Потребительский рынок

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 15:10, курсовая работа

Описание работы

Рынок
Спрос, Закон спроса
Эффекты “Дохода”, ”Замещения” и принцип “Убывающей предельной полезности”
Предложение, Закон предложения
Цена равновесия и правила формирования цены в рыночных условиях. Законы А. Маршалла.
Кривая безразличия Дж. Хикса и линия бюджетного ограничения
Эффект “Реальных кассовых остатков” А. Пигу
Рынок - взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок - это система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д.

Содержание

Введение ………………………………………………………………… 3
Основная часть ……….……………………………………………… 12
Заключение …………………………………………………………...16
Список литературы ………………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

потребительский рынок.docx

— 108.12 Кб (Скачать)

     A’<A’’<A’’’  где A’ - мгновенная равновесная цена

     A’’ - краткосрочная равновесная цена

     A’’’ - долгосрочная равновесная цена

     Возможно и такое что государственные органы регулируют цены, обычно путем определенных акций, направленных на изменение ситуации на рынках. Один из случаев такого воздействия это установление цен “Пола” и “Потолка”.

     Ценой пола называется цена ниже которой товар продавать запрещено, соответственно выше цены потолка продажа так же запрещена, отсюда цена как бы оказывается в коридоре.

     6. Часто потребителю приходится выбирать между некоторыми товарами. На пример покупатель желает приобрести товар A и товар B но в связи с ограниченностью его бюджета или потребностей приходится жертвовать одним из товаров для покупки другого.

      Если взять  за цену одной единицы товара A 10 денежных единиц, а за цену одной единицы товара B 20 денежных единиц, а общий бюджет покупки 80 денежных единиц, то на графике это будет выглядеть следующим образом: 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     На  рисунке 8 изображена “Кривая безразличия”, она показывает, какое количество товара A и B предпочтет покупатель при прочих равных условиях. Исключительными считаются случаи, когда покупатель приобретает только один из товаров (на графике это точки и ). Несколько кривых на графике создают “Семейство” кривых безразличия и отражают вкусы потребителя.

     В свою очередь на рисунке 8 изображена и “Бюджетная линия” – показывает различные комбинации двух продуктов, которые может приобрести потребитель  при данном доходе и данном уровне цен.

     Не  стоит так же забывать о товарах  субститутах (взаимозаменяющих друг друга) и товарах комплементах (взаимодополняющих друг друга), так как изменение цен делает предпочтительней или наоборот вызывает отказ от этих товаров.

     Рассмотрим  другой пример:

       
 
 

     На  рисунке 9 изображена кривая безразличия  и бюджетная линия, точками  и отмечены так называемые точки “Равновесия потребителя”, самая выгодная для него покупка будет именно в этих двух точках, но он может выбрать и любую другую комбинацию, это будет точка в зоне X. 

     7. А. Пигу говорил о зависимости реальных доходов потребителей от уровня цен – реальные доходы обратно зависимы от уровня цен – то есть снижение цены приводит к увеличению остаточных средств при неизменном количестве потребления, что в свою очередь и образует увеличения реального дохода. Как известно увеличение дохода ведет к увеличению спроса на товары и услуги, это и есть “Эффект реальных кассовых остатков”.

 

      Основная часть 

     Содержание  работы:

     Даются  первоначальные цены двух товаров –  чая и кофе. Даны объемы их продаж, указаны уравнения спроса. Затем доходы потребителей повышаются, что приводит к росту спроса одновременно и на чай и на кофе. Устанавливаются новые, более высокие цены. Путем использования кривой безразличия и ограничения по бюджету определяются новые объемы спроса на напитки. Но эти точки кратковременного равновесия. Увеличивается спрос на кофе при неизменных теперь доходах потребителей. Рост цены кофе вследствие повышения спроса приводит к возрастанию расходов на кофе и, следовательно, к сокращению потребления чая.

     Повышение цены кофе ведет к смещению его  функции предложения в сторону  увеличения. Рынок кофе насыщается, что имеет следствием снижение цены в результате действия ²эффекта Пигу². С другой стороны, сокращение спроса на чай при оттоке денег потребителей для покупки кофе сопровождается падением цены на чай и, следовательно, снижением его предложения. Но уменьшение предложения ведет к новому росту спроса и цены чая, пока не установится равновесие на рынках чая и кофе, взаимосвязанных между собой. 

     Экономическая сущность и практическая полезность работы:

     Данная  курсовая работа позволяет:

  1. представить себе общую картину ценообразования на рынке;
  2. ознакомиться с процессом установления и изменения равновесных цен на взаимозаменяемые товары;
  3. на практике изучить механизм кривых безразличия Дж. Хикса и бюджетного ограничения;
  4. уяснить разницу в состоянии краткосрочного и долгосрочного равновесия на рынке;
  5. проанализировать эффект “реальных кассовых остатков” А Пигу.
 

     Задание 1: 

     Исходные  данные

     Цена  тонны чая = = 3 ден. ед.

     Количество  продаваемого чая = = 3 тонны

     Цена  тонны кофе = = 3 ден. ед.

     Количество  продаваемого кофе = = 4 тонны

     Где:   ;

      ;

     Где: А = 9;

     В = 12;

     Строим  на графике “Рынок чая” кривую спроса на чай, а на графике “Рынок кофе”  кривую спроса на кофе. 

     Задание 2

     Ситуация  на товарных рынках изменилась. Вследствие роста зарплат доходы потребителей возросли, и это увеличило спрос  на оба напитка.

     В данной ситуации производителям выгодно  повысить цены, и новые точки равновесия установятся при более высоких  ценах. Цена чая поднялась до 7 ден ед, а цена кофе до 9 ден ед. Необходимо определить объемы спроса при новых ценах, для этого используем аппарат кривых безразличия Хикса:

     Кч=С/Кк

     Где: Кч - потребность в чае;

     Кк – потребность в кофе;

     С – цифровая величина (15);

     Выделяемый  на покупки бюджет = 100 ден. ед. 

     Базисные  точки и их нахождение:

     Строим  кривую безразличия на графике “  Кривая безразличия. Линия бюджетного ограничения ”.

     Подсчет бюджетной линии:

     Находим точку при которой нет покупки кофе – 7*Кч=100; Кч=100/7=14,3;

     Находим точку при которой нет покупки чая – 9*Кч=100; Кч=100/9=11,1;

     Соединяем две полученные точки на графике  “Кривая безразличия. Линия бюджетного ограничения”, получаем линию бюджетного ограничения.

      Новые точки  равновесия: Кофе при цене 9 ден ед за тонну = 6 тонн

                                                 Чай при цене 7 ден ед за тонну = 6,5 тонн 

     Задание 3: Построить графики предложения чая и кофе учитывая, что предложение пока неизменно. Для этого соединяем новые и старые точки равновесия на обоих графиках. 

     Задание 4: Ситуация вновь изменилась, хотя рынок краткосрочный и предложение еще  не успело отреагировать на установление более высоких цен изменением функции предложения. Итак, при тех же функциях предложения увеличился (уменьшился) спрос на кофе. Доходы остались прежними. Люди увеличили (уменьшили) покупку кофе до К3к (5,5). Находим точку пересечения кривой предложения на кофе и новым спросом, получаем цену 7,5. На графике “Рынок кофе” строим новую кривую спроса, она осталась прежней, просто смещена вдоль кривой предложения. 

     Задание 5: В следствии увеличения (уменьшения) спроса и цены на кофе уменьшается (увеличивается) спрос на чай, что в свою очередь ведет к снижению (увеличению) его цены, то есть кривая спроса сдвигается влево и вниз (вправо и вверх) вдоль графика функции предложения. Учитывая, что бюджет, выделяемый на покупки остался прежним (100) находим сколько тратится потребителем на покупку чая: 100 - (Кк*Цк) = 58,5.

     Находим новую точку равновесия для чая: 

       

     Новые точки находим строя график спроса параллельный прежнему но сдвинутый к точкам Цч – 6,5; Кч – 9; находим точку пересечения новой кривой спроса с кривой предложения, получаем новую точку равновесия Е3 Цч – 8,5; Кч – 7,8. 

     Задание 6: Строим новую кривую спроса на графике “Рынок чая” учитывая новую точку равновесия Е3. 

     Задание 7: Предположим что новые, высокие цены на кофе сохранились на долгосрочный период и это привело к изменению предложения.

     Определить  функцию предложения, вызванную  повышением (понижением) цены на кофе. В задаче предложение кофе увеличивается (уменьшается) на 2.22 тонны для каждой  цены по сравнению с прежним объемом  предложения при данной цене. То есть график функции Ц4пк К4пк параллелен первоначальному Ц1пк К1пк. Рассчитать формулу новой функции, учитывая что К1пк=К4пк+2.22. Кпк-2,22=Кпк4=3,3. Строим новую кривую предложения на графике “Рынок кофе”, точка пересечения новой кривой предложения и новой кривой спроса будет новой точкой равновесия Е4к при которой Цк=10,8; Кк=3,3. 

     Задание 8: На рынке чая в связи с изменением рынка кофе так же происходят изменения. Цена Е3ч которая ниже (выше) Е2ч установилась на достаточно длительный период. Уменьшение (увеличение) цены ведет к оттоку (притоку) капитала из (в) этой области, предложение чая при данных ценах уменьшилось (увеличелось) на 2.5 тонны.

     К1пч=К4пч-2.5. Кпк+2,5=Кпк4=10,3. Строим новую кривую предложения на графике “Рынок чая”, точка пересечения новой кривой предложения и новой кривой спроса будет новой точкой равновесия Е4ч при которой Цч=5,7; Кч=10,3.

 

      Заключение 

     Изменение доходов потребителей вызвало увеличение цены на оба напитка, потому как рынок  не успел отреагировать изменением предложения. Затем под действием  различных факторов уменьшился спрос  на кофе, что привело к снижению его цены, а так как оба напитка  взаимосвязаны и являются товарами субститутами, это привело к увеличению спроса на чай и росту его цены. После того как новые цены сохранились  на длительное время изменилась и  кривая предложения, это связано  с притоком инвестиций в прибыльную отрасль, и оттоком из убыточной.

 

      Список литературы: 

     
  1. Булатов А.С. Экономика 1995г.
  2. Кэмпбелл Р.М. Стэнли Л.Б. Экономикс 1993г.

Информация о работе Потребительский рынок