной мере можно относить к категории «новых», а их основной чертой является максимальное соответствие требованиям клиентов в условиях кризиса и жесткой конкурентной борьбе. Например, приспособление банков к новым условиям осуществляется при помощи установления новых ставок по всем видам кредитов (в т.ч. авто, ипотечным и потребительским), а также новых депозитных программ банков и общих условий по депозитам.

    

    Рисунок 2 - Динамика основных показателей деятельности банковского сектора

    За 2009 год активы банковского сектора  выросли на 39,2 процента, в 2008 году 44,1 процента. Темпы прироста капитала за этот же период составили 42,6 процента, в 2008 году 57,8 процентов. Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился на 35,2 процентов, в 2008 году 57,8 процентов. Объем вкладов физических лиц вырос на 14,5 процентов в 2008 году 35,4 процентов. Доходы населения за год выросли на 19,9 процентов, в 2008 году 23,2 процента.

    Соотношение этих показателей с ВВП, говорит  о положительной тенденции развития банковского сектора. Совокупные активы в процентах к ВВП в динамике в 2007 году составляли 51,9 процентов, в 2008 году 60,8 процентов, в 2009 году 67,3 процента. Собственные средства (капитал) в процентах к ВВП в 2007 году составляли 6,3процента, в 2008 году 8,1 процента, в 2009 году 9,1 процента; в процентах к активам банковского сектора в 2007 году 12,1 процент, в 2008 году 13,3 процента, в 2009 году 13,6 процентов. Кредиты, предоставленные физическим лицам, в процентах к ВВП в 2007 году составляли  7 процентов, в 2008 году 9 процентов, в 2009 году 9,6 процентов; в процентах к активам банковского сектора в 2007 году 13,5 процентов, в 2008 году 14,8 процентов, в 2009 году 14,3 процента. Вклады физических лиц в процентах к ВВП в 2007 году составляли 14,2 процента, в 2008 году 15,6 процентов, в 2009 году 14,2 процента; в процентах к активам банковского сектора в 2007 году 27,3 процента, в 2008 году 25,6 процентов, в 2009 году 21,1 процент.

    Положительная динамика всех основных показателей  деятельности банковского сектора  при одновременном росте их соотношения с ВВП свидетельствует о значимости банковского сектора в российской экономике.

    Положительные тенденции в российской экономике  стимулировали крупные банки  к освоению новых сегментов клиентов, в том числе путем выхода в  новые регионы. Как следствие этого, при незначительных изменениях числа кредитных организаций шел серьезный рост банковской инфраструктуры, в основном за счет увеличения числа внутренних подразделений банков – дополнительных офисов.

                 

                  Рисунок 3 - Количество действующих кредитных организаций

                 

                  Рисунок 4 - Объем прибыли кредитных организаций в динамике

    Не  менее важным считается рассмотрение перспективы развития рынка банковского сектора.

    Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные  мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений  и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 года была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.

    Наряду  с этим в сфере банковских услуг сложилась здоровая конкурентная борьба. Привлечение потенциальных клиентов влечет за собой явное конкурентное преимущество и как следствие прибыльность и возможность занять лидирующие позиции. Для достижения этих целей банковским коммерческим организациям приходится использовать маркетинговые инструментарии – и для всех они разные.

    В конце 2009 года наряду со стабилизацией  промышленного производства заметно  улучшилось состояние российской финансовой сферы. При этом, конечно, нельзя не отметить роль российского Правительства и Центрального банка в процессе урегулирования кризисных последствий.

    Прежде  всего, существенно снизилась инфляция, по итогам 2009 года она не превысит 9 процентов, а за вторую половину года и вовсе составит не более 1,5 процента. Банк России поэтапно уменьшил ставку рефинансирования до исторического минимума в 8,75 процентов, ставки на межбанковском рынке снизились до 4-6 процента. Российские акции сначала года подорожали более чем вдвое, индекс цен на облигации увеличился на треть, и российский фондовый рынок вновь стал одним из наиболее привлекательных в списке развивающихся экономик.

    Слабость  потребительского спроса – главная  проблема экономики, и для ее решения  требуется время. Но важно, что, в  отличие от 1998 года, сбережения населения не только не потеряны, но даже приумножены. Процентные ставки по депозитам превышают инфляцию, и  в целом по итогам года вклады населения в банках увеличились на 18-20 процентов. Банковская система справилась с этой задачей. Таким образом, потенциал для восстановления потребительского спроса есть, и думаем, что в 2010 году мы увидим позитивную динамику во всем.

    Логика  работы предусматривает проведение анализа внешней среды банковского сектора.

    Начнем  со спроса на банковские услуги. Детальный анализ розничного спроса на банковские услуги проводился в широком спектре банковских розничных услуг. Дополнительно рассматривались услуги, реализуемые банками в целях повышения качества  розничного обслуживания (система удаленного управления счетом, Интернет-банкинг), а также ряд других финансовых услуг, реализуемых в офисах банков (страхование, консультационные, трастовые  и т.д.)

    Анализ  показывает, что розничный спрос  на банковские услуги концентрируется на достаточно ограниченном количестве услуг: кредитование, денежные вклады, денежные переводы, операции с электронными пластиковыми картами, валютно-обменные операции и прочие услуги.

Информация о работе Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка