Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа
Цель рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия. И суть этой программы заключается в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.
Введение 3
Глава 1. Анализ основных факторов макросреды и микросреды торгового
предприятия 7
Оценка потенциала исследуемого рынка 8
Анализ основных факторов макросреды 20
Анализ факторов микросреды 32
Глава 2. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов. Позиционирование……………………………………………………………………...40
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации 40
2.2. Предварительный анализ результатов опроса 50
2.3. Сегментирование, создание сегментного поля, выбор целевых
сегментов 52
Позиционирование товаров 58
2.5. Создание сводной схемы позиционирования товаров конкурентов и
покупательских предпочтений. Выделение ниши исследуемого товара 65
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии деятельности фирмы на
потребительском рынке города Санкт-Петербурга 67
Заключение 82
Библиография 85
Приложение 87
В городе работает более 20 профессиональных театров. Среди них - широко известные в нашей стране и за рубежом Мариинский театр оперы и балета, Малый театр оперы и балета, Большой драматический театр им. Товстоногого, Александрийский драматический театр. В городе более 50 музеев, в том числе Государственный Эрмитаж - сокровищница шедевров искусства разных эпох, стран и народов - широко известный во всём мире. В нём хранятся свыше 2,5 млн. экспонатов. Ежегодно Эрмитаж посещает свыше 5 млн. человек. Среди других музеев Государственный Русский музей, богатый произведениями отечественной живописи. В городе работает очень большое количество библиотек. Публичная библиотека имени М.Е. Салтыкова-Щедрина является одной из старейших библиотек страны и второй по объёму фондов. В ней хранится более 20 млн. книг и журналов.
Также Санкт-Петербург является одним из крупнейших спортивных центров страны. Здесь получили развитие многие виды спорта, чему способствовало развитие новых и реконструкция старых спортивных сооружений.
Все эти факторы влияют на стремление жить «в ногу со временем», участвовать в политической и культурной жизни города, стремление не отставать в развитии от культурной Европы и, в то же время, выбирать наиболее приемлемое для себя, диктовать свои условия. В последнее время
большинство людей стали больше заботиться о своем здоровье, уделять
больше внимания
правильному питанию. Потребители
все больше экспериментируют с новыми
продуктами и возможностями, выбирая те,
которые максимально удовлетворяют их
представлениям о качестве (российские
покупатели с советских времен хорошо
помнят вкус натуральных продуктов, и
многие потребители сегодня ищут не столько
бренды, сколько высокое качество). Значительно
повысился уровень осведомленности населения
о качестве, составе и полезных свойствах
продуктов. В некотором смысле появилась
мода на здоровый образ жизни, т.е. подразумевается,
что при современном ритме жизни просто
необходимо заниматься спортом и уделять
достаточно внимания рациону питания.
Все больше людей, ведущих активный здоровый
образ жизни, выбирают продукты с пониженным
содержанием жиров, богатые витаминами
и минеральными элементами. Этому способствует
и изменение отношения людей к природе
- культура общения с природным миром предполагает
максимальное приближение к натуральному,
природному. Вот почему становится столь
перспективным производство ряженки.
Научно-технические
факторы.
Технологическая
среда - совокупность сил, создающих
новые технологии, благодаря которым
возникают новые товары и маркетинговые
возможности. Новые технологии создают
новые рынки и новые возможности, вытесняя
при этом старые технологии. Компании,
не поспевающие за техническим прогрессом,
обречены на выпуск устаревших товаров.
К тому же они упускают перспективные
возможности выпуска товаров и освоения
рынков.
На основе достижений научно-технического прогресса происходит смена технологического способа производства во всех его определяющих звеньях. Качественно меняются: структура народного хозяйства, стиль жизни, система ценностей и мотиваций, пересматривается само понятие «общественный прогресс», меняются представления о критериях. Однако,
отсутствие в России государственной стратегии на длительную перспективу приводит к тому, что прогнозировать наше будущее начинает Запад, поскольку мировая экономика составляет единое целое. Российские промышленники и предприниматели ощущают вызов сегодняшнего дня - необходимость насыщения новыми технологиями нашей экономики и общества в целом.
Сегодня
технологическая среда
По мере усложнения товаров и технологий общество все более настоятельно требует гарантий их безопасности. Поэтому правительственные органы изучают и потенциально опасные товары. Маркетологи должны четко знать требования контроля и учитывать их при разработке новых товаров.
Постоянно идет процесс совершенствования различного оборудования, используемого для производства ряженки, причем современные модели позволяют изготавливать продукт различной консистенции. Стоимость же отдельных производственных агрегатов, работающих по новым технологиям, существенно отличается от стоимости ранее используемых образцов, причем в сторону уменьшения цены. Таким образом, новые технологии позволяют не только наращивать производственные мощности при существенном снижении затрат на оборудование, но и позволяют предложить потребителям гораздо более широкий и насыщенный ассортимент производимых товаров.
В настоящее
время появляется все больше новых
видов высокотехнологичных упаковок
для молочных продуктов, способных сохранять
все ценные свойства продукта (пюрпак,
дой-пак, финпак, тетрапак, привычные для
нас пластиковые стаканы, полиэтиленовые
пакеты и др).
1.3. Анализ факторов маркетинговой микросреды фирмы
Маркетинговая
среда представляет собой совокупность
активных субъектов и сил, влияющих на
возможности руководства службой маркетинга
предприятия устанавливать и поддерживать
отношения успешного и взаимовыгодного
сотрудничества с клиентами. Маркетинговая
среда всегда находится в непрерывном
движении и подвергается постоянным изменениям.
Основными элементами микросреды являются:
конкуренты, покупатели, поставщики, посредники
и контактные аудитории.
Клиенты.
Клиенты-важная составляющая внешней микросреды любого предприятия. Знание конкретных требований и желаний покупателей позволяет торговому предприятию разработать четкие программы действий, связанные с закупкой товаров, и корректировать их при изменении покупательских предпочтений.
Существуют следующие типы клиентурных рынков: потребительский рынок (состоит из отдельных индивидов и домохозяйств, покупающих товары и услуги для личного потребления), рынок производителей (для дальнейшей обработки или использования в своем производственном процессе), рынок посредников(для их перепродажи с выгодой для себя), рынок государственных учреждений (правительственные организации, покупающие товары и услуги для передачи этих товаров и услуг тем, кто в них нуждается), международный рынок (это все покупатели из других стран). Каждому типу рынка соответствует определенные характеристики, которые маркетолог должен внимательно изучить. В данном случае организация собирается работать на потребительском рынке, т.е. продавать товары и услуги для личного использования конечным потребителям.
Также необходимо отметить, что
основными потребителями
Одна
из главных задач- понять нужды и потребности
каждого рынка и выбрать те из них, которые
компания может обслуживать лучше других.
Это позволит компании производить товары
и услуги, представляющие потребительскую
ценность для целевых потребителей, добиваться
высокого уровня их удовлетворенности
и тем самым увеличивать объемы продаж,
повышая свои доходы.
Поставщики - деловые фирмы и отдельные лица, обеспечивающие компанию и её конкурентов материальными ресурсами, необходимыми для производства конкретных товаров и услуг. Важная составная часть внешней микросреды предприятия, так как от них в решающей степени зависит деятельность любого предприятия по формированию товарного ассортимента. При подборе поставщиков необходимо выяснить их надежность, а также их мобильность и гибкость в работе, сопоставив это с уровнем качества и цен поставляемых ими товаров. Для торгового предприятия поставщиками являются предприятия, организации и отдельные физические лица, обеспечивающие его всем необходимым для продажи товаров.
По функциональному признаку всех поставщиков товаров можно подразделить на категории:
- поставщики-производители;
- поставщики-посредники (закупают продукцию у производителей и реализуют ее оптовым покупателям, розничным торговым предприятиям, агентам, брокерам и т.д.)
По территориальному признаку поставщики товаров делятся на: местные (внутриобластные), областные, региональные.
По форме собственности поставщики могут быть: частные, государственные, муниципальные, кооперативные, и иных форм собственности.
На потребительском рынке ряженки Санкт-Петербурга действует большое количество поставщиков. Для торгового предприятия ООО поставщиками являются компании, осуществляющие оптовую торговлю продуктами на рынке Санкт-Петербурга. Основные поставщики:
1. ОАО «Петмол»
3.ООО«ДАНОН»
4. Молочный завод»Пискаревский»
6.молочный холдинг
«Юнимилк»
Сегодня ОАО "Петмол"
включает в себя молочный комбинат
№1, расположенный в Санкт-
Основные торговые марки ОАО "Петмол":
1. торговая
марка "Петмол" была разработана
в ходе совместной работы со
шведской фирмой "Тетра-Пак"
на молоко и сливки с
2. торговая
марка "Луговое" представлена
пастеризованным молоком
3. торговая
марка "Доктор "Петмол" - продукция:
ряженка, кефир, бифилайф, бифидок.
Это продукты диетические,
4. торговая марка "Петмолино" - продукция: йогурт, творог фруктовый, кефир фруктовый.
5. торговая
марка "Тема" - молочные продукты:
детское стерилизованное
6. торговая
марка "Простоквашино" - включает
в себя серию
"Вимм-Билль-Данн" - компания со стопроцентным российским капиталом, ее предприятия дают работу более чем шести тысячам граждан нашей страны. Миллионы россиян любят и ценят молоко, кефир и ряженку "Домик в деревне", "Милая Мила", йогурты "Чудо", морсы "Чудо-Ягода", соки '7-7" и "Любимый сад", которые выпускает "Вимм-Билль-Данн". Да, это
вряд ли может
нравиться тем иностранным