Разработка целевого рынка товара продовольственной группы «ряженка» для фирмы, выходящей на потребительск

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия. И суть этой программы заключается в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ основных факторов макросреды и микросреды торгового
предприятия 7
Оценка потенциала исследуемого рынка 8
Анализ основных факторов макросреды 20
Анализ факторов микросреды 32
Глава 2. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов. Позиционирование……………………………………………………………………...40
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации 40
2.2. Предварительный анализ результатов опроса 50
2.3. Сегментирование, создание сегментного поля, выбор целевых
сегментов 52
Позиционирование товаров 58
2.5. Создание сводной схемы позиционирования товаров конкурентов и
покупательских предпочтений. Выделение ниши исследуемого товара 65
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии деятельности фирмы на
потребительском рынке города Санкт-Петербурга 67
Заключение 82
Библиография 85
Приложение 87

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 258.87 Кб (Скачать)

«О’КЕЙ» предлагает покупателям собственные торговые марки молочных, мясных и других продуктов и товаров повседневного  спроса без рекламных наценок, с  надежным качеством. 

«Полушка»

Закрытое  акционерное общество «Форвард»  известно в Республике Башкортостан и за её пределами как основатель принципиально нового направления  в продуктовом ритейле. За 14 лет  успешной деятельности на рынке ЗАО  «Форвард» зарекомендовало себя как стремительно развивающееся  предприятие, активно применяющее  инновационные формы и методы работы и следующее вслед за спросом  потребителя.

Свою деятельность компания начала в 1995 году с организации  оптовой торговли продуктами питания  в Уфе. Вскоре было принято решение  развивать розничный бизнес и  в 2001 году открылся первый социально  ориентированный магазин «Полушка», давший начало популярной торговой сети. Полушка - старинная монета достоинством в четверть копейки. Таков он‚  символ современного социально ориентированного магазина: предлагать покупателю товары высокого качества за небольшие деньги.

Экономический кризис позволил «Полушке» встать на новый этап развития. В то время, как многие торговые сети начали закрывать  магазины или уходить с рынка, приток покупателей в магазины сети значительно увеличился - люди, ранее  предпочитавшие торговые точки более  высокого ценового формата, наконец  поняли, что не стоит переплачивать  за раскрученный бренд и навязчивую рекламу.

На данный момент существует 112 магазинов, из которых 84 – в Республике Башкортостан.

Отказавшись от формата дискаунтера в плане  ассортимента (сегодня в «Полушке»  порядка 5 000 наименований товаров), цены руководство сети сохранило по-прежнему низкие. Расширился перечень бакалейной, молочной, кондитерской продукции и  детского питания. Формат социально  ориентированного универсама, к которому пришла «Полушка», зарекомендовал себя конкурентоспособным и самодостаточным. Ведь быть бережливым сегодня как  никогда модно.

Ежедневно в  магазинах «Полушка» совершают  покупки более 250 тысяч человек.  
 

            Контактные  аудитории.

  Их  можно охарактеризовать как группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к торговому предприятию и/или оказывают влияние на его способность достигать поставленных целей. Особо значимыми контактными аудиториями являются:

  • финансовые организации;
  • средства массовой информации;
  • различные общественные объединения и т.п.

  Торговому предприятию важно иметь информацию о настрое контактных аудиторий, предвидеть их возможные действия по отношению к торговому предприятию, а также налаживать конструктивное сотрудничество с общественностью. По функциональному признаку выделяют следующие контактные аудитории:

   - финансовые контактные аудитории - помогают торговому предприятию 
удерживать финансовую устойчивость: банки, кредитные организации и др. 
Для рассматриваемого предприятия выбран  «Балтийский  банк», как предлагающий приемлемые условия кредитования, обеспечивающий прозрачность банковских операций и обладающий хорошей репутацией. В качестве инвесторов могут  выступить некоторые из компаний -производителей реализуемых товаров при условии успешной деятельности нашего предприятия на выбранном рынке, дальнейшего развития,  наращивания оборота и увеличения охвата рынка. 
-   средства информации  - помогают  в осуществлении коммуникаций: возможность   разместить рекламу  ряженки   на   телевидении,   на  радио, в печатных изданиях и др.

  - государственные  учреждения - на них руководство торгового предприятия не может повлиять, но должно внимательно следить за всеми 
изменениями, происходящими в государственной сфере;

  • гражданские группы действий - например, Общество по защите прав 
    потребителей,  которое  оказывает существенное  влияние  на деятельность любого торгового предприятия;
  • местные контактные аудитории - с ними торговые предприятия могут 
    иметь различные отношения, но наиболее ярко выражено их влияние на 
    торговые предприятия потребительской кооперации;

  - широкая   публика - имидж  торгового предприятия  среди   широкой публики серьезным образом сказывается на его коммерческой деятельности;

  - внутренние  контактные аудитории - способны    непосредственно 
формировать положительное отношение к самому торговому предприятию.

    Внутренние контактные аудитории разделяются:

  • взаимодействующие с покупателями напрямую;
  • не вступающие в прямой контакт с покупателями, но вносящие свой вклад в эффективную работу торгового предприятия.

  Компания  может разрабатывать маркетинговые  планы не только потребительских рынков, но и для контактных аудиторий. Предположим, компания хочет вызвать у некой контактной аудитории определенную реакцию, например положение, хорошие отзывы, затраты времени или денежные пожертвования. Значит специально для этой аудитории нужно разработать такое предложение, которое будет настолько привлекательным, что приведет к желаемой ответной реакции.

           

              

Глава 2. Сегментирование  рынка. Выбор целевых сегментов.

2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации

Первичная информация - те данные, которые собираются впервые в соответствии с поставленной целью. Достоинства таких данных достоверность, актуальность и надёжность. Но также есть недостатки - это высокая стоимость исследований и трудоемкость сбора.

     В работе для сбора первичной информации использован один из методов полевого исследования, а именно проведение опроса с целью выявления покупательских предпочтений относительно ряженки. Объектом исследования являются жители г.Санкт-Петербурга, которые употребляют ряженку.

   Процесс проведения маркетингового исследования состоит из 5 основных этапов:

    1. Выявление проблем и формулирование целей исследования.

  2. Отбор источников,  сбор  и  анализ  вторичной  маркетинговой 
информации.

  1. Планирование и организация сбора первичной информации.
  2. Систематизация и анализ собранной информации.
  3. Представление полученных результатов исследования.

    1. Выявление проблем и формулирование целей исследования по праву считается важнейшим этапом исследования. Правильно выявленная проблема и точно сформулированная цель маркетингового исследования являются залогом его успешного проведения. Ошибки же, допущенные на этом этапе, могут привести не только к неоправданным затратам на проведение маркетинговых исследований.

Вне зависимости  от того, проводит ли фирма исследование собственными силами или привлекает к его проведению стороннюю организацию, к выявлению проблем и формулированию целей исследования должны привлекаться специалисты фирмы, а окончательные результаты этой работы должны быть одобрены ее руководством.

  2. Отбор источников, сбор  и  анализ  вторичной  маркетинговой информации.  Отбор  внутренних  и  внешних  источников  вторичной информации  и сбор ее может   производиться  как поочередно (сначала изучается внутренняя, а затем внешняя информация), так и одновременно.

    3. Планирование и организация сбора первичной информации.

  Методы  сбора данных при проведении маркетинговых  исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

   Количественные  исследования обычно отождествляют  с проведением различных опросов, основанных на использовании структурированных вопросов закрытого типа, на которые отвечает большое число респондентов. Характерными особенностями таких исследований являются: четко определенный формат собираемых данных и источники их получения; обработка собранных данных осуществляется с помощью упорядоченных процедур, в основном количественных по своей природе.

  Качественные  исследования включают сбор, анализ и  интерпретацию данных путем наблюдения за тем, что люди делают и говорят. Наблюдения и выводы носят качественный характер и осуществляются в не стандартизированной форме. Качественные данные могут быть переведены в количественную форму, но этому предшествуют специальные процедуры.

  Планирование  и организация сбора первичной  информации по праву считается самым трудоемким этапом процесса проведения маркетингового исследования.

  Процедура составления плана выборки включает последовательное решение трех следующих задач:

  1. Определение объекта исследования (в нашем случае это потребители).
  2. Определение структуры выборки (детерминированная, уровень доверия 
    95%).
  3. Определение объема выборки.

   Четкое  определение объекта исследования — необходимое условие успешного его проведения. В зависимости от полноты информации, которой располагает исследователь на первом этапе исследования (выявление проблем и формулирование целей исследования), определение объекта исследования может быть выполнено с различной степенью конкретизации.

  Объектом  исследования при сегментировании  рынка ряженки является все платежеспособное население Санкт-Петербурга. Размер генеральной совокупности составляет вся численность населения Санкт-Петербурга, то есть 4,6 млн. человек. Выборка детерминированная (субъективная), объем выборки составляет 1% от величины генеральной совокупности - 46 тыс. человек. По согласованию с руководителем сократим объем выборки до 150 человек.

  В нашем случае репрезентативность выборки  будет выглядеть следующим образом:

        n=Npqt2:2N+pqt, где

  n-необходимый объем выборки

  N-численность генеральной совокупности

  р-доля населения, потребляющая продукт/услугу

  q-доля населения, не потребляющая продукт/услугу

  t-коэффициент, зависящий от вероятности, с которой гарантируется заданная точность выборки. Коэффициент t-табличный. Его величина зависит от вероятности, с которой гарантируется, что величина ошибки выборки не выйдет за пределы ±5%. Обычно считается, что в маркетинговых исследованиях вероятность в 0,954 вполне приемлема. Этому значению вероятности соответствует t=2.

  ∆-допускаемая  ошибка выборки 
 

  Таким образом:

  n=4600000*0,9*0,1*4/0,0025*4600000+0,9*0,1*2=1656000/11500,18=

  =143,9 

На следующем  этапе исследования (отбор источников, сбор и анализ вторичной маркетинговой информации) определение объекта исследования ∆может быть уточнено. Однако, далеко не всегда полнота и достоверность информации, которой обладает исследователь на указанных выше этапах исследования, позволяет ему достаточно четко определить объект исследования. Поэтому, нередко третий этап исследования (планирование и организация сбора первичной информации) начинается с определения или уточнения объекта исследования. В некоторых случаях, и, прежде всего, когда объектом исследования являются конечные потребители или каналы сбыта, и оно проводится впервые, точное определение объекта исследования может потребовать проведения специального исследования.

  Как правило, объект маркетингового исследования представляет собой совокупность объектов наблюдения, в качестве которых могут  выступать потребители, сотрудники компании, посредники и т.д. Если эта  совокупность

настолько    малочисленна,    что    исследовательская    группа    располагает

необходимыми  трудовыми, финансовыми и временными возможностями для установления контакта с каждым из ее элементов, то вполне реально проведение сплошного исследования всей совокупности. В этом случае, определив объект исследования, можно приступать к следующей процедуре (выбору метода сбора данных, орудия исследования и способа связи с аудиторией).

  Однако  на практике очень часто не представляется возможным или целесообразным проведение сплошного исследования всей совокупности. Для этого могут быть следующие причины:

Информация о работе Разработка целевого рынка товара продовольственной группы «ряженка» для фирмы, выходящей на потребительск