Разработка целевого рынка товара продовольственной группы «ряженка» для фирмы, выходящей на потребительск

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 00:14, курсовая работа

Описание работы

Цель рыночного исследования состоит в оценке существующей рыночной ситуации (конъюнктуры) и разработке прогноза развития рынка. Программа такого комплексного изучения зависит от особенностей товара (товаров), характера деятельности предприятия. И суть этой программы заключается в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в товарах данного вида и создаются предпосылки для эффективного сбыта произведенной продукции. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является анализ текущего соотношения спроса и предложения на данную продукцию.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Анализ основных факторов макросреды и микросреды торгового
предприятия 7
Оценка потенциала исследуемого рынка 8
Анализ основных факторов макросреды 20
Анализ факторов микросреды 32
Глава 2. Сегментирование рынка, выбор целевых сегментов. Позиционирование……………………………………………………………………...40
2.1. Планирование и организация сбора первичной маркетинговой информации 40
2.2. Предварительный анализ результатов опроса 50
2.3. Сегментирование, создание сегментного поля, выбор целевых
сегментов 52
Позиционирование товаров 58
2.5. Создание сводной схемы позиционирования товаров конкурентов и
покупательских предпочтений. Выделение ниши исследуемого товара 65
Глава 3. Разработка маркетинговой стратегии деятельности фирмы на
потребительском рынке города Санкт-Петербурга 67
Заключение 82
Библиография 85
Приложение 87

Работа содержит 1 файл

курсовая по маркетингу.docx

— 258.87 Кб (Скачать)

вследствие повышения  уровня цен на горюче-смазочные материалы.

В Санкт - Петербурге проживает 4,6 миллиона человек, которых  с целью

максимального учета  специфики потребностей можно условно разделить на три группы:

  1) это люди, чье благосостояние зависит, прежде всего, от государства (работники бюджетной сферы, пенсионеры, инвалиды, дети-сироты, матери-одиночки и т.д.)

  2) наемные работники внебюджетной сферы экономики, живущие главным 
образом на заработную плату.

Для них главным  является наличие в городе высокооплачиваемых рабочих мест. Прежде всего, за счет этой социальной группы обеспечивается рост денежных доходов петербуржцев в реальном секторе экономики.

  3)предприниматели, живущие на доходы от предпринимательской 
деятельности и собственности.

  Для данной группы важно расширение возможностей для бизнеса, а также увеличение капитализации их бизнеса и имущества, что во многом определяется ростом экономики города.

  Таким образом, в последнее десятилетие  произошла поляризация населения России по уровню доходов. В стране образовалась прослойка граждан, имеющих неограниченные платежеспособные возможности, которая готова платить высокие цены за товары, обладающие особыми потребительскими свойствами, в частности за высококачественную, экологически чистую продукцию. Но, высокий уровень бедности оказывает значительное влияние на ценовую политику производителей кефира.

 
Демографические факторы

 
  Демографическая среда представляет собой главный  объект интереса, поскольку это люди, а люди - это рынки. Поэтому можно говорить о том, что демографический фактор непосредственно связан с рынком кефира, так как речь идет о самих потенциальных потребителях данного товара. Рассмотрим демографическую ситуацию в целом по Петербургу.

  Численность населения города продолжает увеличиваться. По предварительной оценке, в Санкт-Петербурге по состоянию на 1 января 2011 года, проживает 4627,2 тыс. человек.

В 2010 году в Санкт-Петербурге родились 55,560 тыс. детей, что на 3463 больше, чем в 2009 году. Общий показатель рождаемости увеличился в

Санкт-Петербурге на 6,6% и составил 12 родившихся на 1000 человек населения.

  Число умерших в 2010 году в городе увеличилось  на 0,5 тыс. человек и составило 65,4 тыс. человек. Общий показатель смертности в городе увеличился на 0,2% и в расчете на 1000 жителей составил 14,2 умерших.

Число заключенных  браков в 2010 году по сравнению с 2009г. в городе

увеличилось на 0,5% и составило 49,4 тысячи. Число  разводов сократилось и составило 24,7 тысячи, что на 1,5 тыс. меньше, чем в предыдущем году.

  Тенденция увеличения численности постоянного  населения Санкт-Петербурга в течении ближайших лет сохранится.

  Демографические процессы весьма инерционны и не поддаются  прямому регулированию со стороны властей. Однако особенности этих процессов в Санкт - Петербурге (прежде всего - рост доли пожилых людей, приводящий к увеличению нагрузки на трудоспособное население) диктуют необходимость разработки и реализации мероприятий активной демографической политики. Для существования рынков необходимы не только люди, но и покупательная способность. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений. На покупательской способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработицы.

  Численность    населения    Санкт-Петербурга    по    возрастному    признаку представлена в табл. 2 ( на 01.01.2010) 

Структура  населения  по  возрастным  группам, (в %)

                                                                                                  Таблица 2 

    Все население
    100
    а том числе в  возрасте, лет:
 
    0-4
    4,5
    5-9
    3,5
    10-14
       3,5
    15-19
         5,8
    20-24
    8,7
    25-29
    8,5
    30-34
        7,4
    35-39
        7,1
    40-44
    6,9
    45-49
    8,4
    50-54
    7,8
    55-59
    7,2
    60-64
    4,8
    65-69
    4,8
    70 и старше
    11,1
    Из общей численности - население в возрасте:
 
    моложе трудоспособного
    12,3
    трудоспособном
    62,8
    старше трудоспособного
         24,9

             
             
             
            Политические  факторы.

  На  маркетинговую деятельность сильное  влияние оказывает политическая среда. Под политической средой подразумеваются  законы, государственные учреждения и группы давления, которые оказывают влияние и ограничивают возможность компаний и отдельных лиц в данном обществе.

  Законы, регулирующие предпринимательскую  деятельность, появились в силу целого ряда причин. Во-первых, чтобы защитить компании друг от друга. Хотя бизнес без конкуренции невозможен, каждая компания в случае возникновения угрозы со стороны конкурентов стремится нейтрализовать соперников, прибегая порой к сомнительным методам. Второй целью государственного регулирования является защита потребителя от недобросовестной деловой практики в силу того, что некоторые компании в отсутствие контроля со стороны государства могли бы начать производство низкопробных товаров, подкрепляя их лживой рекламой, и вводить потребителей в заблуждение, используя красивую упаковку и низкую цену. Третьей целью государственного регулирования стала защита интересов общества от неупорядоченной деятельности предпринимателей. Прибыльный бизнес не обязательно вызывает улучшение качества жизни, регулирование призвано заставить фирмы нести ответственность перед обществом за свое производство и товары.

   Политические  факторы, действующие на организацию, слагаются из правовых норм, государственных программ и влиятельных групп общественности. Одним из важнейших факторов является законодательство по регулированию торговой и производственной деятельности, которое объединяет федеральные законы, постановления Правительства РФ, государственные стандарты, а также приказы министерств и ведомств.

  Однако, на сегодняшний день сложилась такая  проблематичная ситуация, когда на потребительском рынке вместо более  чем 30 федеральных законов, призванных регулировать вопросы качества и безопасности пищевых продуктов, действуют только федеральные законы: «О государственном регулировании торговой деятельности», "Об основах государственного регулирования торговой деятельности", "О защите прав потребителей", "О рекламе", "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", "О санитарно-гигиеническом благополучии населения", "О воде питьевой", "О качестве и безопасности пищевых продуктов". В развитие последнего уже разработаны постановления Правительства России о порядке регистрации, о проведении мониторинга пищевых продуктов. В дополнение к этому приняты приказы Министерства сельского хозяйства РФ, Министерства здравоохранения РФ, т.е. идет процесс постепенного нормативно-методического обеспечения пищевого рынка. Помимо сугубо правовой базы необходимо усовершенствовать нормативно-методическое обеспечение производства и рынка кефира в России.

   Одним из участников политических сил является Национальный фонд защиты потребителей. Одной из задач фонда является формирование такого типа поведения потребителей, который поможет им реализовать свои права, в основе которых лежат право на выбор, право на достоверную информацию, высокое качество и безопасность продукции и,  конечно же, право быть

услышанным. Все они  сегодня на рынке претворяются в  жизнь.

  Также организация  деятельности предприятия по продаже  ряженки должна быть основана на нормах Налогового Кодекса РФ.

 
 
 
Природные факторы.

  Природная среда состоит из ресурсов, которые  обеспечивают сырьем промышленность и на которые оказывает воздействие деятельность человека. Фирма должна знать об основных тенденциях в изменении природной среды. Первая из них - неуклонное истощение запасов сырья. Вторая тенденция в экологии - загрязнение среды. Почти любое производство наносит вред окружающей природной среде. Третья тенденция - усиление роли государства в контроля за использованием природных ресурсов.

К природным  факторам, имеющим отношение к  производству ряженки, относятся климат, дефицит некоторых видов ресурсов, загрязнение окружающей среды. Для климата Северо-Западного региона вероятны засухи, падение урожая, снижение объема удоев и как следствие - некоторая экономическая стагнация, остановка в росте доходов большинства населения. К дефицитным ресурсам относятся: плодородность почв, чистые питьевые источники, а также площади под строительство новых предприятий. Промышленная деятельность почти всегда наносит вред состоянию природной среды: продукты химических реакций, вредные отходы производства, загрязнение атмосферы, а также тотальное засорение окружающей среды изделиями из пластмасс и прочими упаковочными материалами, не поддающимися биохимическому разложению, что делает обязательным и необходимым вмешательство государства в процесс рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. К природным факторам, оказывающим влияние на объем спроса ряженки среди населения можно отнести повышенную загрязненность атмосферы города, недостаточную   очистку   питьевой   воды,   недостаток   солнечного   света, повышенную влажность климата. Наблюдаемый в рационе питания жителей России дефицит витаминов, макро - и микроэлементов и рост связанных с этим заболеваний требуют от товаропроизводителя создания новых изделий, обогащенных необходимыми микроэлементами: железом, кальцием, йодом, селеном, магнием и др. Дефицит витаминов групп В, С, РР, Е в среднем по разным регионам (особенно на северных территориях) составляет 50-54%. Вся гамма этих витаминов содержится в ряженке, поэтому важно, чтобы в ежедневном рационе обязательно присутствовал этот продукт.

  Известно также, что в ряженке содержатся «хорошие»  бактерии, которые также помогают поддерживать нужную кислотность органов системы пищеварения, улучшает усвоение питательных веществ, содержащихся в продуктах. Ряженка очень полезна тем, кто страдает от болезней и расстройств пищеварительной системы, например, хронического несварения желудка, гастрита и прочих заболеваний.

  Необходимо  отметить, что продолжительная аномальная жара, царящая на европейской территории России летом 2010 года, повлекла за собой сильную засуху. Из-за отсутствия дождей пострадал урожай - чрезвычайная ситуация из-за засухи объявлена в 14 регионах РФ. Погибло более 9 млн га зерновых.

Наибольшие потери в регионах Поволжья – 5,5 млн гектаров, в Оренбургской области – 1,3 млн  га, в Башкортостане – 1 млн гектаров, в Татарстане – 900 тыс. га

Гибель урожая не могла  не отразиться на удоях коров, и как следствие, на объемах производства молочной продукции.

Дефицит сырого молока привел к сокращению выпуска готовой  продукции и ухудшению финансовых показателей у многих производителей. Первым в этом признался "Вимм-Билль-Данн", остальные участники рынка отмечают, что ситуация характерна для всей отрасли. Ритейлерами было зафиксировано сокращение поставок молочной продукции на 30%.  
 

            Культурные  факторы.

  На  принятии маркетинговых решений  могут сказываться особенности  культурного уклада различных слоев населения, круг их интересов и потребностей, приверженность к тем или иным национальным традициям, обычаям, вере. Кроме того, культурная среда определяет внутреннюю культуру организации, а следовательно, методы и инструментарий маркетинга при выборе стратегии фирмы.

  Люди  растут в конкретном обществе, которое  формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Для этих основных взглядов и ценностей характерна  высокая степень устойчивости. Основными

характеристиками  жителей Санкт-Петербурга являются интеллигентность,

высокий уровень  образованности. Большинство петербуржцев имеют семью и хотя бы одного ребенка, склонны к самообразованию, причем даже средние слои населения стремятся повысить уровень культуры своей жизни. Несомненно, это вызвано тем, что город Санкт-Петербург является крупным культурным и административным центром. Наличие множества музеев, театров, образовательных центров, институтов, а также богатая история города не могло не отразиться на менталитете жителей города. Санкт-Петербург является культурной столицей не только России, но и Европы.

Информация о работе Разработка целевого рынка товара продовольственной группы «ряженка» для фирмы, выходящей на потребительск