Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 10:03, дипломная работа
Целью дипломного исследования является разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка (путем создания нового продукта – вклад «Мгновенный процент»), в системе укрепления лидирующей позиции в конкурентной среде и экономической устойчивости.
Исходя из данной целевой установки, в работе поставлены следующие задачи:
дать понятие банковского маркетинга и клиентоориентированности в сфере банковских услуг;
изучить основные экономические характеристики в банковском секторе;
дать развернутый анализ внутренней и внешней среды рынка банковских услуг;
исследовать клиентскую и конкурентную среду коммерческого банка;
провести исследование рыка банковских услуг в территориальном пространстве;
осуществить анализ деятельности коммерческого банка;
сформулировать перспективные направления привлечения клиентов в системе укрепления своих конкурентных позиций и экономической устойчивости.
Введение 3
1 Клиентоориентированный маркетинг в сфере банковских услуг 5
1.1 Особенности маркетинга в сфере банковских услуг 5
1.2 Значение клиентоориентированного подхода 17
1.3 Программы привлечения клиентов 19
2 Анализ эффективности рыночной деятельности ОАО
«Банк Москвы» 27
2.1 Общая организационно - экономическая характеристика 27
2.2 Аналитический обзор банковского сектора 36
2.3 Анализ клиентской базы рынка банковских услуг 48
3 Разработка программы привлечения клиентов для ОАО
«Банк Москвы» 68
3.1 Создание нового банковского продукта – вклад
«Мгновенный процент» 68
3.2 Методы стимулирования сбыта созданного продукта 71
3.3 Оценка эффективности программы привлечения клиентов
путем создания нового продукта - вклад «Мгновенный процент» 76
Заключение 82
Список использованных источников 84
За период с 2007 года по 2008 год обеспечивается максимальный рост капитала Банка Москвы. Темп роста капитала составил 266 процентов, прирост капитала 2887100 тысяч рублей.
Центральное место в анализе финансовых результатов Банка Москвы принадлежит объему и количеству получаемых им доходов, являющихся главным факторов формирования прибыли и расходов. Структура доходов и расходов Банка Москвы приведена в таблице 4.
Процентные доходы являются значительными для банка, по данной статье происходит прирост на 2300400 тысяч рублей. Вследствие этого Банк Москвы изменил ставки на выдаваемые кредиты и ставки на использование средств, находящиеся на расчетных счетах клиентов.
Банк Москвы в рассматриваемый период с 2008 года по 2009 год получает меньше доходов по операциям с куплей – продажей ценных бумаг, темп роста снизился в 1,8 раза, поскольку последние несколько лет рынок ценных бумаг в России переживает острейший кризис.
С развитием филиальных подразделений Банк Москвы увеличивает расходы на оплату труда своим сотрудникам.
Прибыль Банка Москвы представляет собой объективный показатель, характеризующий состояние жизненного цикла. Получение прибыли является одной из основных целей функционирования Банка Москвы, поскольку решает большинство важнейших задач стоящих перед ним, таких как наращивание величины собственного капитала, пополнение резервных фондов, финансирование капитальных вложений, поддержание созданного имиджа. Темп роста составил 154 процента или 173000 тысяч рублей.
Хотя прибыль и является одним из важнейших оценочных показателей, она не всегда дает достаточно объективную информацию об уровне эффективности деятельности банка. Анализ рентабельности активов приведенный в таблице 5, осуществляется путем изучения показателей использования активов и маржи прибыли, соотношений прибыли и средств её получения, позволяет детализировать факторы, оказывающие влияние на показатель рентабельности, и определить основные направления его повышения.
Показатели, приведенные в таблице, позволяют дать удовлетворительную оценку структуры активов банка.
Таблица 5 - Анализ рентабельности активов ОАО «Банк Москвы»
Наименование показателей |
2008 год |
2009 год |
Темп роста | ||
ед. | % | ||||
Операционные доходы, тыс.р. | 9400400 | 11003410 | 1603010 | 117,10 | |
Чистая прибыль, тыс.р. | 314960 | 487900 | 172930 | 154,90 | |
Сумма активов, тыс. р. | 42954290 | 69498460 | 26544160 | 161,80 | |
Маржа прибыли, долей ед. | 0,03 | 0,04 | 0,01 | 133,00 | |
Использование активов, долей ед. | 0,22 | 0,15 | -0,07 | 68,20 | |
Прибыль на активы, долей ед. | 0,14 | 0,29 | 0,15 | 185,70 |
Так, показатель маржи прибыли, и прибыли на активы имеет положительную динамику, о чем свидетельствует их рост 0,01 и 0,15 соответственно.
Коэффициент
использования активов, в анализируемом
периоде снизились на 0,07. Следовательно,
у банка произошло
2.2
Аналитический обзор
Финансовый кризис нанес сильный удар по российской банковской системе. Наиболее серьезные потери понесли крупнейшие, системообразующие банки: многие прекратили свое существование, другие - заморозили расчеты по обязательствам. Произошла смена лидеров, в первые ряды выдвинулись крупные региональные и муниципальные банки, составляющие на данный момент ядро российской банковской системы.
Исследования
аналитиков, позволяют заметить замедление
темпов развития российской банковской
системы в 2008 году, что непосредственно
связано с негативным воздействием финансового
кризиса. В целом замедление темпов роста
привело к уменьшению размера прироста
капитала и к ухудшению значений основных
показателей банковской системы.
Таблица 4 – Структура доходов и расходов ОАО «Банк Москвы»
Наименование статей | 2007 год |
2008 год |
2009 год |
Отклонение
2008 года от 2007 года |
Отклонение
2009 года от 2008 года | ||
тыс. р. | % | тыс. р. | % | ||||
Процентные доходы | 2134600 | 2161680 | 4462170 | 27080 | 101,3 | 2300500 | 206,4 |
Процентные и аналогичные расходы | 1687900 | 2074190 | 2670540 | 386300 | 122,9 | 596300 | 128,7 |
Чистый процентный доход | 446700 | 87490 | 1791630 | - 359200 | 19,6 | 1704100 | 2047,7 |
Комиссионные доходы | 205870 | 284600 | 506530 | 78700 | 138,2 | 221900 | 177,9 |
Комиссионные расходы | 170230 | 172150 | 177650 | 1920 | 101,1 | 5500 | 103,1 |
Чистый комиссионный доход | 35640 | 112460 | 328880 | 76800 | 315,5 | 3106400 | 292,4 |
Прочие операционные доходы, том числе: | 7214620 | 9400400 | 11003410 | 2185800 | 130,3 | 1603010 | 117,0 |
-
доходы от операций в |
5643200 | 7576150 | 9817100 | 1932900 | 134,2 | 2240900 | 129,5 |
- доходы от операций по купле- |
1514800 |
1749480 |
961470 |
234700 |
115,4 |
- 788010 |
54,9 |
- доходы, полученные в форме дивидендов | 320 | 440 | 270 | 120 | 137,5 | - 170 | 61,5 |
- другие текущие доходы | 56300 | 74330 | 224570 | 18030 | 132,02 | 150240 | 302,1 |
Всего текущих доходов | 7696960 | 9600350 | 13123900 | 1903400 | 120,4 | 3523500 | 136,7 |
Прочие операционные расходы, в том числе: | 6831000 | 8748890 | 12045290 | 1917900 | 128,1 | 3296400 | 137,6 |
- расходы по оплате труда | 84200 | 243940 | 1002630 | 159700 | 289,7 | 758700 | 411,0 |
- эксплуатационные расходы | 416800 | 478380 | 554920 | 61580 | 114,8 | 76500 | 115,9 |
-
расходы от операций с |
6245300 | 7665970 | 9465150 | 1420600 | 122,7 | 1799200 | 123,5 |
- расходы от операций с ценными бумагами | 84700 | 36830 | 768420 | - 47870 | 43,5 | 731590 | 2086,3 |
Другие расходы | 382400 | 323770 | 234170 | - 58630 | 84,7 | - 80600 | 78,5 |
Чистые текущие доходы до формирования | 865900 | 851450 | 1078640 | - 14450 | 98,3 | 227200 | 126,6 |
Изменение величины резервов: | |||||||
- на возможные потери по ссудам | 569200 | 539150 | 592140 | - 30050 | 94,7 | 52900 | 109,8 |
- по ценным бумагам | - 3040 | - 2660 | - 1710 | 380 | 87,5 | 950 | 64,0 |
Чистая прибыль | 299740 | 314964 | 487900 | 15200 | 105,1 | 172900 | 154,9 |
Исследования аналитиков, позволяют заметить замедление темпов развития российской банковской системы в 2008 году, что непосредственно связано с негативным воздействием финансового кризиса. В целом замедление темпов роста привело к уменьшению размера прироста капитала и к ухудшению значений основных показателей банковской системы.
В соответствии с мнением большинства аналитиков, в 2009 году положение банковской системы должно было еще более усугубиться, так как в условиях кризиса при снижении платежеспособности заемщиков неминуем рост просроченной задолженности, на начало 2009 года уровень просроченной задолженности составлял почти 4 процента. Эта проблема становится ощутимой при отчислении банками необходимых сумм в резерв, так как сумма отчислений напрямую зависит от размера кредитного портфеля. Прогнозы, составленные экспертами РБК на 2009 год, показывают, что уровень просроченной задолженности может превысить 10 процентов.
Вышеприведенные утверждения свидетельствуют о снижении темпов роста, а также общих размеров капиталов российских банков. Например, согласно сведениям аналитиков ЦБ РФ, темп роста капитала банка России в 2008 году был ниже аналогичного показателя 2007 года. Сложное положение банков страны позволяет усомниться в надежности всей российской банковской системы. Но, несмотря на неблагоприятные условия и убыточность предоставления кредитов и ссуд, руководители банков стремятся достичь максимального уровня рентабельности, а в худшем случае - нулевого.
Банки начали предлагать своим клиентам новые услуги при появлении кризиса. Данные услуги в полной мере можно относить к категории «новых», а их основной чертой является максимальное соответствие требованиям клиентов в условиях кризиса и жесткой конкурентной борьбе. Например, приспособление банков к новым условиям осуществляется при помощи установления новых ставок по всем видам кредитов (в т.ч. авто, ипотечным и потребительским), а также новых депозитных программ банков и общих условий по депозитам.
Рисунок 2 - Динамика основных показателей деятельности банковского сектора
За 2009 год активы банковского сектора выросли на 39,2 процента, в 2008 году 44,1 процента. Темпы прироста капитала за этот же период составили 42,6 процента, в 2008 году 57,8 процентов. Объем кредитов, предоставленных физическим лицам, увеличился на 35,2 процентов, в 2008 году 57,8 процентов. Объем вкладов физических лиц вырос на 14,5 процентов в 2008 году 35,4 процентов. Доходы населения за год выросли на 19,9 процентов, в 2008 году 23,2 процента.
Соотношение
этих показателей с ВВП, говорит
о положительной тенденции
Положительная динамика всех основных показателей деятельности банковского сектора при одновременном росте их соотношения с ВВП свидетельствует о значимости банковского сектора в российской экономике.
Положительные тенденции в российской экономике стимулировали крупные банки к освоению новых сегментов клиентов, в том числе путем выхода в новые регионы. Как следствие этого, при незначительных изменениях числа кредитных организаций шел серьезный рост банковской инфраструктуры, в основном за счет увеличения числа внутренних подразделений банков – дополнительных офисов.
Рисунок 3 - Количество действующих кредитных организаций
Рисунок 4 - Объем прибыли кредитных организаций в динамике
Не менее важным считается рассмотрение перспективы развития рынка банковского сектора.
Сегодня в экономической жизни России происходят непростые явления, обусловленные мировым финансовым кризисом. Глобальная финансовая система претерпевает принципиальные изменения. В условиях таких изменений и качественно новых рисков простых рецептов и решений уже не существует. В начале кризиса государство предприняло своевременные экстренные меры по поддержанию стабильности финансово-кредитной системы. В конце 2008 года была определена и сейчас разрабатывается большая среднесрочная программа, призванная минимизировать негативное воздействие внешних факторов на экономику страны. Итогом всех принятых мер должно стать проведение качественной и эффективной антикризисной политики в банковском секторе.
Наряду с этим в сфере банковских услуг сложилась здоровая конкурентная борьба. Привлечение потенциальных клиентов влечет за собой явное конкурентное преимущество и как следствие прибыльность и возможность занять лидирующие позиции. Для достижения этих целей банковским коммерческим организациям приходится использовать маркетинговые инструментарии – и для всех они разные.
В конце 2009 года наряду со стабилизацией промышленного производства заметно улучшилось состояние российской финансовой сферы. При этом, конечно, нельзя не отметить роль российского Правительства и Центрального банка в процессе урегулирования кризисных последствий.
Прежде
всего, существенно снизилась
Слабость потребительского спроса – главная проблема экономики, и для ее решения требуется время. Но важно, что, в отличие от 1998 года, сбережения населения не только не потеряны, но даже приумножены. Процентные ставки по депозитам превышают инфляцию, и в целом по итогам года вклады населения в банках увеличились на 18-20 процентов. Банковская система справилась с этой задачей. Таким образом, потенциал для восстановления потребительского спроса есть, и думаем, что в 2010 году мы увидим позитивную динамику во всем.
Логика работы предусматривает проведение анализа внешней среды банковского сектора.
Начнем со спроса на банковские услуги. Детальный анализ розничного спроса на банковские услуги проводился в широком спектре банковских розничных услуг. Дополнительно рассматривались услуги, реализуемые банками в целях повышения качества розничного обслуживания (система удаленного управления счетом, Интернет-банкинг), а также ряд других финансовых услуг, реализуемых в офисах банков (страхование, консультационные, трастовые и т.д.)
Анализ показывает, что розничный спрос на банковские услуги концентрируется на достаточно ограниченном количестве услуг: кредитование, денежные вклады, денежные переводы, операции с электронными пластиковыми картами, валютно-обменные операции и прочие услуги.
Информация о работе Разработка программы привлечения клиентов коммерческого банка