Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 00:29, курсовая работа
Целью написания курсовой работы является, изучение теоретических и практических аспектов маркетинговых исследований в гостинице «Лира» и разработка рекомендаций по усовершенствованию процесса маркетинговых исследований в гостинице «Лира».
Глава 1. Теоретические основы маркетинговых исследований
В ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА
1.1. Понятие и виды маркетингового исследования
Маркетинг- это процесс планирования и реализации мероприятий, связанных с созданием товаров, ценообразованием, продвижением на рынок и распространением товаров, услуг и идей посредством обмена потребителей и организации с целью удовлетворения потребностей. Концепция маркетинга подразумевает, что основной целью организации должно быть удовлетворение потребителей с целью максимизации прибыли. Другими словами, организация должна быть ориентирована на потребителя, стремиться к пониманию его потребностей и удовлетворять их быстро и эффективно таким образом, чтобы это было выгодно как потребителю, так и самой организации. Это означает, что любая организация должна стремиться получить как информацию о нуждах потребителей, так и сведения, которые помогут определить, каким образом эти потребности можно удовлетворить наиболее эффективно.[1]
Известный специалист Ф.Котлер предлагает несколько определений маркетингового исследования: «систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой маркетинговой ситуацией, их сбор, анализ, отчет о результатах»[2], «вид деятельности, который с помощью информации связывает потребителя, покупателя и общественность с маркетологом; получаемая информация служит для выявления и определения маркетинговых возможностей и проблем; для выработки, совершенствования и оценки маркетинговых действий; для отслеживания результатов маркетинговой деятельности, а также для улучшения процесса управления маркетингом».[3]
Также интересна иная позиция, использующая понятие «социальных исследований». Согласно этой концепции, предпринимаемые фирмой исследования касаются: а) маркетинговой деятельности и рынков сбыта (эта группа - исследование сбыта, или маркетинговое исследование);
б) рынков сбыта и рынков сырья и материалов, рабочей силы и капитала (эта группа- исследование рынка);
в) окружающей среды.[4]
В развитие содержания маркетинговых исследований появилась еще одна группа - изучение мнений и мотивов потребителей при выборе товара.
Достаточно простое и одновременно чрезвычайно емкое определение дает российский ученый И.К. Беляевский: « Маркетинговое исследование- любая исследовательская деятельность, направленная на удовлетворение информационно- аналитических потребностей маркетинга».[5]
Основываясь на приведенных выше определениях, можно выделить наиболее важные характеристики маркетинговых исследований: 1). Представляют собой комплекс научных методов сбора, анализа и интерпретации маркетинговых данных.
2). Служат для принятия управленческих решений в области маркетинга.
Таким образом, маркетинговое исследование- это комплекс междисциплинарного подхода и научных методов целенаправленного сбора, анализа и интерпретации разнородной маркетинговой информации с целью уменьшения неопределенности при принятии маркетинговых решений.
Маркетинговые исследования являются функцией, которая связывает организацию с потребителями через информацию. Информация используется для выявления и определения возможностей и проблем маркетинга; разработки, уточнения, оценки и контроля исполнения маркетинговых мероприятий; совершенствования понимания маркетинга как процесса.[6]
Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию о потребителях, будь то физические лица, семьи/домохозяйства, компании или учреждения. Эта информация необходима для правильного сегментирования рынка, разработки товаров и предложения услуг, удовлетворяющих потребности этих сегментов рынка, грамотного позиционирования и продвижения наших продуктов.[7]
Маркетинговые исследования позволяют:
узнать важные характеристики самих потребителей: демографические, экономические, социальные, поведенческие.
получить информацию о нуждах и потребностях, вкусах и пристрастиях потребителей.
получить данные об известности компаний и продуктов потребителям.
узнать мнение потребителей о качестве предлагаемых на рынке товаров и услуг.
изучить факторы, оказывающие влияние на приобретение тех или иных товаров и услуг или отказ от их приобретения.
получить обратную связь относительно удовлетворенности потребителей состоянием предложения на различных рынках.
узнать об образе и стиле жизни наших потребителей, их ценностях и проблемах, волнующих потребителей.
установить факты, касающиеся прошлого опыта потребления товаров и услуг, а также их субститутов, и на их основе попытаться спрогнозировать поведение потребителей в будущем.
проанализировать намерения, которые заявляют потребители относительно потребления или непотребления товаров, и попытаться понять, какие из них могут действительно реализоваться.[8]
Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию о рынке, на котором работает компания, она необходима для разработки и реализации правильной стратегии ведения конкурентной борьбы. Маркетинговые исследования дают возможность:узнать емкость рынка в натуральных и стоимостных показателях (деньгах).А именно:
получить информацию о распределении долей рынка (в процентах) между ключевыми игроками, конкурентами.
получить данные о ключевых игроках, их стратегиях, их тактике, их продуктах; об угрозах, которые от них исходят.
получить информацию относительно динамики его ключевых показателей, что позволяет понять свой рынок намного лучше.
изучить сезонную цикличность и попытаться идентифицировать стадию жизненного цикла отрасли. Без этого долгосрочные планы не могут быть обоснованными.
Маркетинговые исследования позволяют получить необходимую информацию о продукте: товаре или услуге компании, как на стадии разработки и производства товаров и услуг, отвечающих потребностям, представлениям и ожиданиям потребителей, так и апостериори. Это необходимо для правильного позиционирования. С помощью маркетинговых исследований можно:
получить данные о количестве и доле реальных потребителей товара или услуги, узнать отношение реальных потребителей к продукту, замерить их уровень лояльности.
изучить сезонную цикличность и попытаться идентифицировать стадию жизненного цикла товара.
узнать об ожиданиях потребителей относительно продукта; альтернативных способах его применения; проблемах, связанных с утилизацией.
широкий круг вопросов, которые могут быть изучены в ходе проведения маркетинговых исследований, касается упаковки и отдельных ее элементов.
Маркетинговые исследования позволяют получить информацию, необходимую для принятия решений по ряду вопросов, связанных с ценообразованием, в ходе проведения реального рыночного эксперимента (который является одним из способов исследования рынка)можно рассчитать эластичность спроса по цене.А именно:
данные массовых опросов позволяют рассчитать эластичность спроса на различные товары и услуги по доходу домохозяйства.
в ходе проведения исследований можно получить данные об отношении потребителей к ценам; замеряем уровень «приемлемых цен»; определяем границы «экстремально высоких» и «подозрительно низких» цен.
найти основания для проведения дифференцирования цен и пытаемся нащупать «зону прибыли».
изучить возможные реакции потребителей на снижение цен, предложение скидок и бонусов, использование купонов.
Маркетинговые исследования могут дать необходимые сведения о том, как потребители получают, воспринимают и передают информацию о товарах и услугах. Это особенно важно при планировании продолжительной и дорогостоящей рекламной кампании. Данные об эффективности каналов и способов продвижения позволяют либо «сэкономить» до 50—70 % рекламного бюджета, либо распорядиться имеющимися средствами в два, а то и в три раза более эффективно. Маркетинговые исследования позволяют:
изучить места и ситуации совершения покупок.
узнать о медиапредпочтениях наших потребителей и постараться построить рекламную кампанию в соответствии с ними.
получить данные об эффективности различных каналов и способах продвижения информации о товарах и услугах на различных рынках и в соответствии с ними спланировать эффективную программу продвижения.
исследовательскими средствами можно измерить эффективность проведенной рекламной кампании в целом, а также отдельных ее элементов.
узнать долю и количество людей, осведомленных о существовании товара или услуги.
получить информацию о том, какая часть потенциальных потребителей, осведомленных о товаре, включает его в свой комплект выбора».[9]
Наиболее оживленные дискуссии ведутся относительно эквивалентности понятий «исследование рынка», «исследование сбыта», «маркетинговое исследование».
В связи с многообразием видов маркетинговых исследований предлагаем классификацию их по разным признакам (Приложения 1,2,3).
Представленная в таблице классификация маркетинговых исследований весьма условна, так как предложенные по указанным классификационным признакам группировки не исчерпывают всего многообразия вариантов маркетинговых исследований.
В зависимости от целей различают три вида маркетинговых исследований: разведочное, описательное и казуальное.
Разведочное исследование – это маркетинговое исследование, проводимое с целью сбора предварительной информации, необходимой для лучшего определения проблем и выдвигаемых предположений (гипотез), а также для уточнения терминологии и установления приоритетов среди задач маркетингового исследования.
Описательные исследования – это маркетинговые исследования, направленные на описание маркетинговых проблем, ситуаций, рынков. Например, исследование демографической ситуации, отношения потребителей к некоторому товару и др.[10]
Так, например, при проведении описательных исследований даются ответы на вопросы: Кто? Что? Где? Когда? Как?
КТО - является потребителем продукции фирмы;
ЧТО - рассматриваются продукты, поставляемые фирмой на рынок;
ГДЕ - рассматриваются места, где потребители приобретают продукцию фирмы;
КОГДА - характеризуется время, когда потребители наиболее активно покупают эти продукты;
КАК - характеризуется способ использования приобретенного продукта.
Ответ на вопрос, Почему? не дается при проведении описательных исследований, он рассматривается только при казуальных. В этом заключается недостаток описательных исследований: они только показывают связи между объектами, но не выявляют причины их существования.
Казуальное (экспериментальное) исследование – это маркетинговое исследование, проводимое для проверки гипотез относительно причинно-следственных связей. При проведении таких исследований дается ответ на вопрос ПОЧЕМУ? и строятся логические взаимосвязи, например: «Если….., то……».
Изменение одного фактора при жестком контроле над другими – отличительная черта экспериментального исследования. К сожалению возможности использования казуальных исследований ограничены, так как на рынке действует множество факторов, иногда приводящих к непредсказуемым, противоречивым результатам. Но даже частичное прояснение проблемы может дать положительные результаты. Все три вида исследований можно рассматривать как стадии единого непрерывного процесса.
1.2. Маркетинговые исследования как процесс
Маркетинговые исследования - это процесс, обеспечивающий связь организации с потребителями и общественностью через информацию, которая используется для выявления маркетинговых возможностей и проблем; генерирования, корректировки и оценки маркетинговых мероприятий; мониторинга маркетинговой деятельности; улучшения понимания маркетинга как процесса.
Проце́сс лат. processus — течение, ход, продвижение) — последовательная смена состояний чего-либо, стадий развития рассматриваемого явления, а также определённая совокупность последовательных действий, направленных на достижение некоторой цели.
Часто маркетинговые исследования рассматриваются слишком узко - как процесс сбора и анализа данных для того, чтобы кто-нибудь другой мог их использовать.
Таким образом, маркетинговые исследования - это источник информации, необходимой непосредственно для принятия решений, а не только для оценки результатов решений, принятых ранее. Однако сами по себе маркетинговые исследования вносят значительный вклад, помогая подготовить и принять решения.
Маркетинговые исследования - это систематический сбор, регистрация и анализ данных по проблемам, относящимся к маркетингу. Задачи исследования маркетинга входят в состав информационной системы маркетинга, являющейся частью информационной системы управления предприятием. Маркетинговые исследования связаны с принятием решений по всем аспектам маркетинговой деятельности. Все маркетинговые в двух разрезах: оценка тех или иных маркетинговых параметров для данного момента времени и получение их прогнозных значений. Маркетинговое исследование - процесс, состоящий из пяти этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей исследования. Второй этап - разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовка орудий исследования (анкеты, механические устройства), составления плана выборки (единица выборки, объем выборки, процедура выборки) и выбора связи с аудиторией (телефон, почта и личное интервью). Третий этап - сбор информации с помощью внекабинетных или лабораторных изысканий. Четвертый этап - анализ собранной информации для вывода из совокупности полученных данных показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявления разного рода взаимосвязей. Пятый этап - представление основных результатов, которые дадут управляющим по маркетингу возможность принимать более взвешенные решения.
Информация о работе Процесс маркетингового исследования в сфере гостиничного сервиса